Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выборы как механизм элитной инкорпорации




С помощью назначений пополняются бюрократические иерархии. С помощью выборов происходит делегирование уп­равленческих полномочий индивидам или группам. В идеа­ле исход выборов не должен зависеть от чиновников, а

Глава 2. Вход в элиту (инкорпорация)

только от населения, которое на избирательный период становится политической силой — электоратом. Незави­симость выборов от бюрократии является важным показа­телем степени разделения власти. Отсутствие же такого раз­деления ставит под сомнение то, что выборы являются действующим механизмом рекрутации элитных кадров.

Советский режим — выборы pro forma

В советские времена контроль верховной власти над вы­борами был доведен до совершенства — отклонения от намеченных результатов могли составлять лишь десятые доли процента, а победа безальтернативного кандидата была предрешена. Такие псевдовыборы были, по сути дела, теми же назначениями, которые сопровождались дополнитель­ной процедурой легитимации. Представительные органы играли роль легализаторов, которые переводили решения верховной власти в правовое поле. Правоохранительная и судебная системы функционировали как санкционеры — то есть налагали санкции, наказывали за неисполнение ре­шений верховных органов. Советская элита лишь пыталась придать видимость функциональной эквивалентности этих государственных органов подобным институтам западных демократий, называя легализаторов — парламентами, а санкционеров — судьями. Роль «исполнительной» власти иг­рало правительство и региональные администрации. Но центром власти всегда оставался верховный правитель и его окружение, решения которых имели директивный ха­рактер для всех акторов политической системы. Коллек­тивный верховный правитель был озабочен главным для себя вопросом — сохранением монополии на власть.

Политическое устройство государства было таково, что функциональное деление на исполнительные и представи­тельные органы было присуще как партийным, так и со­ветским органам. Хотя формально советы народных де­путатов представляли собой вид законодательной власти, в реальности они (так же, как и партийные комитеты) были легализаторами, представленными двумя института­ми: роль исполнительного органа здесь играли «исполни­тельные комитеты» (в дальнейшем будем называть их со­

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

гласно советской традиции исполкомами), а роль законода­тельного органа — советы. Функционально любой совет­ский исполком был аппаратом, а совет — парламентом. Во всех без исключения органах политической власти сохра­нялся этот дуализм. Так, например, областное подразделе­ние партии имело комитет (обком) КПСС, членами кото­рого становились видные руководители региона, и аппа­рат, то есть штатных сотрудников обкома. Аппарат работал на профессиональной основе, постоянно. Комитет собирал­ся на заседания примерно два раза в месяц, и членство в нем не подразумевало освобождения от основной работы.

Аппараты были назначаемы и занимались подготовкой решений. Комитеты избирались, их члены занимались пуб­личной политикой и должны были выглядеть легитимно. Партийные комитеты пронизывали все советское общество сверху донизу, они существовали во всех без исключения трудовых коллективах. Это был своеобразный вид предста­

Таблица 1. Формирование органов управления в СССР

Органы власти Группы номенклатуры Способ инкорпорации Функция
ЦК КПСС Члены ЦК КПСС Избирались Квази­парламент
  Сотрудники ЦК КПСС Назначались Аппарат
Областные, городские, районные комитеты КПСС и ВЛКСМ Члены областного коми­тета Избирались Квази­парламент
  Сотрудники областного комитета Назначались Аппарат
Верховный Совет СССР Члены Верховного Совета Избирались Парламент
  Сотрудники аппарата Верховного Совета Назначались Аппарат
Советы народных депутатов Члены советов соответ­ствующего уровня Избирались Парламент
  Сотрудники исполни­тельных комитетов (исполкомов) советов Назначались Аппарат

Глава 2. Вход в элиту (инкорпорация)

вительной власти, так как комитет составлялся из людей, представлявших все основные группы населения региона — чиновников, руководителей предприятий, колхозников, рабочих, интеллигенции. В каждом комитете непременно должны были быть как минимум одна женщина и один представитель молодежи (как правило, лидер местного комсомола). Региональные комитеты объединяли партий­но-хозяйственный актив территории (партхозактив на слен­ге номенклатуры), включающий в себя как партократов, так и менеджеров крупнейших организаций данной терри­тории. Каждый обком партии повторял в миниатюре струк­туру ЦК КПСС. На заседаниях комитетов избирались сек­ретари соответствующего уровня, хотя их кандидатуры за­ранее были согласованы с аппаратом и утверждены коми­тетом вышестоящего уровня. Комитеты действовали на об­щественных началах, образуя ячейки квазигражданского общества. Аппараты, действующие на постоянной штат­ной основе, готовили документы, выносили их на обсуж­дение и играли решающую роль.

В низовых организациях, где аппарат отсутствовал, внут­ри комитетов имелись «освобожденные работники», кото­рые числились в организации на штатных должностях, на самом деле занимаясь исключительно политическими и организационными вопросами. Чем больше была органи­зация, тем больше было число «освобожденных работни­ков». Полноценные аппараты появлялись лишь в собствен­но номенклатурных организациях — райкомах, горкомах, обкомах КПСС. Самым мощным аппаратом обладал, есте­ственно, Центральный Комитет КПСС. Разделение функ­ций между аппаратом и комитетом было простым: аппара­ты готовили решения, комитеты легитимировали их и про­водили публичную политику. Эта же модель повторялась на всех уровнях: республиканские, краевые, областные, ок­ружные, городские, районные и сельские структуры КПСС имели как постоянно действующие аппараты, так и коми­теты, работающие на общественных началах.

Несмотря на то что выборы в советской системе фор­мально провозглашались тайными, «на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права»1, они лишь пуб­лично утверждали уже осуществленное назначение, реше­

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

ние о котором принималось в недрах аппаратов и выше­стоящих комитетах. Выборы членов партийных комитетов и депутатов советов разных уровней, по сути дела, явля­лись лишь окончательной легитимацией принятых реше­ний. Процедуры обсуждения и реального отбора кадров происходили задолго до голосования на выборах, а круг лиц, допущенных к таким обсуждениям, был значительно уже, чем состав голосующего комитета, и включал ключе­вые фигуры как из комитетов, так и из аппаратов. Это по­ложение дел в самом начале перестройки негативно оце­нивалось новым руководством страны: в резолюциях XIX партконференции в качестве одной из основных задач про­возглашалась «демократизация избирательного процесса». Признавалась формальность безальтернативных выборов: «окончательное решение кадровых вопросов должно опре­деляться результатами выборов»2.

Процесс утверждения в номенклатурной должности проходил в 3 этапа: сначала соответствующий орган (на­пример, Совмин) вносил на рассмотрение ЦК КПСС три-четыре кандидатуры, отдел ЦК, курировавший данное на­правление, поддерживал одну из кандидатур. Далее Полит­бюро ЦК КПСС (если это была номенклатура Политбю­ро) утверждало кандидатуру и затем соответствующий орган назначал (в случае с Совмином) или избирал (в слу­чае с Верховным Советом) рекомендованное лицо и пуб­ликовал постановление об этом.

Выборы органов представительной власти — советов на­родных депутатов — также носили безальтернативный и формальный характер. Типичной была ситуация, когда на предприятие или в регион из центра присылался новый человек, предназначенный занять пост главы партийного, комсомольского комитета или совета. Там, где этот чело­век должен был начать работу, его никто не знал. Приво­зил такого человека высокопоставленный аппаратчик, ку­рировавший данную область. Он представлял кандидата местному руководству. А затем проходили «прямые и тай­ные демократические выборы», результат которых был аб­солютно прогнозируем: более 90% голосов избирателей от­давалось единственному кандидату.

Что двигало избирателями, когда они, как послушное пастуху стадо, единогласно одобряли выбор, уже сделан­

Глава 2. Вход в элиту (инкорпорация)

ный высшим руководством? Страх перед разветвленной системой санкций и множество различного рода зависи­мостей, которые связывали простого избирателя с поли­тической системой. Это была «административная система» тоталитарного государства, которая любой поступок чело­века конвертировала в товар. На действующем политичес­ком рынке товары обменивались — в обмен на политичес­кую лояльность властям гражданин получал символический капитал в виде почетных званий, общественных статусов или перспектив карьерного роста. Та часть граждан, кото­рая не хотела играть в предлагаемую властью игру, имела выбор: либо стать пассивным членом общества без особых перспектив, либо бросить вызов системе и пойти по тер­нистому пути диссидентов. Только единицы выбирали пос­леднее. Подавляющее большинство населения соглашалось на предлагаемые условия. Менее 10% населения осмелива­лось игнорировать выборы, тем самым молча протестуя против заведенных порядков. Не из-за денег или получе­ния какой-либо экономической выгоды люди подчинялись требованиям системы, а из-за боязни политического ост­ракизма, «волчьего билета», закрывающего возможность развиваться в одобряемых обществом сферах.

Советская власть обладала разнообразными ресурсами, но самым мощным и всеохватывающим был администра­тивный ресурс, который позволял исполнительным орга­нам власти контролировать все политические процессы в стране, в том числе и ход выборов. В этом проявлялся «же­лезный закон» тоталитарного общества, который гласит: власть может быть только одна, и эта власть — верховная. Все остальные части политической системы советского общества или носили подчиненный характер, или были чисто декоративными и рассчитанными на реакцию меж­дународных наблюдателей.

Именно по причине второстепенной роли выборных органов они формировались не столько по деловым каче­ствам своих членов, сколько по имиджевым соображени­ям. Бесспорно, лояльность к власти была основным каче­ством, подразумевавшимся «по умолчанию». Среди прочих качеств учитывалось социально-профессиональная принад­лежность, происхождение, пол, возраст, образование, на­

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

циональность. Так, директивным путем регулировалась доля в представительных органах власти рабочих и колхоз­ников, интеллигенции, женщин, молодежи и представи­телей национальных меньшинств. Эта система квот искус­ственно увеличивала представительство «слабых» социаль­ных групп — рабочих, крестьян, женщин и молодежи; и уменьшала (а иногда камуфлировала) представительство «сильных» групп — интеллигенции и чиновничества. Следу­ет заметить, что практически сразу после отмены квотиро­вания «слабых» групп их доля в представительных органах всех уровней стала стремиться к нулю, о чем мы будет го­ворить ниже.

В советский период все представительные органы влас­ти состояли из двух частей: к первой группе относились ре­альные хозяева положения — аппаратчики, первые и вто­рые секретари и проч.; ко второй группе относились пред­ставители квотируемых групп — «символические рабочие», как называет их Э.Модели3. Если первая группа реально участвовала не только в принятии, но и в подготовке по­литических решений, то вторая только голосовала, выра­жая свое полное одобрение. Первая группа являлась про­водником идей аппарата и была призвана контролировать ход легитимации решений. Вторая носила чисто декора­тивную функцию. Такая двойственность выборных органов (как комитетов КПСС, ВЛКСМ, так и советов народных

КОМИТЕТ

f — - -------— -

I

| Секретари

АППАРАТ

Квотируемые группы

«Внутренняя партия»

Рисунок 1. Взаимодействие назначаемых и избираемых структур в советской политической системе

Глава 2 Вход в элиту (инкорпорация)

депутатов всех уровней) позволяет говорить о наличии «внутреннего круга»4, «элиты внутри элиты»5 или о «внут­ренней партии»6.

Таким образом, выборы в советский период нельзя счи­тать способом рекрутации элиты. Набор во власть шел по другим законам, через систему элитарного образования, общественную деятельность, которая в случае успеха при­водила молодых людей на нижние ступени номенклатур­ной лестницы, где и продолжался их карьерный рост. Только с реформами Горбачева положение изменилось.

Выборы и перестройка

Реформы М.С.Горбачева существенно изменили поли­тическую систему общества в целом и механизмы воспро­изводства элиты в частности. Главным шагом по реформи­рованию системы рекрутации элиты было принятие в де­кабре 1988 г. внеочередной, 12-й сессией Верховного Со­вета СССР 11-го созыва закона «О выборах народных де­путатов СССР». Закон предусматривал избрание 2250 де­путатов: 750 от территориальных округов, 750 —- от наци­онально-территориальных округов, 750 от общественных организаций, в том числе по 100 чел. от КПСС, ВЛКСМ, профсоюзов и кооперативных организаций, и по 75 чел. от других общественных организаций и их объединений. Пра­во выдвижения кандидатов в депутаты по мажоритарному принципу принадлежало трудовым коллективам, обще­ственным организациям, собраниям избирателей по месту жительства. От общественных организаций — их всесоюз­ным органам. Лица, входящие в состав Совета Министров СССР (за исключением председателя правительства), ру­ководители ведомств, председатели и члены Верховного суда СССР, главный государственный арбитр и государ­ственные арбитры СССР, председатели и члены Комитета конституционного надзора не могут быть одновременно на­родными депутатами СССР. При выдвижении кандидатов в депутаты создаются условия для выдвижения любого нео­граниченного количества кандидатур7.

Сам М.С.Горбачев так писал о причинах, побудивших советское руководство пойти на всенародные альтернатив­

по

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

ные выборы: «Мы, сторонники реформ в высшем руко­водстве, уже зависали наверху в пустоте, как Хрущев в свое время. Нам надо было подключить скорее народ, по­лучить поддержку снизу. Это мы решили сделать с помощью свободных выборов... С помощью выдвижения депутатов от общественных организаций удалось влить в депутатский кор­пус, так сказать, неспокойный элемент, «дрожжи»8.

Закон о выборах 1988 г. имел ряд особенностей, кото­рые не позволяют отнести его к безусловно демократичес­ким. Новая избирательная система, при всей ее прогрес­сивности, имела механизмы ограничения для волеизъяв­ления народа, главными из которых были:

1) квоты депутатов от общественных организаций;

2) фильтрующая деятельность окружных избирательных комиссий;

3) принципиальная возможность сделать выборы безаль­тернативными;

4) непрямые выборы депутатов в Верховный Совет страны.

Это давало партийному аппарату возможность контро­лировать ход избирательной кампании. На этапе выдвиже­ния кандидатов и в ходе предвыборной борьбы благодаря этим мерам удалось избавиться от значительного числа ра­дикально настроенных претендентов на депутатский пост. Это достигалось путем противодействия попыткам прове­дения собраний по месту жительства, созданием организа­ционных трудностей для неугодных кандидатов в их встре­чах с избирателями, в тиражировании агитационных мате­риалов и т.п. Кроме того, во многих округах, в первую оче­редь там, где баллотировались устраивающие аппарат кан­дидаты, удалось оставить их без соперников, и в результате в каждом четвертом территориальном округе страны вы­боры прошли на безальтернативной основе.

На мартовском (1989) пленуме ЦК КПСС происходили выборы народных депутатов СССР от КПСС. Сенсацией стало то, что в списки кандидатов не были включены де­вять человек из состава Политбюро и секретариата ЦК: Э.А.Шеварднадзе, Д.Т.Язов, Ю.Д.Маслюков, В.В.Щербиц-кий, В.И.Воротников, А.Н.Власов, Ю.Ф.Соловьев, Н.В.Та­лызин и А.П.Бирюкова. Первые трое не могли баллотиро­ваться ввиду того, что занимали государственные должно­

Глава 2. Вход в элиту (инкорпорация)

сти. Щербицкому, Власовову и Воротникову было предло­жено идти на выборы от территориальных округов, как и всем остальным представителям республиканского руко­водства. Прочим была предоставлена возможность посту­пать по своему усмотрению. Соловьев сделал попытку из­бираться от Ленинграда, где он в то время занимал пост первого секретаря обкома партии, а Бирюкова и Талызин не рискнули включиться в лотерею выборов.

Неудача Ю.Ф.Соловьева на выборах в Ленинградском территориальном округе стала политической сенсацией того времени и продемонстрировала снижение престижа выс­ших партийных иерархов, а следовательно, и самой КПСС. Это была первая робкая попытка «нелояльности», прояв­ленная населением к партийному боссу.

Как видно из данных, представленных на рисунке 2, относительно демократические выборы существенно изме­нили структуру парламента: в 1989 г. уже не номенклатура составляет самую многочисленную группу в Верховном Совете, а интеллигенция, которая увеличила свое присут­ствие в ВС в пять раз (с 7 до 35%). Доля рабочих и крестьян уменьшилась более чем в два раза, а хозяйственных руко-

60,-,

Номенклатура Хозяйственные Интеллигенция Рабочие

руководители и крестьяне

Рисунок 2. Сравнение удельного веса социально-профессиональ­ных групп в парламентах 1984 и 1989 гг. (в % к численности Верховного Совета) 9

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

водителей возросла в три раза. Принципиальное значение имело также то, что на первых же альтернативных выборах в высший законодательный орган страны проникли «не­благонадежные лица» — представители свободно мысля­щей, а подчас и диссидентствующей интеллигенции: Анд­рей Сахаров, Рой Медведев, Юрий Щекочихин, Юрий Ка-рякин, Егор Яковлев, Виталий Коротич, Дмитрий Лиха­чев и др.10 Эти люди были идеологическими лидерами стра­ны, главными критиками системы, с которыми режим боролся много лет. И вот теперь эти критики системы до­пущены внутрь власти. Эта группа депутатов-диссидентов стала тараном, под ударами которого рухнули стены ста­рого советского порядка.

Другой группой депутатов, сыгравших принципиальную роль в изменении политической системы, стали «новые реформаторы». К этой группе мы относим тех депутатов, которые до своего избрания не прославились сенсацион­ными статьями или выступлениями. Они были неизвестны широкой публике. Но, сплотившись вокруг опального Б.Н.Ельцина, создав Межрегиональную депутатскую группу (МДГ), они составили костяк новой власти. Напомним, что на Съезде народных депутатов СССР созыва 1989 г. еще не было идеологических фракций, депутаты были объеди­нены в республиканские депутации. Так что образование МДГ было первым шагом в создании плюралистической модели власти. В МДГ вошли ряд молодых политиков, ко­торых Ельцин, став президентом России, поднимет на са­мый верх (см. таблицу 2).

Таблица 2. Формирование команды Ельцина из членов межрегиональной депутатской группы

Имя депутата Должность на момент избрания депутатом Пост в команде Ельцина после1991 г.
Бурбулис Г.Э. Зам. директора Института повышения квалификации г. Свердловска Госсекретарь РФ
Сосковец ОН. Директор металлурги­ческого комбината Вице-премьер правительства

Глава 2. Вход в элиту (инкорпорация)

Продолжение таблицы 2

Имя депутата Должность на момент избрания депутатом Пост в команде Ельцина после1991 г.
Попов Г.Х. Главный редактор журнала «Вопросы экономики» Мэр Москвы
Болдырев Ю.Ю. Старший инженер НИИ Пред. Счетной палаты РФ
Казанник А.И. Доцент Омского гос. университета Генеральный прокурор РФ
Мурашев А.Н. Старший научный сотрудник АН СССР Начальник ГУВД г. Москвы
Станкевич СБ. Старший научный сотрудник АН СССР Советник президента РФ
Старовойтова Г.В. Старший научный сотрудник АН СССР Советник президента РФ
Полторанин M.H. Обозреватель АПН Министр
Памфилова Э.А. Председатель профкома завода Министр
Калмыков Ю.Х. Зав. кафедрой Саратов­ского юридического института Министр
Федоров H.B. Ст. преподаватель Чуваш­ского гос. университета Министр, потом губернатор
Собчак А.А. Зав. кафедрой Ленинград­ского гос университета Губернатор
Прусак M.M. Директор совхоза Губернатор

Именно выборы народных депутатов СССР стали пере­ломным моментом в процессе трансформации элиты. Здесь впервые за 70 лет советской истории доступ к властным ресурсам получили люди не только не лояльные к действу­ющей власти, но и прямо с ней борющиеся. На первый взгляд эти новые группы «диссидентов» и «молодых ре­форматоров» были немногочисленны, однако их роль в дальнейшей политической истории России трудно пере­оценить. Первые подорвали идеологические основы влас­ти, вторые — образовали костяк власти новой, построен­ной на иных принципах.

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

После открытия первого Съезда народных депутатов СССР в 1989 г. становится ясно, что теперь советы уже нельзя считать марионеточным органом, во всем послуш­ным воле партии. Не только центр общественного внима­ния, но и постепенно центр принятия важнейших государ­ственных решений перемещается из КПСС в Верховный Совет СССР. Появляется новая элита, пока еще во многом совпадающая со старой партийной, выросшая из ее недр, но уже не тождественная ей. Выборы, ставшие альтернати­вой номенклатурному назначению, вынесли на политичес­кую арену новых лидеров, пришедших наверх не по отла­женным карьерным лабиринтам, а благодаря своим каче­ствам политических деятелей. И хотя большинство по-пре­жнему составляли номенклатурные чиновники и хозяй­ственные руководители, сама система дала серьезную тре­щину.

Выборы 1989 г. подрывали основы партийной дисцип­лины с ее принципами «демократического централизма», единоначалия и безусловной лояльности. На апрельском (1989 г.) пленуме из состава ЦК КПСС было выведено 74 человека". О причинах этой беспрецедентной для после­военной истории страны чистки высшего партийного арео­пага рассказал нам в своем интервью П.Н.Демичев12:

«Причина, по которой из ЦК в 1989 г. выкинули столько народу, заключалась в том, что когда выбирали кандида­тов от КПСС на съезде, многих голосов недосчитались ру­ководители партии Александр Яковлев и Михаил Горбачев. Вот они и решили, что надо избавиться от тех людей, которые голосовали против них, и отправить их на пен­сию. Нас выгнали, но критика Горбачева и Яковлева стала в три раза острее».

Указанные изменения в принципах формирования эли­ты в горбачевский период получили свое развитие в 1990 году, когда прошли выборы народных депутатов Россий­ской Федерации — республики, входящей в состав СССР. Они существенно отличались от парламентских выборов 1989 г., так как внесенные изменения в закон о выборах предполагали проведение выборов по мажоритарной сис­теме. Было избрано 1068 депутатов от территориальных (900 чел.) и от национально-территориальных округов (168 чел.).

Глава 2. Вход в элиту (инкорпорация)

Среди депутатов съезда не было представителей от КПСС и общественных организаций. Эти выборы закрепили на­метившиеся тенденции: удельный вес депутатов от номен­клатуры снизился, а доля интеллигенции — возросла. Это был самый образованный депутатский корпус: люди с выс­шим образованием составили 93%, 222 человека имели ученые степени. Среди депутатов было 80 юристов, 47 эко­номистов, 50 журналистов, 423 инженера, 97 врачей, 81 аг­роном, 74 педагога, 41 зоотехник, 34 военных. Средний возраст депутатов РСФСР равнялся 43 годам. Из прежнего состава Верховного Совета РСФСР 1985 года было переиз­брано лишь 67 человек. Доля депутатов, не имевших до этого элитного статуса, в 1990 г. возросла на 36% 13.

Так же, как и на Съезде народных депутатов СССР 1989 г., в составе депутатского корпуса 1990 г. было нема­ло представителей интеллигенции, которые высказывались резко критически по отношению к действующей полити­ческой системе и требовали демократических реформ. Бо­рис Ельцин был изгоем Верховного Совета СССР 1989 г., в новом российском парламенте 1990 года он становится героем и бесспорным лидером демократических сил.

Уже в этот период парламент, в который влилась «све­жая кровь», становится основным поставщиком для но­вой власти. Многие народные депутаты РСФСР свою по­литическую карьеру начали в 1990 г. Около 30% предста­вителей президента в субъектах Федерации и назначен­ных глав администраций вошли в депутатский корпус именно в 1990 г.14

Итак, правящая партия страны — КПСС — отказалась от монополии на инкорпорацию, отменив шестую статью Конституции СССР и позволив провести всенародные вы­боры в новый парламент страны. Политические реформы Горбачева привели к утрате государством полного контро­ля над формированием элиты. Именно в этот период обра­зовался самостоятельный канал поступления новых кад* ров — выборы. Интеллигенция явилась основным постав­щиком свежих сил в элиту. Бывшие диссиденты и новые реформаторы без номенклатурного опыта — эти две новые группы сыграли главную роль в политической истории Рос­сии начала 90-х годов: диссиденты разрушили идеологи»

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

ческие основы системы, а «новые реформаторы» вошли в образовавшуюся брешь и заняли высокие посты в окруже­нии Ельцина.

Старая элита обнаружила, что может потерять свои по­зиции именно благодаря выборам. Так что выборы стали не только новым каналом пополнения элиты, но и спосо­бом ее очищения. Началась фрагментация элиты, выделе­ние в ней групп разночинцев, традиционной элиты и но­вых легитимных руководителей, подтвердивших свои пол­номочия на выборах. Постепенно противоречия между эти­ми группами нарастали.

Таблица 3. Механизм формирования элитных групп в различные периоды российской истории

Элитные группы Советская номенклатура Горбачевская элита Ельцинская элита »
Глава государства Непрямые выборы Непрямые выборы Всенародные альтернативные выборы
Парламент Безальтернатив­ные выборы Безальтернатив­ные и альтерна­тивные выборы Альтернативные выборы
Региональная элита Безальтернатив­ные выборы Выборы непря­мые альтерна­тивные Альтернативные выборы
Правительство Назначение Назначение Назначение
Центральный аппарат Назначение Назначение Назначение

Выборы при Б.Н.Ельцине

Политическая реформа Михаила Горбачева 1988—1990 гг. привела в движение всю систему власти. Выборы с каждым годом становились все более весомым фактором полити­ческой жизни страны и затрагивали все большую часть элиты. Постепенно более половины численного состава элиты ста­ло формироваться с помощью выборного механизма. Из­менения произошли и в тех элитных группах, которые были

Глава 2. Вход в элиту (инкорпорация)

традиционно избираемыми. Если в советский период вы­боры носили, как правило, формальный характер, были безальтернативными и часто непрямыми, то теперь повсе­местно стала применяться вполне демократическая форма всенародных альтернативных выборов.

После путча 1991 г. и распада Советского Союза новая российская власть остро нуждалась в кадрах. И выборы ста­новятся одним из основных каналов рекрутации элиты: в 1991 г. впервые в стране происходят выборы девяти глав регионов; в 1992 г. — выборы президента РФ и трех глав регионов; в 1993 г. — выборы депутатов Федерального Со­брания РФ и глав 12 субъектов Федерации; 1994 г. — выбо­ры шести региональных глав, в 1995 г. — выборы депутатов Государственной Думы РФ и 15 глав субъектов Федерации; в 1996 г. — вторые выборы президента и 50 губернаторов; в 1997 г. — выборы 17 губернаторов; в 1998 г. — 9 глав субъек­тов Федерации; и, наконец, в 1999 г. (последнем году прав­ления Б.Ельцина) — выборы депутатов 3-й Государствен­ной Думы РФ и 13 губернаторов15.

Принципиальным моментом этого периода стал переход к выборам как к основному способу формирования регио­нальной элиты. Это решение имело настолько значительные последствия, что стоит остановиться на этом подробнее.

ои

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 —■— Выборы федерального уровня —♦— Выборы региональных руководителей

Рисунок 3. Выборы федерального и регионального уровней при Б.Н.Ельцине

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...