Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Роль осязания в деятельности слепых




Активное и инструментальное осязание участвует во всех видах деятельности слепых (в игровой, учебной и трудовой), играя во многих случаях ведущую роль. Такое значение в деятельности слепых осязание получает в связи с полной или частичной утратой зрения, которое совместно с кожно-мышечным чувством является регулятором деятельности. Возможность осязания самостоятельно контролировать деятельность в различных ее проявлениях основана на том, что оно достаточно полно, а в ряде случаев, например, при отражении формы, плотности, температуры, шероховатости и некоторых других признаков, полнее и точнее, чем зрение, отражает свойства и качества объектов. Даже при наличии зрения осязание в операциях ручного труда выступает как их ближайший регулятор, обеспечивая непрерывность контроля над трудовыми действиями. Примечательно также и то, что нарушения осязания делают невозможными трудовые действия. Осязание является необходимым компонентом человеческой деятельности, а при утрате зрения компенсирует его познавательные и контрольные функции. Несмотря на то, что полное возмещение утраченных функций невозможно (во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук, и восприятие протекает более длительно, чем зрительное), осязание дает слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие со средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты. Компенсаторные функции осязания проявляются во всех видах деятельности слепых: в игре, учении и труде. Игровая деятельность слепых детей основана на нормальном функционировании всех сохранных анализаторов. Выпадение зрительных ощущений влечет за собой своеобразие этого вида деятельности, так как возможности ребенка отражать мир взрослых и познавать действительность сужаются. Слепота изолирует ребенка от окружающего мира и при отсутствии вмешательства извне, со стороны зрячих, слепой не включается в игровую деятельность, что тормозит его психическое развитие. Игровая деятельность слепого ребенка должна направляться и регулироваться взрослыми. В ней должны использоваться все сохранные анализаторы, для чего необходимо подбирать и специально создавать игрушки, рассчитанные на осязательное и слуховое восприятие. Включение активного осязания, действующего совместно с другими сохранными анализаторными системами, в игровую деятельность слепых может обогатить чувственный опыт ребенка, расширить содержание этого вида деятельности, дать навыки действия с предметами, положительно повлиять на психическое развитие слепого в целом. В полной мере компенсаторная роль осязания проявляется уже в начальный период организованного обучения слепых. Тотальная или парциальная слепота делает невозможным овладение навыками чтения обычного типографского шрифта и зримого графического письма, исключает возможность использования большей части наглядных пособий (рисунков, карт, чертежей и т. п. ). Поскольку осязательное восприятие отражает форму, величину и удаление объектов, становится возможной замена графических изображений букв алфавита, цифр, чертежей, схем и т. п. рельефными изображениями тех же объектов. В процессе активного осязания при помощи указательных пальцев правой и левой рук у слепых формируется пространственный образ знака (буквы или цифры). В отличие от чтения, в основе овладения навыками рельефного письма по системе Брайля лежит не активное, а инструментальное осязание. Рельефное письмо осуществляется путем нанесения вдавленных комбинаций точек (букв, цифр и других знаков) при помощи специального грифеля на плотную бумагу, в результате чего на обратной стороне листа возникает выпуклый рельеф. Выдавливание той или иной комбинации точек, представляющей определенный знак, контролируется мышечным чувством. Проверка написанного при известном навыке также осуществляется при помощи инструментального осязания, так как ощупывание вогнутых точек производится острием грифеля. Осязание лежит в основе овладения слепыми операциями ручного труда. Большое количество разнообразных операций ручного труда, не требующих обязательного контроля со стороны зрения, становится доступным для слепых, так как активно действующая рука не только отражает свойства предметов, но контролирует и регулирует само действие. Тонкая дифференциация кожных и мышечно-суставных ощущений позволяет слепым достигать высокой точности рабочих движений, а на основе этого и высокой производительности труда. Работа действенно-осязающих рук не исчерпывается выполнением операций ручного труда. Существование выпуклого шрифта делают доступными для слепых также различные сферы интеллектуальной деятельности.

Раздел 3. Особенности представлений при нарушениях зрения

 1. Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих Представления – это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств. Будучи наглядным, чувственным образом, представление вместе с тем характеризуется высоким уровнем обобщенности. Совмещая в себе наглядность и обобщенность, образы памяти являются высшим уровнем чувственного отражения и служат переходной ступенью к отражению понятийному (мышлению). Нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая или полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются на представлениях, так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении. Первой характерной особенностью представлений слепых и слабовидящих является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения и редуцирования зрительных образов. Сокращение количества представлений частично компенсируется благодаря работе сохранных анализаторов, т. е. увеличением количества представлений других видов, главным образом, осязательных, но не может быть возмещено полностью, так как нарушения или отсутствие возможности визуально, дистантно воспринимать явления и предметы внешнего мира делает недоступным для восприятия слепых и слабовидящих целый ряд объектов, что, частично может быть компенсировано использованием в процессе обучения моделей, макетов, рисунков и т. п. Помимо сокращения количества, представления слепых и слабовидящих отличаются от чувственных образов памяти зрячих и качественно. Характерными особенностями их представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм. Эти особенности проявляются у лиц с дефектами зрения в различной степени в зависимости от состояния зрительного анализатора, главным образом, остроты зрения и поля зрения, а также ряда других факторов (знаний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания и пр. ), влияющих на представления слепых и слабовидящих в той же степени, что и на образы памяти нормально видящих. Фрагментарность зрительных представлений частичнозрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. В репродуцированных представлениях у слепых и слабовидящих зачастую отсутствуют весьма важные, а иногда и наиболее существенные детали. Фрагментарность представлений слепых и слабовидящих является результатом недостаточно полного чувственного знания о предмете. Неполное и неточное отображение предметов ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков. Неадекватность образов отчетливо проявляется при повторном восприятии объектов в процессе узнавания. В основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зрительного восприятия. Сукцессивность и фрагментарность восприятия в значительной мере преодолеваются благодаря работе мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов. Возможна также фрагментарность представлений и при симультанном зрительном восприятии как следствие тяжелых поражений зрительного анализатора. Схематизм, как и фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Схематизм особенно отчетливо проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных. Наиболее же характерные признаки: форма, величина и др. – остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта. Однако, направляя и организовывая процесс восприятия у детей с дефектами зрения, развивая наблюдательность, формируя навыки обследования, можно преодолеть схематизм их представлений и тем самым способствовать более полному и точному отражению объективной действительности. С перечисленными особенностями представлений при сужении сферы чувственного познания тесно связана и недостаточная обобщенность образов памяти слепых и слабовидящих. Процесс обобщения, выделения существенных, характерных свойств и абстрагирования от случайных деталей и их взаимоотношений находится в зависимости от полноты отражения и чувственного, сенсорного опыта. Выпадение же большого числа зачастую наиболее значимых объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию обобщенных единичных представлений, в которых отображаются наиболее существенные свойства и признаки предметов. Этот дефект еще ярче проявляется при формировании общих представлений, отражающих признаки, характерные для целого ряда объектов, относящихся к одному виду или классу. Преодолению затруднений в процессе обобщения образов и формирования общих представлений способствует расширение сферы чувственного познания путем включения в этот вид психической деятельности сохранных анализаторов и использования наглядных пособий, заменяющих недоступные для осязания или ослабленного зрения объекты. С невозможностью осязательно или зрительно воспринимать те или иные объекты в целом или их отдельные свойства связана и такая характерная особенность представлений слепых и слабовидящих, как вербализм. Вербализм – нарушение соотношений чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Вербализм представлений хорошо иллюстрируется широким использованием незрячими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки. Путем для преодоления вербализма представлений слепых и слабовидящих является широкое использование наглядных пособий, приспособленных для осязательного и дефектного зрительного восприятия, воспитание культуры осязания, включение в познавательную деятельность всех сохранных анализаторов, воспитание наблюдательности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...