Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VI. Гражданская оборона государственной санитарно-эпидемиологической службы




6.1. Цель и задачи деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.

В военное время деятельность государственной санитарно-эпидемио­логической службы организуется и проводится с целью обеспечения готов­ности ее сил и средств к действиям по поддержанию санитарно-эпидемио­логического благополучия в зоне ответственности согласно законам военно­го времени и реализации мобилизационных, трудовых, социально-психологических и иных возможностей населения путем надзора за санитар­но-эпидемиологической обстановкой, профилактики возникновения и рас­пространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений, охраны здоровья населения и среды обитания. Особенности деятельности службы определяются общегосударственным характером при­нимаемых ею медико-санитарных мер, сохранением в полном объеме задач мирного времени и федеральной вертикали управления собственными структурами, а также появлением новых направлений ответственности, обуслов­ленных воздействием поражающих факторов вооруженного конфликта.

Поставленная цель достигается решением дополнительного к мирному времени комплекса задач на различных уровнях организационного построе­ния государственной санитарно-эпидемиологической службы. На федеральном уровне:

- разработкой и внедрением способов оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в районе ответственности при воздействии поражающих факторов войны, приемов и методов работы в Сети наблюдения и лабораторно­го контроля (СНЛ К), медицинской защиты в зонах биологического, радиоактив­ного и химического загрязнения, в эпидемических очагах опасных инфекций;

- государственным регулированием мероприятий по снижению поражающего действия физических, психических, химических и биологических фак­торов военного времени;

- формированием и поддержанием в состоянии готовности федеральных резервов сил и средств государственной санитарно-эпидемиологической службы.

На территориальном уровне:

- комплексом мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения опасных инфекций, отравлений опасными химическими веществами, реализации мероприятий по защите населения от радиоактивных и высокотоксичных веществ, агентов биологического оружия, локализации и ликвидации эпидемических очагов;

- медико-санитарными мерами по снижению поражающего действия физических, психических, химических и биологических факторов военного времени;

- проведением санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и санитарно-радиационной разведок, организацией наблюдения и лабораторного контроля на опасных производственных и иных объектах, а также в коллективах, подвергшихся влиянию вредных воздействий;

- созданием и поддержанием специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезсредств и другого расходного имущества.

На местном уровне:

- изучением объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при воздействии факторов войны, возникновении чрезвычайных ситуаций военного времени (разрушение сооружений атомной, химической, микробиологической, пищевой промышленности и водоснабжения, канализационных сетей и т.д.);

- слежением за состоянием здоровья и работоспособности населения, его устойчивостью к воздействию факторов риска здоровью в условиях складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки;

- защитой персонала, материальных средств и оборудования, музейных культур возбудителей опасных инфекций, лабораторных и иных животных в учреждениях службы с учетом прогнозируемой обстановки (укрытие в защит­ных сооружениях, эвакуация, использование средств индивидуальной защи­ты, в том числе и медицинских и т.д.); -

-обучением населения поведению в очагах химического, ра­диологического и биологического загрязнения (заражения), при­менением медицинских средств защиты.

6.2. Силы и средства государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.

На федеральном уровне:

- Министерство здравоохранения с Департаментом по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, Федеральным центром Госсанэпиднадзора, Федеральным противочумным центром и противочумными станциями, Государственными унитарными предприятиями по производству медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционного профиля, Государственными научно-исследовательскими и иными учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического направления.

- структурные подразделения санитарно-эпидемиологического профиля министерств обороны, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, путей сообщения, внутренних дел и юстиции, а также Главного управления специальных программ Президента РФ, Медицинского центра Управления делами Президента РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба охраны РФ, Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ (органы управления, Главные и сетевой центры Госсанэпиднадзора, государственные научно-исследовательские учреждения);

- специализированные формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы, образуемые центральными учреждениями (санитарно-эпидемиологические отряды, специализированные противоэпидемические бригады, группы экспертов Минздрава России, оперативные и подвижные группы Главного военно-медицинского управления МО РФ и видов Вооруженных Сил, мобильные санитарно-эпидемиологические лаборатории Всероссийской службы медицины катастроф и Внутренних войск МВД).

На территориальном уровне:

- центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте в субъектах РФ и формируемые при них санитарно-эпидемиологические отряды или санитарно-эпидемиологические бригады;

- государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля; центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора округов (флотов) МО РФ, формируемые при них подвижные группы (радио­логическая, токсикологическая, санитарно-эпидемиологическая).

На местном уровне:

- центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора районов (округов) города, сельских районов, зональные на водном и воздушном транспорте в районах (округах) городов и формируемые на их базе санитарно-эпидемиологические бригады, группы эпидемиологической разведки;

-дезинфекционные станции городов, районов;

- центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора гарнизонов, полигонов МО РФ и формируемые при них подвижные санитар­но-эпидемиологические и противоэпидемические группы.

Научно-исследовательскими институтами и практическими учреждени­ями противочумной системы РФ формируются специализированные проти­воэпидемические бригады, организационно-штатная структура и оснащение которых определены соответствующими руководящими документами и по­зволяют автономно функционировать в течение двух месяцев. Они предназ­начены для работы в природных очагах инфекционных заболеваний, замены выбывающих сил и средств госсанэпидслужбы территорий, изучения экзо­тических инфекций, отработки методик идентификации возбудителей инфек­ционных заболеваний, а при усилении силами и средствами санитарно-гиги­енического назначения - выполнения других функций Госсанэпиднадзора.

СЭО является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных под­разделений (1 или 2 бригады) в зависимости от сложившейся ситуации.

Количество бригад от одной (эпидемиологической) до 3-х и более, а также численный состав бригад и СЭО, определяются руководством учреж­дений в зависимости от конкретной санитарно-эпидемиологической обста­новки. В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады, с участием экспертов, для предварительной оценки ситуации и определения полноты развертывания бригад или отряда.

Укомплектование СЭО личным составом проводится в режиме повсед­невной деятельности из числа штатных сотрудников центра Госсанэпиднад­зора — формирователя.

Ответственность за постоянную готовность СЭО к действиям в воен­ное время возлагается на главного врача центра Госсанэпиднадзора, фор­мирующего отряд. Контроль за постоянной готовностью СЭО осуществляет руководитель учреждения - формирователя. Штат СЭО:

Начальник СЭО (зам. главного врача) — 1

Врач по радиационной гигиене — 1

Инженер-радиолог — 1

Врач по общей гигиене — 2

Врач-эпидемиолог (паразитолог, энтомолог) — 1

Врач-дезинфекционист — 2

Врач-лаборант — 2

Врач-бактериолог (вирусолог) — 2

Техник-дозиметрист — 2

Помощник санитарного врача (фельдшер) —1

Помощник эпидемиолога —1

Лаборант-химик (средней квалификации) — 1

Лаборант (микробиолог) средней квалификации —1

Инструктор-дезинфектор—1

Водители автотранспорта —2

Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ):

Эпидемиологическая бригада:

Начальник (врач)—1,

Врач-эпидемиолог — 1

Помощник эпидемиолога (фельдшер) — 1

Инструктор-дезинфектор — 1

Водитель автотранспорта — 1

Радиологическая бригада:

Начальник (врач) — 1

Врач по радиационной гигиене — 1

Помощник санитарного врача (фельдшер) — 1

Техник-дозиметрист — 1

Водитель автотранспорта — 1

Санитарно-гигиеническая (токсикологическая) бригада: Начальник (врач) — 1 Санитарный врач-токсиколог -1

Помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант) — 1 Лаборант-химик (средней квалификации) — 1 Водитель автотранспорта — 1 Группа эпидемиологической разведки (ГЭР): Руководитель группы (врач-эпидемиолог) — 1 Помощник эпидемиолога — 1 Водитель автотранспорта — 1

Центры Госсанэпиднадзора, не имеющие возможностей формирова­ния СЭО, формируют санитарно-эпидемиологическую бригаду (СЭБ). Основные задачи СЭО (СЭБ) в военное время:

- организация и осуществление санитарно-противоэпидемических (про­филактических) мероприятий;

- выдвижение оперативных групп и формирования в район осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки;

- оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития;

- организация и проведение медико-санитарных мер в составе санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований;

- разработка рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени, и контроль за их выполнением;

- экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение радиоактивными, боевыми отравляющими и опасными химическими веществами, биологическими средствами и агентами биологического оружия и выдача заключений о возможности их использования для нужд населения;

- санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприя­тий по жизнеобеспечению населения и личного состава других формирований;

- информация населения о степени риска для здоровья и снижению условий жизнедеятельности; систематическая информации руководства в зоне ответственности об изменении санитарно-эпидемиологической обстановки и мерах по ее стабилизации;

- оперативная работа со средствами массовой информации. Дополнительные задачи при различных вариантах осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки

В очаге биологического заражения на формирование возлагаются:

- ведение санитарно-эпидемиологической разведки с отбором проб из объектов окружающей среды (вода, почва, воздух, пищевые продукты и продовольственное сырье);

- индикация возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний с одновременной доставкой проб в головные лаборатории системы СНЛК;

-лабораторный контроль за зараженностью продуктов питания, пище­вого сырья и питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества БС с выдачей заключения о пригодности их для использования;

- участие в установлении границ очага поражения, определении границ карантинной и обсервационной зон, объема и порядка проведения охрани­тельных мероприятий, режима работы аварийно-спасательных и других формирований;

- эпидемиологическое обследование очагов заболеваний и анализ ин­фекционной заболеваемости в очаге;

- организация экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний среди населения, мобилизуемого контингента, личного состава аварийно-спасательных и других формирований;

- контроль полноты обеззараживания продуктов питания, пищевого сы­рья и питьевой воды, медицинского имущества и оборудования;

- контроль и оказание организационно-методической помощи по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, формирований и ведомственных служб;

- контроль за организацией санитарно-противоэпидемического режима на предприятиях общественного питания, объектах водоснабжения и других направлений жизнеобеспечения;

- контроль за проведением санитарной обработки пораженных БС, поступающих в лечебные учреждения;

- выдача рекомендаций по обеззараживанию, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья, питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества на объектах, складах и базах.

В очаге радиационного поражения и зонах радиоактивного загрязне­ния на формирование возлагаются:

- лабораторный контроль загрязнения продуктов питания, продовольственного сырья и питьевой воды радиоактивными веществами с выдачей заключения о пригодности их для использования;

- лабораторный контроль полноты дезактивации продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, медицинского имущества и оборудования;

- выдача рекомендаций по дезактивации, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья, питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества на объектах, складах и базах.

В очаге химического заражения на формирование возлагаются:

- участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима работы и защиты в зонах загрязнения боевыми отравляющими и опасными химическими веществами;

- организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на обеспечение санэпидблагополучия населения и личного состава формирований, участвующих в ликвидации сани­тарно-эпидемиологических последствий химического заражения (загрязнения);

- лабораторный контроль за загрязнением боевыми отравляющими и опасными химическими веществами продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества с выдачей заклю­чения о пригодности их для использования;

- разработка рекомендаций по обеспечению режима защиты и безопас­ных условий труда в зонах заражения;

- выдача рекомендаций по дегазации и использованию запасов продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, медицинского имущества и оборудования, зараженных боевыми отравляющими и опасными химически­ми веществами, и условиям их хранения на складах и базах;

-контроль за проведением санитарной и специальной обработ­ки на этапах медицинской эвакуации.

Деятельность после ликвидации осложнения санитарно-эпидемиоло­гической обстановки предусматривает свертывание формирования, возвра­щение его к повседневной деятельности и включает:

- контроль за проведением дезактивации, дегазации и заключительной дезинфекции помещений и транспорта, а также санитарной обработки личного состава формирования, обеззараживанием одежды, обуви, средств индивидуальной защиты;

- ремонт техники, аппаратуры, индивидуальных средств защиты;

- подведение итогов работы формирования, анализ деятельности от­дельных подразделений и конкретных лиц с целью использования полученного опыта;

- подготовка предложений по устранению недостатков, допущенных при ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий;

- возвращение СЭО (СЭБ) на базы формирующих их центров Госсанэпиднадзора.

6.3. Принципы организации работы государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.

Основные направления деятельности Госсанэпидслужбы по обеспече­нию санитарно-эпидемиологического благополучия населения в военное время включают:

- участие в государственном регулировании мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, готовности населения к мобилизационным, экономическим, социально-психологическим и иным мероприятиям оборонного назначения;

- принятие в пределах прав, предоставленных законодательством, Главными государственными врачами решений санитарно-эпидемиологического характера, обязательных для исполнения федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами;

 

- осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм военного времени;

- осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- разработку предложений по введению и отмене на территории Российской Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;

- образование за счет выделенных из федерального бюджета Российской Федерации ассигнований резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенного для финансирования затрат на медико-санитарные меры в структуре санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств; осуществление контроля готовности специальных формирований госсанэпидслужбы (санитарно-эпидемиологические отряды, специализированные противоэпидемические бригады и т.д.) в военное время;

- контроль готовности лабораторной базы учреждений госсанэпидслужбы, как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения радиоактивного и химического загрязнения, биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фураж­ного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;

- представление доклада Правительству Российской Федерации, другим органам государственного управления или органам местного самоуправления о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране (зоне ответ­ственности) и на отдельных территориях;

- участие в государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от воздействия поражающих факторов войны.

Надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой включает сле­дующие основные мероприятия:

- оценку санитарно-эпидемиологической обстановки в ходе повседневной деятельности;

- выдвижение оперативных групп и специальных формирований в район ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, организация матери­ально-технического обеспечения работы специалистов госсанэпидслужбы;

- осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей сре­ды в районах (на потенциально опасных объектах) ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и на прилегающих к ним территориях;

- принятие медико-санитарных мер и других неотложных мероприятий по созданию и поддержанию условий жизни и быта для пострадавшего населения;

- организацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий профилактики массовых заболеваний (отравлений) и санитарно-разъяснительной работы, создание запасов медицинского имущества, диагностических и дезинфекционных средств для ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий применения современных средств поражения.

Задачами оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в райо­нах воздействия поражающих факторов войны являются:

- выявление общих закономерностей и механизмов воздействия на организм биологических, психических, химических и физических поражающих факторов вооруженного противоборства;

- разработка методологии установления количественных связей между степенью влияния вредных факторов среды обитания в зонах воздействия противника и здоровьем населения, прогнозирования динамики потенциала здоровья населения в целом и отдельных контингентов в условиях изменяющейся санитарно-эпидемиологической обстановки в ходе вооруженного конфликта;

- совершенствование теории и практики санитарно-эпидемиологического нормирования факторов риска здоровью среды обитания в условиях вооруженного конфликта, разработка методических подходов к определению реальной нагрузки поражающих факторов конкретной войны на организм, методики обоснования максимально допустимых их уровней и путей сниже­ния (нивелирования) последствий воздействия на организм;

-установление причин и условий, воздействующих на здоровье насе­ления, и организация научно обоснованных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по поддержанию жизнеобеспечения в зонах воздействия поражающих факторов вооруженного противоборства;

- поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в районах временного размещения эвакуированного населения, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности воздушной среды, питьевой воды, про­довольственного сырья и продуктов питания, коммунальных и иных объектов;

- организацию санитарно-противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации и в формированиях, принимающих участие в ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий применения средств поражения.

Санитарно-эпидемиологическая оценка обстановки в зоне примене­ния оружия включает:

- оценку величины и структуры массовых санитарных потерь, как ране­ными, так и соматическими, психическими и инфекционными больными;

- выявление разрушений производственных, коммунальных и иных объектов, содержащих опасные биологические, химические и радиоактивные вещества, нарушения коммуникаций, появления участков загрязнения (заражения)территории;

- определение уровня воздействия применяемых противоборствующими сторонами средств поражения и методов ведения войны на здоровье личного состава войск (сил) и населения, на окружающую природную среду (боеприпасы с обедненным ураном, фосфорорганические пестициды, различные вакцины, психогенные воздействия, поджигание выбросов большого количества нефтегазовых скважин с возникновением чрезвычайной экологической ситуации и т.д.);

- установление мест выброса, выпуска и сброса патогенных микроорганизмов в водоисточники и воздушную среду;

- определение степени санитарно-эпидемиологической опасности массовой миграции населения из зоны боевых действий на неприспособленные для размещения территории;

- оценку уровня распространения боевого стресса, страха и паники, других неадекватных психологических реакций населения, препятствующих проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероп­риятий в районе боевых действий.

- уточнение санитарно-эпидемиологической обстановки на всей терри­тории зоны ответственности, биологической, радиационной и химической обстановки на опасных производственных и иных объектах, оценку доз внешнего и внутреннего облучения, отравлений населения, используемых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также качества специальной и санитарной обработок, степени опасности эпидемических очагов и необходимос­ти проведения целенаправленных противоэпидемических мероприятий;

- оценку степени снижения возможностей лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений в районе боевых действий по оказанию соответствующих медицинских услуг, уровня иммунной защиты населения, наличия средств очистки и обеззараживания питьевой воды, фармакологической коррекции психического состояния и работоспособности, антибиотиков;

- определение путей преодоления затруднений в организации захоронения погибших людей и животных с высокой степенью радиационной, химической, эпидемиологической и эпизоотической опасности;

- выявление сохранившихся запасов медицинских средств индивидуальной защиты и медикаментозных средств, предназначенных для лечения и профилактики массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений);

- направление разведывательных групп с целью сбора конкретных данных о состоянии объектов, оказывающих выраженное влияние на качество среды обитания, отбора по показаниям проб воздуха, воды, продовольствия, почвы, медикаментов и т.д.;

- лабораторные исследования отобранных проб;

- анализ полученных данных;

- выдача заключения о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне бедствия, объеме и направленности необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по снижению последствий воздействия факторов войны.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка оценивается как благопо­лучная, неустойчивая, неблагополучная, экстремальная и угрожающая.

1. Благополучная: заболеваемость населения на уровне многолетней; отсутствуют разрушения влияющих на качество среды обитания объектов; качественно проводятся государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и весь комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2. Неустойчивая: умеренный рост уровня заболеваемости (не более чем в 3 раза) или возникновение отдельных групповых заболеваний (отравлений); появление групповых инфекционных заболеваний (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, бешенство, инфекционные амилоидозы, вирусные гепатиты, СПИД, стафилококковая интоксикация, туберкулез легких, грипп, менингококковая или нозокомиальная инфекция, шигеллезы, орнитоз, бруцеллез, лихорадка Ку, сифилис, полиомиелит, лептоспироз, трахома, амебиаз, лямблиоз) или отдельных случаев инфекций, указанных в критериях оценки неблагополучной обстановки; неудовлетворительное санитарное состояние территории, объектов экономики, водоснабжения и питания; массо­вое заболевание (более 5000) или гибель (падёж) боле 1000 животных; нали­чие ограниченных участков химического и биологического заражения или радиоактивного загрязнения, незахороненных трупов людей и животных.

3. Неблагополучная: рост уровня заболеваемости населения (более чем в 3 раза) или возникновение групповых заболеваний (отравлений) в социально-экономически значимых коллективах; возникновение среди населения очагов социально-психологической напряженности, групповых поражений или отравлений (до 5000 пострадавших или до 1000 пораженных, либо до 100 погибших), появление групповых опасных инфекционных или паразитарных заболеваний (сыпной или брюшной тиф, клещевой энцефалит, дифтерия, бубонная чума, легионеллез, иерсиниоз, боррелиоз, милиарный туберкулез, псевдотуберкулез, менингококковая инфекция, малярия) или отдельных случаев особо опасных инфекций; наличие участков местности, объектов водопровода (хранения запасов продовольствия, медикаментов) с химическим и биологическим заражением или радиоактивным загрязнением; скопление населения на необорудованной местности или в неприспособленных помещениях при экстремальных параметрах окружающей среды.

4. Экстремальная обстановка: эпидемические вспышки оспы, чумы, особо опасных вирусных геморрагических или желтой лихорадок, сибирской язвы, холеры, мелиоидоза, туляремии, сапа; распространение среди размещенных в стесненных условиях людей возбудителей опасных инфекций; резкое нарастание числа опасных для жизни заболеваний (отравлений) среди пострадавшего населения в пределах инкубационного периода; возникновение среди населения очагов социально-психологической напряженности, групповых по­ражений или отравлений (более 5000 пострадавших или более 1000 поражен­ных, либо более 100 погибших), залповый выброс (сброс, выпуск) высокотоксичных, радиоактивных или биологически опасных веществ в районах крупных населенных пунктов (возможное воздействие отравляющих веществ с проявлением начальных симптомов у 50% пораженных, либо наличие в воздухе нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку опасных химических веществ в концентрациях более 100, а по органолептическому — более 1000 ПДК, уровень ионизирующих излучений на местности либо суммарной активности выброса РВ с прогнозом облучения человека более 500 мГр за 10 сут., агенты биологического оружия при наличии средств профилактики и лечения).

5. Угрожающая: распространение групповых заболеваний особо опасными инфекциями за пределы зоны карантина; рост числа очагов загрязнения биологическими средствами и (или) боевыми отравляющими веществами при скоплениях населения на необорудованной территории; аварии на радиационном, химически и биологически опасных объектах с нарастанием выбросов радиоактивных и опасных химических веществ, либо агентов биологического оружия (уровень радиоактивности на местности вызовет острую лучевую болезнь, концентрация отравляющих веществ приведет к смертельным поражениям у более 50% пораженных, либо наличие в воздухе нормируемых по сани­тарно-токсикологическому признаку опасных химических веществ в концентрациях более 1000 ПДК, агенты биологического оружия с измененными свой­ствами либо при отсутствии средств профилактики и лечения).

Приведенные критерии являются лишь ориентирами. Главными госу­дарственными санитарными врачами по территориям должны быть разрабо­таны адаптированные к конкретным условиям критерии определения уровня осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки и определены силы и средства, необходимые для участия в ее ликвидации, порядок их использо­вания, создания, высвобождения и пополнения необходимых запасов мате­риальных средств, а также подготовки кадров службы, взаимодействия с дру­гими министерствами и ведомствами.

Выделение степеней санитарно-эпидемиологической опасности необ­ходимо для унификации санитарно-эпидемиологической диагностики, диф­ференцированного планирования мер государственного регулирования и про­ведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий:

- благополучная обстановка позволяет всем звеньям службы функционировать в обычном режиме деятельности, требует лишь контроля со стороны вышестоящих звеньев за качеством санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий, оказания помощи по проведению наиболее сложных исследований в Сети наблюдения и лабораторного контроля;

- неустойчивая обстановка требует контроля со стороны вышестоящих звеньев службы за качеством санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, оказания помощи в проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, информирования вышестоящих органов управления государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также Сети наблюдения и лабораторного контроля;

- неблагополучная обстановка требует контроля за объемом и качеством мер государственного регулирования и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий со стороны вышестоящих звеньев службы, оказание помощи в идентификации возбудителей инфекционных заболеваний, индикации боевых отравляющих или опасных химических веществ и их вторичных продуктов, исследование спектра ионизирующих излучений и оп­ределение дозовых нагрузок, информирование органов управления территориального уровня, в том числе и командования воинских гарнизонов;

- экстремальная обстановка требует направления в зоны бедствия спе­циальных формирований, участия в ликвидации последствий учреждений вышестоящего звена, введения ограничительных мер (карантина), координации Госсанэпидслужбой Минздрава деятельности всех учреждений и формирований санитарно-профилактического профиля, информирования органов управления регионального уровня, в том числе и военного командования.

- угрожающая обстановка требует участия в принимаемых мерах сил и средств учреждений вышестоящего звена с направлением в зону бедствия специальных формирований и групп экспертов, методической поддержки научно-исследовательскими центрами независимо от ведомственной подчиненности, а также информирования органов государственного управления федерального уровня.

Оценка обстановки необходима для своевременного принятия решений:

- об отселении населения из зоны бедствия или оставлении в зоне поражения, о допустимой продолжительности пребывания людей и времени входа, выхода или преодоления загрязненных участков местности;

- по определению доз облучения населения, напряженности иммунитета, защитным, санитарно-эпидемиологическим и медицинским мероприятиям при угрозе воздействия радиоактивных и опасных химических веществ или биологических средств поражения;

- по размерам санитарных потерь от воздействия поражающих факторов войны, обоснованию объема радиационно-гигиенических, химико-аналитических, метеорологических и микробиологических исследований пора­жающих факторов сформировавшихся очагов, мер к их ликвидации.

-по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дезарадизационных мероприятий, специальной и санитарной обработки, соблюдению пра­вил охранительного и санитарно-противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации;

- по сбору и удалению твердых и жидких отходов, загрязненных радиоактивными, опасными химическими либо биологически опасными веществами, агентами биологического оружия;

- по соблюдению санитарных правил и гигиенических нормативов при приготовлении, хранении, выдаче и доведении готовой пищи, добыче и улучшении качества запасов питьевой воды, банно-прачечном обслуживании, размещении перемещаемого населения в зданиях, палатках и полевых фортификационных и временных сооружениях, сборе и удалении отходов;

- по опасности передачи поражающего фактора (радиоактивных и опасных химических веществ, возбудителей опасных инфекций) за пределы зоны их применения;

- по выполнению правил личной и общественной гигиены, выявлению лиц, подвергшихся риску загрязнения (заражения), организации медицинского наблюдения за ними;

- по мерам профилактики заражения населения в природных очагах, заноса инфекционных заболеваний с перемещаемыми контингентами населения, прибывающими из зоны боевых действий беженцами и личным со­ ставом войск (сил).

Деятельность госсанэпидслужбы в составе Сети наблюдения и лабора­торного контроля.

Испытательные лабораторные центры, мобильные лабораторные фор­мирования госсанэпидслужбы в военное время включаются в состав СНЛК, деятельность которой регламентируется Положением о СНЛК РФ.

На местном уровне в СНЛК включены ЦГСЭН, ветеринарные и агрохи­мические лаборатории районного и городского подчинения 2-й и 3-й катего­рии, районов сельской местности. В функции этих лабораторий входят орга­низация разв<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...