Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Теория суждения




(4 часа)

 

Занятие №3. Простые суждения

(2 часа)

 

1. Общая характеристика простых суждений, их виды и структура. Суждение и предложение.

2. Деление категорических суждений по качеству и количеству. Объединенная классификация.

3. Распределенность терминов в атрибутивном суждении.

4. Отношения между простыми суждениями по истинности. Логический квадрат.

 

Контрольные вопросы

1. Какая форма мысли называется суждением?

2. В чем отличие суждения от понятия?

3. Обладает ли суждение истинностным значением?

4. Как суждение выражается в языке?

5. Любое ли предложение является суждением?

6. Какое суждение является простым?

7. Каких видов бывают простые суждения?

8. Категорическое и атрибутивное суждение – это разные суждения?

9. Какова структура категорического суждения?

10. Каковы его разновидности?

11. Как определить качество суждения?

12. Как определить количество суждения?

13. Каковы основные виды суждений по качеству и количеству?

14. Как распределяются термины в простых суждениях?

15. На какие отношения между основными видами суждений указывает «логический квадрат»?

 

Упражнения

1. Определите структуру (субъект, предикат, связка) и вид по качеству и количеству (A, E, I, О) следующих суждений:

1.1. Эрмитаж является одним из лучших музеев мира.

1.2. Некоторые сообщения средств массовой информации не соответствуют действительности.

1.3. Все компьютеры IBM отличаются высокой надежностью.

1.4. Данная задача не решена.

1.5. Всяк кулик своё болото хвалит.

1.6. Никто не любит проигрывать.

1.7. Христианство не оправдывает самоубийство.

1.8. Не всё то золото, что блестит.

1.9. В любой мировой религии есть свой пантеон.

1.10. Некоторые насекомые очень ядовиты.

1.11. Беларусь является республикой.

1.12. Прометей – образ героя-мученика.

 

2. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

2.1. Некоторые выпускники БГУИР работают в банках.

2.2. Ни один вид спорта не дается без упорного труда.

2.3. Все химические элементы обладают атомным весом.

2.4. Хороший роман не всегда имеет счастливый конец.

2.5. Всякий человек в душе – ребенок.

2.6. Все диалоги Платона – плоды философских размышлений.

2.7. Некоторые автомобили являются дизельными.

 

3. Образуйте возможные осмысленные суждения типа A, E, I, О, используя в качестве субъекта и предиката следующие понятия:

3.1. Домашнее животное – друг человека.

3.2. Штраф – нарушение правил дорожного движения.

3.3. Дельфин – способность жить на суше.

3.4. Специалист – язык программирования.

3.5. Логика – абстрактное мышление.

3.6. Клеопатра – символ.

3.7. Столица – провинция.

3.8. Атомная энергия – решение социальных проблем.

 

 

4. Из предыдущих пар понятий (пункт 3) образуйте суждения типа А, Е, I, О, в которых:

4.1. Распределен только субъект, а предикат не распределен.

4.2. Распределен только предикат, а субъект не распределен.

4.3. Субъект и предикат распределены.

4.4. Субъект и предикат не распределены.

 

5. Пользуясь «логическим квадратом», установите логическое значение:

5.1. А, I, O, если Е – истина.

5.2. I, O, E, если А – истина.

5.3. A, E, I, если О – истина.

5.4. А, Е, О, если I – истина.

5.5. А, Е, O, если I – ложь.

5.6. А, I, О, если Е – ложь.

5.7. А, Е, I, если О – ложь.

5.8. I, O, Е, если А – ложь.

 

6. При помощи «логического квадрата» образуйте суждения, противоположные (контрарные), противоречащие (контрадикторные) и подчиненные следующим суждениям:

6.1. Всякое государство имеет столицу.

6.2. Ни один человек себе не враг.

6.3. Всякая пора жизни прекрасна.

6.4. Некоторые заболевания не излечиваются.

6.5. Иногда студенты пропускают занятия.

6.6. Некоторые люди изучают иностранные языки самостоятельно.

6.7. Некоторые правила дорожного движения не являются запрещающими.

 

7. Установите вид отношений по «логическому квадрату» между следующими суждениями:

7.1. Неверно, что все вузы являются государственными – некоторые вузы являются государственными.

7.2. Все студенты сдают экзамены – некоторые студенты не сдают экзамены.

7.3. Все люди изучают английский – ни один человек не изучает английский язык.

7.4. Не все средства хороши – некоторые средства хороши.

7.5. Ни один человек не слушает Брамса – некоторые люди слушают музыку Брамса.

7.6. Все государства управляются парламентами – некоторые государства не имеют парламента.

7.7. Все реки Индии судоходные – некоторые реки Индии судоходные.

7.8. Все люди платят налоги – ни один человек не платит налогов.

7.9. Некоторые студенты – минчане – некоторые студенты не являются минчанами.

7.10. Ни одно периодическое издание не является юридическим – часть периодики является юридической.

Литература

Малыхина, Г. И. Логика / Г. И. Малыхина. – Минск, 2003, 2005. – Гл. III. § 1–5.

Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. – М., 1986. – Гл. III. § 1, 2.

Краткий словарь по логике / Д. П. Горский [и др.]. – М., 1991.

Кириллов, В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М., 1982. – Гл. IV. § 1–3.

Кэрролл, Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. – М., 1991. – Гл. I. § 1.

Логика / под ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 1994. – Гл. III. § 1, 2, 4, 6.

Петров, Ю. А. Азбука логичного мышления / Ю. А. Петров. – М., 1991. – Гл. III. § 10.

Сборник упражнений по логике / под ред. А. С. Клевчени и В. И. Бартона. – Минск, 1990. – Гл. III. § 13–21.

Формальная логика / отв. ред. И. А. Чупахин, И. Н. Бродский. – Л., 1987. – Гл. II. § 14–21.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...