Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории понятия и термина «дизайн»




 

Слово design (дизайн) появилось впервые около четырех веков назад и однозначно употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение «designo intero» означало - рожденная у художника и внушенная Богом идея - концепция создания произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 года дает аналогичную интерпретацию этого слова: «Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».

В сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну (ИКСИД) было принято следующее определение: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя».

В середине XX века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточнение «индустриальный дизайн». Затем в конце XX века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко — «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального развития, произошли значительные перемены в целеустановках «индустриального дизайна».

Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование. Известный американский дизайнер в области рекламы Максиме Виньелли (Massimo Vignelli) воскликнул: «Дизайн всеобщ!» И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.

1. Термином «дизайн», как правило, обозначается вид проектной деятельности по гармонизации и эстетизации материальной культуры, проявляющейся в этой деятельности в создании утилитарно-эстетических качеств вещей, предметов, техники и других элементов предметной среды. Сущностное понимание дизайна коррелируется с его функционированием как деятельности совмещающей красоту и пользу. Дизайн - специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций, с целью придания результатам проектирования и производства высоких потребительских и утилитарных свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации жизни человека и общества

2. Дизайн как проектная деятельность особого рода имеет определенную специфику, проявляющуюся в доминировании эстетически представленной практической функции. Специфика деятельности дизайнера может быть философски проинтерпретирована как единство материальной, формальной, целевой и движущей причин [Аристотель]. Исторически возникшая потребность эстетизации повседневности, сопровождалась тем, что уникальные утилитарные вещи дополнительно приобретали неутилитарные качества, становясь предметами декоративного искусства. В результате промышленной революции новой формой тиражирования эстетического в массовой производственной практике на рубеже ХIХ-ХХ веков становится дизайн. Цель дизайна - проект синтеза красоты и пользы, причина - снижение эстетического уровня в процессе массового производства и потребления, форма — стилизация эстетического, материал - фактура вещества, отвечающая нормам и требованиям стилизации. Дизайн выступает как ответ на запрос общества потребления в эстетизации своей повседневной жизни.
В обществе потребления характерной чертой дизайна является многообразие видов соотношения пользы и красоты от стайлинга (приоритет модной формы) до функционализма (приоритет назначения вещи), что обусловлено в конечном итоге «грубой практической потребностью» [К. Маркс] сбыта вещей в рыночных условиях.

3. Дизайн как явление, сопровождающее промышленную, художественно-техническую деятельность человечества историчен. Если дизайн XIX -начала XX века переплетаясь с декоративным искусством и архитектурой, воплощал в себе большие стили вроде ар-нуво, ар-деко, то в начале XX века проектная деятельность как разновидность функционализма обособилась в процессе производства полезных типовых вещей. В дальнейшем с середины XX века возникла тенденция преодоления стереотипов в виде разрозненного коллажа различных стилей. Усиление роли современного дизайна связано с нарастанием глобальных проблем, а его задачи зависят от решения экологических, урбанистических, этнографических, гуманистических проблем культуры.

4. Специфика формирования российского дизайна в определенной степени зависела от идеологии, что обусловило высокую степень семиотизации дизайнерских разработок в русле агитационно-массовой работы. Социокультурными предпосылками российского дизайна стали: промышленная революция XIX века, создавшая массовое производство; процесс популяризации технических достижений (Всероссийские промышленные выставки); идеология Пролеткульта и концепция «производственного искусства». К эстетическим предпосылкам российского дизайна относятся: особенности стилистики русского авангарда; создание концепций проектной культуры представителями кубофутуризма и конструктивизма; влияние культуры Серебряного века на эстетические искания художников левого направления. Поэтому, в отличие от объектного, промышленного искусства Запада, особенностью российского проектирования стало формирование идеологически ориентированного дизайна.

Дизайн родился на рубеже веков XIX и XX, утвердился в середине XX века как вид проектирования утилитарных изделий массового производства. Явление, которое в англоязычных, а после и в остальных странах обозначалось термином - индустриальный дизайн (industrial design), имеет смысловые корни от латинского «designare» - определять, обозначать. Итальянское «designo» обозначало со времен ренессанса проекты, рисунки, основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI веке. Крупнейший теоретик дизайна Е.Н.Лазарев профессор ЛВХПУ им. В. Мухиной разработал этимологию англоязычного понятия «дизайн», состоящую из четырех смысловых рядов.

 

- Украшение, декор, орнамент, узор.

- «проектно-графическая» трактовка: проект, чертеж, конструкция.

- замысел, предположение, план.

- «драматическая» составляющая: идея, интрига, затея, умысел.

 

Проанализировав этот довольно объемный спектр англоязычных значений, нужно отметить его социальную направленность и особое внимание к «человеческим факторам», что соответствует направлениям разновидностей проектной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...