Разделение труда и специализация.
1) Понятие о разделении труда./ Разделение труда – обособление качественно отличных видов трудовой деятельности. 2) Этапы общественного разделения труда: а) выделение сельского хозяйства (земледелия и скотоводства) из охоты и собирательства; б) выделение промышленности (ремесла) из сельского хозяйства; в) выделение торговли из сельского хозяйства и ремесел; г) выделение финансов и банковского дела; д) выделение управления, менеджмента. 3) Уровни общественного разделения труда: а) международное; б) межрегиональное; в) межотраслевое; г) между фирмами; д) внутри фирмы. 4) Специализация и кооперация производителей как следствие разделение труда.
Экономический цикл и экономический рост. 1) Понятие об экономическом цикле./ Экономический цикл – период цикличности деловой активности./ Экономический цикл – модель развития рыночной экономики. 2) Основные фазы экономического цикла: а) экономический спад (кризис); б) экономическое сжатие (рецессия); в) оживление в ряде отраслей хозяйства; г) экономический подъем. 3) Причины циклического развития экономики: а) внешние причины (вооруженные конфликты, изменение международной конъюнктуры производства энергоносителей, крупные инфраструктурные проекты); б) внутренние причины (качество монетарной политики правительства, изменение соотношения совокупного спроса и совокупного предложения, накопление больших запасов товаров сверх спроса). 4) Экономический рост и соотношение с экономическим циклом. 5) Пути экономического роста: а) экстенсивный (расширение масштабов использования сырьевых ресурсов, рабочей силы и пр.); б) интенсивный (качественное улучшение факторов производства, техники и технологии).
6) Научно-технический прогресс и повышение квалификации работников – основные факторы экономического роста в современной экономике.
Измерители экономической деятельности. 1) Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов./ Понятие об измерителях экономической деятельности. 2) Функции макроэкономических показателей: а) измерение объема производства в конкретный момент времени; б) определение факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики; в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития; г) разработка государственной экономической политики. 3) Основные макроэкономические показатели: а) валовый внутренний продукт (ВВП) (это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период); б) валовый национальный продукт (ВНП) (это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени); в) личный доход (ЛД) (совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства)); г) объем ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике; д) объем инвестиций в национальную экономику; е) объем национального экспорта и импорта и др. 4) Система национальных счетов – информация о состоянии экономики страны.
Рынок и рыночный механизм. 1) Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности. 2) Признаки рыночной экономики: а) экономическая свобода производителя и потребителя; б) формирование цен на товары и услуги в зависимости от спроса и предложения; в) действие механизма свободной конкуренции; г) многообразие форм собственности, гарантирование неприкосновенности прав собственника.
3) Участники рынка: а) производитель (формирует предложение товаров и услуг); б) потребитель (определяет спрос на товары и услуги). 4) Рыночное равновесие – формирование равновесной цены. 5) Основные функции рынка: а) посредническая (соединение спроса и предложения); б) информационная (предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары); в) регулирующая (перераспределение капиталов и ресурсов из менее эффективных отраслей в более эффективные); г) санирующая, оздоравливающая (выявление и выведение с рынка убыточных, неэффективных предприятий, принуждение их к банкротству); д) стимулирующая (внедрение новых технологий, освоение новых способов хозяйствования). 6) Виды рынков: а) рынок земли и природных ресурсов; б) рынок потребительских товаров и услуг; в) рынок сырья и материалов; г) рынок капиталов (кредитный и фондовый); д) рынок труда; е) рынок информации и инноваций; ж) рынок валютный. 7) Специфика рыночных отношений в современной экономике.
13. Экономическое содержание собственности. 1) Понятие собственности./ Собственность – экономическое отношение между людьми по поводу вещей. 2) Единство юридического и экономического содержания собственности. 3) Субъекты собственности: а) человек, семья; б) трудовой коллектив; в) социальная группа; г) государство. 4) Важнейшие объекты собственности: а) земля, земельные участки, угодья; б) деньги, валюта, ценные бумаги; в) природные ресурсы; г) рабочая сила; д) здания, сооружения, недвижимость; е) духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы. 5) Основные права собственника: а) владение (фактическое обладание имуществом); б) пользование (извлечение полезных свойств имущества); в) распоряжение (возможность изменения юридической судьбы имущества). 6) Основные формы собственности в РФ: а) частная собственность (собственность граждан и юридических лиц); б) государственная собственность (федеральная, субъектов РФ); в) коллективная, совместная форма собственности (кооперативная, акционерная); г) муниципальная (собственность городских и сельских поселений).
7) Специфика отношений и форм собственности в современной экономике.
Спрос и предложение в рыночной экономике. 1) Спрос и предложение – ключевые понятия рыночной экономики./ Понятие о спросе и предложении. 2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке. 3) Факторы формирования спроса: а) ценовые (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары); б) неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов). 4) Факторы формирования предложения: а) ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены); б) неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг). 5) Закон рыночного равновесия – формирование равновесной цены в результате колебаний спроса и предложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|