Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2 этапы проведения аудиторской проверки




Аудиторскую проверку организаций на практике можно условно разделить на ряд этапов:

1-й этап планирование аудиторской проверки (подготовительный этап);

2-й этап проведение аудиторской проверки (сбор и обработки информации);

3-й этап формирование письменной информации и аудиторского заключения.

1. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ включает в себя:

1) подготовительная или предварительная стадия планирования;

2) непосредственно планирование аудиторской проверки.

Целью предварительной стадии планирования является оценка возможности проведения аудита, предполагаемых масштабов и продолжительности проверки. На подготовительном этапе планирования происходят принятие решения о сотрудничестве с новым клиентом, общее знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью, определение условий работы с ним и подбор штата с учетом масштабов и специфики деятельности торговой организации.

Понимание аудиторской организацией деятельности экономического субъекта основывается на получении сведений об организации, специфике и масштабах ее деятельности, в том числе в отношении выбора и применения учетной политики, информации, касающейся организационно-правовой формы и организационной структуры, экономической и правовой среды, в которой функционирует организация и прочих данных.

В связи с этим изучаются договоры аренды используемых площадей (с точки зрения правомерности ведения организацией оптовой торговой деятельности на занимаемых площадях), действующие разрешения на право торговли (если таковые требуются), сертификаты и иная разрешительная документация. Кроме того, для торговли определенным видом товаров необходимо, чтобы они прошли государственную регистрацию и имели соответствующий документ об этом (например, государственная регистрация этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной продукции). Целями регистрации являются контроль за налогообложением и поступлением в федеральный бюджет доходов от оборота данной продукции, защита здоровья потребителя и его прав. Для успешного проведения проверки требуется обеспечить понимание характера рынков сбыта товаров, конкурентной ситуации на них, основных контрагентов, а также иметь информацию о платежеспособности покупателей.

Аудитору также следует изучить:

1) организационно-управленческую структуру экономического субъекта;

2) виды производственной деятельности, номенклатуру продукции;

3) структуру капитала и курс акций;

4) технологические особенности производства продукции;

5) уровень рентабельности;

6) основных покупателей и поставщиков экономического субъекта;

7) порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

8) наличие дочерних и зависимых организаций;

9) систему внутреннего контроля;

10) принципы формирования оплаты труда персонала.

Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:

1) устав экономического субъекта;

2) документы о регистрации экономического субъекта;

3) протоколы заседаний органов управления экономического субъекта;

4) учетная политика;

5) бухгалтерская отчетность;

6) статистическая отчетность;

7) документы планирования деятельности экономического субъекта;

8) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

7) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

8) внутрифирменные инструкции;

9) материалы налоговых проверок;

10) материалы судебных и арбитражных исков и т.д.

На стадии планирования производится вся предварительная работа, связанная с разработкой плана и программы аудита, предварительной оценкой уровня существенности и аудиторского риска.

2. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ - это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту.

По методу проведения АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА может быть:

1) сплошной;

2) выборочной;

3) комбинированной;

4) документальной;

5) фактической.

СПЛОШНАЯ ПРОВЕРКА предполагает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации, регистров аналитического и синтетического учета, содержания бухгалтерской отчетности. В ходе аудиторской проверки сплошным методом данные первичных документов сопоставляются с содержанием регистров аналитического учета (лицевых счетов). Затем устанавливается соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Проверяется правильность отражения остатков по синтетическим счетам на отчетные даты в соответствующих статьях баланса.

ВЫБОРОЧНАЯ ПРОВЕРКА позволяет получить достаточно точные данные о проверяемой совокупности по её относительно малой части. При выборочной проверке аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета организации не сплошным порядком, а выборочно, следуя требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Выборка должна быть РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ, то есть представительной. Для этого можно использовать один из следующих методов:

случайный отбор - проводится по таблице случайных чисел;

систематический отбор заключается в том, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на определенном числе элементов совокупности (например, изучение каждого 20-ого документа из всех документов данной категории); либо на стоимостной их оценке (например, отбирается тот элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элемента);

комбинированный отбор - представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Аудиторской организации необходимо при определении объема выборки установить допустимый риск выборки, просчитать допустимые и ожидаемые ошибки, отразить в рабочей документации все стадии проведения выборки и анализ её результатов.

КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОВЕРКА - предполагает сочетание методов сплошной и выборочной проверок.

Методом сплошной проверки проводится аудит малочисленных операций, связанных с высоким риском. К таким операциям в основном относятся: валютные операции, операции с фондовыми ценностями, другие.

Методом выборочной проверки проводится аудит операций, объем которых достаточно велик. К подобным операциям относятся, например: кассовые, расчетные, хозяйственные и другие.

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ (КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА) — проверка, ограниченная изучением документов бухгалтерского учета (первичных и сводных) и бухгалтерской или налоговой отчетности экономического субъекта. Подобная проверка не предполагает проведение инвентаризации, устного опроса персонала руководства проверяемой организации, она осуществляется, как правило, без выхода на проверяемый объект.

ФАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА осуществляется с выходом на проверяемый объект или в проверяемую организацию. Документальная и фактическая проверки могут быть как сплошными, так и выборочными или комбинированными.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ И АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ПИСЬМЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ОТЧЕТ) — это документ, составляемый аудитором и предназначенный для заказчика аудиторской проверки. Целью этого документа является доведение до заказчика сведений о методах, использованных при проведении проверки, о всех отмеченных аудитором ошибках, нарушениях, неточностях, о том, какие меры должны быть приняты для устранения отмеченных недостатков, об основных результатах аудиторской проверки (содержатся или нет существенные ошибки в бухгалтерской отчетности, осуществлялись финансово-хозяйственные операции в соответствии с установленным порядком или же с существенным отклонением от него).

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержит выраженное установленным образом мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта и о соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

Заключение представляет единый документ, который включает вводную, аналитическую и итоговую части и дает оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Согласно МСА 700 «Аудиторское заключение» различают следующие варианты аудиторских заключений:

- безусловно-положительное,

- модифицированное,

- условно-положительное,

- отрицательное,

- отказ от выражения мнения.

БЕЗУСЛОВНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ даётся клиенту в случаях, когда, по мнению аудитора, выполнены следующие условия:

- аудитор получил всю информацию, для целей аудита;

- полученная информация отражает реальное состояние дел на предприятии;

- финансовая документация отвечает требованиям учётной политики;

- финансовая отчётность составлена на основе достоверных отчётных данных.

Таким образом, аудитор не выявил нарушений, которые влияют на законность функционирования, наносят убытки государству, учредителям или акционерам, и он фиксирует это в аналитической части заключения.

МОДИФИЦИРОВАННЫМ считается заключение, когда оно содержит параграф или мнение, отличное от безусловно-положительного. Аудитор модифицирует заключение путем включения в него дополнительного параграфа, указывающего на то, что имеют место факторы, которые могут повлиять на финансовую отчетность в будущем, но они не оказывают влияния на мнение аудитора.

УСЛОВНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ составляется в случае, если аудитор считает, что безусловно-положительное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не настолько существенны, чтобы составить отрицательное заключение; либо если аудитор считает, что выявленные факторы, препятствующие составлению безусловно-положительного заключения, существенны, но влияние их на достоверность бухгалтерской отчетности устранимо введением оговорки (ограничения) в заключение

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ выдается в случае, если бухгалтерская отчетность экономического субъекта содержит существенные искажения, а также если в ходе проверки были выявлены существенные нарушения действующих нормативных актов при осуществлении и отражении в учете финансовых и хозяйственных операций

ОТКАЗ ОТ ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЯ, если аудитор не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, т. е. не может составить ни безусловно-положительное, ни условно-положительное, ни отрицательное заключение. Отказ от составления заключения может быть обусловлен, например, тем, что аудитор ограничен в доступе к информации, вследствие чего не может сформировать мнение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...