Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Всеобщая декларация прав человека




Статья 1.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

(Гуманитарная сфера и права человека //

Сб. документов. – М., 1992. – С. 15 –16)

 

2. Докажите принадлежность прочитанного текста к юридическому подстилю официально-делового языкового общения.

3. Укажите в приведенной Декларации правовые термины.

4. С точки зрения юридической официальной коммуникации объясните постановку знаков препинания и правописание НЕ и НИ в вышеприведенном тексте.

5. Представьте ситуацию, в которой нарушаются ваши права как человека и гражданина. Составьте исковое заявление в суд, связанное с защитой ваших прав и чести.

Литература

1. Болдырева М.Г Язык и речь как важные составляющие культуры труда и деловых отношений сотрудников ОВД: Материалы к лекциям и семинарам. – М.: МЮИ МВД России, 1999. С. 11-13.

2. Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2008. С. 168-174.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Логос, 2002. С. 58-74.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие, - М.: БЕК, 1997. С. 21-40.

5. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982. С. 103-109.

6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: Высшая школа, 1988. С. 5-9.

7. Русский язык и культура речи; под ред. В.И. Максимова, А. В. Голубевой. – М.:Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. С. 146-188.

Практическое занятие 6. Научный стиль языка. Основные языковые особенности (2 часа)

Теоретические вопросы

1. Основные функции научного стиля языка.

2. Научная юридическая коммуникация.

3. Устная и письменная разновидность стиля (учебник, статья, реферат, резюме, аннотация и т.д.

4. Языковые и речевые нормы научного стиля.

5. Юридическая научная терминология.

6. Профессионализм и научный юридический термин.

Практическое задание

1. Прочитайте в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского языка фрагменты текстов, взятых из учебника, учебного пособия и автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Выявите основные экстралингвистические и лингвистические факторы, позволяющие отнести их к научному стилю.

А. Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это – юридические факты – обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия…

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это – дисциплинарные или административные проступки, как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относятся также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События – явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и пр.). (Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник).

Б. Насильственно-корыстная преступность в России в современных условиях представляет собой социально-негативное явление переходного периода и приобретает все более негативные количественные и качественные характеристики, организованные формы, элементы криминального профессионализма. Преступники для достижения своих корыстных целей нередко прибегают к насилию. Его формы достаточно разнообразны. Особую опасность представляют насильственно-корыстные посягательства с применением оружия и иных средств, используемых в качестве оружия. Анализ уголовных дел, информационно-справочных материалов правоохранительных органов свидетельствует о высоком уровне вооруженности криминальных группировок. Жертвам насильственно-корыстных посягательств нередко приходится сталкиваться с особой жестокостью, садизмом, глумлением над личностью.

Вышеизложенное обусловливает необходимость отнесения уголовно-правового предупреждения преступлений, посягающих на собственность и сопряженных с насильственным воздействием на потерпевшего, к числу наиболее важных направлений деятельности правоохранительных органов. Данные преступления представляют повышенную общественную опасность, поскольку одновременно причиняют вред (или ставят под угрозу причинения вреда) жизни или здоровью личности и собственности. Результаты изучения статистических данных Главного информационного центра МВД России, информационных центров ГУВД Свердловской, Челябинской областей и УВД Оренбургской области, а также следственной и судебной практики свидетельствуют, что за последнее десятилетие число посягательств на чужую собственность значительно увеличилось. Так, например, с 1991 по 2000 год количество совершаемых грабежей возросло на 30 % (со 101 тыс. до 132 тыс.); разбоев – на 115% (с 18 тыс. до 39 тыс.); вымогательств – на 140% (с 5 тыс. до 12 тыс.).

В связи с этим особую актуальность для науки уголовного права и правоприменительной деятельности правоохранительных органов приобретают проблемы повышения эффективности борьбы с насильственными хищениями чужого имущества посредством применения уголовно-правовых норм. (Базаров Р.А., Никитин Е.В. Уголовно-правовая характеристика насильственных хищений чужого имущества).

В. Юридический текст – это профессиональный текст, его главной характеристикой выступает коммуникативно-функциональный аспект (т.е. текст служит средством передачи и хранения информации и средством воздействия на личность – получателя информации). Основными чертами юридического текста являются правовое содержание, особая форма выражения права, наличие специальных понятий и терминов, речевых стандартов-клише, а также его долженствующий характер (в постановлениях, законах, решениях, определениях).

Важную роль в юридическом тексте выполняет специальная терминология…

Особенность юридической терминологии проявляется в том, что она обладает правовым содержанием, которое понятно далеко не всем. В то же время с такой терминологией имеют дело не только специалисты, но и индивиды, далекие от юриспруденции.

Исследование терминов, проведенное нами на материале статей Гражданского кодекса Российской Федерации, позволило сделать вывод: при создании специального текста (нормативного акта) профессиональная языковая личность (юрист-законодатель) должна стремиться к однозначности и доступности в восприятии применяемого термина, иначе специальная терминология не будет выполнять функцию обозначения социального понятия… однозначность термина заключается не в единственном его значении, а в одинаковом восприятии и единообразном толковании его всеми адресатами в пределах одной отрасли права. (Кубиц Г.В. Профессионализация языковой личности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Челябинск, 2005, с.9).

2. Напишите в соответствии с языковыми требованиями к научному стилю языка аннотацию на один из приведенных выше текстов.

3. Исправьте речевые ошибки, допущенные студентами юридического института в курсовой работе.

1.Институт необходимой обороны – один из древнейших, он присущ всем законодательствам на всех этапах развития. 2. … право на необходимую оборону – естественное, прирожденное для человека право, и поэтому оно является законным. 3. Современный период отмечен разгулом преступности… 4. Государство пока лишь вырабатывает широковещательные программы борьбы с преступностью, принимает суровые законы против лиц, совершивших преступление. 5. В некоторых случаях гражданам приходится рассчитывать только на себя, действовать в состоянии необходимой обороны. 6. Нападающий должен быть человеком, причем не имеет значения, является ли он субъектом преступления, то есть обладает ли признаком вменяемости или нет. 7. При нападении животного необходимая оборона возможна лишь в том случае, если оно было использовано человеком как орудие преступления. 8. Осуществление необходимой обороны – субъективное право гражданина, не являющегося его обязанностью, однако в определенных ситуациях оборона от покушения преступника является моральной обязанностью, общественным долгом гражданина. 9. О разъяснении и установлении признаков необходимой обороны позаботился толкователь законов. В его задачу вошло немало хлопот, так как необходимо было прежде всего собрать уже имеющуюся практику, систематизировать ее и проанализировать с той целью, чтобы правильно принималось не только понятие необходимой обороны, но и правила ее применения. 10. И то сказать, если на судью на улице не бросались собаки, судья ведь не может знать, что стоять и ждать, что решит сделать псина, - не только унизительно, но и опасно.

4. Напишите заметку, статью или очерк юридического характера о юридическом статусе современного русского языка.

Литература

1. Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2008. С. 174-185.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.- М.: Логос, 2002. С. 35-58.

3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: Издательство БЕК, 1997. С. 41-78.

4. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1982. С. 92-103, 109-117.

5. Русский язык и культура речи; под ред. В.И. Максимова, А. В. Голубевой. – М.:Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. С. 234-251.

6. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1984.

Практическое занятие 7. Публицистический стиль языка. Основные публицистические жанры * (2 часа)

Теоретические вопросы

1. Основные функции публицистического стиля языка.

2. Лингвистические и экстралингвистические особенности публицистического стиля русского языка.

3. Жанровое разнообразие публицистической речи.

4. Языковые особенности публицистического стиля.

5. Мастерство ораторской речи правоведа. Известные юристы-ораторы России.

Практическое задание

1. Подберите из периодической печати юридические публицистические тексты разной жанровой направленности (репортаж, информация, заметка и т.д.). Определите основную целевую направленность текстов и языковые единицы, способствующие её достижению.

2. Напишите текст публичного выступления на любую, волнующую вас тему.

Литература

1. Голощапова Т.Г., Иванова М.А. Русский язык в деловой и процессуальной документации: Учебное пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. С 117-125.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.- М.: Логос, 2002. С. 44-58.

3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: Издательство БЕК, 1997. С. 41-78.

4. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1982. С. 92-103, 109-117.

5. Русский язык и культура речи; под ред. В.И. Максимова, А. В. Голубевой. – М.:Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. С. 266-279.

Практическое занятие 8. Разговорный стиль языка. Неофициальное юридическое общение (2 часа)

Теоретические вопросы

1. Экстралингвистические факторы разговорного стиля языка.

2. Устная и письменная разновидность разговорного стиля языка.

3. Неофициальное юридическое общение.

4. Особенности использования языковых единиц в разговорной речи.

5. Разговорный стиль языка и просторечие.

Практическое задание

1. Подберите (не менее пяти) поговорки и пословицы разговорного характера, касающиеся темы закона, учения, патриотизма. Дайте им толкование, выделив разговорные языковые единицы.

2. Определите функциональную стилевую принадлежность Конституции России. Изложите материал любой статьи первой главы, используя языковые единицы разговорного стиля языка.

3. Укажите случаи неправильного употребления наречий и синонимичных им фразеологизмов. Охарактеризуйте их стилистическую окраску. Отредактируйте предложения.

Вопрос о распределении льготных путевок нужно решать по справедливости. Один из лучших наставников молодежи, он и спросит по-строгому, и окажет действенную практическую помощь. Электронно-счетные устройства запросто производят сложные математические операции. Не менее интенсивнее показана самодеятельность предприятия на районном фестивале. Нам следует прислушаться к критике и более по-серьезному следить за стилем своей работы. На общем собрании накрепко предупредили нарушителей дисциплины. Станционники дали обещание закончить разгрузку состава досрочно на два часа. Таблетку разделить напополам и растворить в горячей воде. Три партии закончились ничейно. Если говорить более специальнее, то речь идет о самоконтроле.

4. Определите стилистическую окраску приведённых ниже фразеологизмов. Подберите к ним синонимы и антонимы (если есть) как фразеологические, так и лексические. Для справок используйте лингвистические словари.

Вступить в свои права, власть имущие, волчий закон, сермяжная правда, филькина грамота, на птичьих правах, закон не писан, замести следы, буква закона, пока суд да дело, мухи не обидит, на плохом счету, совесть чиста, закусить удила, поставить в известность, навострить лыжи.

Литература

1. Голощапова Т.Г., Иванова М.А. Русский язык в деловой и процессуальной документации: Учебное пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. С 125-1143.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.- М.: Логос, 2002. С. 26-33.

3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: Издательство БЕК, 1997. С. 41-78.

4. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1982. С. 92-103, 109-117.

5. Русский язык и культура речи; под ред. В.И. Максимова, А. В. Голубевой. – М.:Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. С. 326-334.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...