Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обратная линейная перспектива

РИСУНОК

  1. Графика (греч. γραφικος — «письменный», от греч. γραφω — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два. Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги.

ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: карандаш, тушь, пастель, уголь, сангина, сепия и т. д.

  1. ВИДЫ ГРАФИКИ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ:
    • Станковая (рисунок, эстамп, лубок);
    • Книжная (иллюстрации, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т.д.);
    • Журнально – газетная;
    • Компьютерная;
    • Промышленная (этикетки, упаковки, товарные знаки и т.д.);
    • Плакатная

 

Специфическими видами графики являются в станковой печатной графике — лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека, а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше).

ТИПЫ ГРАФИКИ ПО СПОСОБУ ИСПОЛНЕНИЯ:

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную.

 

  • Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.).
  • Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

 

 

  1. ВИДЫ ГРАВЮРЫ:

Гравюрой называют отпечаток на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка и гладкий камень. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает. В зависимости от материала и способа его обработки различают разные виды, или техники, гравюры: офорт, литография, ксилографию и т. д. Но сама по себе доска имеет лишь подсобное значение: целью художника является отпечаток на бумаге – оттиск, или, как его иногда называют эстамп. Правда эстампом считается не каждый оттиск, а лишь тот, который напечатан под непосредственным наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить станковый характер.

 

· Линогравюра – на линолиуме;

· Литография – на камне;

· Ксилография – на дереве;

· Офорт – на меди

 

Но в чем же смысл гравюры? Почему художник-гравер выполняет сложную и трудоемкую работу по дереву, металлу, камню, а не рисует сразу на бумаге?

Рисунок, как и картину, можно сделать только в одном экземпляре. Он по своей природе уникален. Повторить его нельзя, потому что каждая копия и репродукция всегда бывают хуже подлинника. Иначе обстоит дело с гравюрой. Главным ее качеством является тиражность – возможность сделать с одной печатной доски много оттисков. Все эти оттиски будут равноценными художественными произведениями. На любом из листов автор может поставить свою подпись: ведь все они отпечатаны с доски, обработанной его рукой. Стоит же гравюра недорого – намного дешевле, чем рисунок, акварель и тем более картина.

Гравюра – это оригинальное художественное произведение. Каждый авторский оттиск – такой же подлинник, как и картина маслом. В том-то и прелесть эстампа, что он дает большое количество равноценных оттисков, каждый из которых самостоятельное художественное произведение. Художник-гравер говорит на языке своего искусства, с учетом всех особенностей материала и техники, и его произведение поэтому оригинально и неповторимо. В нем живет душа художника, чувствуется трепет его руки.

Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Многогранное, гибкое искусство гравюры привлекло к себе внимание многих выдающихся художников.

Замечательными мастерами гравюры были такие великие живописцы, как Альбрехт Дюрер, Рембрандт, Франсиско Гойя; пробовали свои силы в гравюре А. Ван Дейк, Эжен Делакруа, Камиль Коро, и др.. Из русских художников много занимались гравюрой Кипренский, Шишкин, Серов.

 

ПО СПОСОБУ ИСПОЛНЕНИЯ гравюра делится на выпуклую и углубленную.

 

  1. ПРОПОРЦИИ ГОЛОВЫ И ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

ПРОПОРЦИИ ГОЛОВЫ

1. Лицевая часть человека делится на 3 равные части: 1)от линии покрова волос до надбровных дуг; 2) от надбровных дуг до основания носа; 3) от основания носа до подбородка.

2. второй отрезок делится еще на три равные части: между первой от надбровных дуг и второй частью проходит линия разреза глаз

3. третий отрезок также делится на три равные части: между первой и второй частью проходит средняя линия рта.

4. Расстояние между глазами равно величине глаза и ширине крыльев носа.

5. Ширина рта приблизительно равна расстоянию между зрачками прямо смотрящего человека.

6. Высота уха равна длине носа.


 

 

  1. ВИДЫ РИСУНКА ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ:

· Подготовительный (для подготовления к др. видам изобразительного искусства)

· Академический (для изучения формы, объема, пространства)

· Творческий (для выражения собственных мыслей, чувств, эмоций)

· Наброски (для развития глазомера, чувства пропорций, зрительной памяти)

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РИСУНКА:

 

· Точка – средство выразительности графики, которое способствует выявлению фактуры изображения, передаче условного пространства.

· Линия – основной формообразующий элемент, передающий наиболее точно характер очертаний формы. Виды: прямые (вертикальные, горизонтальные, наклонные), кривые (окружность, дуги), кривые с переменным радиусом

· Пятно - Силуэт – плоское, двухмерное изображение предмета, похожее на его тень.

· Штрих – относительно короткая линия, имеющая направление, при помощи которой в рисунке передается объем предметов.

 

  1. ПОНЯТИЕ «ФАКТУРА». ВИДЫ ФАКТУРЫ.

ФАКТУРА (лат. — обработка) — 1) характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств (напр., блестящая поверхность стеклянного кувшина в натуре или в картине);

2) особенности обработки материала, в котором выполнено произведение, а также характерные качества этого материала (напр., Ф. живописного произведения — это характер красочного слоя, мазков. Она может быть гладкой, шероховатой, рельефной.

ВИДЫ ФАКТУРЫ

  1. Матовая: гладкая, мягкая, шероховатая, колючая, пушистая и т.д.
  2. Глянцевая: блестящая.
  1. ПОНЯТИЕ «ПРОПОРЦИИ», ИЗМЕРЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ.

 

Пропорции — соразмерность всех частей художественного произведения или архитектурного сооружения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым. Красота предмета образуется пропорциями, становясь строгой соразмерностью, гармонией всех частей, такой, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, и все детали, части должны взаимно соответствовать друг другу.

В рисунке пропорции измеряются методом визирования. При помощи карандаша измеряются и сравниваются между собой размеры частей предмета или предмета с другим предметом и находится отношение пропорций.

 

  1. ПОНЯТИЕ «ПЕРСПЕКТИВА», КАК НАУКА. ВИДЫ ПЕРСПЕКТИВЫ.

Перспектива- (лат. «видеть насквозь») наука, изучающая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящимся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости.

Перспектива бывает линейная, воздушная, наблюдательная, обратная, панорамная, сферическая и т.д.

  1. ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА, ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ.

Линейная перспектива - это закономерное изменение размеров и форм предметов в пространстве и изображение их на плоскости.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ

  1. Чем ближе находится объект, тем крупнее он изображается. Уменьшение масштаба удаляющихся предметов -первый признак линейной перспективы.
  2. Все уходящие вглубь пространства параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта.
  3. Равное расстояние между объектами по мере удаления уменьшается.

Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой.

Обратная линейная перспектива

Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Поскольку в обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе, феномен обратной перспективы исследовался многими специалистами.

Схема построения линейной перспективы Схема построения обратной перспективы.

.

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВХОДЯЩИЕ В ЛИНЕЙНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

ТОЧКА СХОДА – точка на линии горизонта, в которую сходятся все параллельные линии, уходящие вглубь от наблюдателя.

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА – воображаемая линия проходящая на уровне глаз наблюдателя.

Линия горизонта может быть высокой, средней, низкой. При высоком горизонте мы видим большое пространство земли и можем использовать для передачи многоплановых пейзажей и др. При низком горизонте большую часть занимает небо. Этот прием используется для передачи детальных подробностей предметов на переднем плане, для передачи монументальности фигур.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ - это точка с которой смотрит наблюдатель.

УГОЛ ЗРЕНИЯ образуется воображаемыми линиями, идущими от вершины и основания предмета и пересекающимися при восприятии в глазу наблюдателя. У человека этот угол должен быть равен не более 45, поэтому чтобы видеть весь наблюдаемый предмет необходимо находиться от него не ближе чем 3-4 его высоты.

 

  1. ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА, ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ.

Воздушная (тональная) перспектива – это наука об изменении в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...