Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивные процессы в генезе эмоций




С развитием когнитивной психологии многие современные те­ории фокусируют внимание на когнитивных процессах как основ­ном механизме появления эмоций. Существенное влияние на раз­витие когнитивной теории эмоций оказали опыты С. Шехтера (ЗЬасЫ.ег 5., 1964). В них впервые было продемонстрировано, что увеличение активации организма, хотя и является необходимым условием развития эмоции, определяет лишь интенсивность эмо­ции, тогда как ее специфика зависит от ситуации, осознания ее смысла и значения.

Теория когнитивной активации С. Шехтера основана на ис­следованиях, в которых с помощью фармакологических веществ манипулировали состоянием испытуемых, поднимая их возбужде­ние, о чем они и не догадывались. Затем экспериментаторы созда­вали обстановку непринужденного веселья или, наоборот, напря­женности. В первом случае люди чувствовали себя счастливыми и раскованными, во втором — их охватывало чувство гнева. Таким образом было показано, что содержанием эмоции, ее качеством можно управлять, если побудить испытуемого приписывать тем или другим нейтральным стимулам либо обстоятельствам роль ис­точника своего возбуждения. По мнению С. Шехтера, эмоциональ­ные состояния — продукт взаимодействия двух факторов: актива­ции (агоиза!) и заключения субъекта о причинах его возбуждения. Для эмоции необходимы два компонента: активация организма (как неспецифическая эмоциональность) и осознание ее наличия и причин появления на основе анализа ситуации, в которой она проявилась.


Последующая эмпирическая проверка теории С. Шехтера по­шла по пути повторения его экспериментов с манипулированием уровня активации различными веществами и помещением субъек­та в ситуации с разным контекстом. На выяснение роли когнитив­ных процессов в возникновении эмоций были направлены и дру­гие опыты, в которых проверялась возможность ослабления воз­никших естественным путем отрицательных переживаний (страх, тревога), если приписать их причину нейтральным стимулам, на­пример постоянно действующему шуму. Положительный результат доказывал бы решающую роль когнитивных процессов (интерпрета­ции, заключения и т.п.) в модуляции эмоциональных переживаний. Однако результаты оказались противоречивыми. Не во всех случаях приписывание причины эмоционального состояния нейтральному фактору приводило к снижению интенсивности переживаний.

Этот прием не действовал в отношении лиц с высокой лично­стной тревожностью, а также находящихся в состоянии стресса. Попытка применить данный метод в клинической практике также не дала положительных результатов. Не удалось снизить ни тре­вожность, ни другие негативные эмоциональные состояния. Пред­полагают, что причина этих неудач — сильная сконцентрирован­ность внимания больных на истинных причинах их болезненного состояния.

Возможно, что эти данные не отрицают теории С. Шехтера, согласно которой для получения эффекта приписывания причин возбуждения нейтральным стимулам необходимо, чтобы субъект находился в состоянии неопределенности по отношению источ­ника активации и чтобы у него имелась возможность информаци­онного поиска ее причин. Результаты действительно показывают, что феномен приписывания может возникать только в новых усло­виях и при среднем уровне негативных аффектов (ЬеуеШЬа! Н., Тотагкеп А., 1986).

Однако возможно и альтернативное объяснение влияния фак­та приписывания: ослабление негативных эмоций может быть свя­зано с уменьшением неопределенности из-за получения более точ­ной информации о симптомах активации и ее причинах (Са1уеп-Воуапо\У5ку У., ЬеуеШЬа! Н., 1975). Такая интерпретация хорошо согласуется с потребностно-информационной теорией эмоций П.В. Симонова, связывающей появление отрицательных эмоций с дефицитом имеющейся информации о способах и средствах удов­летворения актуальной потребности, что определяет низкую веро­ятность достижения цели. За счет дополнительной информации у субъекта возрастает вероятность удовлетворения потребности, что усиливает положительные эмоции и минимизирует отрицательные.


Суммируя, можно сказать, что когнитивный механизм генера­ции и изменения эмоций для своего проявления требует опреде­ленных условий. Его действия легче обнаружить в новой ситуации и при среднем уровне активации нервной системы. Повышенная личностная тревожность и патологически доминирующие отрица­тельные эмоции блокируют действие этого механизма.

Многие исследователи, несмотря на неубедительность экспе­риментальных данных, продолжают преувеличивать значение ког­нитивного механизма в возникновении эмоций. Известный теоре­тик эмоций Р. Лазарус продолжает придерживаться мнения, что «когнитивное опосредование — необходимое условие для эмоций» (1.а2аги5 К. 5., 1991. Р. 356). Он полагает, что даже эмоции, вызван­ные фармакологическими веществами или целиком зависящие от подкорковых структур мозга, опосредованы когнитивными опера­циями. С его точки зрения, самый простой акт восприятия может осмысливаться, сопровождаться когнитивной оценкой, которая и генерирует эмоцию.

В другом варианте когнитивной теории эмоций (ОПопу А. е1 а1., 1988) эмоция рассматривается как функция контекста, создавае­мого субъектом. Авторы теории подчеркивают, что только язык и самоотчет (вербальный фактор) имеют отношение к механизму генерации эмоциональных переживаний. При этом поведенческие и физиологические проявления эмоций рассматриваются как со­провождение или следствие эмоциональных состояний. С точки зрения когнитивно ориентированных исследователей, нейрофи-зиологический механизм, имеющий отношение к эмоциям, спо­собен обеспечивать не эмоции, а лишь условия для них (Ргцйа М.Н., 1986). Хотя и не все исследователи придерживаются такой крайней точки зрения о первичности когнитивных процессов в эмоциональ­ных явлениях, тем не менее многие специалисты в области эмоций в своих работах концентрируются на когнитивных механизмах.

Вместе с тем если не сводить все процессы обработки информа­ции к когнитивным, понимая под ними осознанный уровень анали­за, приводящий к заключению, а разделять их на автоматические и контролируемые, связывая с актом осознания лишь последние, то некоторые информационные процессы, порождающие эмоции, по своей природе могут быть и некогнитивными (1гаг(1 С., 1993).

Между когнитивными и эмоциональными процессами суще­ствуют не только прямые, но и обратные отношения. Когнитивная деятельность может быть не только источником эмоций, но и сама зависеть от эмоционального состояния субъекта. Эмоции влияют на селективность нашего внимания к сенсорным сигналам, на эф­фективность и стратегию исполнительной деятельности. Зависи-


мость когнитивных процессов от эмоций нашла отражение в мне­нии о том, что в радости мы видим мир через розовые очки, а в страхе смотрим на него через суженный канал зрения. Тесные свя­зи между аффективными и когнитивными процессами выражают­ся и в том, что чувственное переживание служит маркером для считывания информации о событиях из памяти, где она хранится вместе с эмоциональным переживанием, сопровождавшим дан­ное событие в момент его возникновения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...