Главными конкретными объектами ГЧП могут быть проекты строительства городов и инфраструктуры (газопроводы, электрические сети), обеспечивающие стимулирование старой и развитие новой деловой активности. При этом роли между бизнесом и администрацией могут распределяться следующим образом: частные компании инвестируют во внутреннюю инфраструктуру объекта (здания, сооружения, внутриплощадочные сети), привлекают резидентов, оказывают им базовые и специализированные услуги (охрана, транспорт, строительство и ремонт, юридические, консультационные услуги и т.д.) и принимают участие в управлении.

Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная собственность




Частная собственность

Рисунок 13 – Формы взаимодействия власти и бизнеса

В настоящее время в Российской Федерации сформированы различные институты развития. К ним относятся: Инвестиционный фонд; Банк развития; Центр ГЧП; Российская венчурная компания; Российская корпорация нанотехнологий.

Инвестиционный фонд участвует в финансировании проектов на сумму более 5 млрд.рублей. Он решает задачи: реализации инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие РФ в части создания и развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение; создание и развитие элементов российской инновационной системы; обеспечение реализации институциональных преобразований. При этом используются инструменты поддержки: софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта, направление средств в уставные капиталы юридических лиц; предоставление государственных гарантий РФ под инвестпроекты; ассигнование средств в инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации.

Российская венчурная компания (Объем инвестируемых средств – от 600 млн. до 1,5 млрд. рублей) решает задачи: финансирования для инновационных компаний, находящихся на ранней фазе развития.

Российская компания нанотехнологий решает задачи: содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий; развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий; реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Инструменты поддержки: финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере нанотехнологий; финансирование проектов по внедрению нанотехнологий или производству продукции в сфере наноиндустрии в форме участия в уставных капиталах юридических лиц, в паевых инвестиционных фондах, инвестирующих средства в проекты в сфере нанотехнологий, в некоммерческих организациях; финансирование проектов по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий.

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» инвестирует проекты стоимостью более 2 млрд. рублей. Решаемые задачи: реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие инноваций и на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста; участие в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства; поддержка экспорта промышленной продукции и услуг. Инструменты поддержки: Кредиты, гарантии и поручительства, участие в уставных капиталах хозяйственных обществ, лизинговые операции, страхование экспортных кредитов, финансовая и гарантийная поддержка экспорта.

Центр ГЧП при Внешэкономбанке решает задачи: консультирования органов государственного и муниципального управления по вопросам организации проектов ГЧП; разработки методологии организации и управления проектами ГЧП органами государственного и муниципального управления; информационного обеспечения рынка проектов ГЧП; разработки вопросов нормативного характера, необходимых для развития рынка проектов ГЧП и инвестиционной деятельности Внешэкономбанка на данном направлении; участия в формировании и отборе программ повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления по вопросам организации и управления проектами ГЧП. Центр содействует: информационному обеспечению, нормативному сопровождению, организации взаимодействия профессиональных участников рынка ГЧП, оказывает консультационные услуги, в том числе и по созданию региональных центров ГЧП.

Создаваемые в настоящее время региональные центры ГЧП должны быть: встроены в систему органов государственного (муниципального) управления, решающих задачи социально-экономического развития территорий; обладать компетенцией и бюджетом для ведения деятельности по организации проектов ГЧП; обеспечивать формирование программ ГЧП в качестве инструмента реализации программ (стратегий) социально-экономического развития региона (города); обеспечивать качество решений ОГМУ о реализации проектов ГЧП путем регулярного взаимодействия с государственными институтами развития по вопросам методологии организации проектов, переподготовки кадров; организовывать подготовку проектов и прозрачность процедур ГЧП, а также достижение результатов, пригодных для привлечения внебюджетного финансирования капитальных вложений.[75]

Организационная структура институтов развития Российской Федерации и основные направления их деятельности обобщены в приложении № 17.

Практика показала, что ГЧП может эффективно использоваться в целях выполнения задач по экономическому развитию территории и, в частности, для реализации проектов, входящих в стратегические планы региона или города (приложение № 18), так как ГЧП базируется на тех же принципах, что и стратегические проекты[76].

Немаловажной задачей на будущее является проблема имиджа государства как стратегического партнера отечественного и иностранного бизнеса. Последовательное эволюционное создание институциональных и законодательных условий для широкого внедрения ГЧП позволит сформировать основы культуры взаимодействия государства и бизнеса. Основные принципы государственно-частного партнерства приведены на рисунке 14.

 

 

Рисунок 14 – Принципы ГЧП

Задачи администрации состоят[77]: в развитии земельных отношений (подготовка кадастра земельных участков, регулирование и защита прав собственников на землю, аренда или продажа земельных участков) и транспортной инфраструктуры региона; в подведении к границе промышленного парка сетей инженерной инфраструктуры (тепло, газ, электричество, вода, ливневая канализация, система очистки сточных вод).

Кроме того, администрация может повысить привлекательность инвестиций в инфраструктурные объекты через оказание различных административных услуг, проведение рекламных компаний, прямое инвестирование в создание промышленного парка или софинансирование разработки проектной документации. К другим формам влияния администрации на развитие инфраструктуры относятся посредничество в переговорах с естественными монополиями и с федеральными регулирующими органами в целях снятия административных барьеров и обеспечения доступа к инфраструктуре, реализация программ подготовки кадров, софинансирование строительства жилья для работников компаний-резидентов, инвестиции в экологию.

Преимущества использования механизма ГЧП в создании объектов инфраструктуры региона систематизированы на рисунке 15. Посредством этого механизма можно решить многие проблемы, стоящие перед комплексом, и в первую очередь, вопрос нехватки инвестиций.

 

   
 
 
 

 


 
 

 
 

 
 

 
 

Рисунок 15 – Преимущества использования механизма ГЧП для

инфраструктурного комплекса региона

Для того, чтобы партнерство успешно работало, необходимо сочетание многих факторов, имеющих отношение как к представителям обеих сторон партнерства, так и к среде, в которой они взаимодействуют в процессе реализации проекта. Что касается партнера со стороны государства, то международный, и российский опыт свидетельствуют о том, что органы государственной и местной власти должны проявить политическую волю и взять на себя инициативу по привлечению бизнеса к совместной реализации проектов по оказанию услуг населению, если это является экономически оправданным.

Частный сектор должен также проявлять инициативу и обладать соответствующим потенциалом. Необходимо наличие профессионально подготовленных, сильных в финансовом отношении, кредитоспособных партнеров.

Возможности государственно-частного партнерства для власти и бизнеса обобщены автором на рисунке 16.

Рисунок 16 – Возможности ГЧП для власти и бизнеса

В целом практику ГЧП следует признать достаточно распространенной. Среди причин, которые мешают дальнейшему использованию этой прогрессивной формы, можно выделить неразвитость законодательной базы, отсутствие достаточной квалификации, знаний и опыта у организаторов проекта, плохую информированность о преимуществах такой формы взаимодействия бизнеса и власти.

В целях практической реализации, рассматриваемых вопросов, повышения эффективности взаимодействия региональных органов управления с институтами развития Российской Федерации были сформулированы предложения по совершенствованию организационно - функциональной структуры управления проектами ГЧП на примере администрации Владимирской области.

В качестве рабочего органа предложено на общественных началах сформировать региональный межведомственный центр ГЧП (РМЦ), функции обслуживания которого возложить на комитет по экономической политике администрации (КЭП). В состав Центра ввести заместителей Губернатора области, курирующих соответствующие направления, представителя Центра ГЧП Внешэкономбанка, кураторов от Федеральных Министерств и руководителей органов администрации области. Структура управления проектами ГЧП региона представлена на рисунке 17.

Рисунок 17 – Организационно-функциональная структура управления проектами ГЧП региона

Предполагается, что все отраслевые органы регионального управления готовят проекты по инфраструктурному развитию территорий на обсуждение регионального межведомственного центра. Так, департамент ЖКХ разрабатывает проекты ГЧП в сферах водо- и теплоснабжения, комитет по энергетической политике — в энергетике и газоснабжении, департамент промышленности и научно-технического развития — по проектам ГЧП в сферах строительства промзон, технопарков, энергораспределительных объектов и т.д. Межведомственный центр оценивает качество экспертизы внесенных предложений и, в случае их одобрения, готовит представления в Центр ГЧП Внешэкономбанка для финансовой поддержки. При этом основными направлениями сотрудничества с Государственным центром ГЧП при «Банке развития» могут быть: организация взаимодействия администрации и органов местного самоуправления области с институтами развития РФ в целях реализации федеральных проектов и программ на территории региона; разработка нормативной базы применения инструментов ГЧП в условиях финансовых ограничений для достижения мультипликативного эффекта от использования бюджетных средств разных уровней; разработка инструментов управления проектами ГЧП на региональном уровне и организация взаимодействия между органами и структурными подразделениями администрации области и Центром государственно-частного партнерства Внешэкономбанка.

Практика показала возможность выделения федеральных средств на региональные цели в пропорциях 25% инвестиций — из федерального бюджета, 25% - из бюджета субъекта РФ и 50% - от частных инвесторов, заинтересованных в реализации проектов.

Резюмируя изложенное выше, можно отметить, что государственно-частное партнерство позволяет привлечь для реализации инфраструктурных проектов крупных и опытных частных партнеров, значительно сократить время строительства новых объектов; использовать знания, опыт и технологии частного сектора; способствует формированию творческих инновационных подходов управления у государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих сопровождение проектов.

Государственно-частное партнерство является эффективным инструментом обеспечения устойчивого экономического роста страны и ее регионов. Практика его применения доказала, что реализовать глобальные инфраструктурные проекты силами исключительно государства, либо частного бизнеса невозможно. Проведение сбалансированной инвестиционной политики с использованием сильных сторон государственного и частного секторов позволит в перспективе достичь оптимальных результатов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...