Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды уроков математики, их структура.




1) Рассмотрим особенности построения урока ознакомления учащихся с новым материалом.

В большинстве случаев основная цель уроков этого вида состоит в следующем:

ввести в обиход учащихся понятие р, или установить свойства или признаки объектов или отношений, отображенных в понятии р, или установить общее правило (алгоритм) решения задач опреде­ленного вида.

Возможны также на уроке и любые комбинации перечисленных дидактических задач.

Основным элементом урока такого вида является этап ознакомления учащихся с новым материалом. На этом этапе в соответствии с общими положениями методики обучения предмету последовательно решаются такие задачи:

создается проблемная ситуация, перед учащимися ставится очередная задача (проблема);происходит коллективный поиск плана решения этой задачи; в соответствии с планом проводятся необходимые наблюдения и опыты;происходит переход к обобщению в виде определения, гипотезы или правила; обнаруженная гипотеза при участии учащихся получает необ­ходимое обоснование; дается ответ на исходный вопрос познавательной деятельности. Неотъемлемой частью процесса обучения является так называе­мая обратная связь — получение учителем информации об уров­не усвоения учащимися изучаемого на уроке материала, Само ознакомление с этим материалом проектируется так, чтобы эта ин­формация постоянно поступала к учителю. Ознакомление учащихся с новым материалом предполагает также и его первичное за крепление. Необходимым элементом та­кого урока является этап закрепления изученного на уроке. На этом этапе обычно решаются такие учебные за­дачи:

распознавание понятия по его определению;

воспроизведение (не дословное) формулировки теоремы или ее доказательства;

подведение заданного объекта под условия теоремы и распрост­ранение на него заключения;

воспроизведение или применение установленного на уроке ал­горитма. В процессе закрепления (повторения или применения) новых знаний формируются первичные умения и навыки, проверяется уровень их усвоения и устраняются обнаруживаемые пробелы.

Достижение основной цели урока существенно зависит от того, в какой мере учащиеся подготовлены к успешному восприятию нового материала. Эта учебная задача решается на этапе проверки домашнего задания и повторения. Предполагается, что задание, данное учащимся на прошлом уроке, в какой-то мере учитывает отмеченную необходимость. На самом уроке проверяется и воспроизводится в первую очередь тот учебный материал, который непосредственно необходим для успешного восприятия нового.

По совокупности наблюдений за работой учащихся на всех этапах урока некоторым из них (выделенным заранее или про­явившим себя) выставляются соответствующие оценки.

Наконец, необходимым элементом такого урока является этап постановки задания на дом. Здесь особо важным является требование посильности задания для большинства учащихся масса. Учащиеся должны получать от учителя четкую инструкцию по содержанию задания и методике его выполнения.

Перечисленные необходимые элементы урока в зависимости от его основной цели различным образом сочетаются, образуют струк­туру урока этого вида.

2) Рассмотрим особенности уроков закрепления. Принцип прочности знании требует, чтобы основное из всего изученного в школе было прочным достоянием учащихся. Отсю­да возникает необходимость специальных мер, по обеспечению прочного усвоения программного материала. К числу таких мер и относятся уроки закрепления изученного.

Между уроками ознакомления учащихся с новым материалом и закрепления изученного учебные задачи распределяются так: ознакомление обычно предшествует закреплению: на уроке первого вида учащиеся не только знакомятся с новым материалом, но и в определенной мере закрепляют его; на уроке второго вида известный учебный материал не только закрепляется, но и познается более глубоко.

Среди уроков закрепления изученного, в свою очередь, можно выделить две разновидности: уроки повторения, где учебный материал группиру­ется вокруг определенной системы вопросов теории; уроки упражнений в умениях и навыках, где ранее изученное воспроизводится и уточняется в системе упражнении.

В обоих случаях не исключается элемент новизны и соблюдается необходимое единство теории и практики. Необходимыми структурными элементами таких уроков являют­ся: проверка домашнего задания, закрепление изученного в той или иной форме и постановка задания на домашнюю работу. По сравнению с уроком ознакомления с новым материалом усилива­ется роль самостоятельной работы учащихся.

3) Рассмотрим уроки проверки знаний, умении и навыков учащихся.

Наряду с проверкой знаний, умений и навыков на каждом уроке на каждом этапе урока имеется необходимость в специальных уроках, посвященных этой цели. В самом названии урока этого вида содержится прямое указание на его основную дидактическую цель. Однако задачу такого урока не следует ограничивать только осу­ществлением функций контроля, урок должен и обучать учащихся — совершенствовать их знания, умения и навыки.

Проверке подвергается основное из пройденного по части темы, в учебной теме в целом. При этом контроль не должен быть односторонним — проверять следует как сами знания, так и умения их применять. Лучших результатов достигают те учителя, которые ориентируются в первую очередь на проверку уровня развития учащихся, а не на проверку их памяти.

Существуют две разновидности уроков проверки: урок устного опроса и урок — контрольная работа. О времени проведения таких роков и о содержании проверяемого учебного материала учащихся обычно извещаются заранее.

В случае устного опроса важно, чтобы все учащиеся класса были заняты полезной работой. Если беседа с учеником у доски не представляет особого интереса для других учащихся, то на это время классу предлагается самостоятельная работа. В противном случае внимание всех учащихся привлекается к ответу ученика у доски.

В обоих случаях опрос отдельных учащихся не должен быть про-олжительным. Учитель заранее продумывает, кого спрашивать на роке и что именно спрашивать.

Более распространенной при обучении математике является проверка знаний учащихся в форме письменных контрольных работ. Они могут быть рассчитаны на часть урока (в младших классах), а целый урок или на два урока (в старших классах). О числе таких работ мы уже говорили — в среднем одна самостоятельная или контрольная работа приходится на 6—7 уроков по предмету.

Для обеспечения самостоятельности выполнения работы учащи­мися учитель предлагает классу два или четыре варианта заданий, одинаковых по трудности. Каждый из них состоит из обязательной части и дополнительной — Для наиболее успевающих учащихся. Варианты работы заимствуются из пособий типа «Дидактические материалы по математике» или разрабатываются по образцам, публикуемым в журнале «Математика в шкапе». Во всех случаях варианты заранее до урока решаются и анализируются учителем. Тексты заданий выписываются на карточки и размножаются по числу учащихся класса.

На самом уроке учитель делает необходимые разъяснения клас­су по содержанию предстоящей работы и ее оформлению, вручает каждому ученику текст задания. Не переписывая условий задач, учащиеся самостоятельно выполняют задание в специальных тет­радях для контрольных работ. В это время учитель наблюдает за работой класса, отвечает на возникающие вопросы. В конце урока, независимо от исхода работы, все учащиеся сдают тетради учителю на проверку. Имеет смысл вменить в обязанность ученика прорешать свой вариант дома к следующему уроку, разобраться в допущенных ошибках.

Часть следующего урока посвящается анализу контрольной работы. Учитель сообщает и комментирует общие итоги, отмеча­ет наиболее массовые ошибки и недочеты, их причины, высказывает рекомендации учащихся на дальнейшую деятельность. Некоторые из ошибок анализируются у доски. Учащимся, не справившимися с заданием, назначается время для повторного выполнения работы по запасному варианту.В заключение надо заметить, что итоги проверки знаний следует рассматривать не только как результат деятельности учащихся. Не в меньшей мере они характеризуют и деятельность самого учи­теля. Необходимо поэтому всякий раз делать выводы и в свой адрес.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...