Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный прогресс и регресс 1 глава




Когда речь заходит о динамической характеристике общества, его развитии, человеческая мысль необходимо сталкивается с вопросом о том, в каком направлении развивается общество: по восходящей линии, по нисходящей или же здесь все происходит на одном уровне, циклически повторяясь через определенные промежутки времени. В истории общественной мысли, в сущности, всегда присутствовали эти три подхода, борясь между собой и представляя позиции тех или иных слоев общества.


Уже в древности зародилась традиция рассматривать общественные явления как движущиеся по кругу с бесконечным повторением одних и тех же качеств, что отразилось в библейской истине о том, "что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем".

Время от времени появляются эсхатологические концепции, утверждающие, что золотой век человечества был в прошлом, а ныне оно неумолимо движется к своему концу, страшному суду, новому потопу, т.е. к своей неминуемой гибели. Иначе говоря, идея личной смертности человека как бы переносилась на весь человеческий род.

В древнем мире складывается и идея прогрессивного развития как перехода от наиболее простых форм человеческой организации к ее более сложным формам, чаще всего связываемым с политической организацией общества. Так, уже Аристотель рассматривал естественный ход развития общества как переход от первобытной семьи к селению, от него - к государству, а совершенствование самого государства - как переход от плохих к хорошим формам государственного правления.

Таким образом, идеи прогресса, круговорота и per ресса зарождаются еще в древнем мире и затем повторяются в разных вариантах в последующих исторических периодах, вбирая в себя новый исторический материал, который оказывался столь богатым, что мог служить обоснованием любой концепции.

Идея общественного прогресса с особой силой была поставлена в новое и новейшее время, в период бурных революционных преобразований в Европе и в России при переходе от традиционного (феодального) общества к обществу индустриального типа. В концепциях Д. Вико, Ж. Кондорсе, И. Гердера, Г. Гегеля, О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Л. Гумпловича, М. Вебера и др. эта идея получила свое классическое воплощение.

В настоящее время существует не одна, а несколько конкурирующих концепций общественного прогресса, по-своему истолковывающих его природу. Здесь в основном


противоборствуют идеи экономического, технологического и культурологического (в том числе и духовного) детерминизма.

Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, отметим лишь, что авторы данного учебника придерживаются основ реалистического объяснения истории и общественного прогресса, диалектически связывающего все вышеуказанные типы детерминизма.

Прежде всего, необходимо отметить, что в ходе общественного развития действительно имеют место как прогрессивные, так и регрессивные события и процессы; как эволюционные преобразования, так и быстрые, революционные скачки; как бессознательно стихийные, так и сознательные акты человеческой деятельности; как случайные события, так и закономерные тенденции. И в этом плане картина общественного развития намного сложнее, чем любая теоретическая схема, проповедующая монотонное восхождение по лестнице прогресса. Но все-таки это восхождение, безусловно, имеет место и определяет характер общественного развития. Прогресс оказывается одной из важнейших характеристик самого процесса развития.

Исходя из предположения, что общественный прогресс, безусловно, имеет место в структуре общественного развития, необходимо указать на его критерии и отличительные признаки.

Если говорить о чисто природных показателях человеческой эволюции, его биологических и физиологических характеристиках, то можно сказать, что здесь эволюция (и прогресс) исчерпали свои возможности. Современный человек по своим физическим данным мало чем отличается от своего далекого предка - homo sapiens. Прогресс здесь если и происходит, то он уже не имеет того решающего значения, которое имела биологическая эволюция в период трансформации животного предка человека в разумное человеческое существо.

Что же касается цивилизационных показателей общественного развития, то они разительно меняются от эпохи к эпохе в сторону своего совершенствования, т.е имеют явно выраженный прогрессивный характер Правда, и здесь не все элементы общественной структуры в


одинаковой мере определяют исторический прогресс. Одни элементы этой структуры (в частности, сфера производства) в большей мере, другие (например, область нравственных норм, семейно-брачных отношений, сфера искусства или религиозное мировоззрение и т.д.) в меньшей мере являются выразителями общественного прогресса, влияют на темпы его осуществления.

К техническим показателям общественного прогресса можно отнести совершенствование орудий труда и средств производства, постоянно повышающих производственную мощь человека (как родового существа), что в целом можно определить как прогресс техники, который зиждется на трех китах: материал, энергия, технология.

Именно по этим показателям прослеживаются основные этапы общественного прогресса. Так, с точки зрения материала выделяют каменный век (который по времени превосходит во много раз всю последующую цивилизацию) и век металла, который, в свою очередь, разделяют на век бронзы и век железа.

С точки зрения использования источников энергии можно говорить о таких ступенях общественного прогресса, как использование огня, использование физической силы самого человека, использование тягловой силы животных, использование силы ветра, потока воды и пара, использование энергии жидкого топлива, использование электроэнергии, использование атомной энергии. Причем прогресс здесь идет не путем появления нового и отмирания старого, а путем наращивания опыта с сохранением традиционных способов деятельности, т.е. самая совершенная технология не обходится без живого человеческого труда. Человек с молотком, топором, сверлом, режущим инструментом, отверткой и лопатой становится неизменным спутником любой цивилизации.

Прогресс в производящей технике накладывает свой отпечаток на все другие виды технического прогресса. В этом плане говорят о прогрессе в сельскохозяйственной технике, в строительной технике, в военной технике, в технике связи, в транспортной технике, в информационной технике и т.д., которые теснейшим образом переплетаются и дополняют друг друга.


Далее, говоря об общественном прогрессе, необходимо иметь в виду как его общее проявление (в частности, общее движение человечества к его общей цели -созданию всемирно-цивилизованного государства), так и частные моменты такого проявления. Последние могут иметь либо региональный характер (тогда говорят о прогрессивном развитии отдельно взятой страны, государства или региона), либо характеризовать отдельные сферы общественной жизни (прогресс в области образования, науки, культуры, политики и т.д.). Так или иначе, но прогресс выражает основную сущность общественного развития.

Рассмотрев структурные особенности общественного прогресса, необходимо отметить и его динамические характеристики. Прогресс - это действительно переход на новую, качественно более высокую ступень развития. В этой связи возникают вопросы о том, что является финальной частью такого движения и что происходит с отжившими ступенями общественного развития.

Что касается первого вопроса, то можно сказать, что ответ на него теряется в туманной дымке неопределенности, и можно лишь предположить, что человечество от земной формы своего развития перейдет к освоению сначала ближнего, а затем и дальнего космоса. Касаясь же земной стадии развития цивилизации, можно сказать, что в обществе еще так много несовершенного и отрицательного, что прогрессу еще есть где проявить себя и в этих условиях.

Что же касается ранее пройденных ступеней общественного развития, то они не исчезают полностью, а как бы встраиваются в структуру современного общества и долгое время сосуществуют. Отсталые племена, живущие По канонам первобытного общества, в своей основе уже, конечно, канули в Лету, но в виде социальных атавизмов существуют на различных континентах и в современном обществе, не говоря уже о более ранних этапах человеческой цивилизации. Рабовладение - это не только удел древнего мира, но и времен не столь удаленных от нас, если вспомнить такие формы рабства, как американское и гулаговское. За пережитками феодализма вообще не надо далеко ходить. Таким образом, различные формы


организации хозяйственной, политической и общественной жизни, определяемые понятием "формация", существуют йе только в разное время, олицетворяя ступени человеческого прогресса, но и теснейшим образом переплетаются между собой на разных этапах общественного развития.

Второй важный момент прогрессивного развития -вопрос об исходной точке (инновационном моменте) и ареале общественного прогресса. Где, когда и почему складываются такие моменты в общественном развитии, которые можно расценить как прогрессивные инновации, как они расширяются и распространяются по свету? Можно ли сказать, что прогресс охватывает все общество в целом, или же, наоборот, он проявляется лишь в ограниченном социальном пространстве? Ведь даже в наше время, когда рыночные отношения, казалось бы, стали господствующими в мире, разные страны стоят на разных ступенях экономического развития, т.к. здесь есть свой авангард (пресловутая семерка) и свои аутсайдеры. Одним словом, вопрос о социальном прогрессе действительно имеет важное теоретическое и практическое значение.

Понятие прогресса дополняется противоположной категорией - понятием регресса, обозначающим упадок, гибель, разложение, попятное движение от высшего к низшему, деградацию и т.д. Регресс может быть присущ как отдельному индивиду (распад личности, старение, смерть), так и отдельным сферам общественной жизни, например, хозяйственной деятельности, политике, нравственности и т.д.; он может охватывать отдельные города или государства, а может поражать целые формации и цивилизации. Иначе говоря, любые отдельно взятые социальные структуры, включая даже формации в целом, имеют как прогрессивную, так и регрессивную, нисходящую ветвь развития. Регресс, как и прогресс, может осуществляться медленно, плавно, занимая большие исторические интервалы, а может иметь и быстрый, взрывной, обвальный характер, резко изменяя судьбы людей в рамках даже одного поколения.

Регресс, поражая отдельные социальные структуры, не может быть распространен на общество в целом, т.к. в своем общем движении, несмотря на все зигзаги, упадки


ч разрушительные моменты, общество продолжает развиваться по восходящей линии; никакое идеальное (утопическое) состояние общества не может выступать в качестве какой-то финальной цели, т.к. это означало бы конец развития. Просто общество должно иметь свое будущее, простор для бесконечного совершенствования своей организации. Опираясь на опыт хотя бы последнего тысячелетия, можно сказать, что, несмотря ни на какие катаклизмы, общество продолжало ускоренно развиваться по восходящей линии и нет никаких оснований сомневаться в том, что эта линия развития сохранится и в следующем тысячелетии.

Так как вопрос о прогрессе и регрессе тесно переплетается с политическими идеалами, очень часто одни и те же социальные явления оценивались прямо противоположным образом. Так, коммунисты считали капиталистическое общество уже вошедшим в стадию регресса и упадка, а социализм - прогрессирующей формацией настоящего и будущего. Западные же ученые-политологи и социологи придерживались прямо противоположной точки зрения, полагая, что капитализм (или рыночное общество) только набирает темпы своего развития, а социализм (общество плановой экономики) - это всего лишь тупиковая ветвь общественного развития. Таким образом, теоретические оценки одних и тех же общественных явлений с точки зрения сочетания прогресса и регресса могут быть прямо противоположными, придавая рассматриваемым категориям скорее гносеологический (или методологический) характер и порождая скепсис в отношении их онтологического содержания. Однако, если мы отойдем от современности и обратимся к истории, т.е. к устоявшемуся историческому материалу, то без труда сможем заметить как проявление регресса, так и проявление прогресса в самой объективной действительности, из сочетания которых и складывается общественное развитие. Это позволяет надеяться на адекватное использование этих категорий при описании реальных событий общественной жизни, при этом, правда, социологу необходимо быть по возможности нейтральным по отношению к тем или иным политическим амбициям и предпочтениям.


Социальное развитие

Вопросы о том, как возникло человеческое общество, в каком состоянии оно находится сейчас и что ожидает его в ближайшем и отдаленном будущем, всегда волновали и будут волновать человеческую мысль, сколько бы ни существовало само общество - это неустранимая интенция самого человеческого сознания. Иначе говоря, цыганско-бытовой вопрос о том, что было, что есть и что будет, всегда волновал человека как на бытовом, так и на высоконаучном, теоретическом уровнях. В яр ной или неявной форме получение ответа на эти вопросы связано с представлением о развитии, его предпосылках, механизмах осуществления и конечных целях. Понятие развития выступает как универсальная категория, вбирающая в себя все оттенки динамически изменяющихся систем в природе и обществе. Диапазон этих систем чрезвычайно широк: от инфузории до человеческого общества и природы в целом, от отдельно взятой мысли до развития всей духовной культуры. Широта объектов, к которым приложимо это понятие, создает некий семантический хаос, возможность переноса признаков развития одного (более простого) объекта на другой - более сложный, что приводит к созданию упрощенных моделей развития сложных объектов. В рамках философского знания (идеалистической и материалистической диалектики) была предпринята попытка выработки общего представления о развитии, определения этого понятия в качестве философской категории. Но здесь научная мысль столкнулась с другой трудностью, суть которой заключается в том, что под абстрактную теоретическую схему (своего рода теоретический конструкт) стали подгонять реальные ситуации развития, происходящие в природе и обществе, что также упрощало природу самого развивающегося объекта, приводило в теоретические тупики.

Ситуация не упрощается и тогда, когда объект развития сужается только до рассмотрения общественных явлений, ибо, во-первых, общество само по себе представляет чрезвычайно сложный объект познания, а, во-вторых, при всей своей декларируемой идеологической


нейтральности исследователь не может отрешиться от тех или иных политических предпочтений, выраженных хотя бы в двух основных позициях - сохранить и упрочить существующий строй или же разрушить его и создать новый. Ясно, что эти политические позиции заставляли по-разному истолковывать и процесс социального развития. Дело усугубляется еще и тем, что даже в рамках одной идеологической позиции не существует единого мнения о социальном развитии. Даже в рамках западной традиции имеет место значительный теоретический разброс по этому вопросу. История предстает либо как хаос случайных событий, либо как жестко детерминированная система, в которой все предопределено или богом, или неотвратимым законом. Вопрос соотношения исторической необходимости (божественной предопределенности) и свободы воли человека приобретает характер важной философской проблемы. То решающая роль в истории отводилась отдельным личностям (прежде всего руководителям государства), то эта роль приписывалась народным массам и т.д. Создается даже впечатление, что реальный процесс развития остается как бы за пеленой теоретических предположений. Неудивительно, что в этой области противоборствуют две позиции - оптимистически-объективистская, стремящаяся убедить всех и вся, что какая-то новая теория и есть подлинная картина общественного развития; и пессимистически-субъективистская, либо реляти-визирующая процесс социального познания, либо вообще ставящая под сомнение возможность познания социальных законов.

Данная ситуация лишь подтверждает, что познание общества, особенно процесса его развития, действительно сложная задача. Эта сложность определяется тем, что, во-первых, чрезвычайно усложняется вопрос о детерминантах (причинах, факторах, предпосылках или стимулах) общественного развития. Долгое время упрощенное (механическое) понимание причинности в общественном развитии заставляло искать какую-то главную, универсальную причину всех социальных изменений, будь то дух (разум) или какие-то естественно-материальные предпосылки природного, экономического или технологического характера.


Существенно различались и теоретические представления о механизме социального развития, процессах его осуществления. Здесь противоборствовали идеи прогрессивного, регрессивного и циклического движения Кроме того, противостояли друг другу идеи эволюцион ного и революционного развития, плавного и скачкообразного изменения.

Наконец, теоретические системы общественного развития существенно расходились в своем представлении о конечных целях развития. Марксистский тезис о всемирном коммунизме в этом плане не является единственным и уникальным. Любая теологическая концепция стремится сформулировать свое представление о будущем. В науке же до К. Маркса об этом говорили Конт, Спенсер и Гегель, представляя свои теории устройства общества как идеал общественного развития, к которому будет двигаться все человечество. После К. Маркса У. Ростоу попытался в американском обществе массового потребления отыскать черты универсальной общественной организации, к которой будет двигаться все человечество. Но история идет своим ходом, корректируя все теоретические прогнозы.

Несмотря на указанные трудности, понятие развития невозможно удалить из научного лексикона. Ни понятие изменения, ни понятие динамики или эволюции сами по себе не могут заменить понятие развития. Ибо последнее действительно схватывает наиболее важные моменты изменяющегося объекта. Поэтому, не вдаваясь в полемику по поводу содержания анализируемого понятия, отметим лишь, что оно действительно раскрывает важнейшие аспекты изменяющейся системы, ее движения по линии усложнения и совершенствования. В рамках этого движения органически переплетаются такие противоположности, как изменчивое и неизменное, прерывное и непрерывное, эволюционное и революционное, прогрессивное и регрессивное, положительное и отрицательное, нарождающееся и погибающее, сознательное и бессознательное, стихийное и закономерное. Представлять какой-то один из этих признаков как главный и определяющий - означало бы значительно обеднять картину


развития. Таким образом, понятие развития является интегральной характеристикой всех изменяющихся объектов. Имея большое философское значение, это понятие становится важной категорией многих конкретных наук, в том числе и социологии. Без него невозможно понять и объяснить те процессы, которые происходят в отдельных социальных структурах и в обществе в целом.


ГЛАВА III.

КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

Социология управления

Социология управления - это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы, динамическую систему и процессы управления, их социальные функции и принципы, особенности управленческих решений и управленческой деятельности, степень их эффективности в условиях существующих в обществе социальных отношений. •

Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какого может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, социальная, духовная сфера или звенья (предприятия, учреждения, организации и т.п.) - с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели. Социальное управление осуществляется путем целенаправленного воздействия на условия жизни людей, их ценностные ориентации и деятельность, на их поведение.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении пяти взаимосвязанных его компонентов. Первый из них - деятельность органов управления (управляющая подсистема), как государственных, так и общественных, с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем, включая весь комплекс подбора, подготовки, переподготовки, расстановки кадров, их продвижения по служебной лестнице, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов, предпочтений и ориентации.


Вторым компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией управления, является целенаправленное управленческое воздействие на управляемый аппарат, включающее целеполагание (социальное проектирование, планирование, регулирование' и т.п.) и целедостижение. Такое воздействие может быть внешним по отношению к управляемым объектам, когда орган управления находится за рамками данных объектов (например, министерство по отношению к входящим в состав соответствующей отрасли предприятиям или вузам), либо внутренним, т.е. самоуправлением, когда управление осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого управляемого объекта (например, дирекция Минского тракторного завода или ректорат Белорусского государственного университета).

Третьим компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией, выступает социальная самоорганизация, представляющая собой совокупность спонтанных процессов внутригруппового регулирования (общественное мнение, традиции, обычаи, социальные нормы, лидерство и т.п.), оказывающих регулирующее, управляющее воздействие на поведение и деятельность индивидов и их общностей (групп), на их ценностные ориентации и взаимоотношения.

Четвертым компонентом^ управленческой деятельности, которую исследует социология, является система управленческих решений (определенных "команд"), направленных на обеспечение целостности и сохранение или повышение качественных параметров управляемой системы, ее устойчивого развития, повышение эффективности ее функционирования и обеспечение адаптируемости к изменяющимся условиям окружающей среды, как при-* родной, так и, особенно, социальной.

Пятый компонент управленческой деятельности, составляющей объект социологического исследования, представляет анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы, позволяющий оперативно корректировать ее деятельность в соответствии с изменившимися внутренним ее состоянием или внешними воздействиями (например, корректировка качества или количества выпускаемых фирмой товаров, их цены в связи с изменив-


шейся конъюнктурой рынка). Сюда же входит оценка деятельности управляемой подсистемы (завода, отрасли производства, учебного заведения, театрального коллектива и т.п.) с точки зрения соответствия социальным критериям, интересам, стремлениям и ожиданиям управляемых, анализ социальных последствий принимаемых решений, отношение к ним исполнителей, учет мнений и предложений исполнителей в целях совершенствования деятельности управляющей подсистемы.

Социология управления изучает также проблемы компетентности, ответственности, исполнительности, дисциплины сотрудников исследуемой социальной организации в их соотнесенности с управленческой деятельностью, поскольку соответствующие явления и процессы рассматриваются не просто как социальные качества отдельных индивидов-работников, но и как воплощение определенных социальных взаимодействий, которые возникают в процессе осуществления управленческих решений.

Оптимальное соотношение рассмотренных компонентов управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждого из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Например, руководитель любой организации - завода, вуза, банка, торговой фирмы и т.п. -заинтересован в том, чтобы как можно больший объем управленческих решений (распоряжений, заданий, указаний и т.д.) перевести из формы разовых воздействий в форму оптимально действующей системы в соответствии с целями, стоящими перед данной организацией.

Социология изучает управление как непрерывно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Это воздействие не должно прерываться, а тем более прекращаться. Сама же непрерывность процесса управления обеспечивается непрерывностью движения информации. Субъект управления только потому способен воздействовать на управляемую систему, что непрерывно получает информацию об ее состоянии, равно как и о состоянии окружающей среды, об отклонениях в движении системы к заданной цели, перерабатывает эту информацию в решения, команды, передает их объекту управления, корректирует его пове-

* 274


дение, обеспечивая тем самым выполнение заданий программы. Всякий управленческий цикл начинается со сбора информации, ее осмысления; включает в себя переработку информации в управленческие решения и передачу последних исполнителям, и заканчивается получением новой информации, которая является исходной для нового управленческого цикла.

Разработка стратегии управления (перспективных целей и задач), выработка и выбор управленческих решений, организация их выполнения, регулирование и контроль, подведение итогов исходят из получения информации и ее преобразования в команды, но этим не ограничиваются. Они предполагают четкое распределение времени и выделение приоритетов в деятельности как системы управления, так и в управляемой системе. Как правило, управляющая система в своем функционировании сталкивается с множеством проблем, часть из которых являются срочными или несрочными, важными и не очень. Срочные дела требуют, чтобы ими занялись безотлагательно, и управляют нами, как марионетками. Яркий пример - звонок телефона. Руководитель может быть занят разработкой важного управленческого решения вместе со своими помощниками и экспертами, но если в этот момент затрещит телефон, и от руководителя потребуется выполнить некое срочное дело, он в большинстве случаев принимается за это дело^и откладывает выработку решения. Такова уж психология человека, управленца в том числе.

Однако срочные дела отнюдь не всегда являются важными. Срочность какого-либо дела требует быстрой реакции. Что же касается важных дел, то они требуют проявления инициативы, настойчивости и компетентности, активных действий, направленных на поиски новых возможностей оптимизации деятельности управляемой системы. Если руководитель то и дело поглощен решениями срочных дел, это приводит его к постоянному перенапряжению, к стрессам и кризисному мышлению, приводящему к небольшому и кратковременному эффекту. Если же управляющая подсистема (руководитель, управляющий и т.п.) в своей деятельности четко выделяет приоритеты, отделяет срочные, "пожарные" дела от важ-


ных и сосредоточивает свое основное внимание именно на этих важных делах, тогда перед этой подсистемой раскрываются широкие перспективы, устанавливается четкий баланс дел важных, как основных и срочных, так и сопутствующих; вырабатываются оптимальные управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, а управляемая система функционирует эффективно, устойчиво, без кризисов и сбоев, надежно. Поэтому в управленческой деятельности очень важное значение имеет правильное определение приоритетов и их неуклонное осуществление.

В социологии управления принято четко различать деятельность руководства и управленческую деятельность. Различие между ними известные американские социологи П. Дракер и У. Беннис определили следующим образом: "Менеджмент - искусство карабкаться по лестнице успеха, руководство - умение определить, к той ли стене приставлена лестница". Коренное различие между этими двумя видами деятельности можно понять, если представить себе группу шахтеров, которые врубаются в угольный пласт и добывают уголь для транспортировки его на поверхность земли. У них за спиной - организаторы работ (менеджеры, или управляющие) указывают, где и какие поставить крепления, внедряют усовершенствованные технологии, разрабатывают тарифы и ставки заработной платы, режим труда и отдыха работника. А руководитель - это тот человек, который в соответствии с геологической картой залегания пластов вдруг дает команду: "Остановиться, начать вырубку в другом направлении, ибо там пласты более мощные, а качество дела более высокое".

Работники шахты - рядовые шахтеры, мастера, инженеры, начальники смены и т.д. - в такой степени заняты повседневной работой, добычей угля, что даже не замечают, что они движутся по угольному штреку не в том направлении. А сверхдинамичный мир вокруг делает эффективное руководство все более необходимым, ибо только оно разрабатывает стратегию деятельности, определяет, нужно ли дальше наращивать добычу угля или, быть может, перепрофилировать угледобычу в другую, более эффективную деятельность, переобучив занятый персонал


для работы в другой, более эффективной сфере производства, например, в химической, как это делается сейчас в Рурском каменноугольном бассейне в Западной Германии.

Руководство разрабатывает стратегию деятельности организации, отрасли производства или целой страны, определяет цели ее развития и переориентирует ресурсы в правильном направлении. Управление же вырабатывает тактические средства достижения поставленных целей, определяет наиболее эффективные пути и средства реализации определенных руководством задач деятельности данной системы, будь это завод, шахта или футбольная команда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...