Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для повторения и обсуждения




Вопросы для повторения и обсуждения

1. Особенности американской модели менеджмента

2. Отличительные черты японской модели менеджмента

3. Западноевропейская модель менеджмента

4. Принципы управления социалистическим производством в СССР

5. Особенности постперестроечного периода в России

6. Каковы особенности современного российского менеджмента?

 

                                          Литература:     

Основная:

1. Виханский  О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарики,  2018. – 528с

2. Егоршин А. П. Основы менеджмента: Учебник/ А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М,  2018. – 288 с.

3. Мескон, М. Основы менеджмента / Мескон М. и др. –  М.: Диалектика, 2019. – 672 c.

4. Хижняк, А. Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А. Н. Хижняк, И. Е. Светлов. – М.: Инфра-М, 2019. –  160 c.

              

Дополнительная:

1. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.

2. Беляев, В. М. Основы менеджмента на транспорте: Учебник / В. М. Беляев. - М.: Академия, 2017. - 240 c.

3. Кисляков Г. В., Кислякова  Н. А. Менеджмент: основные термины и понятия: Словарь/ Г. В. Кисляков, Н. А. Кислякова. – М.:  НИЦ ИНФРА-М", 2019. – 176 с.

4. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с.

 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

– Административно-управленческий портал AUP. Ru

http: //www. aup. ru;

– Портал «Библиотека менеджмента»   

http: //www. managment. aaanet. ru;

– Сайт «info management» http: //infomanagement. ru

 

   Лекция 3. Теория организации. Построение комплексной системы управления.

 

                      План лекции

1. Понятие и сущность организации.

2. Структура управления и ее основные элементы.

3.  Основные бизнес-процессы в организации.

 

 

1. Понятие и сущность организации

Организацией прежде всего называется устойчивая группа лиц (физических и юридических), взаимодействующих с помощью материальных, экономических, правовых и иных условий для решения своих проблем или достижения поставлен­ных целей.

В этом и состоит ее главная функция (задача), выполняя которую организация преобразует с помощью различных технологий имеющиеся ресурсы в требуемые конечные результаты.

Таким образом, она может рассматриваться одновременно и как субъект, и как средство деятельности.

Под организацией понимается также процесс приведения в систему группы раз­розненных элементов (людей, объектов и проч. ), превращения их в единое целое.

Наконец, термином «организация» характеризуется состояние упорядоченности этих элементов, их взаимосвязь, взаимное расположение в рамках такого целого.

Расширение рыночных отношений ведет к увеличению числа организаций и усилению их роли в жизни общества. Большинство людей выступает прежде все­го как их представители (владельцы, руководители, сотрудники).

Организация объединяет людей, реализующих с ее помощью собственные инте­ресы, в том числе и перед обществом. А общество, в свою очередь, контактирует че­рез организации с ними.

Людей побуждают объединяться в организации и взаи­модействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственныe  каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, объединяют свои способности, что обеспечивает им выживание.

Каждый член организации занимает в ней определенное место (например, вхо­дит в ту или иную группировку) и выполняет функцию, направленную на достиже­ние общих целей (это обеспечивает решение индивидуальных задач, например об­ретение власти, получение дохода, гарантии безопасности, доступ к информации и проч. ).

Организация же применяет возможности объединяемых ею лиц для собствен­ного укрепления и развития. Поэтому она требует от них наличия опыта, знаний, квалификации, активного участия в своих делах, исполнительности, дисциплины, ответственности, подчинения правилам и нормам.

В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сба­лaнcиpoвaны. Но на деле часто либо организация низводит людей до положения винтиков, либо те используют ее в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потен­циалу и репутации.

В том и другом случае результат оказывается одинаковым - организация, дли­тельное время противопоставляющая себя участникам или подчиненная их прихо­тям, перестает нормально выполнять свои функции, ослабевает и разрушается.

Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз.

На первой происходит ее создание, например на основе решения общего собра­ния учредителей, и осуществляются все связанные с этим мероприятия.

На второй фазе организация стремительно растет в той сфере, в которой она из­начально возникла.

На третьей происходят дифференциация, поиск новых, а также качествен­ное развитие и совершенствование существующих форм и направлений ее дея­тельности.

На четвертой фазе у организации наступает состояние зрелости, консолидации. Она прочно стоит на ногах и часто больше не стремится ни к расширению, ни к по­иску нового, что на деле означает начало конца.

На пятой, заключительной, фазе ее жизни органи­зация постепенно ослабевает, свертывает свою деятельность и наконец прекращает существование.

Концепция жизненного цикла организации утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок ее существования ограничен 30-40 годами и име­ет тенденцию к сокращению. Такая ограниченность обусловлена тем, что постепенно организационные структуры, система управления и тип мышления персонала прихо­дят в противоречие с изменившейся ситуацией.

Как социальная система организация является открытой, ибо ее выживание за­висит от внешнего мира. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе – отдает ей созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

- получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

- изготовление продукта;

- передача продукта во внешнюю среду.

Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из них прекращается, организация далее уже не может существовать.

Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту.

Организация описывается такими основными характеристиками, как:

- внешняя и внутренняя среда;

- структура;

- цели;

- стратегии;

- технология;

- персо­нал;

- потенциал.

Главным признаком организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, счи­тается наличие цели, которая придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям персонала.

Цель объединяет и сплачивает участников, поскольку ее реализация обеспечи­вает решение ими собственных задач (иначе люди не согласятся терять свободу и подчиняться требованиям, которые, быть может, внутренне и не принимают).

В то же время достижение целей организации возможно только при наличии не­которой «критической массы» участников, объединении их сил и способностей.

Нужно иметь в виду, что роль целей для различных организаций неодинакова. В одном случае они активно побуждают людей к деятельности, а поэтому их дости­жeниe специально стимулируется. В другом случае цель выступает лишь в качестве общего смысла существования организации, не ориентируя людей ни на какие спе­циальные действия.

В качестве примера можно взять, скажем, населенный пункт. Совместное прожива­ние людей облегчает их повседневное жизнеобеспечение (водой, теплом, продукта­ми питания), делает возможным постоянное общение, при необходимости - взаимо­помощь.

Другим признаком организации является обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешне­го окружения. Эти границы могут быть материальными в виде стен и заборов или идеальными (запреты, нормы, права, предписания и проч. ).

Примером обособленности может быть замкнутость кругооборота средств предпри­нимательской организации, которая сможет нормально функционировать только тогда, когда все затраты на производство полностью вернутся в результате продажи продукции.

Третий признак организации - системность, наличие связей между ее отдельны­ми элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, со­циальными, информационными и т. д.

Четвертым признаком организации можно считать саморегулирование, позво­ляющее ей в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внут­ренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды.

Саморегулирование осуществляется внутриорганизационным центром, координи­рующим деятельность людей, обеспечивающим их интеграцию, а в конечном итоге целостность организации (таких центров может быть несколько, но один из них всег­да должен выполнять функции главного, полицентризм делает ее более гибкой, а следовательно, и устойчивой).

Наконец, в качестве еще одного признака организации следует назвать наличие специфической культуры, считающейся сегодня фактором конкурентоспособности первого порядка. Культура (в том числе и управления) представляет собой сплав ценностей, традиций, верований, норм, символов, которые во многом определяют отношения в коллективе и направленность поведения людей.

Характерной чертой современной организации является ее устойчивость, т. е. способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних по­мех и вопреки им, либо возвращаться в прежнее, либо переходить в качественно бо­лее высокое состояние.

Устойчивость относится к структуре организации и к ее функциям. Структурная устойчивость первична, ибо позволяет ей восстанавливать свои функции при их нарушениях.

Устойчивость структуры достигается за счет: ее простоты; избыточности ресур­сов; стабильности состава элементов и связей между ними (однако это усиливает организационную инерцию, консерватизм и требует высоких затрат на их преодо­ление); предприимчивости, самостоятельности участников (что составляет основу механизма саморегуляции), их постоянной готовности к изменениям.

Еще одной особенностью современных организаций является их сложность. Она обусловлена их масштабами, количеством и автономностью элементов, разно­образием функций и свойств организаций, связей между ними.

Крупные фирмы включают в себя множество самостоятельных подразделений, разбросанных по всем уголкам Земли, имеют десятки тысяч партнеров, на них за­няты сотни тысяч работников, а объемы производства сопоставимы с величиной национального продукта целых государств.

Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых считается закон синергии. Он гласит, что ее потенциал как единого целого превышает сумму потенциалов отдельных элементов вследствие их взаимной поддержки и до­полнения. Таким образом, от объединения в организацию для субъектов существу­ет реальный выигрыш.

Закон использования противоположно направленных процессов и функций (диффе­ренциации и интеграции, децентрализации и централизации и т. п. ) позволяет из­влекать одновременно выгоды и из тех и из других, а следовательно, существенно увеличить общие организационные возможности.

Закон поддержания оптимальной пропорциональности между организацией и ее элементами в любой ситуации способствует максимальной реализации потенциала всей системы.

Например, излишние работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Понятно, что и в том и в другом случае возникают экономические по­тери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.

Закон композиции говорит том, что функционирование всех без исключения ор­ганизационных элементов подчиняется общей цели, а цели каждого из них ее кон­кpeтизиpyют, являются по отношению к ней подцелями.

Закон самосохранения гласит, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий.

Речь идет об избежании серьезных потрясений, ведущих к потере организацией устойчивости (например, изменения границ, рангов ключевых фигур); о соблюде­нии экономии; о рациональном использовании ресурсов, расширении масштабов и сферы деятельности.

Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противо­положных организационных начал: стабильности и развития.

В организациях, естественным или искусственным образом исключенных из конку­рентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.

Закон информированности yтверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, по­зволяющей им принимать адекватные решения.

Закон необходимого разнообразия элементов и связей обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность компенсировать негативные последствия внутренних и внешних потрясений.

Закон онтогенеза утверждает, что жизнь любой организации состоит из трех по­следовательно сменяющих друг друга фаз: становления, развития и угасания. По­нятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...