Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право и мораль: соотношение




 

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии.

С давних времен институты права, рассматривались сквозь призму их нравственной обусловленности, моральных категорий и принципов, общечеловеческих ценностей и идеалов, поскольку само право возникло на основе представлений общества о справедливости, о добре и зле, о правом и неправом.

Мораль (от латинского moralis - нравственный) - область этических ценностей, которая, прежде всего, признается каждым взрослым членом общества. Размеры же и сферы морали не только меняются с течением времени, но различны у разных народов, наций и даже слоев населения. Основными проблемами морали являются принципы совместной жизни людей, жизненные ценности, устои различных социальных групп. К господствующей морали у всех народов и во всех исторических эпохах относят социальные ценности и религиозное поведение, которое выражается в любви к ближнему, благотворительности, гостеприимности, почитании предков, отправлении религиозных культов.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Сопоставление права и морали, выяснение их единства, различия и взаимодействия позволят более глубоко познать эти явления.

Сходство морали и права проявляется в том, что они представляют собой разновидности одного и того же общественного явления - единой системы социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, следовательно, имеют нормативное содержание, в силу чего регулируют поведение людей в обществе.

Право и мораль имеют одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в общественные отношения организующих начал, совершенствование личности, утверждение справедливости.

Объектом регулирования и у права, и у морали являются общественные отношения.

Кроме того, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков.

Право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории и обусловлены экономическими, культурными, политическими факторами. Именно это предопределяет их социальную однотипность в том или ином обществе.

Таким образом, единство права и морали как социальных норм обусловлено тем, что и то и другое являются надстроечной категорией, категорией, опирающейся на единый экономический и политический фундамент, имеющие один и тот же объект регулирования. Право и мораль основываются на свободе воли индивида и определяют границы должного и возможного, служат для упорядочения общественной жизни, являются показателями социального и культурного развития общества, норм права (в широком понимании) и морали, имеют единые цели и задачи.

Однако, наряду с общими чертами, нормы права и морали имеют существенные различия, обладают своей спецификой.

Специфика права определяется его связью с государством. Несмотря на то, что нормы права возникают непосредственно в общественных отношениях, однако выражение они получают в законодательстве государства, что является важнейшим признаком, отличающим его от норм морали.

Моральные нормы возникают в процессе жизнедеятельности людей и не имеют специальной «нормополагающей» инстанции. Передача социально-нормативного опыта осуществляется в ходе межличностного и массового взаимодействия людей от поколения к поколению.

Можно сделать вывод, что нормы морали возникли и сформировались ранее норм права, правового сознания и государственной организации общества. В.Н. Протасов пишет: «Мораль проявляется вместе с обществом; а нормы права - с государством».

Правовые нормы создаются в процессе юридической и законодательной практики. Они создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Правотворчество - его исключительная прерогатива, поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает государственным регулятором.

Мораль формируется и развивается спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей, достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения - группами, коллективами, классами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. Нормы морали обретают важное, всеобъемлющее значение постепенно, по мере признания их большинством членов общества.

Особенность права и в том, что в пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система и несколько моральных, однако в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов.

Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не отрабатываются. Они содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.

Но моральные нормы - это не только неписаные заповеди и требования (хотя их большинство). Многие их них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия. Однако нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов и иных правовых актов, ведь «право - возведенная в закон нравственность».

Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции.

Требования норм морали носят достаточно расплывчатый характер. Они представляют собой обобщенные правила поведения (будь честным, добрым, справедливым; «Не убий...» и т.д.).

Правовые нормы имеют строго определенное юридическое содержание. Они являются более детализированными правилами, по сравнению с моральными нормами, содержат в себе четко определенные юридические понятия и категории. Например, в уголовном праве в зависимости от отягчающих или смягчающих обстоятельств убийство может быть простым или квалифицированным.

Отличия права и морали заключаются и в различии правовых и моральных санкций, и в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Специфика правовых санкций состоит не только в их жесткости и формальной определенности, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

В отличие от права мораль располагает иным «защитительным» механизмом - силой общественного мнения, традиций и привычек жизни людей.

Мораль обеспечивается силой общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершил никаких противонравственных поступков.

Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни, оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д. Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу личной жизни людей, те же государства, которые вторгались в них, характеризуются недемократическими режимами, отвергающими демократические принципы и основывающиеся на подавлении личности.

Таким образом, специфичность норм права и норм морали определяется по происхождению, по способам их установления и формирования, по сфере действия, по методам их обеспечения, по степени детализации, по форме их выражения, фиксации, по структурной организации, по уровню требований, по используемым категориям, по характеру и порядку ответственности, по характеру и способам их воздействия на сознание людей.

Соотношение норм права и морали заключается не только в их единстве и различии, но и взаимодействии.

Взаимодействие права и морали выражается в их поддержке друг друга в деле упорядочения общественных отношений, в том, что их требования во многом совпадают. Мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления. Один и тот же поступок получает в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку. Нормы права и морали должны плодотворно сотрудничать в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка и юстиции.

В то же время тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного.

Действующее право независимо от нашего отношения к нему нужно понимать и принимать таким, каково оно есть на данный момент в существующих законах, других источниках права. Да это могут быть неправедные и жесткие решения власти, устаревшие регламенты и инструкции. Но это всегда лучше, чем ничем не ограниченный произвол и беззаконие.

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же в нем самом немало коллизий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

 


Заключение

 

Итак, право - явление сложное, многогранное которое в общесоциальном смысле представляет собой моральное право, право народов и в специально-юридическом смысле - юридический инструмент, связанный с государством.

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих конкретные интересы общества, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и основным назначением которого является упорядочение общественных отношений.

Норма права, выступая клеточкой права, представляет собой такое образование, которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной организацией, элементы которой имеют в структуре нормы права свое место и играют особую роль и формирует систему права представляющую собой внутреннюю структуру права, состоящую из взаимосогласованных норм, институтов, подинститутов и отраслей права.

Несмотря на то, как устроены системы права и законодательства государства, какова его система правоохранения, применяет право все же конкретный человек. От того, каковы его представления о праве и сути происходящих юридических явлений, во многом будет зависеть результат правоприменения и в целом эффективность правового регулирования.

Здесь важным является вопрос толкования, занимающего центральное положение в функционировании права. По мере усложнения права и решаемых им задач усложняется и процесс толкования. Чем более сложной является правовая система, чем крупнее решаемые ею проблемы, тем более трудные задачи стоят перед толкованием.

Во многом справедливы суждения О. Шпенглера, который полагает, что «за спиной у нас великое искусство, перед нами непочатое правоведение» и что необходима в соответствие с требованиями будущего «перестройка всего правового мышления по аналогии с высшей физикой и математикой». «Жизнь в целом: социальная, экономическая, техническая, - продолжает автор, - ждет того, чтобы ее, наконец, поняли в этом смысле; для достижения этой цели нам потребуется не менее столетия напряженнейшей и глубочайшей работы мысли».3

 


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. - М.: «Проспект», 2006. - 48с.

. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2005. - 300 с.

. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Юрист, 2005. - 592 с.

. Бастрыкин А.И. Теория государства и права. - СПб.: Ореол. 2005. 288 с.

. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. Юрист, 2004. С. 67

. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Зерцало», 2004. (Классический университетский учебник). 648 с.

. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юрист, 2002. - 776 с.

. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность.- М.: Издательство «НОРМА», 2001 г. - 176с.

. Протасов В.Н. Теория права и государства. М.: Юрайт - М, 2001. 346 с.

. Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 126 с.

. Васьковский Е. Руководство к толкованию и применению законов. М.: Городец, 1997. 179 с.

. Федоренко Д.В. Общее и особенное во взаимодействии норм права и нравственности в условиях гражданского общества и правового государства // Адвокатская практика. - №4. - 2006.

.Кузичес С.В. Нравственность и мораль как основа зарождения организационной культуры в России // Культура: управление, экономика, право. - №1. - 2006.

. Ревина И.В. Исторический очерк становления этики как науки о морали // История государства и права. - №7. - 2006.

. Туманов Д.А. Юридическое толкование пробелы в гражданском праве // Право и политика. №6. - 2006.

. Черняков А.А. Право, объект права и объект правового отношения: проблемы теории // Юридическое образование и наука. - №3. -2005.

. С.Н. Кожевников Право публичное и частное. Материальное и процессуальное // Международное публичное и частное право. - №2. - 2005.

. Карасев М.Н. Некоторые аспекты толкования норм права // Журнал российского права. №11. - 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...