Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опросные методы сбора первичной социологической информации




Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Большая значимость этих методов определяется, во-первых, организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществить любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относительной дешевизной; в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.

Вместе с тем опросные методы имеют и свои негативные стороны. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой - факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа


и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). На результаты опроса негативно влияет присутствие при опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место опроса, несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры опроса. Для нейтрализации этих факторов необходимо строго соблюдать нормативные требования по использованию методики опроса.

Основными видами опросных методов являются анкетный опрос и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на: сплошные и выборочные (по масштабам охвата генеральной совокупности), индивидуальные и групповые (по процедуре проведения), массовые и экспертные (по глубине знания проблемы), устные и письменные (по форме проведения опроса и фиксации ответов), очные и заочные (по способу общения социолога с респондентом), одноразовые и многоразовые (по частоте проведения опросов), стандартизированные и нестандартизированные (по уровню стандартизации процедур опроса).

Специфика опросных методов заключается в том, что в них с логической точки зрения реализуется система "вопрос-ответ", с последующей качественной и количественной обработкой полученных ответов. При ряде общих признаков указанные методы имеют и свои отличительные характеристики. Рассмотрим их более подробно.

Анкетный опрос. Социологические опросы в современном понимании этого метода стали явно использоваться в науке во второй половине XIX века. Известно, что одними из первых их стали использовать К. Маркс и Ф. Энгельс при подготовке своих работ о положении рабочего класса. Но особенно широкое распространение этот метод получил в начале XX века с развитием эмпирической (прикладной) социологии. В настоящее время он настолько широко используется в социологическом исследовании, что в какой-то мере стал даже своеобразной визитной карточкой самой этой науки.

Само название этого метода предполагает его структуру: два крайних полюса - исследователь (сложное понятие, включающее в себя как разработчиков основных


документов опросного метода, так и тех, кто непосредственно осуществляет опрос анкетеров) и респондент (тот, кого опрашивают - анкетируемый), а также звено, опосредующее их отношения, - анкета (или инструментарий). Кроме того, выделяется процессуальная структура этого метода, т.е. основные этапы его осуществления, к которым относятся:

1) подготовительный этап (включающий разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц, участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем);

2) оперативный этап - сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результирующий этап - обработка полученной информации. Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

Прикладное социологическое исследование отличается от академического (чисто теоретического) тем, что здесь работает не один исследователь, а целая группа (исследовательский коллектив) во главе с опытным научным руководителем.

Внутри такого коллектива, как правило, существует творческое разделение труда. Кто-то специализируется на составлении программы исследования, кто-то отвечает за подготовку инструментария, кто-то организует работу опросной сети, кто-то проводит само анкетирование, а кто-то занимается машинной и аналитической обработкой полученных данных. Анкетеры в большей своей части не являются штатными сотрудниками этих коллективов, а, проживая в своих регионах, время от времени используются для осуществления анкетного опроса. Для этого они должны обладать определенными психологическими, нравственными и интеллектуальными качествами. Как правило, это студенты старших курсов вузов, преподава-


тели, учителя или воспитатели, низовые руководители производственных коллективов, т.е. все те, чья работа позволяет входить в контакт с большим числом людей, соответственно, иметь навыки общения с людьми. Сам анкетер не является разработчиком инструментария и может не знать о целях и задачах исследования, поэтому он нуждается в соответствующем информационном обеспечении. Непосредственно перед опросом проводится инструктаж анкетеров, на котором уточняется задание по организации и процедуре опроса, обсуждаются нюансы работы с анкетой и респондентами, сроки выполнения работы и сдачи анкет. Это требует от анкетера пунктуальности, ответственности, точности, обязательности, внимательности при исполнении своей работы, что обеспечивает надежность и достоверность результатов социологического исследования. Кроме устно проведенного инструктажа, каждому анкетеру вручается специальная инструкция с подробным описанием содержания работы и рекомендациями по ее исполнению. Предполагается, что анкетер должен глубоко осознавать свою личную ответственность по исполнению возложенных на него обязанностей. Он должен помнить, что именно от него зависит качество проведения опроса и правильного заполнения анкет. Поэтому каждый анкетер должен обладать организаторскими способностями, быть общительным, коммуникабельным, способным побудить респондента к сотрудничеству, создать атмосферу доверия и рабочую обстановку по заполнению анкет. Все приемы труда анкетера должны способствовать качественному заполнению анкет респондентами. Для этого анкетер должен четко следовать выборке и инструкции, хорошо знать инструментарий, ориентироваться в исследуемой проблеме, грамотно проинструктировать респондентов по технике заполнения анкеты и об ее возврате.

По окончании анкетирования анкетер должен представить отчетные документы опроса: заполненные анкеты, маршрутные листы (с указанием когда, где и в какое время проходил опрос и кто был опрошен), отчет о проведенном опросе (с указание кто, где, в какое время и в каком месте проводил анкетный опрос, сколько человек было опрошено, сколько было получено отказов по уча-


стию в исследовании со стороны респондентов, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса).

Соответствующую подготовку должны пройти и опрашиваемые. Их необходимо нацелить на добросовестную, максимально строгую и точную процедуру заполнения анкеты, что достигается в краткой доверительной беседе анкетера с респондентами.

Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои особые методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части: вводную, содержательную (основную часть) и заключительную (паспортичку).

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Особое значение имеет составление основной (содержательной) части анкеты, ибо от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов - самый


сложный этап составления анкеты, которому предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора соответствующих эмпирических индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты. В этой связи большое методологическое значение имеет типологизация вопросов, без знания которой вообще невозможно построить квалифицированную анкету.

По предметному содержанию вопросы можно подразделить на:

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов".

По своей логической природе вопросы подразделяются на:

Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.


Вопросы-фильтры. Эти вопросы задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целью выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, последние делятся на:

Контактные вопросы служат для установления контакта с респондентом. Их цель - создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, который по форме должен быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтересованное участие в анкетировании. В качестве контактных вопросов часто используют вопросы чисто событийного характера. Главная же функция этого вида вопросов облегчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному и искреннему представлению своего мнения по существу исследуемой проблемы.

Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов является переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому, причем часто этот вид вопроса представляет не только собственно вопрос, но и повествовательную преамбулу к нему, где исследователь поясняет логику мысли, создавая этим симметрию общения: респонденту корректно предлагается переключиться с одной проблемы на другую и объясняется, для чего это необходимо сделать, ему предлагается подумать, вновь заострить внимание, переключиться. Вопросы этого вида, как правило, начинаются с общей формулы: "Как вы думаете?" - и далее идет описание новой проблемы.

Прямые вопросы направлены на выражение отношения респондента - по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.


Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальству и т.д.

По характеру ответов на поставленные вопросы они подразделяются на следующие виды:

Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом косит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ.

Закрытые вопросы. Ответы на них предполагают выбор из веера предложенных респонденту вариантов. Такие вопросы достаточно легко обработать, отпадает необходимость последующей интерпретации полученных ответов, но при этом есть опасность навязать свои ответы респонденту в случае предоставления недостаточно полного реестра вариантов ответов.

Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.


Дихотомические вопросы (или альтернативные) предполагают ответы по принципу "да-нет", носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

Само составление анкеты считается делом чрезвычайно ответственным, связанным с переводом языка гипотез на язык доступных респонденту вопросов.

Составление анкеты требует компетентности и опыта социолога, т.к. предлагаемые в анкете вопросы должны быть одинаково поняты различными социально-демографическими группами населения, а сама анкета должна соответствовать критериям достоверности, надежности и валидности.

Поэтому особое внимание должно быть уделено верстке анкеты. Верстка анкеты предполагает группировку вопросов в итоговую структуру. Тут речь идет и о типографском оформлении анкеты, и о логике компонования вопросов, и их последовательности.

Сформированная система вопросов должна быть проста для заполнения и обработки. Все разделы анкеты могут иметь пояснения и выделяться особым шрифтом перед соответствующими блоками вопросов. Все блоки вопросов и сами вопросы логически связаны между собой, но логика построения анкеты может не совпадать с логикой обработки информации. При необходимости перед каждым блоком вопросов можно давать пояснения, как работать с вопросом (особенно это важно при наличии вопросов-таблиц), как отмечать выбранный вариант ответа. Все вопросы анкеты должны быть пронумерованы по порядку, варианты ответов на вопрос также нумеруются по порядку. Категорически запрещается разрывать текст вопроса и переносить его на другую страницу. Хорошо использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, при возможности использовать цветную печать. Можно использовать рисунки для оживления текста анкеты, снятия психологического утомления респондента. Иллюстративно могут быть оформлены и некоторые вопросы, что разнообразит технику заполнения анкеты, позволяет избежать монотонности восприятия текста. Без-


условно, техника оформления анкеты зависит от печатных мощностей и финансовых ресурсов. Но в любом случае анкета должна быть исполнена четким шрифтом, предусматривать достаточное место для записи ответов на открытые вопросы и четкие стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим при фильтрации респондентов.

Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к более сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа"). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации (что связано с эмоционально-психологической усталостью респондента). Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

Совершенно очевидно, что использование каких-либо видов вопросов в анкете определяется целями и задачами исследования, спецификой выборки и уровнем культурной и образовательной подготовки респондентов. При этом каждый вопрос должен быть задан нейтрально со стороны исследователя, не должен быть двусмысленным. Каждый поставленный вопрос должен предполагать точный ответ. Эти общие требования к постановке и формулировке самого вопроса учитываются при составлении разделов анкеты.

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.д. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе. Если в ходе


пилотажного исследования устанавливается, что многие из опрашиваемых отвечают, что не знают или вообще оставляют вопрос без ответа, то это означает, что вопрос непонятен респонденту, если же большинство опрашиваемых дают однотипный ответ, это означает, что вопрос имеет трафаретную форму, не нацеливает на выявление специфической информации. Когда вопрос вызывает у респондентов разнообразные комментарии и замечания, значит, он разработан недостаточно глубоко и ясно, упущены существенные моменты о спрашиваемом предмете. Отказ заполнять анкету свидетельствует о том, что она либо непонятна, либо поставлены слишком "лобовые" вопросы, либо респондент не получил соответствующей подготовки, и здесь необходимо что-то поменять.

Пилотажное исследование, таким образом, способствует обеспечению валидности анкеты (ее способности обеспечить получение необходимой информации), повышению ее надежности в качестве инструментария исследования.

Важной методологической проблемой анализа природы опросного метода является характеристика самого процесса его осуществления, т.е. анкетирования. О некоторых моментах этого аспекта проблемы уже говорилось выше (подготовка анкетера и респондента к работе, выбор места, обеспечение интимности и анонимности опроса и т.д.), здесь же необходимо указать на некоторые типичные характеристики этого процесса, т.е. выявить основные типы анкетирования, исходя из места и средств его проведения.

По месту лроведения анкетирования обычно указывают на опрос по месту жительства и по месту работы. Однако этим не исчерпывается жизнедеятельность человека. Последняя намного обширнее и разнообразнее. Правда, при всей многоликости человеческой жизнедеятельности она также может быть типологизирована, т.е. можно выделить некоторые типичные ситуации жизнедеятельности человека: последний живет, работает (учится), отдыхает, лечится, развлекается и передвигается. Именно по этим сферам и можно типологизировать виды анкетного опроса: по месту жительства (не исключая и мест заключения), по месту работы, в местах лечения, отдыха


и развлечения, наконец, в различных транспортных средствах или местах ожидания (вокзал, аэропорт), а также просто прохожих.

По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

- раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее - очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней -заочный раздаточный опрос);

- почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту);

- прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган);

- телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной сети).

По типу исследовательских задач опросы бывают:

- глубинный (нацелен на получение поисковой информации);

- фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации);

- стандартизированный (нацелен на получение статистической информации);

- социометрический (нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах).

По уровню компетентности респондентов различают:

- массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме);

- массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации);

- симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования);

- экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).

После сбора анкет в различных видах анкетного опроса начинается их обработка и анализ данных. Полу-


ченные сведения призваны подтвердить или опровергнуть первоначальные гипотезы программы социологического исследования и стать основой для теоретических выводов и практических рекомендаций.

Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в социологическом исследовании. Его подготовка, проведение и завершение требует специальной подготовки и соответствующего исследовательского опыта, который концентрируется в деятельности научного руководителя, возглавляющего тот или иной исследовательский коллектив.

При всей важности этого метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется прежде всего со стороны второй разновидности опросного метода, каковым является социологическое интервью. Рассмотрим его более подробно.

Социологическое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования (как один из трех видов разведки); при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, отработки социологического инструментария; как самостоятельный метод исследования (сегодня один из основных) и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического исследования.

Интервью - это наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента. При проведении анкетирования оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в


анкете. При проведении же социологического интервью контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснять формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно сделать в случае анкетного опроса).

Совершенно очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено большее количество времени, нежели при использовании анкетного опроса. Использование интервью предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат. Само же проведение интервью может занимать порой длительное время, что не всегда позитивно влияет на результат опроса (здесь сказывается усталость и интервьюера, и самого опрашиваемого).

Несколько проблематичным становится обеспечение анонимности беседы (даже в случае личного, индивидуального интервью), так как данный вид опроса предусматривает открытое словесное представление своей точки зрения опрашиваемым интервьюеру, что предполагает совершенно особый подход к респонденту в процессе самого интервьюирования.

Отмеченные моменты, связанные со сложностями проведения и организации интервью, являются не столько непреодолимыми недостатками метода, сколько ориентируют на оптимизацию и совершенствование самой процедуры интервью, более серьезное отношение к его организации с целью использования всех его преимуществ в социологической практике. Виды интервью можно выделить по различным основаниям.

По степени формализации интервью подразделяются на:

Нестандартизированное (свободное) интервью. Предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом в


данной ситуации разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме.

Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опросным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, который в точности фиксируется интервьюером. Главная задача в данном случае - правильно зафиксировать ответ респондента. Формы регистрации ответов предусмотрены инструкцией (стенографирование, магнитофонная запись, обычное дословное воспроизведение слов опрашиваемого или непосредственная кодировка ответов в ходе опроса с использованием заранее подготовленного кодификатора). Данный вид интервью весьма сложен как для респондента (так как он больше времени тратит на обдумывание вопроса и формулировку ответа), так и для интервьюера, который тратит массу времени и сил на регистрацию полученных ответов. Достаточно сложна последующая обработка и кодировка представленных материалов. Все это обусловливает нечастое использование свободного интервью в практике социологических исследований, хотя в ряде случаев именно этот вид интервью представляет особую ценность, так как поставляет наиболее полные, глубинные, содержательные ответы в их широком диапазоне.

Стандартизированное (формализованное) интервью. Предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где также четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В формализованном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. В данном случае интервьюер по памяти в строго определенной последовательности задает вопросы респонденту, а полученные от респондента ответы идентифицирует с одним из предложенных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность использования данного вида интервью заключается в том, что не предоставляется возможности задать респонденту большое количество вопросов (есть пределы памяти интервьюера, и весьма сложным является запомнить более 20-25 вопросов с вариантами ответов на них). Увеличение же числа задаваемых вопросов приводит к их плохому восприятию на слух. В случаях не-


возможности сокращения количества вопросов в ходе интервью уместно использование карточек с набором вариантов возможных ответов на заданный вопрос, которые вручаются респондентам после прочтения. В любом случае все задаваемые вопросы в процессе формализованного интервью должны быть ориентированы на устную беседу, а не на их прочтение. Кроме этого, необходимо считаться и с тем, что определенную сложность представляет и сама процедура идентификации полученных от респондента ответов интервьюером в соответствии с реестром предложенных в опросном листе позиций. В этом случае от интервьюера требуется особая внимательность, необходимость уточнения смысла полученного ответа, способность беспристрастно оценить и правильно зафиксировать полученный ответ. При необходимости объяснения какого-либо термина или вопроса в процессе беседы респонденту, интервьюер не должен допускать произвольного его толкования и отклонения от смысла изначальной формулировки вопроса (в противном случае это приведет к искажению информации по проблеме исследования). При формализованном интервью вопросы могут иметь и открытый характер. Тогда строго задан лишь перечень и порядок вопросов, варианты же ответов не фиксированы. Однако в любом случае ситуация формализованного интервью ориентирует исследователя-интервьюера на четкую работу с опросным листом, строго определяющим порядок и формулировку вопросов и соблюдение инструкции по проведению интервью.

Полустандартизированное интервью. Этот вид интервью предполагает сочетание в себе особенностей как формализованного, так и неформализованного интервью.

По другим основаниям виды интервью в основной своей части совпадают с теми, о которых говорилось при анализе анкетного опроса.

Проведение интервью требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В любом случае обстановка, в которой проводится интервью, должна быть спокойной и конфиденциальной (без присутствия посторонних лиц в удобное, свободное для респондента время).


Работа же самого интервьюера предполагает осуществление следующих задач:

- налаживание контакта с респондентами;

- правильная постановка вопросов интервью;

- правильная фиксация ответов.

Задача интервьюера - организационно подготовить интервью, найти соответствующих выборке респондентов, убедить их принять участие в исследовании. На протяжении всего времени общения с респондентом интервьюер обеспечивает социально-психологическое взаимодействие, создает дружескую атмосферу, без которой трудно рассчитывать на искренность интервьюируемого.

После окончания работ на объекте по сбору социологической информации интервьюер должен представить в исследовательский центр следующие документы: заполненные бланки интервью, маршрутные листы, отчеты о работе.

После проверки всех этих документов начинается специальный анализ бланков интервью с целью получения обобщенной информации об изучаемом явлении.

Таким образом, анкетный опрос и социологическое интервью (в их многочисленных разновидностях) обеспечивают получение основного массива социологической информации. При всей ее важности нельзя не заметить и определенной доли субъективности этой информации, ибо так или иначе в ней зафиксировано мнение людей, которое по самой своей природе не может не быть субъективным. Задача исследователя - снизить эту долю, на базе субъективных мнений зафиксировать проявление объективных явлений и тенденций общественной жизни. Для этого используются специальные методы обработки анкет и бланков интервью с целью получения объективной информации, а также возможность дополнить эту информацию с помощью других методов, имеющихся в арсенале социологического исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...