Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для повторения и обсуждения




Вопросы для повторения и обсуждения

1. Каковы основные функции контроля

2. От чего зависит эффективность контроля

3. Основные виды контроля

4. Каковы основные этапы процесса контроля

                                          Литература:  

                 

 Основная:

1. Виханский  О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарики,  2018. – 528с

2. Егоршин А. П. Основы менеджмента: Учебник/ А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М,  2018. – 288 с.

3. Мескон, М. Основы менеджмента / Мескон М. и др. –  М.: Диалектика, 2019. – 672 c.

4. Хижняк, А. Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А. Н. Хижняк, И. Е. Светлов. – М.: Инфра-М, 2019. –  160 c.

 

Дополнительная:

1. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.

2. Беляев, В. М. Основы менеджмента на транспорте: Учебник / В. М. Беляев. - М.: Академия, 2017. - 240 c.

3. Кисляков Г. В., Кислякова  Н. А. Менеджмент: основные термины и понятия: Словарь/ Г. В. Кисляков, Н. А. Кислякова. – М.:  НИЦ ИНФРА-М", 2019. – 176 с.

4. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с.

 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

– Административно-управленческий портал AUP. Ru

http: //www. aup. ru;

– Портал «Библиотека менеджмента»   

http: //www. managment. aaanet. ru;

– Сайт «info management» http: //infomanagement. ru

 

 

           

                  

       Лекция 7. Внутрифирменное стратегическое и оперативное планирование

План лекции

1. Управленческие стратегии

2. Планирование деятельности организации

3. Методы обоснований бизнес-планов

 

1. Управленческие стратегии

 

Общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограничен­ные ресурсы, получила название управленческой стратегии (греч. стратегия - ис­кусство полководца). Стратегия помогает сосредоточиться на главных проблемах и отбросить второстепенные.

Стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Эти решения, имеющие долгосрочный характер, определяют:

направления формирования и развития организационного потенциала;

характер и способы осуществления деятельности на рынке для достижения конкурентных преимуществ.

На среднем и низовом уровнях управления стратегия дополняется и конкрети­зируется тактикой (краткосрочной стратегией). Последняя представляет собой со­вокупность управленческих решений, отражающих оптимальный вариант реше­ния стратегических задач в существующих условиях или с учетом новых и непред­виденных обстоятельств.

Стратегия включает в себя несколько элементов:

во-первых, систему целей , в которую входят миссия, генеральная цель, общеор­ганизационные и специфические цели;

во-вторых, приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов и осуществ­ления действий;

в-третьих, правила , регламентирующие процесс реализации стратегии, напри­мер формирования организационной структуры, осуществления внутреннего взаимодействия, выполнения специальных операций и т. п.

В любой момент внутри организации и вне ее возникают новые обстоятельства, которые в концепцию стратегии не укладываются. Они могут, например, открыть новые направления деятельности или заставить отказаться от  прежних; способствовать развитию или, наоборот, замедлить его.

Чтобы не менять в связи с этим стратегию в целом, организация при необходимости может ставить и реализовывать дополняющие и развивающие ее стратегические задачи (однако если ситуация меняется коренным образом, стратегию приходится  обновлять тоже).

При их формулировке учитывается возможность:

приближения к главной цели организации (если от движения к ней пришлось в той или иной степени отступить);

решения дополнительно возникших проблем;

получения наибольшей выгоды или избежания ущерба.
    К стратегии предъявляются следующие требования:

1) реальность, выполнимость;

2) соответствие потенциалу организации, политике руководства, опыту и навыкам персонала, культуре, системе мотивации;

3) этичность (в процессе реализации стратегии допустимы только «правильные», соответствующие нормам морали и права действия);

4) внутренняя целостность, непротиворечивость элементов, например долгосрочных и краткосрочных целей;

5) совместимость со средой, позволяющая эффективно с ней взаимодействовать (формировать среду или изменяться под ее влиянием);

6) обеспеченность ресурсами;

7) оправданная рискованность.

Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий. К ним относятся:

генеральная стратегия , отражающая способы осуществления миссии и главной  цели организации;

специальные стратегии для отдельных особых случаев, например стратегия банкротства;

функциональные стратегии , которые определяют пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами.

По мнению одного из ведущих западных исследователей данной проблематики Б. Карлофа, существует ряд основных факторов, которые влияют на стратегию любой организации и придают ей специфические свойства:

миссия организации. При ее пересмотре, происходящем в результате изменения  общественных приоритетов и потребностей, стратегия должна корректироваться. Степень соответствия стратегии миссии и целям организации получила название ревалентности (последняя может быть полной, частичной или вообще отсутствовать).

конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками или к которым стремится (считается, что они оказывают на стратегию наибольшее влияние).

характер выпускаемой продукции, особенности ее сбыта, послепродажного об­служивания, рынки и их границы;

организационные факторы (структура компании и ее возможные изменения,

система управления, степень интеграции и дифференциации внутренних процессов и проч. );

располагаемые ресурсы (материальные, финансовые, информационные, кад­ровые и др. ). Чем они больше, тем масштабнее может быть стратегия; потенциал развития организации, совершенствования ее деятельности, рас­ширения масштабов, роста деловой активности, инноваций;

культура и компетентность управленцев, уровень притязаний и предприим­чивости руководства, способность последнего к лидерству, внутренний кли­мат в коллективе.

Кроме моментов, перечисленных Б. Карлофом, на стратегию влияет также сте­пень рискованности деятельности организации, ее зависимости от внешней среды и от ранее принятых на себя обязательств, уровень подготовки и опыта кадров.

Стратегия лежит в основе курса действий - системы ориентиров, которых орга­низация придерживается в повседневной деятельности. Он ограничивает область принятия решений, обеспечивает их соответствие целям, придает единство разным типам планов. В то же время курс действий должен предоставлять и определенную свободу.

Курс действий, дополняемый практическими ограничениями, чаще всего офици­ально не объявляемыми, составляет содержание политики как общего руководства к принятию решений и действиям в той или иной сфере жизни организации.

Нормы и порядок поведения (последовательность и способы выполнения дей­ствий) в конкретной ситуации предписывают правила. Управлять с их помощью легче, чем рассматривать каждый случай в отдельности, ибо они уменьшают разно­гласия между людьми, обеспечивают автоматизм их действиям в стандартных условиях.

Число правил обычно бывает ограниченным, поскольку их разработка для всех случаев жизни невозможна, и исполнители должны иметь определенную свободу действий. Кроме того, излишняя регламентация порождает бюрократизм.

Набор правил, выполняемый в определенной последовательности, называется процедурой. Примером ее является сдача экзамена, посещения врача и т. п.

Стратегии можно классифицировать по многим основаниям, поэтому рассмотрим лишь главные.

По степени сложности стратегии делятся на простые и сложные. Первые имеют в качестве объекта один хозяйственный процесс, вторые связаны с несколькими.

По направленности выделяются стратегии предпринимательского типа, ориенти­poвaнныe на использование внешних возможностей, и стратегии рационалистиче­ского типа, сконцентрированные на развитии внутреннего потенциала.

По сфере осуществления стратегии можно классифицировать на финансовые, кадровые, производственные, маркетинговые и проч.

Исходя из содержания говорят о стратегиях функционирования (конкурентных) и стратегиях развития. Ввиду особой важности остановимся на них подробнее.

Конкурентные стратегии обусловливают действия организации на рынке с це­лью достижения конкурентных преимуществ. По мнению американского исследо­вателя М. Портера, можно выделить три основных варианта таких стратегий.

1. Стратегия лидерства в низкиx издержках встречается чаще всего. Она ориен­тирует фирму на получение дополнительной прибыли за счет экономии на посто­янных затратах. Такая экономия образуется в результате максимизации объемов продаж, отказа от дорогостоящих программ и проектов, использования дешевого сырья, простых технологий и проч. Низкий уровень затрат позволяет снижать цены, завоевывать новые рынки, создает входные барьеры для конкурентов и товаров-заменителей. Стратегия эффективна, если ценовая конкуренция является преобладающей, выпускаемый продукт стандартен или однороден, используется всеми одинаковым способом; покупатели в основном крупные; спрос по цене эластичен; существует мало возможностей диверсификации.

Реализация этой стратегии на практике осложняется:

инфляцией, удорожающей ресурсы, обесценивающей получаемую прибыль;

отсутствием сегодня однозначной связи между масштабами деятельности и уровнем издержек;

сложностью переориентации массового производства из-за его инерционности;

привлекательностью стратегии для конкурентов, находящих собственные ме­тоды уменьшения затрат;

частыми изменениями вкусов потребителей, обесценивающими прежние технологии и инвестиции в них.

Поэтому фирмы, использующие такую стратегию, должны тщательно отслежи­вать изменения ситуации и быть готовыми быстро осуществлять модернизацию производства, вносить коррективы в ассортимент, обеспечивать гибкость рыноч­ного поведения и цен.

2. Стратегия дифференциации связана с производством уникальных видов то­варов, что позволяет устанавливать высокую их цену. Рост числа модификаций приводит к увеличению затрат, но одновременно и к объему реализации, а следова­тельно, прибыли, частью которой можно делиться с поставщиками, привязывая их к себе.

Дифференциация уместна, если может осуществляться многими способами, покупателей не удовлетворяет стандартная продукция; они стремятся к эксклюзив­ности, привязаны к фирме и торговой марке, мало чувствительны к цене, имеют су­щественно различающиеся вкусы и потребности. Все это создает высокие входные барьеры для конкурентов и товаров-заменителей.

Стратегия дифференциации в некотором роде противоречит предыдущей, так как из-за незначительного размера партий выпускаемой продукции полностью нельзя использовать эффект экономии на масштабах производства.

Предпосылками ее внедрения являются широкая известность фирмы, высокое качество продукта, интенсивная работа с потребителями, умелая политика ценооб­разования.

В то же время у такой стратегии немало слабых мест:

дифференциация не безгранична;

покупатель не всегда может должным образом оценить уникальность товара
или она окажется мнимой;

существует опасность снижения привлекательности продукции в результате
изменения системы ценностей, появления импортных или аналогичных то­
варов и т. д.

Поэтому предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.

3. Стратегия фокусирования предполагает обслуживание узкого сегмента по­требителей с особыми запросами, где можно достичь конкурентных преимуществ путем реализации одной из описанных выше стратегий или обеих вместе.

Однако эти преимущества можно потерять вследствие высоких затрат, недоста­точной дифференциации деятельности или продукта, а также возможности сравни­тельно легкого проникновения в сегмент конкурентов с более низкими издержками.

Стратегия целесообразна, когда существуют лица с особыми запросами, четко выделяющиеся на фоне остальных (например, территориально), а ресурсы фирмы невелики и не позволяют обслуживать большие группы покупателей со стандартными потребностями.

           Считается, что для крупных фирм в целом предпочтительнее придерживаться стратегии дифференциации, для мелких — фокусирования.

               Помимо перечисленных М. Портер выделяет портфельную стратегию , предполагающую  ориентацию на производство и реализацию широкого  accopтимента товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Она гарантирует фирме стабильные, хотя и невысокие доходы.

           Стратегия предполагает приобретение в новых отраслях объектов для инвестирования свободных средств; заполнение пробелов в производственной цепочке и  укрепление существующих позиций; выход из неперспективных отраслей; продажу неиспользуемого имущества и проч.

       Если конкурентные стратегии в первую очередь связаны с текущей деятельностью  фирмы, то стратегии развития в качестве объекта имеют ее потенциал и позиции на рынке (степень охвата, конкурентные преимущества и др. ).

В настоящее время принято говорить о четырех видах таких стратегий: роста, умеренного роста, сокращения, комбинированной.

Стратегия роста присуща прежде всего молодым фирмам, стремящимся к лидерству  в своей области либо функционирующим в научно-производственной сфере.

В настоящее время принято говорить о четырех видах таких стратегий: роста, умеренного роста, сокращения, комбинированной.

Стратегия роста присуща прежде всего молодым фирмам, стремящимся к лидерству  в своей области либо функционирующим в научно-производственной сфере.

Она обеспечивает фирме наращивание конкурентных преимуществ за счет активного внедрения на новые рынки, диверсификации производства, постоянного осуществления нововведений. Это предполагает высокие темпы развития, измеряемые десятками процентов в год. Такой стратегии следует, например, фирма Microsoft.

      Стратегия умеренного роста присуща организациям, твердо стоящим на ногах  и действующим в традиционных отраслях, например в автомобилестроении. Темпы здесь существенно ниже — несколько процентов в год. Больше и не требуется, ибо рынки в достаточной мере насыщены, а быстрое кардинальное обновление ассортимента, поддерживающее высокий спрос, невозможно.

     Необходимость следовать стратегии сокращения масштабов деятельности используют фирмы, производящие неконкурентоспособную продукцию. В рамках этой стратегии происходит их санация ликвидация части подразделений и уход из неперспективных рыночных сегментов. Это позволяет избавиться от всего лишнего и обеспечить конкурентные преимущества на стагнирующих рынках.

      Но чаще всего на практике имеет место комбинированная (селективная) стратегия, включающая в себя в различном сочетании элементы предыдущих.

    В ее рамках одни подразделения (рыночные сегменты) фирмы развиваются быстро, другие — умеренно, третьи стабилизируют свое положение.    

В итоге в зависимости от конкретного сочетания данных подходов будет иметь место общий рост, общая стабилизация или общее сокращение потенциала фирмы и ее рыночных позиций. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует ре­альному многообразию хозяйственной жизни.

По характеру поведения на рынке можно выделить три вида стратегий: наступа­тельную, наступательно-оборонительную (стабилизационную) и оборонительную (стратегию выживания).

Классические наступательные стратегии применяются фирмами, которые об­ладают для этого реальными возможностями (действительными или потенциаль­ными лидерами). Они чаще всего реализуются через процессы диверсификации производства, его кооперации или интенсификации рынка.

Диверсификация осуществляется в форме прямого или портфельного инвестиро­вания, а также кооперации.

Прямое инвестирование предполагает вложение средств в создание или реконст­рукцию реальных объектов. Портфельное в приобретение пакетов акций соответ­ствующих фирм.

Диверсификация может быть:

вертикальной , предполагающей внедрение в сферу деятельности поставщиков или потребителей, т. е. в предыдущее и последующее звенья технологической
цепочки;

горизонтальной , связанной с проникновением в смежные отрасли (связанная диверсификация), дополнением существующего производственного потен­циала;

конгломератной (несвязанной), которая преследует цель усиления экономи­ческой устойчивости компании путем вхождения в новые непрофильные от­расли и общего увеличения активов.

Кооперация чаще всего происходит в форме соглашений о техническом обуче­нии и помощи в освоении технологий; совместных исследованиях, разработках, производстве или сборке; о лицензировании и ноу-хау; об организации совместных предприятий.

Интенсификация рынка может заключаться в его развитии, географической и иной экспансии.

Наступательная стратегия позволяет совершить на рынке прорыв и в течение 2—3 лет удерживать лидирующие позиции. Но она сложна в реализации, связана с риском и оправдана лишь при точном выборе рыночной ниши.

Наступательно-оборонительная стратегия реализуется в условиях, когда необ­ходимо исправлять пошатнувшееся положение фирмы. Она предполагает уход из малоперспективных сфер путем продажи неприбыльных предприятий, модерниза­ции и расширения остающихся, совершенствования продукции и услуг. Источни­ком финансирования этих действий являются экономия от рационализации и при­быль от высокоэффективных предприятий.

Наконец, в условиях оборонительной стратегии имеет место перестройка всех сфер деятельности фирмы на основе жесткой централизации управления ею.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...