Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Политология как область знания




ПОЛИТОЛОГИЯ

Часть I

Учебно-практическое пособие

Для студентов всех специальностей

И всех форм обучения

 

 

Www.msta.ru

Москва – 2007

 

В данном учебно-методическом пособии в сжатой и емкой форме изложены основные понятия политологии (первая часть курса): сущность политики, власть, течения современной политической мысли, социальные основы политики, политическое лидерство и элиты, политическая система и государство, политические режимы. В конце каждой главы помещены материалы (вопросы, тесты, задания) для самостоятельного, активного освоения курса каждым студентом. Пособие предназначено для студентов дневного и заочного обучения всех специальностей.

 

 

Научный редактор: профессор Еремин Ю.В.

 

Составители: профессор Климова С.В.

доцент Бобков А.Н.

доцент Криволап И.В.

доцент Лопарев А.В.

профессор Розенбойм И.Е.

 

Ó Московский государственный университет технологий и управления,

кафедра гуманитарных и социально-экономических наук, 2007

109004, Москва, Земляной вал, 73

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. I. Политология как область знания. 1. Предмет политологии. 2. Методы политологии. 3. Функции политологии. II. Политика: понятие и общественный смысл. 1. Определение политики. 2. Структура политики. 3. Функции политики. 4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. III. Современные течения политической мысли. 1. Либерализм. 2. Консерватизм. 3. Социалистические течения. IV. Власть как явление общественной жизни. 1. Понятие власти, ее сущность. 2. Объект и субъект власти. Ресурсы власти и процесс их реализации. 3. Легитимность и эффективность власти. V. Социальные основы политики. Сущность социальной политики государства. 1. Личность, социальные общности и государство как субъекты политики. 2. Властно значимые интересы – основа деятельности субъектов политики.   3. Основные направления социальной политики современного государства. VI. Политические элиты. 1. Понятие «политическая элита». 2. Структура современной политической элиты. 3. Система отбора элит. VII. Политическое лидерство. 1. Понятие политического лидерства. Основные подходы к изучению. 2. Типология лидерства. 3. Функции политического лидерства. VIII. Политическая система: основные институты и их взаимодействие. 1. Понятие политической системы, ее структура и функции. 2. Типология политических систем. IX. Государство как политический институт. 1. Понятие государства и его сущность. 2. Исторические формы государства и политические режимы. X. Партии в политической системе современного общества. 1. Возникновение и развитие политических партий. 2. Понятие политической партии. Ее функции. 3. Типология политических партий. 4. Партийные системы. XI. Общественные объединения как институт политической системы. 1. Общественные объединения: понятие и сущность. Общественные организации и их функции. 2. Общественные движения: разновидности и причины активности.   XII. Тоталитарные системы: понятие и характерные признаки. 1. Сущность тоталитаризма. Его основные черты. 2. Типология тоталитаризма. Условия его возникновения. 3. Авторитаризм. Сходство и различие с тоталитаризмом. Стр.                                      

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание является первой частью учебно-методического пособия дистанционного обучения по политологии. Оно охватывает двенадцать тем курса.

Прежде чем начать работать над какой-либо темой пособия рекомендуется внимательно изучить оглавление в целом, для того чтобы ознакомиться с терминологией курса, его логикой и представить себе место интересующей Вас темы в его структуре.

После изложения каждой темы помещены вопросы, задания и тесты для самопроверки студентом знаний по данной теме. Все задания отражают главные, ключевые проблемы темы. Цель таких заданий – способствовать активному самостоятельному усвоению курса политологии, ее ключевых проблем.

Научный редактор учебно-методического пособия профессор Еремин Ю.В. Составлено пособие профессором Климовой С.В. В написании пособия участвовали доцент Бобков А.Н. (главы Y, XI), профессор Климова С.В. (главы I, II, IY, YII, XII), доцент Криволап И.В. (глава IX), доцент Лопарев А.В. (главы YI, YIII, X), профессор Розенбойм И.Е. (глава III).

 

I. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

1. Предмет политологии.

2. Методы политологии.

3. Функции политологии.

 

1. Значение политологии (греч. – учение о политике) определяется важной ролью политики в жизни общества. Начало теоретических исследований о политике закладывается в первом тысячелетии до н.э. с появлением государства и связано с творчеством Платона, Аристотеля (Древняя Греция), Конфуция (Китай). Для них характерно понимание политической науки как науки о высшем благе человека и государства, слиянии их интересов в идеальном государстве. В то время политическая наука развивается еще в лоне философии. Только в XYI веке итальянский мыслитель Н.Макиавелли ставит в центр политических исследований проблему государственной власти, а самой политике отводит роль инструмента для решения реальных политических задач. С середины XIX века политическая наука формируется в современном ее виде. Крупнейшими ее представителями на Западе были Т. Парсонс, Ф. Либер (США), европейские ученые М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето, А. Токвиль, К. Маркс, Ф. Энгельс. В России в XIX-XX веках развитие политической науки связано с именами Г.В. Плеханова, В.Н. Чичерина, М. Острогорского, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, В.И. Ленина.

В 1948 году по инициативе Юнеско был проведен международный коллоквиум (собрание) ведущих ученых Европы и Америки по проблемам политической науки, где было дано определение предмета политологии и ее границ, а также создана Международная ассоциация политической науки, которая работает и сегодня.

В настоящее время политическая наука представлена в мире в основном европейской и американской школами. Первая из них опирается на европейские традиции политической мысли, ведет свое начало от учений Платона и Аристотеля. Для этой школы характерно исследование общих проблем политики, власти, государства и других политических институтов. Европейская школа разрабатывает в основном проблемы политической философии. Американская школа, напротив, характеризуется практическим подходом к проблемам политической науки. Здесь делается упор на прикладную политологию. Это объясняется тем обстоятельством, что американская политическая наука формировалась как реакция на политические проблемы, требовавшие своего решения при создании американской политической системы. Большинство американских исследователей выделяют в политологии, в изучении властных отношений функциональные, поведенческие и психологические характеристики.

Как учебная дисциплина политология преподается в большинстве зарубежных стран как в школах (особенно в США), так и в высших учебных заведениях. В России, где развитие политической науки было практически прервано в 1917 году (она повсеместно заменялась упрощенно излагаемым марксизмом), а сама политология объявлена буржуазной лженаукой, с конца 80-х годов началось ее возрождение как науки и как учебной дисциплины.

Вопрос о предмете политологии, ее сущности весьма сложен и трактуется в современной науке неоднозначно. Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что политология представляет весь комплекс знаний о политике, является интеграционной наукой о политике во всех ее проявлениях, рассматривает весь комплекс взаимоотношений между человеком и обществом. Предмет политологии включает проблемы: отношение власти и политического господства на всех уровнях управления обществом; политические институты и прежде всего государство и партии; субъекты политики: личность, заинтересованные группы, элиты, лидеры; политическое сознание и культуру; политический процесс; внутри- и межгосударственные политические отношения.

Чтобы ближе подойти к вопросу о сущности политики в обществе, политология должна рассматривать политические явления с многих сторон. Поэтому она включает в себя целый комплекс смежных дисциплин: политическую философию, политическую социологию, политическую географию, теорию политических институтов, политическую психологию. Политология является как бы теоретическим обобщением всех перечисленных наук.

В настоящее время различают следующие уровни исследования в политической науке: теоретическая политология и практическая, прикладная политология. Теоретическая политология (ее иногда называют политической философией) изучает природу политики и ее общие законы. Практическая, прикладная политология базируется в основном на так называемом бихевиоризме (англ. – поведение), целью которого является отслеживание практического политического поведения всех субъектов политической жизни общества (отдельных политических групп, политических институтов, элит, лидеров и т.п.) и анализ этого поведения. Прикладную политологию часто причисляют к точным наукам, поскольку в ее основе лежат анализ реальных фактов и возможность для любого исследователя его повторить.

Прикладная политология может быть представлена как совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования политики, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта. Отсюда следует, что прикладная политология включает: а) разработку системной методологии изменяющейся политической реальности; б) методы и политические технологии изучения различных политических ситуаций и субъектов, (например, электоральных систем, избирательных кампаний и т.п.); в) структурно-логическое моделирование общества. Поэтому прикладная политология включает такие дисциплины как имиджелогия, политический менеджмент, политический мониторинг, метод сценариев, политическое прогнозирование. На основе данных практической политологии проводятся широкие социально-политические исследования, составляются карты – «матрицы» поведения различного типа лидеров, определяются рейтинги кандидатов в предвыборной борьбе, оптимальная линия поведения для различных социальных субъектов в различной политической обстановке и т.п. Практическая политология имеет в силу этого широкое распространение в текущей политике.

В последнее время все чаще выделяют третий уровень (часть) политологии: сравнительную политологию. Она основана на сравнении и выявлении преимуществ, недостатков, национальных модуляций в развитии политических институтов, а также иных сходных политических явлений в различных государствах. Сравнительная политология имеет целью разумное «заимствование положительного опыта» передовых стран, выявление «своих» национальных особенностей, преимуществ и недостатков в развитии политической системы. Необходимо подчеркнуть, что все уровни политологии являются неразрывными частями единой политической науки, они взаимозависимы и дополняют друг друга.

Политология как учебная дисциплина в вузе имеет целью изучение предмета на теоретическом уровне и, прежде всего знакомство студента с основными понятиями и категориями политики.

2. Интеграционный характер политологии обуславливает необходимость многостороннего исследования политических явлений, предполагает применение разнообразных методов, подходов и парадигм в исследовании. Это помогает углубить и сделать разносторонними знания о политике, а значит увеличить ее практическую пользу для развития государства, общества.

При изучении политической сферы очень важен социологический подход. Он предполагает выяснение социальной обусловленности явлений, влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. Антропологический и психоаналитический подходы учитывают непременное влияние биологического фактора на политику (инстинктивные, подсознательные психологические процессы и их мотивации, как личностные, так и коллективные).

Исследование политических явлений требует также применения совокупности методов (способов познания). Перечислим важнейшие.

Структурно-функциональный анализ. Предполагает рассмотрение политики как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение и выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей системы.

Бихевиористский метод (о нем уже говорилось в связи с практической политологией). Суть его заключается в изучении особенностей политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей (особенно лидеров) и групп. Этот метод очень широко распространен в западной особенно прикладной политологии.

Институциональный метод. Ориентирует на изучение институтов, посредством действия которых осуществляется политика (государство, партии и т.п.).

Сравнительный метод. Основан на сопоставлении однотипных политических явлений в разных странах. При его применении необходимо помнить, что аналогия всегда означает не только сходство, но и различие между сходными явлениями, никогда не бывает полной.

Исторический метод. Предполагает изучение политических явлений в их последовательном развитии во времени, в их причинно-следственной связи. При этом надо иметь в виду, что более ранние по времени события совсем не всегда бывают причиной развития последующих политических событий.

Большое значение для политологии как науки о власти и искусстве политического руководства имеют так называемые эмпирические науки (статистика, социологические опросы, наблюдения участников событий и т.п.).

Изучение закономерностей развития мирового политического пространства диктует, с одной стороны, необходимость единого подхода, анализа с точки зрения глобальных общечеловеческих политических проблем. Однако, с другой стороны, пестрота, многоликость и многомерность этого пространства обуславливает необходимость дифференцированного подхода в изучении по регионам (например, Запад – Восток) и государствам. Поэтому в настоящее время в целях более глубокого и всестороннего исследования политических процессов и их прогнозирования ученые выдвигают новые подходы, способы исследования или так называемые парадигмы.

Это прежде всего три общесоциологические глобальные парадигмы, которые широко используются также в политологии: формационная, цивилизационно-культурная и мир-системная парадигмы. а) Формационная парадигма (К. Маркс) делит историю человечества, в том числе политическую историю, на пять общественных формаций (первобытнообщинная, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Эта «пятичленка» разработана в основном на европейском материале и истории развитых государств, почему может иметь лишь ограниченное применение в исследовании мирового политического процесса. б) Цивилизационно-культурная парадигма (Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Икэда) представляет историю человечества как совокупность относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и упадка. Эта теория является альтернативой евроцентризму, открывает перспективу сближения Запада и Востока на путях духовного обогащения. Ядром каждой цивилизации выступает духовная культура во всей ее неповторимости (в том числе – политическая культура). в) Мир – системная парадигма (Ф. Бродель, И. Валлерстайн) представляет историю человечества как мировую систему, где государства в силу меняющихся исторических обстоятельств влекутся к единому центру, к некоторому единообразию (так например мир – империя колониального типа с центром в Великобритании и мир – экономика XX в. индустриального и постиндустриального типа с центром в США). Эта последняя парадигма дает возможность приблизиться к изучению закономерностей, в том числе политических, всего мира как единого целого.

Научное исследование мирового политического пространства в его единстве и многообразии требует комплексного применения всех трех парадигм политологии.

Важно подчеркнуть, что только совокупное использование всех методов, подходов и парадигм, учет всех факторов влияния на политику дают возможность превратить политологию в науку о взаимодействии власти, человека и общества.

3. Функции политологии, как и самой политики, в значительной мере определяют характер развития государства, общества, самого человека как гражданина, как личности.

Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяет политологии выполнять функцию познания (объяснения и прогнозирования) политических явлений или гносеологическую функцию. (Напомним, что гносеологическая функция является основной для всей науки как сферы человеческой деятельности в целом). Политология не только изучает и стремится наиболее адекватно отразить политическую жизнь общества, но дает также оценку политическому строю, событиям, поступкам людей. Здесь выражается оценочная или аксиологическая функция политической науки. Важнейшей функцией является политическая социализация личности, куда входит воспитание политической культуры населения, формирование гражданских чувств и навыков, самостоятельности каждой личности и ее ответственности за свои решения и действия перед собой и обществом. Политическая социализация, усвоение политических знаний гражданами влияет на развитие мотивационно-регулятивной функции, посредством которой политология оказывает воздействие на политическое поведение людей и социальных групп, прежде всего путем рекомендаций. Функция рационализации политической жизни. Здесь политическая наука выступает теоретической основой политической деятельности в обществе, в первую очередь – политических реформ и коренных изменений. На основе рекомендаций ученых создаются оптимальные модели по управлению государством, технологии разрешения социально-политических конфликтов в обществе и т.п. При этом необходимо помнить, что всякая наука, в том числе и политология, не может исчерпать всю полноту и многообразие реальной действительности (например, полностью учесть роль интуиции политика), однако непременно должна к этому стремиться.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Что изучает политология? 2. Какие уровни исследования (или виды политологии) Вы можете назвать? 3. Зачем нужно знать основы политологии? 4. Что такое бихевиоризм? 5. Что означает политическая социализация личности? 6. Почему аксиологическая, мотивационно-регулятивная функция политологии и функция рационализации политической деятельности взаимозависимы, тесно взаимодействуют друг с другом? 7. Что включает в себя политические отношения? 8. Назовите методы исследования, применяемые в политологии.  

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Какие научные дисциплины тесно связаны с политологией, используются ею для разработки базовых понятий: а) политическая философия; б) естествознание; в) политическая социология; г) политическая география; д) математика; е) социальная психология. 2. Что включает в себя теоретическая политология: а) исследование природы политики, ее общих законов; б) бихевиоризм; в) составление карт-матриц для отслеживания поведения субъектов политики; г) социологические опросы; д) исследование основных категорий политики; е) определение рейтингов популярности политических лидеров. 3. В чем состоит актуальность политологии в настоящее время: а) помогает ориентироваться в политике; б) повышает культурный уровень личности; в) повышает точность прогнозирования социально-политических последствий принимаемых решений; г) делает человека счастливым; д) способствует развитию гуманизма в отношениях между личностью и государством. 4. Согласны ли Вы, что политология это наука: а) о политике; б) о власти; в) о государстве. Аргументируйте свой ответ. 5. В чем состоит отличие политологии от технических наук: а) с точки зрения критерия научности; б) с точки зрения методики предвидения; в) с точки зрения реализации научных идей. 6. Проследите связь политологии с теми науками, которые Вы изучаете профессионально в своем вузе.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...