Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нервизм, история и современность.




Московская и Петербургская школы неврологии.

Первое в России неврологическое отделение было открыто в 1869 г. на базе Ново-Екатерининской больницы в Москве. Инициатор и руководитель - Кожевников, читал студентам факультативный курс по нервным болезням, создал первый учебники России по нервным и душевным болезням, позже еще отделение - в Старо-Екатерининской больнице в Москве, еще позже по его инициативе построена Клиника НБ. С 1884 г. нервные и душевные болезни преподаются в медицинских факультетах, открываются кафедры и клиники. Под руководством Кожевникова изучались заболевания нервной системы, психические расстройства при алкоголизме и отравлении промышленными токсинами, описан синдром Корсакова, изучена Кожевниковская эпилепсия, создал журнал «Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», он - основатель московской школы невропатологов, которая строилась на базе тер.службы, к ней относится: Рот, Даршкевич, Россолимо, Маргулис, Шмидт, Боголепов. В 30-е гг 20 в. Бурденко и Крамер в Москве создают Институт, в котором работали нейрорентгенологи, нейроофтальмологи, отоневрологи. В 40-х - Институт неврологии АМН СССР (Коновалов, Шмидт, Ткачев).

В С-Петербурге неврология развивалась на базе созданной в 1857 г. кафедры душевных болезней ВМА, где курс нервных болезней читал Межковский, а затем зав.каф. Бехтерев, при котором создана неврологическая клиника. П.школа: Блюменау, Жуковский, Аствацатуров и др. Бехтерев открыл нейрохирургическую операционную при ВМА
Наши неврологи - организаторы неврологической помощи: открывали новые клиники, вели борьбу с социальными заболеваниями (алкоголизм, нейросифилис, неврозы и пр.). В нач. 20 века в С-П создана одна из первых каф. хирургической невропатологии - Пуусепп во главе (он в Витебске организовал спец. военный н/х госпиталь). В 20-х годах 20 века в С-П открылся институт хирургической неврологии - Н/Х институт им. Поленова. Бехтерев - Основы учения о функции мозга, проводящие пути головного и спинного мозга общая рефлексология, Общая диагностика нервных болезней.
Учебники, монографии, Давиденков - наследственные болезни НСи, Коновалов – гепатоцеребр-ая дистрофия, Боголепов – коматозные состояниям, Шмидт – сосудисто-мозговая патология. Сейчас: сосудисто-мозговая патология, демиелинизирующие заболевания, болезни периферической нервной системы, нейроонкология, нейротравматология, эпилепсия, соматоневрология.

Казанская и Иркутская школы неврологии.

У истоков казанской школы XIX-ХX - Бехтерев, Даркшевич, Омороков. Преподавали нервные болезни на кафедре частной патологии и терапии с 1873г. при Виноградове (терапевт) - действие инфекции (сифилис) на нервную систему, диагностика, локализация опухолей мозжечка, продолговатого и спинного мозга, описал бульбарный паралич при дифтерии и альтернирующего паралича при опухоли мосто-мозжечкового угла и полушарий мозжечка, изолированное проведение глубокой и поверхностной чувствительности по разным путям. Бехтерем потом заведовал кафедрой. Даркшевич Создал собственный метод морфологического исследования нервной системы, обращал внимание на белое вещество, изучая проводящие пути. Казанская школа - изучение анатомии мозга, его проводящих путей, а также патологической анатомии нервной системы при различных ее заболеваниях с максимальным использованием результатов морфологического исследования при оценке клинических данных. Даркшевич выпустил "Курс нервных болезней", ядро заднего продольного пучка носит его имя. Иркутская школа: Кафедра невропатологии и психиатрии - в 1921г. при медфакультете ИГУ, с 1927г. - разделение. Основатель - проф. Казанской школы Дашкевича Топорков - до 1932 года. В 1933-1934 гг. - Савченко (ректором института). 1935-76г. Заслуженный деятель науки РФ, проф.Ходос. 1977-80 гг. - Бурцев (стал ректором ГИДУВа), с 1980г. - Заслуженный врач Р.Ф., профессор В.И. Окладников. В развитие, формирование медицинского, гражданского и общественного облика кафедры внесли неоценимый вклад доценты Мельникова, Головных, Кожова, Явербаум, Берденникова, Кораиди (ныне профессор ГИДУВа), ассистенты С.У. Штейнберг, Э.А. Монжиевский, Л.И. Краснова, С.И. Богатырева, М.А. Валиулин, Ю.И. Секунда, Н.П. Кичкильдеев. В последние годы успешно защитили кандидатские диссертации молодые ученые Портнягина, Васильев, Лаврик. Быков уже дмн, профессор кафедры нервных болезней и проректор университета. Кафедра неврологии преподает на пяти факультетах. Диагностическая и лечебная работа - на современном уровне: ЭЭГ, ЭМГ, УЗДГ, полиграфия сна, психологическое тестирование, физио- и психотерапевтические методы, иглорефлексотерапия, ЛФК, мануальная терапия. Более 2000 научных работ.

Сначала изучали нейросифилис (Топорков, Штейнберг), затем эпилепсию (Ходос, Кораиди,Окладников). В годы войны изучались травматические повреждения и огнестрельные ранения нервной системы (Х.Г. Ходос), энцефалит (Кондакова, Жукова), рассеянный склероз (Кожова, Ходос), патология кровообращения г/м (Мельниковв, Быков), сирингомиелия - Валиулин. Детская неврология - Берденникова, неврозы и психосоматические расстройства (Х.Г. Ходос, В.И. Окладников), действия новых методов лечения и лекарственных препаратов (Ю.Н. Быков, Ю.Н. Васильев, Ю.И. Секунда, В.И. Окладников). Рационализаторские предложения и изобретения, компьютерные диагностические и лечебные программы. Научный коллектив проводит большую консультативную работу, оказывая помощь здравоохранению Бурятии, Братска, Усть-Илимска, врачебно-санитарной службе БАМа.

Нервизм, история и современность.

Невризм - направление, возникшее в середине 19 века, признающее главенствующую роль нервной системы во всех нормальных и патологических проявлениях организма. Попытки связать мыслительную и психическую деятельность с головным мозгам были у Гиппократа и Галена, замечена связь деятельности 1/2 г/м и противоположной 1/2 тела. Патогенез всех болезней объяснялся гуморальной теорией. Баланс флегмы, крови, черной и желтой желчи обеспечивали нормальное состояние. В конце 17 века Томас Вилис, автор термина "неврология", положил начало развитию локализацизма: общая чувствительность - в полосатом теле, собственные чувства - в мозолистом теле, память - в коре. Галль предполагал, что умственные и моральные качества локализовались в определенных участках поверхности мозга, чем больше развито корковое представительство, тем выраженнее качество. В 1842г. Флоренс и Галлер выдвинули тезис о равноценности коры, появилась теория универсализма. Далее - учение о локализации функций в коре мозга - 1861г. Брок - поражение речи по моторному типу при повреждении третьей лобной извилины и клинически доказал неравноценность коры. 1874г. - Вернике открыл "центр сенсорного образа слова". В 1864г. Джексон - трехуровневая система: нижний-стабильные функции, средний - сеномоторный уровень, и наивысший - мышление. В 19 веке нервизм окончательно сформировался: Павлов - безусловные и условные рефлексы, Бехтерев - лобные доли регулируют психическую деятельность, Ухтоминский - доминанта нервного центра - совокупность ганглионарных участков, взаимно возбуждающих друг друга, Сеченов - рефлексы г/м, с/м, Бренштейн - движение - руброспинальный, таламо-паллидарный, пирамидо-стриальный, и теменно-премоторный и уровни, лежащие выше уровня действий, координирующие речь и письмо. Каждый очередной уровень обеспечивает полноценность движения. Лурия - 3 функциональных блока: 1 - РФ, таламус, гиппокамп, хвостатое ядро (регуляция тонуса и бодрствования), 2- задние отделы коры, и межпроекционная теменная область коры (переработка и хранение информации); 3 - перфорантные отделы мозга (программирование, регулирование и контроль сложных форм деятельности и при поражении нарушается сигнальная регулирующая функция речи).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...