Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основания назначения страховой пенсии по старости в современных условиях




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Условия назначения страховых пенсий по достижению пенсионного возраста в современных условиях

 


 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы назначения страховой пенсий по достижению пенсионного возраста. 6

 

1.1 Правовые основания назначения страховой пенсии по старости в современных условиях. 6

 

1.2 Структура страховой пенсии по достижению пенсионного возраста. 15

 

1.3 Порядок выплаты и индексации страховой пенсий по старости. 22

 

Глава 2. Реализация права граждан на страховую пенсию по достижению пенсионного возраста.

2.1 Проблемы реализации права граждан на страховую пенсию по старости.

2.2 Перспективы развития законодательства по порядку назначения страховых пенсий по достижению пенсионного возраста в Российской Федерации.

Заключение

 


Введение

 

В современной России пенсионное законодательство постоянно меняется, это связано прежде всего с тем, что меняется правовое поле. Изменение пенсионного законодательства значительно влияет на социальные процессы в обществе.

Пенсия, является одной из важнейших социальных выплат. Существуют следующие виды страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Назначение страховой пенсия по старости имеет наиболее сложное внутреннее строение нормы права и наиболее сложную связь ее элементов.

Основными элементами условий назначения страховой пенсии по старости являются:

1. Достижение пенсионного возраста.

2. Наличие требуемого страхового стажа.

3.Наличие минимальных пенсионных коэффициентов.

Среди исследователей, непосредственно занимающихся этим вопросом, такие как Ковалевский А.М. провел основательные теоретические исследования правовой природы пенсий и определил противоречия, позволяющие реформировать концепцию пенсионного обеспечения в целом, Беляков А.А., проанализировавший судебную практику и предложил изменения в законодательстве, Антипьева Н.В. провела анализ социальной деятельности и отразила пенсионное обеспечение как способ социально обеспечения.

Анализ приведенных исследований наталкивает на мысль, что, условия назначения пенсии по старости и механизм принятия решений требуют изменений, отвечающих современным экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта.

Таким образом, существует противоречие между тем, что назначение пенсии должно осуществляется по простому алгоритму с использованием минимальной компетенции сотрудника (функционала) и существующим законодательством, которое имеет значительные пробелы, а модели его применения не достаточно отработаны и изучены.

Объектом исследования является нормативная база по выплате страховой пенсии по старости.

Предметом изучения в данной работе является юридический аспект назначения и выплаты страховой пенсии.

Целью в данной работе было поставлено сделать попытку решения обозначенного противоречия.

Задачи исследования:

1. раскрыть сущность понятия «страховая пенсия» и рассмотреть её структуру;

2. проанализировать правовые основания назначения страховой пенсии по старости;

3. дать общую характеристику выплате и индексации страховой пенсий по старости;

4. определить проблемы реализации права граждан на страховую пенсию по старости;

5. выявить перспективы развития законодательства по порядку назначения страховых пенсий по достижению пенсионного возраста в Российской Федерации.

Для решения задач были использованы следующие методы исследования: формальный метод, метод толкования, конкретно-социологический метод и статистический метод исследования.

Практическая значимость исследования – результаты исследования могут быть использованы в деятельности территориальных отделов Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и литературы.

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, поставлены цель и задачи работы.

В первой главе рассмотрены правовые основания назначения страховой пенсии по старости в современных условиях, а так же структура страховой пенсии по достижении пенсионного возраста, и порядок выплаты и индексации страховой пенсий по старости.

Во второй главе проанализированы проблемы реализации права граждан на страховую пенсию по старости, а так же определенны перспективы развития законодательства по порядку назначения страховых пенсий по достижению пенсионного возраста в Российской Федерации

В заключении подведены основные итоги проведенной работы и сделаны выводы по решению поставленных задач и цели выпускной квалификационной работы.

 


Глава 1. Теоретические основы назначения страховой пенсий по достижению пенсионного возраста

Правовые основания назначения страховой пенсии по старости в современных условиях

 

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам нетрудоспособности вследствие страсти или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Инициатором изменения действующей пенсионной системы является Правительство Российской Федерации, которое в 2012 г. утвердило стратегию долгосрочной пенсионной реформы. Необходимость пенсионной реформы, по мнению Правительства России, связана с тем, что по ранее действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости в первую очередь зависел от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника. При этом длительность трудового стажа работника на размер пенсии практически не влияла. Для изменения пенсионной системы в 2013 г. был принят Федеральный закон № 400 «О страховых пенсиях», вступивший в законную силу с 01.01.2015 г., и в России начал действовать новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий, который должен повысить значение трудового стажа при расчете размера пенсии.

Многие эксперты, в том числе Т. Михайлова считают, что основная цель уже третьей за последние два десятиле­тия пенсионной реформы состоит в том, чтобы сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда и снизить расходы государства на поддержку пожилого населения страны.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии минимального страхового стажа шесть лет при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет и индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.

Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" введено принципиально новое условие, которое до этого не существовало, для определения права на страховую пенсию – наличие у заинтересованных граждан величины индивидуального пенсионного коэффициента 9,0 баллов с последующим ежегодным увеличением на 2,4 балла, до достижения минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента величины - 30 баллов в 2025 году.

Таким образом, с 1 января 2016 г. право на страховую пенсию может быть реализовано гражданами при выполнении следующих условий:

- достижение общеустановленного пенсионного возраста;

- наличие необходимого страхового стажа 7 лет;

- наличие необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) – 9,0 баллов.

Рассмотрим их содержание поподробнее.

В соответствии с Федеральным Законом № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" большое значение имел трудовой стаж, чем больше был трудовой стаж, тем выше размер трудовой пенсии. Позднее это были страховой стаж и размер заработной платы работника.

По новому Федерального Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" важное значение имеет размер заработной платы работника, стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и предельная величина страховых взносов уплачиваемых в ПФР РФ. Роль страхового стажа снижена и работнику требуется минимальный необходимый страховой стаж в соответствующем году выхода на пенсию.

Страховой стаж в статье номер 3 Федерального Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определяется как учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись, уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно статье 11Федерального Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР.

При этом в отношении периодов работы по трудовому договору законодатель принял во внимание решения Конституционного Суда Российской Федерации в части учета работы в страховом стаже независимо от факта и полноты уплаты страховых взносов.

Частью 3 статьи 13 Федерального Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено положение, согласно которому при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты и т.д.), глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При условии уплаты страховых взносов включаются также в страховой стаж периоды деятельности лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Под работой, включаемой в страховой стаж, понимается, в первую очередь, работа по трудовому договору. Иной деятельностью в целях исчисления этого стажа признается предпринимательская, частная детективная, охранная и другие виды деятельности.

Рассмотренные периоды являются классическими страховыми периодами, для образования которых требуется наличие двух условий: работы и начисления (уплаты) за ее периоды страховых платежей на обязательное пенсионное страхование.

Содержание пенсионного страхового стажа только страховыми периодами не исчерпывается. Существуют периоды, которые напрямую не связаны с осуществлением работы и уплатой страховых взносов, но при этом могут участвовать в образовании страхового стажа и за отдельные из которых производится возмещение средств из федерального бюджета.

В Федеральном Законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» они именуются «иными периодами, засчитываемыми в страховой стаж». Принципиально, что «нестраховые» периоды не имеют самостоятельного значения при формировании страхового стажа. На основании пункта 2 статьи 12 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды страхования (независимо от их продолжительности).

К таким периодам, в частности, относятся:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности.

Тем самым страховой стаж не может формироваться исключительно из «нестраховых» периодов.

Коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода составляет:

1) 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

2) 3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

3) 5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.

Необходимым условием для того, чтобы иные периоды были засчитаны в страховой стаж, является наличие хотя бы одного дня страхового стажа. При этом в отношении иных периодов не имеет значения, на какой период приходилась работа (предшествовала или следовала за иным «нестраховым» периодом).

Говоря об исчислении страхового стажа, нельзя обойти следующий интересный момент. Известно, что в законодательстве Российской Федерации с 2002 г. существует институт добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, закрепленный Федеральным Законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Суть его заключается в предоставлении отдельным категориям граждан права добровольно платить страховые платежи в Пенсионный фонд России. В настоящее время взносы, уплаченные в добровольном порядке, учитываются при исчислении размера трудовой пенсии, но не при формировании страхового стажа и, как следствие, не принимаются во внимание при определении права на пенсию. Благодаря изменениям в Законе № 167-ФЗ, которые вступают в силу с 1 января 2015 г., периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в статье 29 указанного Закона, засчитываются в страховой стаж.

В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства (часть 2 статьи 13 Закона № 400-ФЗ).

Под индивидуальным пенсионным коэффициентом в статье 3 Закона № 400-ФЗ понимается параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определяется по формуле, закрепленной частью 9 статьей 15 Федеральным Законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент на день назначения страховой пенсии;

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 1 января 2015 года;

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды с 1 января 2015 года;

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии.

В соответствии с Федеральным Законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в состав страховой пенсии входит фиксированная выплата, размер которой составляет 3.935 рублей в месяц. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

С 2016 года страховые пенсии будут индексироваться только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии, а также фиксированная выплата к ней с 1 февраля 2016 года будут увеличены на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 тысячи 558 рубля 93 копейки в месяц, стоимость пенсионного балла – 74 рубля 27 копеек (в 2015 году – 71 рубль 41 копейка).

При назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь.

С 1 января 2015 года размер страховой пенсии определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости пенсионного коэффициента.

Размер страховой пенсии по старости (СПст) в году ее назначения будет определяться по формуле:

СПст = ИПК х СПК, где

СПст – страховая пенсия по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

Величина ИПК складывается из суммы индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы и (или) иной деятельности, «нестраховые» периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. (ИПКс), и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы и (или) иной деятельности, «нестраховые» периоды. Эта величина в установленных случаях увеличивается на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости.

Законом предусмотрено ограничение индивидуального пенсионного коэффициента, определяемое за каждый календарный год, максимальной величиной:

- не свыше 10 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом № 212-ФЗ;

- не свыше 6,25 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году указанные пенсионные накопления формируются.

Максимальный годовой ИПК начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и при этом застрахованное лицо отказалось от формирования пенсионных накоплений. Тем самым, чем выше зарплата, тем выше и значение годового ИПК.

Принципиально важно, что новые уточненные условия назначения страховой пенсии (по продолжительности страхового стажа и величине ИПК) вводятся в действие постепенно, что необходимо для адаптации граждан к изменениям и обусловлено соблюдением принципа разумного переходного периода.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составит 6 лет и начиная с 1 января 2016 г. будет ежегодно увеличиваться на один год до достижения 15 лет в 2024 году.

При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.

С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 г. величины ИПК - 30.

С 1 января 2016 г. страховая пенсия по старости назначается при достижении общеустановленного пенсионного возраста, наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента 9,0 и при наличии страхового стажа семь лет.

При этом необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии по старости досрочно - на день установления этой страховой пенсии.

Документы необходимы для предоставления в территориальные управления Пенсионного фонда для назначения пенсии:

- заявление о назначении страховой пенсии по старости;

- паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства);

- свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС); документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа;

- документы, подтверждающие периоды работы и другие периоды, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и др.). Документы, которые выдает работодатель при увольнении с работы, могут быть приняты в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи;

- справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности. Во внимание могут быть приняты сведения о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы, представленные работодателями и имеющиеся в информационных системах ПФР.

 

Таким образом, право на получение страховой пенсии по старости имеет три фактора: сначала определяется право на пенсию, т. е. достижения общеустановленного для выхода на пенсию возраста, наличия требуемого страхового стажа в зависимости от года выхода на пенсию и наличия требуемой суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, которые устанавливаются в баллах в зависимости от года выхода на пенсию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...