Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарское занятие 8. Третьи лица как основные участники гражданского процесса. (2 часа)

 

Цель занятия: дать общую характеристику третьих лиц как участников гражданского процесса, раскрытьпроцессуальные права и обязанности третьих лиц как лиц, участвующих в деле, основания и порядок вступления (привлечения) в процесс данных участников гражданского процесса, раскрыть их процессуальный статус.

Организационная форма занятия: проблемный семинар

В результате изучения темы студент должен:

знать: классификацию субъектов гражданского процесса, понятия и теоретические положения, относящиеся к данной теме, понятие третьих лиц в гражданском процессе, их виды, права и обязанности; их отличие от иных участников гражданского процесса (ОК – 1, ОК – 2, ПК – 1);

уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями, отграничивать третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, применять материальные и процессуальные нормы при разрешении гражданских споров; правильно толковать и применять нормы, определяющие процессуальное положение субъектов гражданских процессуальных правоотношений, процессуальные права и обязанности третьих лиц, основания и порядок вступления (привлечения) сторон и третьих лиц в гражданский процесс (ПК – 3, ПК – 4).

Теоретическая часть

Третьи лица – это такие лица, участвующие в деле, которые вступают в начатый гражданский процесс, имеют определенную юридическую заинтересованность в исходе дела в силу влияния судебного решения на их права и обязанности.

Целью участия в гражданском процессе третьих лиц является: во-первых, обеспечение и концентрация в одном деле всего доказательственного материала, что позволяет достичь истинного знания. Во-вторых, участие третьих лиц в процессе способствует более быстрому рассмотрению и разрешению гражданских дел с учетом прав других заинтересованных лиц. И, в-третьих, участие третьих лиц помогает устранить возможность вынесения противоречивых судебных решений.

Третьи лица вступают в уже начатый процесс и в зависимости от характера своей заинтересованности, связи со спорным материальным правоотношением и сторонами подразделяются на два вида: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общие черты третьих лиц. Во-первых, третьи лица отнесены к лицам, участвующим в деле, в силу их юридической заинтересованности в исходе дела, хотя степень заинтересованности различна у каждого вида третьих лиц. Так, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, имеют собственные притязания на предмет спора.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, не являются участниками спорного материального правоотношения, их заинтересованность в исходе дела обусловлена тем, что в дальнейшем возможно, напр., предъявление регрессного иска.

Отсюда и решение суда имеет для третьих лиц значение, но в разной степени. Суд разрешает требование третьего лица, заявившего самостоятельные требования относительно предмета спора. Решение суда имеет преюдициальное значение для третьего лица, не заявившего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Во-вторых, третьи лица всегда вступают в начатый гражданский процесс. В силу принципа диспозитивности третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступать в начатый гражданский процесс только по собственной инициативе. Невозможно привлечение этих лиц гражданский процесс помимо их воли. И наоборот, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в процесс и могут привлекаться в начатый процесс.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие третьих лиц в гражданском процессе, их виды.

2. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.

3. Основания и процессуальный порядок вступления их в дело.

4. Процессуальные права и обязанности третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.

5. Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.

6. Основания и процессуальные порядок привлечения (вступления) их в дело.

7. Процессуальные права и обязанности третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

 

Вопросы для собеседования:

1. Назовите процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле?

2. Назовите специальные процессуальные права третьих лиц.

3. Назовите отличительные признаки третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно, предмета спора.

4. Назовите отличие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, их от соучастников.

5. Назовите отличие третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, от соистцов.

 

 

Повышенный уровень

 

Задача 2. Семенова узнала о том, что месяц назад судом был удовлетворен иск к ее бывшему мужу о взыскании алиментов на ребенка от второго брака. Суд не привлекал ее к участию в деле, хотя решение влечет для нее отрицательные последствия в виде уменьшения размера алиментов, взыскиваемых с Семенова на ее детей.

Как может Семенова защитить свои права? В качестве кого суду следовало привлечь к участию в деле Семенову? Какие права и обязанности будет иметь Семенова в случае привлечения ее к участию в деле?

 

 

Дополнительная литература:

1. Гражданский процесс: учебник / В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова и др.; под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 960 с.

2. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / А.В. Аргунов, В.В. Аргунов, А.В. Демкина и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. 636 с.

3. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.Т. Алиев, С.Ф. Афанасьев, А.Н. Балашов и др.; под ред. М.А. Викут. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. Серия "Профессиональные комментарии". 627 с.

4. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по жилищным делам: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 224 с.

5. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по делам о наследовании: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 208 с.

 

Семинарское занятие 9. Участие в гражданском процессе прокурора. (2 часа)

Цель занятия: закрепить целостное представление об участии в гражданском процессе прокурора.

Организационная форма занятия: проблемный семинар

В результате изучения темы студент должен:

знать: цель и основанияучастия в гражданском процессе прокурора, его процессуальный статус в гражданском процессе (ОК – 1, ОК – 2, ПК – 5);

уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями, правильно толковать и применять нормы, определяющие процессуальное положение прокурора в гражданском процессе, его процессуальные права и обязанности, основания и порядок вступления его в гражданский процесс; применять материальные и процессуальные нормы при разрешении гражданских споров (ПК – 3, ПК – 4).

 

Теоретическая часть

В соответствии со ст. 34 ГПК РФ к лицам, участвующим в деле, относится прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 ГПК РФ.

Основания участия прокурора в гражданском процессе закреплены в ч. 1 и 3 ст. 45 ГПК:

а) собственная инициатива прокурора, который может по своему усмотрению возбудить дело или производство либо вступить в уже начатое дело с целью наблюдения за ходом судебного разбирательства; б) прямое указание закона.

Так, в ряде статей ГПК РФ указывается на необходимость участия прокурора при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел.

В любой стадии гражданского процесса можно выделить две формы участия прокурора:

1) путем обращения с заявлением, т. е. возбуждение гражданского дела в суде первой инстанции или возбуждение последующих стадий гражданского процесса;

2) путем вступления в уже начатое дело.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор может обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Цели и функции прокуратуры в гражданском процессе на современном этапе развития общества.

2. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе во всех стадиях.

3. Процессуальное положение прокурора, предъявившего иск, подавшего заявление в защиту прав и законных интересов других лиц.

4. Вступление прокурора в гражданский процесс в целях дачи за­ключения.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1. Назовите к какой группе участников в гражданском процессе относится прокурор.

2. Назовите отличие прокурора от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан, защищающих права других лиц.

3. Определите процессуальное положение прокурора, предъявившего иск, подавшего заявление в защиту прав и законных интересов других лиц.

 

 

Повышенный уровень.

Задача 1. Прокурор во время судебного заседания по иску о возмещении вреда здоровью, поданному им в защиту интересов несовершеннолетних детей, убедившись в правильности возражений ответчика, отказался от предъявленных требований. Родители детей настаивали на продолжении судебного разбирательства.

Как следует поступить суду? К каким последствиям ведет отказ прокурора от иска?

Задача 2. Прокурор в интересах несовершеннолетнего Евдокимова О. обратился в суд с иском к его отцу, Евдокимову Н. о выселении из квартиры за невозможностью совместного проживания. В заявлении прокурор указал, что Евдокимов Н. лишен родительских прав в отношении сына, но продолжает проживать в квартире с женой и сыном, при этом бьет ребенка, аморально ведет себя, злоупотребляет спиртными напитками. Суд привлек в качестве истца мать Евдокимова О., мотивируя тем, что несовершеннолетний не может самостоятельно выступать в суде. Мать несовершеннолетнего от иска отказалась. Прокурор полагал необходимым продолжить разбирательство дела в интересах ребенка. Суд принял отказ истца от иска и прекратил производство по делу.

1. Сравните формы участия прокурора в гражданском процессе в суде первой инстанции (цель, основания вступления в процесс, процессуальное положение).

2. Определите процессуальное положение указанных лиц.

3. Как следует поступить суду в случае возникновения разногласий между прокурором и лицом, интересы которого он защищает?

4. Выявите отличие участия прокурора от участия иных лиц, выступающих в защиту чужих интересов на основании ст. ст.46, 47 ГПК?

 

Дополнительная литература.

1. Гражданский процесс: учебник / В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова и др.; под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 960 с.

2. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / А.В. Аргунов, В.В. Аргунов, А.В. Демкина и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. 636 с.

3. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.Т. Алиев, С.Ф. Афанасьев, А.Н. Балашов и др.; под ред. М.А. Викут. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. Серия "Профессиональные комментарии". 627 с.

4. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по жилищным делам: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 224 с.

5. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по делам о наследовании: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 208 с.

Семинарское занятие 10. Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц. (2 часа)

Цель занятия: закрепить целостное представление об участии в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.

Организационная форма занятия: проблемный семинар

В результате изучения темы студент должен:

знать: цель и основанияучастия в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, процессуальный статус данных субъектов гражданского процесса (ОК – 1, ОК – 2, ПК – 5);

уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями, правильно толковать и применять нормы, определяющие процессуальное положение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, их процессуальные права и обязанности, основания и порядок вступления (привлечения) этих лиц в гражданский процесс; применять материальные и процессуальные нормы при разрешении гражданских споров (ПК – 3, ПК – 4).

 

Теоретическая часть

 

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные частью второй статьи 45 ГПК РФ.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Основания и цель участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан, защищающих права других лиц по основаниям ст. 46, 47 ГПК РФ.

2. Условия возбуждения гражданского дела органами управления и другими лицами.

3. Их процессуальные права и обязанности.

4. Виды органов управления, участвующих в гражданском процессе.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1. Назовите к какой группе участников в гражданском процессе относятся государственные органы, органы местного самоуправления, организации и отдельные граждане, защищающих права других лиц по основаниям ст. 47 ГПК РФ.

2. Назовите отличие прокурора от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан, защищающих права других лиц.

3. Назовите отличие участвующих государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан, защищающих права других лиц от третьих лиц в гражданском процессе.

 

Повышенный уровень.

1. Назовите отличие участвующих в деле государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан, защищающих права других лиц от экспертов, специалистов.

2. Назовите отличие участвующих в деле государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан, защищающих права других лиц от представите­лей.

 

Дополнительная литература.

1. Гражданский процесс: учебник / В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова и др.; под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 960 с.

2. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / А.В. Аргунов, В.В. Аргунов, А.В. Демкина и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. 636 с.

3. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.Т. Алиев, С.Ф. Афанасьев, А.Н. Балашов и др.; под ред. М.А. Викут. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. Серия "Профессиональные комментарии". 627 с.

4. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по жилищным делам: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 224 с.

5. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по делам о наследовании: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 208 с.

 

Семинарское занятие 11. Судебное представительство. (4 часа)

Цель занятия: закрепить целостное представление о судебном представительстве в гражданском процессе.

Организационная форма занятия: проблемный семинар

В результате изучения темы студент должен:

знать: понятие, признаки и субъектов судебного представительства в гражданском процессе; виды представитель­ства; объем и оформление полномочий представителя в суде (ОК – 1, ОК – 2, ПК – 1);

уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями, правильно толковать и применять нормы, определяющие процессуальное положение представителя в гражданском процессе, объем и оформление полномочий представителя в суде; его процессуальные права и обязанности, применять материальные и процессуальные нормы при разрешении гражданских споров (ПК – 3, ПК – 4, ПК - 5).

 

Теоретическая часть

В соответствии со ст. 48 ГПК граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Для личного ведения дела в суде необходимо обладать гражданской процессуальной дееспособностью. Лица, участвующие в деле и не обладающие дееспособностью, не могут лично защищать в процессе свои права и законные интересы, не могут сами осуществлять свои субъективные процессуальные права и исполнять обязанности. Дела недееспособных лиц ведут их законные представители.

Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им ФЗ, иными правовыми актами или учредительными документами, либо их представители.

Полномочия органов, ведущих дела организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости – учредительными документами. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. Представительство интересов организации в суде обычно осуществляют либо сами должностные лица, либо штатные юристы, либо адвокаты, обслуживающие организации по договорам или разовым соглашениям.

От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в суде выступают уполномоченные представители государственных органов и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. По специальному поручению этих субъектов от их имени могут выступать в суде уполномоченные представители государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители юридических лиц и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Судебное представительство может быть обусловлено как юридическими, так и фактическими причинами. К юридическим можно отнести отсутствие у лица необходимого объема дееспособности, к фактическим – обстоятельства, препятствующие дееспособному гражданину участвовать в процессе (болезнь, командировка т.д.). Кроме того, в связи с недостаточной правовой грамотностью лицу может требоваться квалифицированная юридическая помощь. Часто граждане при ведении судебных дел желают получить квалифицированную юридическую помощь и направляют в процесс других лиц в качестве своих представителей, делегируя им соответствующие полномочия. Участие в деле лиц, имеющих юридическую подготовку, должно облегчать работу суда и способствовать успешному осуществлению правосудия.

Участнику процесса может быть сложно лично участвовать в суде и в силу того, что дело рассматривается по правилам подсудности в другом городе, отдаленном от места его жительства.

Институт представительства, и прежде всего адвокатуры, способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, за­крепленного в ст. 48 Конституции РФ.

Лицо, поручающее представителю ведение дела, называется доверителем или представляемым. В качестве суд-го представителя выступает представитель или поверенный, которому поручена защита интересов другого лица.

При процессуальном представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в гражданском процессе. Так, судебный представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу гражданского процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом гражданского процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие и признаки судебного представительства.

2. Субъекты судебного представительства.

3. Виды представитель­ства.

4. Понятие и основания законного представительства.

5. Договорное, уставное и общественное представительство.

6. Объем полномочий представителя в суде.

7. Оформление полномочий представителя в суде.

8. Лица, которые не могут быть предста­вителями в суде

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1. Назовите основания и виды представительства в гражданском процессе.

2. Задача. 21 сентября 2013 года Ширяев обратился в суд с иском к Горелову о защите авторских прав. Суд назначил судебное заседание на 31 октября 2013 г. В судебное заседания явился ответчик Горелов и представитель Ширяева, предоставивший доверенность на ведение дела, выданную Ширяевым в августе 2013 г., и медицинскую справку о госпитализации истца от 20 октября 2013 г. с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз». Горелов обратился к суду с ходатайством об оставлении заявления без рассмотрения в связи с тем, что исковое заявление было подано недееспособным лицом. Представитель истца заявил, что суд обязан приостановить производство по делу.

1. Оцените доводы сторон. Как надлежит поступить суду?

2. Каковы условия допуска представителя к участию в судебном заседании?

3. Задача. Волков и Манулова (16 лет), являясь артистами цирка, работающими в номере с лошадьми, осуществляли выгул лошадей в сквере города. При переходе улицы одна из лошадей испугалась звукового сигнала автомобиля, и в неуправляемом беге нанесла вред припаркованным автомобилю и велосипеду. Владельцы поврежденного автомобиля - Петренко и велосипеда – Абрамов, независимо друг от друга, подали иски к Волкову и Мануловой о возмещении вреда, причиненного имуществу. Приняв иски, суд объединил их в одно производство для совместного рассмотрения. Суд посчитал, что участие Мануловой в процессе возможно только через законных представителей и привлек в этом качестве мать Мануловой. Отец не был привлечен, потому что длительное время не проживает вместе с семьей, участия в воспитании дочери не принимает.

1. Определите процессуальное положение каждого из участников правовой ситуации. Ответ аргументируйте со ссылками на нормы материального права (ГК).

2. Является ли Манулова процессуально дееспособными лицом? Необходимо ли в данном случае привлекать к участию в деле законных представителей несовершеннолетнего?

 

 

Повышенный уровень.

 

1. Составьте проект доверенности на ведение дела в суде с различным объемом полномочий.

 

Дополнительная литература.

1. Гражданский процесс: учебник / В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова и др.; под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 960 с.

2. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / А.В. Аргунов, В.В. Аргунов, А.В. Демкина и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. 636 с.

3. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.Т. Алиев, С.Ф. Афанасьев, А.Н. Балашов и др.; под ред. М.А. Викут. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. Серия "Профессиональные комментарии". 627 с.

4. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по жилищным делам: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 224 с.

5. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по делам о наследовании: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 208 с.

 

Семинарское занятие 12. Судебное доказывание (общие положения) (4 часа).

Цель занятия: дать общую характеристику судебному доказыванию в гражданском процессе.

Организационная форма занятия: выполнение индивидуальных заданий

В результате изучения темы студент должен:

знать: понятия и теоретические положения, относящиеся к данной теме; порядок определения, получения, исследования и оценки доказательств субъектами доказательственной деятельности, мировоззренческие и методологические основы юридического мышления, принципы этики юриста (ОК-2, ПК-3).

уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями, правильно толковать и применять нормы, определяющие предмет доказывания, стадии доказывания; применять материальные и процессуальные нормы при разрешении гражданских споров (ОК-1, ПК-4, ПК-5).

Теоретическая часть

Доказывание в гражданском процессе - логико-практическая деятельность лиц, участвующих в деле, а также суда по установлению наличия или отсутствия фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Доказывание в гражданском процессе можно подразделить на два вида: доказывание относительно всего дела, доказывание относительно отдельных юридических фактов.

Цель судебного доказывания состоит в извлечении из доказательств судом по возможности точных выводов (объективизация) для обоснования решения, для защиты права.

Судебное доказывание слагается из следующих стадий или элементов:

1.определение предмета доказывания по делу;

2.определение круга искомых или необходимых доказательств;

3.получение доказательств (за счет их представления и собирания);

4. исследование и оценка доказательств.

Совокупность всех названных стадий и определяет процесс судебного доказывания.

Определение круга фактов, подлежащих доказыванию, означает определение предмета доказывания по каждому гражданскому делу, рассматриваемому в суде.

Собирание доказательств – это деятельность суда, участвующих в деле лиц и их представителей, направленная на обеспечение наличия необходимых доказательств к моменту разбирательства дела в судебном заседании. Основные способы собирания доказательств сводятся к следующему:

1) представление их сторонами, другими участвующими в деле лицами и их представителями;

2) истребование их судом от лиц и организаций, у которых они находятся;

3) выдача лицам, ходатайствующим об истребовании письменных или вещественных доказательств, запросов на право их получения и представления в суд;

4) вызов в суд в качестве свидетеля; назначение экспертизы;

5) направление судебных поручений по собиранию доказательств в другие суды;

6) обеспечение доказательств.

Исследование доказательств осуществляется в судебном заседании с участием субъектов процесса.

Оценка доказательств сопутствует всему процессу доказывания и завершает его при окончательной оценке судом исследованных доказательств для вынесения решения по делу. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие и цель судебного доказывания, стадии доказывания.

2. Понятие предмета доказывания. Определение предмета доказывания по конкретным гражданским делам. Субъекты доказывания.

3. Факты, не подлежащие доказыванию.

4. Доказательственные презумпции (понятие и значение)

5. Относимость и допустимость доказательств.

6. Исследование и оценка доказательств.

7. Обеспечение доказательств.

8. Судебные поручения.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1. Раскройте порядок раскрытия доказательств субъектами доказательствен­ной деятельности.

2. Назовите последствия несоблюдения порядка раскрытия доказательств субъектами доказательствен­ной деятельности.

 

Повышенный уровень

 

Задача 1. Исаева К.Р. обратилась в суд с иском к Оськину Л.Б. об установлении отцовства в отношении сына Игоря. При подготовке дела к судебному разбирательству судья разъяснил истице, что значение для дела имеют следующие обстоятельства: 1) совместное проживание и ведение общего хозяйства с ответчиком до рождения ребенка; 2) совместное воспитание либо содержание ими ребенка; 3) признание ответчиком отцовства, и предложил представить имеющиеся у нее доказательства в подтверждение указанных фактов.

Что понимается под предметом доказывания? Как и кем определяется предмет доказывания по делу? Дайте оценку действиям судьи.

Задача 2. Маланин обратился в районный суд с иском к Луганскому о возмещении ущерба, причиненного имуществу, и взыскании убытков. В обоснование исковых требований истец сослался на то, что по договору им был предоставлен Луганскому в безвозмездное пользование сроком на 6 месяцев ноутбук. По истечении 8-ми месяцев ответчик вернул вещь в состоянии непригодном для дальнейшего использования, а именно: на поверхности экрана имелись трещины, некоторые кнопки клавиатуры выбиты, элемент питания поврежден.

Возражая против предъявленного иска, ответчик сослался на то, что порча ноутбука произошла не по его вине. В период весеннего паводка в районном центре, где проживают Маланин и Луганский, произошло наводнение. Многие дома, в числе которых и дом ответчика, были затоплены. Ноутбук пострадал именно в этот период и не по вине Луганского.

1. Определите предмет доказывания по делу.

2. Как распределяются между сторонами обязанности доказывания фактов, его составляющих?

3. Имеет ли значение для дела ссылка Луганского на факт наводнения? Подлежит ли этот факт доказыванию?

4. Подготовьте обобщение судебной практики по применению оснований освобождения от доказывания в гражданском процессе. Обобщение должно содержать не менее пяти примеров гражданских дел, рассмотренных судами общей юрисдикции.

 

Дополнительная литература:

1. Гражданский процесс: учебник / В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова и др.; под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 960 с.

2. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / А.В. Аргунов, В.В. Аргунов, А.В. Демкина и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. 636 с.

3. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.Т. Алиев, С.Ф. Афанасьев, А.Н. Балашов и др.; под ред. М.А. Викут. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. Серия "Профессиональные комментарии". 627 с.

4. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по жилищным делам: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 224 с.

5. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по делам о наследовании: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 208 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...