Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты и задания по теме «Организм и среда обитания»




Выберите правильный ответ:

 

1. Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют:

 

1) условиями среды;

2) абиотическими факторами;

3) биотическими факторами;

4) антропогенными факторами.

 

2. Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, называют:

 

1) условием;

2) фактором;

3) спектром;

4) средой.

 

3. Жизнедеятельность организмов ограничивается недостатком тепла в:

 

1) сухих субтропиках;

2) тундре и лесотундре;

3) широколиственных лесах;

4) зоне приливов и отливов.

 

4. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:

 

1) оптимальным;

2) экологическим;

3) минимальным;

4) ограничивающим.

 

5. Силы и явления природы, которые обязаны своим происхождением жизнедеятельности ныне живущих организмов, называют:

 

1) биотическими факторами;

2) природными условиями;

3) абиотическими факторами;

4) окружающей средой.

 

6. Любое условие среды, на которое организм реагирует приспособительными реакциями, называют:

 

1) экстремальным условием;

2) экологическим фактором;

3) местом обитания;

4) экологическим ресурсом.

 

7. Диапазон благоприятного воздействия фактора на организмы называют зоной:

 

1) экологической;

2) пессимума;

3) буферной;

4) оптимума.

 

8. Силы и явления природы, которые обязаны своим происхождением деятельности человека, называют:

 

1) абиотическими факторами;

2) антропогенными условиями;

3) природными условиями;

4) окружающей средой.

 

9. Сущность закона оптимума заключается в том, что:

1) при ухудшении условий существования по одному фактору изменяется диапазон восприимчивости других факторов;

2) наиболее значим тот экологический фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма величин;

3) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на жизнедеятельность организмов;

4) все экологические факторы среды играют равнозначную роль.

 

10. Одной из существенных особенностей наземно-воздушной среды является:

1) возможность перемещения в трех измерениях;

2) быстрая циркуляция воздуха;

3) наличие капельно-жидкой влаги;

4) действие геомагнитных полей.

 

11. Одной из особенностей наземно-воздушной среды является:

 

1) высокое содержание молекулярного азота;

2) возможность свободного перемещения по суше;

3) существенные колебания температуры;

4) наличие капельно-жидкой влаги.

 

12. Наличие у многих наземных растений корневой системы обусловлено необходимостью:

 

1) закрепления в почве;

2) поглощения кислорода;

3) регуляции температуры;

4) регуляции водообмена.

 

13. Одной из существенных особенностей наземно-воздушной среды обитания является:

1) низкая плотность воздушной среды;

2) действие геомагнитных полей;

3) присутствие солей в почвенных растворах;

4) рассеяние солнечной радиации.

 

14. Рыхлый, тонкий органо-минеральный слой суши, который контактирует с воздушной средой, и возник в результате взаимодействия живых организмов и сил неживой природы, называется:

 

1) субстратом;

2) грунтом;

3) перегноем;

4) почвой.

 

15. Почву как среду обитания сближает с водной средой:

 

1) способность к перемешиванию;

2) угроза иссушения верхних горизонтов;

3) температурный режим;

4) проникновение солнечного света.

 

16. Почва представляет собой трехфазную систему, состоящую из:

 

1) свободной влаги с твердыми частицами и воздухом;

2) твердых частиц, которые окружены воздухом и водой;

3) воздуха со взвешенными твердыми частицами и влагой;

4) воздушной, водной и твердой фаз в равной пропорции.

 

17. Неоднородность условий в почве контрастней всего проявляется:

 

1) в горизонтальном направлении;

2) при смене дня и ночи;

3) в вертикальном направлении;

4) при смене сезона.

 

18. В почвенной среде могут возникать анаэробные условия при:

 

1) возрастании температуры;

2) засолении почвы;

3) понижении давления;

4) затоплении почвы.

 

19. Почвой называют:

 

1) находящиеся на поверхности суши, полуразложившиеся остатки организмов, включающие структуры, сохранившие тканевое строение;

2) особый, рыхлый, тонкий поверхностный слой суши, залегающий преимущественно в пределах зоны выветривания земной коры и контактирующий с воздушной средой;

3) органо-минеральное природное образование, возникшее при воздействии живых организмов и сил неживой природы на минеральный субстрат и остатки мертвых организмов;

4) темноокрашенный полуразложившийся слой, являющийся продуктом биохимического разложения растительных и животных остатков.

 

20. Животные, которые передвигаются в почве по тонким скважинам, не прибегая к рытью, имеют тело:

 

1) малого поперечного сечения и способное изгибаться;

2) с жесткими чешуйчатыми покровами;

3) с головой, расширенной и укрепленной толстым слоем хитина;

4) с роющими конечностями.

 

21. Водная среда пополняется кислородом за счет:

 

1) химических реакций;

2) дыхания зоопланктона;

3) разложения органики;

4) фотосинтеза водорослей.

 

22. Особенностью Мирового океана как водной среды обитания является:

 

1) постоянная циркуляция воды;

2) равномерное распределение жизни;

3) рассеивание энергии;

4) изолированность от суши.

 

23. Одной из особенностей Мирового океана как водной среды обитания является постоянная циркуляция водных масс, которая обусловлена:

 

1) перемещением гидробионтов;

2) постоянно дующими ветрами;

3) разницей температур слоев воды;

4) испарением с поверхности.

 

24. Явление замора, то есть массовой гибели обитателей водной среды, может быть вызвано:

 

1) нехваткой пищи;

2) недостатком кислорода;

3) отсутствием света;

4) наличием паразитов.

 

25. Острый недостаток кислорода ощущается в слоях воды:

1) с очень быстрым постоянным течением;

2) сильно заселенных бактериями и животными;

3) с большой плотностью фитопланктона;

4) сильно заселенных бурыми водорослями.

 

26. Условия, близкие к анаэробным, могут создаваться в:

 

1) прибрежной зоне водоема;

2) серединной части водоема;

3) зоне прилива;

4) придонной области.

 

27. Физиологическое состояние организма, при котором приостанавливаются все жизненные процессы, называют:

 

1) симбиозом;

2) паразитизмом;

3) анабиозом;

4) аменсализмом.

 

28. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных, которые используют почву для:

 

1) убежища от неблагоприятных температур;

2) получения питьевой воды;

3) убежища от эктопаразитов;

4) обучения потомства охоте.

 

29. Организмы, жизнедеятельность и активность которых зависят от поступающего извне тепла, называют:

 

1) теплокровными;

2) эндотермными;

3) холоднокровными;

4) гетеротермными.

 

30. Избегание животными неблагоприятных условий как способ выживания в условиях недостатка влаги проявляется в:

 

1) образовании метаболической влаги;

2) развитии волосяных покровов;

3) поиске водопоев;

4) развитии ороговевших покровов.

 

31. К физиологическим приспособлениям регуляции температуры тела относят:

1) потоотделение;

2) специальные жировые отложения;

3) развитие волосяных покровов;

4) густое оперение.

 

32. Цикличность факторов внешней среды обусловлена в первую очередь:

 

1) вращением Земли вокруг Солнца;

2) передвижением воздушных масс;

3) направлением океанических течений;

4) количеством атмосферной влаги.

 

33. Чередование темного и светлого времени суток не оказывает существенного влияния на жизнедеятельность:

 

1) крота;

2) тритона;

3) белки;

4) гадюки.

 

34. По смене периодов сна и бодрствования животных делят на:

 

1) холоднокровных и теплокровных;

2) хищников и жертв;

3) дневных и ночных;

4) гетеротрофов и автотрофов.

 

35. Для определения времени года большинство организмов используют:

 

1) сезонные соотношения дневных и ночных температур;

2) изменение соотношения увлажнений воздуха и почвы;

3) ритм чередования темного и светлого времени суток;

4) изменение амплитуды значений атмосферного давления.

 

36. Кроме циклического воздействия абиотических факторов, внешними ритмами для жизнедеятель­ности рыси является цикличность жизни:

 

1) дятла;

2) косули;

3) кобчика;

4) медведя.

 

37. Характерным признаком организмов, активно передвигающихся в плотной и вязкой среде, является:

 

1) развитие конечностей;

2) развитый скелет;

3) развитая продольная мускулатура;

4) развитие органов осязания.

 

38. Компактное тело с мощными передними конечностями характерно для животного, которое:

 

1) скачет;

2) прыгает;

3) бегает;

4) роет.

 

39. Локальные модификации климата, которые складываются в приземном слое воздуха благодаря наличию растительного покрова, называют:

 

1) средой;

2) фактором;

3) погодой;

4) микроклиматом.

 

40. Биологическое самоочищение водоемов является результатом деятельности разнообразных организмов, питание которых основано на:

 

1) паразитизме;

2) фотосинтезе;

3) хищничестве;

4) фильтрации.

 

41. Наиболее существенное влияние на формирование мягкого климата на планете оказывают:

 

1) степи;

2) луга;

3) болота;

4) леса.

 

42. Основным источником поступления кислорода в атмосферу Земли является:

 

1) жизнедеятельность бактерий;

2) вулканический процесс;

3) таяние ледников;

4) процесс фотосинтеза.

 

43. Главным компонентом почвы, который определяет ее биологическую продуктивность и является результатом совместной деятельности многих организмов и сил неживой природы, является:

 

1) подзол;

2) кремнезем;

3) гумус;

4) подстилка.

 

44. Улучшают условия для произрастания корней растений, разрыхляют и перемешивают почву, при этом существенно повышая почвенное плодородие:

 

1) кроты и землеройки;

2) дождевые черви;

3) личинки хрущей и щелкунов;

4) медведки и мокрицы.

 

45. Способ питания, основанный на отцеживании и/или осаждении взвешенных в воде частиц органического происхождения и многочисленных мелких организмов, называют:

 

1) гумификацией;

2) фильтрацией;

3) деструкцией;

4) транспирацией.

 

46. Способность видов к увеличению численности в геометрической пропорции основана на таком фундаментальном свойстве живой материи, как:

 

1) наследственность;

2) изменчивость;

3) самовоспроизведение;

4) саморегуляция.

 

47. Главным ограничителем беспредельного роста численности вида является:

1) гибель от инфекционных заболеваний;

2) влияние хищников;

3) недостаток пищи;

4) число потомков.

 

48. Главным свойством живой материи, позволяющим различным видам организмов поддерживать свое существование неограниченно долго, считают способность к:

 

1) обмену веществ;

2) самовоспроизведению;

3) передвижению;

4) освоению новых местообитаний.

 

49. Высокой плодовитостью отличаются те виды, у которых:

 

1) в избытке пищевые ресурсы;

2) отсутствует внутривидовая конкуренция;

3) велика гибель потомства в природе;

4) новорожденные особи небольших размеров.

 

50. Показатель, который отражает теоретический максимум потомков от одной пары (или одной особи) за год или за весь жизненный цикл, в экологии называют:

 

1) естественным отбором;

2) экологической валентностью;

3) биотическим потенциалом;

4) геометрической прогрессией.

 

51. Характерным местообитанием петрофитов, то есть растений, произрастающих на каменистых почвах, являются:

 

1) тропические леса;

2) побережья рек;

3) низинные болота;

4) расщелины скал.

 

52. Наст - твердая корка на поверхности снега - имеет важное значение в жизни зимующих животных, потому что:

 

1) облегчает передвижение;

2) препятствует добыче пищи;

3) способствует созданию убежищ;

4) затрудняет размножение.

 

53. К физиологическим приспособлениям к недостатку влаги относят:

1) ороговение покровов;

2) впадение в спячку;

3) строительство нор;

4) развитие раковины.

 

54. Фактор, находящийся в избытке или недостатке и ограничивающий распространение организмов, является:

 

1) антропогенным;

2) лимитирующим;

3) угнетающим;

4) абиотическим.

 

55. Растения, которые произрастают в районах с жарким климатом, избегают перегрева благодаря увеличению:

 

1) синтеза углеводов;

2) интенсивности фотосинтеза;

3) листовой транспирации;

4) поглощения минеральных веществ.

 

56. Фактором, который лимитирует жизнь в наземно-воздушной среде обитания на Крайнем Севере, является:

 

1) высокая влажность;

2) наличие снежного покрова;

3) температурный режим;

4) особенность ландшафта.

 

57. Компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы, называют:

 

1) модифицирующими факторами;

2) абиотическими факторами;

3) антропогенными факторами;

4) биотическими факторами.

 

58. На нашей планете представлены несколько сред жизни:

 

1) океаны и материки;

2) литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера;

3) вода и суша;

4) водная, наземно-воздушная, почва и живой организм;

5) среда обитания и местообитание.

 

59. Условиями среды можно назвать:

 

1) все факторы, оказывающие влияние на организм;

2) взаимоотношения организмов в сообществе;

3) факторы, воздействие которых на организм не зависит от их потребления другими организмами;

4) климат;

5) абиотические факторы.

 

60. Толерантность - это:

 

1) способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных значений;

2) способность организмов переносить неблагоприятные условия;

3) реакция организмов на изменение действия абиотических факторов;

4) степень выносливости организмов к воздействиям факторов среды;

5) способность организмов приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.

 

61. Экологической нишей является:

 

1) место обитания организма;

2) положение вида в пространстве;

3) положение вида в пространстве и его функциональная роль в сообществе;

4) совокупность условий жизни, которые требуются для существования вида в сообществе;

5) ярус, занимаемый видом в сообществе.

 

62. Автором правила минимума является:

 

1) Ю. Либих;

2) Г. Гаузе;

3) Б. Коммонер;

4) В. И. Вернадский;

5) Ч. Дарвин.

 

63. Виды, имеющие широкий диапазон устойчивости к действию экологического фактора, называются:

 

1) стенобионтами;

2) эврибионтами;

3) гидробионтами;

4) доминантами;

5) эдификаторами.

 

64. У большинства растений цветение происходит в светлое время суток, но некоторые из них раскрывают свои цветы ночью. Так, свои сильно пахнущие цветки ночная красавица, душистый табак раскрывают около 20 часов, а маттиола двурогая с 21 до 5 часов утра.

Каково значение ночного цветения этих растений?

 

1) это приспособление от яркого света;

2) позволяет использовать в качестве опылителей ночных насекомых;

3) украшают сады и леса ночью;

4) используют ночную прохладу и влагу;

5) так задумано было Богом при создании этих растений.

 

65. Экология - наука, изучающая:

 

1) влияние загрязнений на окружающую среду;

2) влияние загрязнений на здоровье человека;

3) влияние деятельности человека на окружающую среду;

4) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами).

 

66. Какие из абиотических факторов (1 - минералы; 2 - свет; 3 - азот; 4 - кислород) лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше?

 

1) 1, 3;

2) 1, 4;

3) 2, 3;

4) 2, 4.

 

67. Экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность современных пресмыкающихся:

 

1) абиотические;

2) биотические;

3) антропогенные;

4) абиотические и биотические.

 

68. Толерантность - это способность организмов:

 

1) выдерживать изменения условий жизни;

2) приспосабливаться к новым условиям;

3) образовывать локальные формы;

4) приспосабливаться к строго определенным условиям.

 

Выберите несколько правильных ответов

 

69. К экологическим факторам относятся:

 

1) климат;

2) рельеф;

3) затмение Солнца;

4) опыление насекомыми растений;

5) содержание кислорода в воде.

 

70. Для растений ресурсами являются:

 

1) вода;

2) минеральные соли;

3) солнечная энергия;

4) органические вещества;

5) углекислый газ.

 

71. Основные среды жизни:

 

1) водная;

2) почвенная;

3) наземно-воздушная;

4) живые организмы;

5) щелочно-кислотная.

 

72. Выберите правильные суждения:

 

1. Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы.

2. Толерантность особи остается неизменной в течение всей жизни.

3. Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы.

4. Высокая специализация характерна только для организмов с короткой продолжительностью жизни.

5. В ходе эволюции сходные жизненные формы могут возникнуть в сходных экологических условиях у систематически разных групп организмов.

6. Экологические ниши совместно живущих видов могут частично перекрываться, а иногда совпадают полностью.

7. Виду свойственна только одна определенная ниша независимо от места его обитания и географического района.

8. Систематически далекие друг от друга организмы могут занимать сходные ниши в экосистемах.

9. Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов в борьбе за существование.

10. Любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим, в зависимости от силы своего воздействия.

 

 

73. Расставьте объекты экологического изучения разного уровня в порядке их усложнения: экосистема, популяция, биосфера, особь, сообщество.

74. Впишите после знака равенства названия объектов экологии по составляющим их компонентам.

 

Группа особей одного вида =

Совокупность популяций разных видов =

Биотоп + биоценоз =

Совокупность всех экосистем =

Факторы + ресурсы + пространство =

75. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? Впишите их названия в рамки на схеме. По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?

 

 

 

 

76. Какие абиотические факторы влияют на организмы, живущие на суше, в воде, в почве? Впишите названия факторов в таблицу и подчеркните важнейшие из них в каждой среде.

 

 

Среда обитания Основные факторы
Суша  
Вода  
Почва  

 

 

77. Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие и жизнь организма - вплоть до полного вымирания? Как это можно показать (на каком примере)?

 

 

78. Впишите в таблицу названия животных и растений из предлагаемого списка соответственно их экологической характеристике, то есть принадлежности к стенобионтам или эврибионтам.

Лишайники, кораллы, млекопитающие, орхидеи, птицы, медузы, пресмыкающиеся, мхи, форель, человек.

 

 

Стенобионты Эврибионты
   
   
   

 

 

79. Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, какие природные ресурсы среды используют для своей жизнедеятельности растения, животные и грибы.

 

 

Природные ресурсы среды Растения Животные Грибы
Территория      
Растительная пища      
Минеральные вещества      
Животная пища      
Органические остатки      
Солнечный свет      
Тепло      
Вода      
Кислород      
Гумус почвы      

 

80. Заполните таблицу примерами жизненных форм разных млекопитающих (напишите названия животных) в зависимости от среды обитания и способа передвижения. Если животное обитает в двух или более средах, укажите.

 

 

Способ передвижения Среда обитания
Суша Вода Почва Воздух
Бег, ходьба        
Прыгание        
Лазание        
Рытье        
Полет        
Плавание        

 

81. Укажите на рисунке номера соответствующих жизненных форм рыб согласно прилагаемому списку.

 

 

 

1. Глубоководные. 2. Донные. 3. Обитающие в толще воды. 4. Верховые.

 

82. Назовите несколько известных вам животных и растений и адаптации (приспособления), способствующие переживанию ими неблагоприятных циклических изменений внешней среды.

 

Организмы Адаптации
   
   

 

 

83. В чем различие экзотермных и эндотермных животных? Как те и другие поддерживают свой тепловой баланс?

 

84. Приведите примеры животных из каждой группы:

Эндотермные -

Экзотермные -

 

 

85. По своим личным наблюдениям и на основе знаний из биологии приведите примеры животных и растений, для которых свойственны такие взаимоотношения:

Симбиоз -

Мутуализм -

Протокооперация -

Комменсализм -

Паразитизм -

Конкуренция межвидовая -

Конкуренция внутривидовая -

Хищничество -

Аменсализм -

Нейтрализм -

 

 

 

86. Во многих водоемах средней полосы России, в том числе и в Подмосковье, в последнее время широко распространился и акклиматизировался так называемый ротан (головешка). При этом почти везде, где появляется ротан, исчезает исконный обитатель озер и прудов - карась.

Можно ли сказать, что ротан вытесняет карася в результате конкуренции? Если «да» - то за какой ресурс они конкурируют? Если «нет» - то как называются взаимоотношения между этими двумя популяциями, в результате которых одна исчезает? (Проанализируйте толерантность обоих видов, их экологические ниши, характер питания.)

 

87. Прочтите внимательно предлагаемый список животных. Они объединены здесь по одному определенному общему способу питания. По какому? Определите и вычеркните из списка тех животных, которые здесь лишние.

 

Дельфин, божья коровка, сокол, акула, ласточка, сова, осьминог, дрозд, тигр, щука, кит, жужелица, лягушка, белка, лиса, дятел, судак, стрекоза, летучая мышь, кашалот, клест, улитка, орлан, ротан, жук-плавунец, карп, ящерица, саранча, жаба, дафния, гадюка, актиния, крокодил, паук, пчела, дождевой червь, тюлень, морж, черепаха.

 

88. Подумайте и напишите, какие свойства сорняков дают им возможность не только успешно конкурировать с культурными растениями, значительно снижая урожай, но и столь же успешно выдерживать борьбу с ними человека? Можно ли сказать, что эти свойства выработались у сорняков в процессе эволюции в результате конкуренции?

 

 

89. Подберите правильные пары: какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы. Ответ должен состоять из цифры и буквы (например, 1-Е).

 

Тип взаимоотношений Примеры растений иживотных
1. Хищничество 2. Симбиоз 3. Аменсализм 4. Конкуренция внутривидовая 5. Конкуренция межвидовая 6. Паразитизм 7. Протокооперация 8. Мутуализм 9. Комменсализм 10. Нейтрализм А. Густой подрост ельника Б. Волк и олень, сова и мышь В. Травы под елью Г. Лишайники Д. Аскарида и человек Е. Росянка и муха Ж. Прусак и черный таракан 3. Повилика и крапива И. Акула и рыба-прилипала К. Пчелы и луговые цветы Л. Синица и лягушка

 

 

90. Как можно показать и доказать, что растения действительно конкурируют между собой за влагу и питательные вещества почвы? Предложите один-два способа доказательства и объясните смысл эксперимента.

 

 

91. Соедините организмы, которые образуют между собой устойчивый симбиоз- прямой линией, а те, которые находятся в отношениях протокооперации (сотрудничества), пунктиром.

 

Рак-отшельник Актиния

Цветки клевера Шмели-опылители

Термиты Жгутиковые (простейшие)

Грибы Водоросли

Жвачные животные Кишечные бактерии

Деревья Грибы

Бобовые растения Бактерии-азотофиксаторы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...