Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Военно-политические объединения

31.

Конференция 1972 - С Конференции ООН 1972 г. в Стокгольме принято отсчитывать начало международной системы охраны окружающей среды. После принятия Декларации по окружающей среде произошел всплеск правотворческой деятельности как на национальном, так и на международном уровнях. Кроме того, Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде - (UNEP, United Nations Environment Programme) – организации, которая выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также множеству региональных соглашений по экологии.

Стокгольмская декларация основана на признании ее участниками необходимости общего подхода к восприятию проблем окружающей среды и созданию общих принципов ее сохранения и улучшения.

Декларация принципов, составляющая вторую главу Стокгольмской декларации, включает в себя 26 принципов, в том числе:

- принцип ответственности человека за охрану и улучшение окружающей среды;

- принцип планирования и управления использованием природных ресурсов Земли;

- принцип особой ответственности человека за природные объекты, находящиеся под серьезной угрозой;

- принцип защиты от истощения невосполнимых ресурсов Земли;

- принцип принятия всех возможных мер для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека, нанести вред живым ресурсам и морским видам;

- принцип финансовой и технической помощи развивающимся странам в целях улучшения окружающей среды таких стран;

- принцип планирования населенных пунктов и урбанизации и др.

Конференция 1992 - Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года, стала крупнейшей экологической акцией последнего десятилетия 20 века. В ней приняли участие представители более 170 стран мира – это в общей сложности более 8 тысяч делегатов, а также около 3 тысяч представителей неправительственных международных организаций. Девиз конференции – «Наш последний шанс спасти планету» – как нельзя лучше отразил актуальность и важность решаемых здесь задач, а принятые решения определили многие направления международной политики 1990-х годов, утвердив ряд концептов, в настоящее время составляющих основу европейского пространственного развития (например, устойчивое развитие). Главная тематика конференции, заключающаяся в понимании мировым сообществом множества существующих экологических проблем и необходимости их решения, и обусловила принятые здесь решения. Не секрет, что промышленное развитие является основой развития и благосостояния современного общества. Однако зачастую оно происходит без учета исчерпаемости многих видов природных ресурсов и во вред окружающей среде. Поэтому сохранение окружающей природной среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности, имеет глобальный общемировой характер и затрагивает все государства и каждого человека в отдельности.
Конференция 2002 - Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшаяся в Йоханнесбурге (ЮАР) с 26 августа по 4 сентября 2002 г., произвела оценку достижений, изменений и новых проблем, возникших за период, прошедший после Встречи на высшем уровне «Планета Земля» 1992 г. Это был саммит «осуществления», призванный трансформировать цели, обещания и обязательства Повестки дня на XXI век в конкретные, практические действия.

Встреча на высшем уровне собрала широкий круг заинтересованных сторон. Свыше 22 тыс. участников включали 100 глав государств, более 8 000 представителей НПО, бизнеса и других крупных сообществ, 4 000 представителей прессы. Не меньше участников привлекли и проводившиеся параллельно сопутствующие мероприятия.

Государства-участники согласовали Йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию и 83-страничный План выполнения решений, в котором расставлены приоритеты деятельности. Встреча на высшем уровне вновь подтвердила, что устойчивое развитие является одним из центральных вопросов международной повестки дня и открыла путь для принятия практических, устойчивых мер, необходимых для решения многих из наиболее актуальных мировых проблем. Была расширена и усилена концепция устойчивого развития, особенно в отношении взаимосвязей между экономическим и социальным развитием и охраны природных ресурсов.

Были взяты обязательства по конкретным, ограниченным сроками показателям и целям, в том числе по новым важным задачам, связанным с основными санитарными условиями, использованием и производством химикатов, поддержанием и восстановлением рыбных запасов, снижением уровня потерь в биологическом разнообразии. Получили уточнение новые проблемы, в том числе модели устойчивого производства и потребления, энергетика и горнодобывающая отрасль. Отдельно были рассмотрены конкретные потребности стран Африки и малых островных развивающихся государств. Уникальность и существенное значение итогов Встречи на высшем уровне состояли в том, что согласованные в международном масштабе обязательства были дополнены рядом добровольных партнерских инициатив по устойчивому развитию.

32.

2006 год
Международное соглашение по тропической древесине 2006 года

 

2003 год
Протокол по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды к Конвенции 1992 года по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и к Конвенции 1992 года о трансграничном воздействии промышленных аварий
Протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей к Конвенции 1998 года о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Орхусская конвенция]
Протокол по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

 

2001 год
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях

 

2000 год
Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии

 

1999 год
Базельский протокол об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления
Протокол по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года
Протокол о борьбе с подкислением, эвторофикацией и приземным озоном к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года

 

1998 год
Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата
Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Орхусская конвенция]
Протокол по стойким органическим загрязнителям к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
Протокол по тяжелым металлам к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле

 

1996 год
Протокол 1996 года об изменении конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года
Соглашение по сохранению китообразных Черного и Средиземного морей и прилегающей Атлантической акватории

 

1995 год
Соглашение по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц
Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими

 

1994 год
Международная конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьёзную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке
Протокол к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно дальнейшего сокращения выбросов серы

 

1993 год
Соглашение о содействии соблюдению рыболовными судами в открытом море международных мер по сохранению живых ресурсов и управлению ими

 

1992 год
Конвенция о биологическом разнообразии (См. также Картахенский протокол по биобезопасности)
Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер
Рамочная конвенция ООН об изменении климата
Повестка дня на XXI век
Принципы лесоводства

 

1991 год
Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их трансграничных потоков к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния

 

1990 год
Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству

 

1989 год
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением

 

1988 год
Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния

 

1987 год
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой

 

1985 год
Венская конвенция об охране озонового слоя
Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния

 

1984 год
Протокол к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года, касающийся долгосрочного финансирования Совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП)

 

1982 год
Всемирная хартия природы

 

1979 год
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (См. также Протокол о борьбе с подкислением, эвторофикацией и приземным озоном + Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов + Протокол, касающийся долгосрочного финансирования Совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе + Протокол по стойким органическим загрязнителям + Протокол по тяжелым металлам+ Протокол, относительно дальнейшего сокращения выбросов серы +Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их трансграничных потоков + Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков)
Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных

 

1973 год
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения

 

1972 год
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов

 

1971 год
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц

 

1969 год
Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью

 

1958 год
Конвенция об открытом море
Конвенция о континентальном шельфе
Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне

 

Военно-политические объединения

1. Организация Североатлантического договора, НАТО, NATO

2. Тихоокеанский пакт безопасности, АНЗЮС, ANZUS

3. Региональная система обороны, РСО, RSS

4. Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ

5. Межамериканский договор о взаимной помощи, TIAR

6. Оборонное соглашение пяти держав, FPDA

7. Балтийская Военно-морская Эскадра, BALTRON

8. Движение неприсоединения

Политические союзы и конфедерации

1. Шанхайская организация сотрудничества, ШОС

2. Совет государств Балтийского моря, CBSS

3. Союз южноамериканских наций UNASUR, UNASUL

4. Британское содружество, Содружество, Содружество наций, Commonwealth

5. Африканский союз, АС, AU

6. Союз для Средиземноморья, СдС, MU

7. Боливарианский альянс для Америк, АЛБА, ALBA

8. Союзное государство (России и Белоруссии)

9. Балтийская ассамблея

10. Группа семидесяти семи, G-77

Политико-культурные объединения

1. Международная организация тюркской культуры, ТЮРКСОЙ

2. Франкофония

3. Организация Исламского сотрудничества, ОИС, OIS

4. Латинский союз

5. Тюркский совет

6. Лига Арабских государств, ЛАГ

7. Содружество португалоязычных стран

Интеграционные объединения широкого профиля

1. Организация объединенных наций, ООН, UN

2. Большая восьмерка, Группа-8, G8

3. Всемирная торговая организация, ВТО, WTO

4. Содружество Независимых Государств, СНГ, CIS

5. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ, CSCE

6. Евразийское экономическое сообщество, ЕвроАзЭС

7. Организация американских государств, ОАГ, OAS

8. Содружество демократического выбора, СДВ

9. Европейский союз, ЕС, EU

10. ГУАМ, GUAM

11. Карибское сообщество, КАРИКОМ, CARICOM

12. Совет Европы, СЕ

13. Латиноамериканская ассоциация интеграции, ЛАИ, LAI

14. Северный совет, СС, NC

15. Собз арабского Магриба, САМ, UdMA, UMA

16. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН

17. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, ССАГПЗ

Экономические и валютные союзы

1. Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК, OPEC

2. Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР, OECD

3. Экономическое сообщество стран Центральной Африки, ЭКОЦАС, ЦАВЭС, CEMAC

4. Организация черноморского экономического сотрудничества, ОЧЭС, BSEC

5. Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна, CELAC

6. Организация Восточно-карибских государств, ОВКГ, OECS

7. Организация экономического сотрудничества, ОЭС

8. Экономическое сообщество стран Западной Африки, ЭКОВАС, ECOWAS

9. Сообщество развития Юга Африки, САДК, SADC

10. Большая двадцатка, G-20

11. Западноафриканский экономический и валютный союз, ЗАЭВС, UEMOA

12. Сообщество сахело-сахарских государств, СССГ, CEN-SAD

13. Межправительственный орган по вопросам развития, IGAD

14. Азиатско-тихоокеанское торговое соглашение, АПТА, APTA

15. Совет арабского экономического единства, CAEU

16. Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона

Общие рынки

1. Центральноамериканский общий рынок, MCCA, CACM

2. Андское сообщество, CAN

3. Европейская экономическая зона, ЕЭЗ, EEA

4. Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки, КОМЕСА, COMESA

5. Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство, TPSEP, TPP, P4

6. Южнотихоокеанское соглашение о региональной торговле и экономическом сотрудничестве, SPARTECA

Таможенные союзы

1. Восточноафриканское сообщество, ВАС, EAC

2. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, ТС

3. МЕРКОСУР, MERCOSUR

4. Южноафриканский таможенный союз, ЮАТС, SACU

Зоны свободной торговли

1. Центрально-европейская ассоциация свободной торговли, ЦЕАСТ, CEFTA

2. Европейская ассоциация свободной торговли, ЕАСТ, EFTA

3. Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА, NAFTA

4. Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии, СААРК, SAARK

5. Агадирское соглашение,

6. Зона свободной торговли Большого Ближнего востока, GAFTA

7. Африканская зона сводной торговли, AFTZ, AFTA

8. Евро-средиземноморская зона свободной торговли, EU-MED FTA, EMFTA

Политико-экологические объединения

1. Арктический совет

Политико-образовательные объединения

1. Европейское пространство высшего образования

2. Тихоокеанское сообщество

Постоянные форумы

1. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, СВМДА, CICA

2. Группа Рио

3. Форум «Азия — Европа»,АСЕМ, ASEM

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС

5. Совет Баренцева/Евроарктического региона

6. Конференция парламентариев Арктического региона

7. Форум тихоокеанских островов, ФТО, PIF

8. Исламская восьмерка, D-8

9. Трехсторонний форум Турции, Афганистана и Пакистана

Прочие соглашения и объединения

1. Шенгенское соглашение

2. Евро-средиземноморское партнёрство

 

34.

Ещё полвека назад озеро занимало 66,1 тыс. кв. км. Его объём был более 1000 км3. Наибольшая глубина составляла 69 м, а преобладали глубины 25-35 м. Соленость воды была 8-14 г/л. В 80-х годах ХХ века уровень озера понизился почти на 15 м, площадь сократилась почти вдвое, а объём - в 3 с лишним раза. Соленость повысилась до 25-50 г/л. Озеро разделилось на две части - Малый (Северный) и Большой Арал. Изменила своё русло Сырдарья и стала впадать не в Большой, как раньше, а в Малый Арал. Исчезла пресноводная рыба. Оставшаяся - лещ, жерех, судак, сазан - на грани исчезновения.

За свою историю Арал не раз уже исчезал и наполнялся вновь. Научно подтверждено, что за 100 веков было 9 таких циклов. Озеро является остаточным от древнего моря, и его уровень напрямую зависит от баланса впадающих рек и осадков - с одной стороны, и от испарения и просачивания - с другой. Сокращение водности впадающих рек неизменно ведёт к снижению его уровня, что и произошло с Аралом после того, как человек во всё более возрастающих объёмах начал использовать воды рек Сырдарья, Амударья и их притоков для своих нужд.

Высыхание Арала - главная проблема, повлекшая за собой огромный веер экологических последствий, различных по своей специфичности и масштабности. "Здесь будет город-сад!" - с этим лозунгом шло освоение полупустынных и сухостепных пространств Средней Азии и юга Казахстана, достигшее апогея
в ХХ веке. "Долина, чудная долина, цветущий дивный сад,..." - такие строки посвящают Чуйской долине современники. А ведь не более 200 лет назад лишь башня Бурана одиноко возвышалась над ней, да и 100-120 лет назад она ещё не напоминала "долину вечных снов, растений и цветов". Многочисленные реки, стекающие с Киргизского хребта каждые 5-10 км, оживили этот некогда мрачный и суровый край. Но в результате они оставили без подпитки р. Чу - один из некогда крупнейших притоков Сырдарьи. Но не только чуйских вод лишилась Сырдарья. "Чудные"места появлялись в нашем регионе, как грибы после дождя. Но ведь, если где-то прибывает, то где-то и убывает, - так гласит закон сохранения материи. Каракумский канал, протяженностью около 1300 км, "поит"более 7 млн. кв.км земель и множество крупных и не очень населенных пунктов Туркмении. Суровость реалий в том, что сейчас невозможно "вернуть"воду Аралу, т.к. в "чудных"местах проживают миллионы людей, и их жизнь полностью зависит от воды, отнятой у озера.

 

35.

Решив вопрос со "спорной"землей, Казах­стан почти сразу же столкнулся с новой проблемой - водной. Для Республики Казахстан использование водных ресурсов трансграничных рек - это особая и достаточно серьезная тема. По оценкам экспертов, Казахстан является одной и стран Евразийского континента, которая в значительной степени испытывает дефицит водных ресурсов. Около половины поверхностных вод республики (44,9 куб км.) поступает с территории сопредельных государств. За последние 15 лет наблюдается тенденция сокращения естественных ресурсов поверхностных вод Казахстана. При этом и общего объема сокращения годового стока, около 90% составляет сокращение стока и соседних государств. КНР, в свою очередь, тоже испытывает дефицит водных ресурсов и нуждается во все возрастающих их объемах для обеспечения потребностей промышленности, сельского хозяйства и снабжения растущих городов. В этом контексте вопрос урегулирования водных отношений Казахстана и Китая имеет стратегическое назначение для обоих государств. Экономическое значение реки Иртыш для Казахстана достаточно велико. В бассейне реки на территории нашей республики проживает около 2,5 млн. человек. В этом районе расположены крупные промышленные центры -Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар.

Водные ресурсы реки Иртыш используются для обеспечения районов Центрального Казахстана. Более того, дальнейшие перспективы развития энергетики, промышленности и сельского хозяйства во много связаны с использованием ресурсов этой реки. Расширение использования водных ресурсов реки Иртыш на территории Китая способно повлечь ряд негативных последствий для Казахстана как социально-экономического, так и экологического характера. В экономической области возможны:

Дезорганизация работы ряда предприятий;

Нанесение ущерба рыбному хозяйству и аграрному сектору, снижение урожайности сельскохозяйственных культур, деградация пастбищ;

сокращение водного стока и проблемы загрязнения воды промышленными отходами (как со стороны КНР, так и Казахстана) приведут к увеличению естественной концентрации в воде вредных веществ, что сделает ее практически непригодной для хозяйственного потребления в низовьях Иртыша и др.

Среди экологических последствий эксперты выделяют следующие:

аридизация климата:

нарушение естественного водного баланса и природного равновесия в зоне озера Зайсан (в дельте Иртыша на территории Казахстана).

 

36.

 

Шли годы и десятилетия. Постепенно нефть из экономической субстанции превратилась в политическую. Общемировые влияния со всех сторон континента неумолимо сшибались здесь, в центре Евразии. Политика превратилась в непредсказуемую вершительницу народных судеб. Яркий тому пример- последние события вокруг правового статуса Каспийского моря.

Известно, что нефть нельзя черпать беспредельно, но со временем пластовое давление падает, а нефть как и др. ископаемые залегает пластами. Макат - старейший нефтепромысел Эмбы, в котором нефть добывают более 50 лет, однако уровень добычи не снижается. Нефть Маката дает высокосортные виды топлива и смазочные масла. На месторождении Кульсары добывается 40% нефти всего бассейна. Это крупнейшее месторождение, где действуют фонтанирующие скважины. Фонтанирующая добыча нефти считается самой дешевой и высокопроизводительной. Вместе с нефтью в воздух фонтанируют и газы. На десятки километров видны иногда горящие факелы. Часть такого газа используется для бытовых целей, но в большинстве случаев пропадает. Чтобы не пропадали колоссальные запасы газа,в настоящее время используется метод обратной откачки газа в истощенный пласт. Этот прогрессивный метод дает возможность сохранить газ на будущее и одновременно очистить окружающую среду от вредных примесей. Современный человек, живущий на берегах Каспия, с непонятным упорством воюет против выработанных природой законов, вместо того, чтобы разумно приспосабливать их к своим нуждам.

Проблемы Казахстанского Прикаспия являются частью общих ключевых проблем всего каспийского сектора. Для их решения необходимы современные мероприятия по сбалансированному использованию биоресурсов и углеводородного сырья. Какзахстан является одной из 5 частиц международной каспийской экологической проблемы. Целью этой долгосрочной программы является оздоровление и сохранение чувствительной экологической системы Каспия. Активная позиция РК нашла отражение в возложении ответственности на Казахстан за деятельность руководящего комитета.

Благодаря широкому применению нефти ее добыча увеличилась с 10 млн. баррелей в день в 1950 годах до 65 млн. баррелей в 1990 г. И за эти 40 лет нефть стала основным источником сырья в мире. Нефть стала играть ключевую роль в мекждународных отношениях. В 1960 г. была создана ОПЕК (организация стран экспортеров нефти) в которую вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла.

На Каспии не было еще крупных экологических катастроф подобных катастрофе 1989 г. в Заливе принца Вильяма на Аляске, когда нефтяной танкер Эксон Вальдес напоролся на подводный риф. Тогда в море вылилось около 240 тысяч баррелей нефти, что привело к загрязнению 1600 км береговой линии, включая побережье 3 национальных парков и 5 заповедников. Несмотря на меры по ликвидации последствий аварии, природе был нанесен непоправимый ущерб. Проблемы добычи нефти на Каспии не могут не волновать. Выбросы нефти в море происходят при мойке танкеров, при авариях на морских нефтедобывающих платформах, при ее транспортировке. По поверхности воды тонкой пленкой разливается нефтяное пятно. Что привело к уменьшению количества рыб осетровых пород на Каспии и приводит к массовой гибели Каспийских тюленей и птиц.

Озеро Балхаш стремительно мелеет и загрязняется. Такого мнения придерживаются казахстанские экологи и ученые, передает агентство со ссылкой на газету "Казахстанская правда".

"Экологи, водники, ученые давно бьют тревогу: крупнейшая озерная экосистема Земли стремительно мелеет и загрязняется. Речь об озере Балхаш, которому грозит судьба Арала", - пишет газета.

"Особенность этого голубого прекрасного "зеркала"в том, что половина его воды - пресная, половина - соленая... Сейчас соленой воды становится все больше, потому что уменьшается объем озера. Причина - увеличение водозабора из реки Или пользователями, причем основная стокообразующая часть бассейна расположена в КНР. В результате Балхаш стал получать в два раза меньше прежнего объема воды", - говорится в тексте.

По данным издания, в регионе Иле-Балхашского бассейна проживает около 3 млн человек, в связи с этим водные проблемы приведут к серьезным социально-экономическим последствиям. Анализируя, как реализуются решения международного форума "Балхаш-2005", заместитель генерального директора Евразийского центра воды Болат Бекниязов вынужден был признать, что выполнена лишь часть рекомендаций.

"Не был создан Иле-Балхашский природный парк. А программа по решению экологических, водных проблем Балхаша 2006 - 2009 годов не имела достаточного финансирования, оказалась слишком короткой по срокам и никак не связана с областными и районными программами развития", - поясняется в статье.

Несмотря на большое количество подписанных странами Центральной Азии соглашений, проблемы трансграничных водотоков не решаются. После долгих десяти лет непрерывных консультаций между Казахстаном и Китаем только очерчены контуры предстоящего процесса вододеления по трансграничным водотокам, сообщает издание.

"Экологические проблемы в бассейне озера продолжают расти. Загрязняются воздух и вода, накапливаются токсичные и другие опасные отходы. Стихийные свалки мусора, отсутствие канализационных систем, застройка водоохранных зон жилыми домами, станциями техобслуживания, банями, кафе продолжаются по рекам Малая и Большая Алматинка, Есентай и многим другим в городах и областях бассейна", - отмечается в публикации.

По мнению заместителя начальника Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции Комитета по водным ресурсам Жолдаса Аманбаева, к внутренним проблемам относится тот факт, что износ ирригационных систем превысил 60% и за последние 15 - 20 лет ни реконструкций, ни ремонта на водохозяйственных объектах не проводилось. Кроме того, в крупных городах расточительно используют питьевую воду для технических нужд промышленные предприятия и автомойки.

38.

На берегах другой крупной трансграничной реки Или китайскими властями запланировано строительство свыше 30 электростанций, больше десяти крупных водохранилищ, плотин и иных ГТС. В настоящее время водозабор из реки Или на китайской территории составляет около 3,5 км куб. в год, по прогнозам, в ближайшие годы он может возрасти до 5 км куб. По экспертным оценкам, реализация всех запланированных проектов на реке Или приведет к тому, что к 2050 г. сток реки в Казахстане уменьшится на 40%. Более того, после ввода в строй промышленных, в основном нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих, предприятий в бассейне реки на территории Китая, увеличится загрязнение речной воды. Эти проблемы, вкупе с наблюдаемым природным дефицитом воды в реке Или, могут способствовать резкому обмелению озера Балхаш. Река Или дает около 75% всего притока воды в озеро Балхаш.

39.

В различных видах научной и практической деятельности человека издавна применяется метод наблюдения — способ познания, основанный на относительно длительном целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. Блестящие образцы организации наблюдений за природной средой описаны еще в первом веке нашей эры в "Естественной истории"Гая Секунда Плиния (старшего). Тридцать семь томов, содержавших сведения по астрономии, физике, географии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, истории, служили наиболее полной энциклопедией знаний до эпохи средневековья.

Много позднее, уже в XX веке, в науке возник термин мониторинг для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и времени.

В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу.

В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологический мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

о состоянии окружающей среды;

о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия);

о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

о существующих резервах биосферы.

Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.

Экологический мониторинг в РК определяется: как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.

В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями мониторинг включает три основных направления деятельности:

наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;

оценку фактического состояния среды;

прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

40. Город растет и расходует больший объем воды, чем раньше. Новый водоканал обойдется Астане минимум в 3,3 млрд долл.

Свою позицию о срочной экономической необходимости строительства канала от Иртыша до Ишима через Астану высказал Анатолий Рябцев, доктор технических наук, председатель правления «Казгипроводхоз».

– На мой взгляд, – сказал эксперт, – уже к 2020 году в Астане возникнет дефицит воды, который будет постоянно возрастать. Согласно расчетам, если не будет осуществлена переброска, то в Астане и прилегающих к ней территориях, показатель водообеспеченности к 2040 году упадет до 0,84 тыс. кубометров на человека, а это вдвое ниже критического.

Три варианта решения проблемы

Технически реализация этого проекта, как полагает специалист, возможна в трех вариантах: «Северный», «Центральный» и «Южный». Однако вариант «Северный» уже исключен из дальнейших расчетов, как явно невыгодный: его строительство создаст необходимость переноса 7 населенных пунктов, в которых проживает 5 тыс. человек. Кроме того, в зону затопления попадают автомобильные дороги, линии электропередач и другие объекты.

Остается два варианта решения проблемы. Либо канал длиной 353,7 км, который будет проходить от водохранилища Шидерты до р. Иртыш в земляном русле, из них 130 км – по скальным и полускальным породам. Кроме того, по трассе канала предусматривается строительство Софиевского и Акжарского водохранилищ. Этот вариант называется «Центральный».

Либо вариант «Южный», который планируется провести по закрытому железобетонному водоводу вдоль левого берега Ишима.

Между тем, министр охраны окружающей среды республики Нурлан Каппаров склонен к варианту «Центральный», тогда как акимат Астаны считает более целесообразным строительство канала «Южный».

Методы очистки воды — способы отделения воды от нежелательных примесей и элементов. Существуют несколько методов очистки и все они входят в три группы методов:

механические

физико-химические

биологические

Наиболее дешевая — механическая очистка — применяется для выделения взвесей. Основные методы: процеживание, отстаивание и фильтрование. Применяются, как предварительные этапы.

Химическая очистка применяется для выделения из сточных вод растворимых неорганических примесей. При обработке сточных вод реагентами происходит их нейтрализация, выделение растворенных соединений, обесцвечивание и обеззараживание стоков.

Физико-химическая очистка применяется для очистки сточных вод от грубо- и мелкодисперсионных частиц, коллоидных примесей, растворенных соединений. Высокопроизводительный, но в то же время дорогой способ очистки.

Биологические методы применяются для очистки от растворенных органических соединений. Метод основан на способности микроорганизмов разлагать растворенные органические соединения.

В настоящее время из общего количества сточных вод механической очистке подвергается 68 % всех стоков, физико-химической - 3 %, биологической — 29 %. В перспективе предполагается повысить долю очистки биологическим методом до 80 %, что улучшит качество очищаемой воды.

Основным методом повышения качества очистки вредных выбросов предприятиям при рыночной экономике является система штрафов, а также система плат

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...