Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь для справок. В предлагаемой вашему вниманию работе представлен первый этап формирования речевой деятельности у детей, имеющих лепетную речь




Словарь для справок

Коррекция — исправление, например, коррекция речевых дефектов, коррекция зрения и др.

Ранняя коррекция — система педагогических мероприятий по нормализации психического и физического развития ребенка, проводимая в период раннего детства (до 3 лет). физического развития ребенка, проводимая в период раннего детства (до 3 лет).

Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер.

В предлагаемой вашему вниманию работе представлен первый этап формирования речевой деятельности у детей, имеющих лепетную речь.

Для каких категорий детей можно применять предлагаемые методы?

Это дети раннего возраста (от рождения до трех лет).

Это дети после 3 лет, имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют «безречевые дети». Данный термин не совсем корректен, поскольку дети, относящиеся к данной группе, могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты. Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т. е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.

Словарь для справок

Лепетные слова — слова, состоящие из одного-трех одинаковых слогов, например: баба, па (палка), ляля (кукла) и т. п. Употребление лепетных слов характерно для детей первого года жизни (см. табл. на с. 13)

Звукоподражания — слова, построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), пи-пи (мышка), би-би (машина) и др. Подобные звукоподражания характерны для речи детей на начальных этапах становления речи (примерно до 1, 5-2 лет).

Вокализации — протяжное произнесение гласных звуков или мычание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до 1 года).

В любом случае эти дети характеризуются следующим образом: «Все понимает, но не говорит».

В предлагаемой методике мы следуем онтогенетическому принципу. Развитие речи подчиняется универсальным законам и проходит определенные этапы в жесткой последовательности. Следовательно, при организации коррекционной работы необходимо смоделировать эти этапы и скорригировать несформированные механизмы, определяющие развитие речи ребенка на каждом из этих этапов.

Обратите внимание на значок , который указывает на переход от одного этапа работы к другому.

Предлагаемые методы формирования речевой деятельности не приложимы к коррекции речи детей с нарушением слуха и детским церебральным параличом. Для детей этих групп предлагаемую систему работы необходимо модифицировать адекватно возможностям детей.

Логопедам от автора

Уважаемые коллеги!

Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы, которые как бы повторяют ход формирования речи в норме:

I этап — развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей;

II этап — расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;

III этап — развитие диалогической и монологической форм речи.

В соответствии с онтогенетическим принципом эти этапы находятся в иерархической структуре. Они реализуются последовательно. Однако на каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных на каждом из этапов. Остальные рассматриваются в виде текущих.

Основные задачи

1. Формирование навыка понимания речи.

2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.

3. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в самостоятельной речи.

4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.

5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).

6. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Эти задачи решаются с помощью специально организованных упражнений в процессе предметно-практической, игровой или учебной деятельности дошкольников под руководством логопеда (при его наличии).

Этапы не образуют четких границ, они пересекаются и имеют области наложения друг на друга.

При системных недоразвитиях речи различного генеза коррекционная работа начинается с I этапа независимо от возраста ребенка. Его продолжительность определяется индивидуальными особенностями ребенка, в частности, тяжестью неврологической симптоматики, временем начала коррекции. Наиболее благоприятна ранняя коррекция. Организация работы в сензитивный период позволяет скорригировать отставание в темпах развития речи и предупредить появление вторичных отклонений в психическом развитии ребенка. При проведении коррекционных занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется работе по формированию имитативных способностей и мотивационной основы речевой деятельности, что способствует преодолению речевого и поведенческого негативизма и развитию положительных черт личности.

Предлагаемая в данной книге методика работы рассчитана прежде всего на детей раннего возраста, у которых отмечается задержка темпов речевого развития. Кроме того, она может быть использована при организации работы на первом этапе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР или другими видами системных нарушений речи вторичного генеза, у которых отмечаются начатки лепетной речи.

Методика не рассчитана на коррекцию речевого развития детей с рядом специфических форм патологии: с нарушением слуха, ДЦП, аутизмом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...