Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качество продукции и конкурентоспособность




Управление качеством продукции


Учебное пособие

 

 

Минск

«Веды»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность производимой продукции, являются качество, которое в значительной мере определяется ее техническими характеристиками, и цена.

Международная практика показывает, что повышение уровня качества продукции является наиболее перспективным источником получения дополнительной прибыли за счет сокращения издержек производства, реализуемого с использованием высококачественной продукции (увеличение производительности труда, сокращение простоев, увеличение долговечности и т.д.).

Повышение качества может достигаться двумя путями. Первый – это единовременные финансовые вложения в производство, которые, как правило, дают временный эффект и постепенно сводятся на нет. Второй путь – стабильное использование системного управления качеством, выстроенного на базе научно обоснованной концепции.

Создание системы управления качеством предполагает детальную разработку проблемы взаимосвязи качества и потребностей.

Мировая практика свидетельствует, что для все большего числа компаний различных стран создание систем качества, отвечающих требованиям Международных стандартов ИСО серии 9000 и соответствующих принципам всеобщего управления качеством (TQM), уже не новая стратегия и не предпосылка удачного бизнеса, а фактически обязательное условие выживания. Свидетельствует она и о том, что создание и использование таких систем управления требует, в первую очередь, наличия в компании квалифицированного персонала. Поэтому без современных систем управления на основе качества и хорошо подготовленных к этому работников Белорусский бизнес не может рассчитывать на конкурентоспособность в мировом рыночном пространстве.

Цель изучения дисциплины состоит в уяснении теории и практики работ по управлению качеством и организационно-правовых основ систем управления ка­чеством

Задачи изучения дисциплины:

знакомство будущих специалистов с возможностями управления качест­вом продукции на производстве, совершенствования управления производством и вспомогательными процессами;

более широкое использование принципов и методов управления качеством в управлении производственными процессами, технологической подготовке про­изводства для повышения его эффективности, улучшения технико-экономических показателей и конкурентоспособности продукции;

повышение заинтересованности специалистов в организации работы по по­стоянному повышению технического уровня и качества продукции;

развитие более глубокого экономического мышления, связанного с пробле­мами качества продукции.

 

 

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

 

1.1.Понятия «качество продукции», «конкурентоспособность»

 

Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе.

Как известно, чтобы успешно решать проблему, необходимо ее хорошо знать.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ - это совокупность свойств и характеристик продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные по­требности в соответствии с ее назначением.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИЗДЕЛИЯ (продукции, товара) представ­ляет собой совокупность свойств и характеристик, обеспечивающих преимущест­венную (по сравнению с другими изделиями) возможность реализации данного изделия на конкретном внутреннем и внешнем рынке в рассматриваемый период.

 

1.2.Факторы конкурентоспособности

 

Качество продукции является основным фактором достижения ее

конкурентоспособности.

К остальным факторам относятся ЦЕНА продукции, ЗАТРАТЫ В СФЕРЕ ЕЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ (эксплуатации) за нормативный срок службы (применения) и КАЧЕСТВО СЕРВИСА ОБСЛУЖИВАНИЯ.

 

 
 

 

 


Если конкурентоспособность продукции оценивать по десятибалльной шкале, то структура приоритетов в баллах будет следующая: 4:3:2:1.

Из этого соотношения следует, что при формировании стратегии повыше­ния конкурентоспособности, в первую очередь ресурсы следует направлять на по­вышение именно качества продукции (4 балла), затем – на снижение издержек фирмы (3балла), совершенствование организации эксплуатации (применения) продукции, с целью сокращения эксплуатационных затрат (2 балла) и в послед­нюю очередь – на повышение качества сервиса обслуживания (1 балл).

 

1.3.Эффект от повышения качества продукции

 

В повышении качества продукции заинтересованы как ее изготовители, так и потребители, а также государство.

Эффект от повышения качества продукции для заинтересованных

субъектов можно представить в виде таблицы:

 

 


 

  Э Ф Ф Е К Т О Т П О В Ы Ш Е Н И Я К А Ч Е С Т В А П Р О Д У К Ц И И

 

 

  ДЛЯ И З Г О Т О В И Т Е Л Я       ДЛЯ П О Т Р Е Б И Т Е Л Я     ДЛЯ Г О С У Д А Р С Т ВА

 

 

1.Лучше используются ресурсы 1.Спрос удовлетворяется меньшим 1.Расширяются экспортные воз-

2.Сокращаются потери от брака и количеством изделий повышенно- можности и валютные поступ-

рекламаций го качества ления

3.Увеличиваются доходы от реали- 2.Расширяется и обновляется ассор- 2.Увеличивается народно-хозяй-

зации продукции повышенного тимент изделий ственный эффект на единицу

качества 3.Сокращаются затраты в процессе затрат

4.Увеличиваются фонды экономи- эксплуатации продукции 3.Ускоряется НТП в промышле-

ческого стимулирования за счет 4.Создаются более благоприятные нности

роста прибыли условия труда в сфере потребле- 4.Более полно удовлетворяются

5. Моральное удовлетворение кол- ния потребности населения

лектива предприятия

 


 

Выпуск конкурен­тоспособного изделия, как правило, на­чинается с обследования рынка, затем определения технического уровня необходимого изделия. Для определения технического уровня, необходимо выяснить - каким показателям качест­ва должно отвечать это изделие. Зная показатели качества любого объекта (проекта, изделия, процесса) можно подвергнуть его оценке, на основе которой можно сравнить объекты одинакового назначения еще на этапе планирования их производства.

Наряду с определением уровня качества на всех этапах производства осуществляется контроль качества, в основе которого лежит контроль отдельных свойств продукции.

Важным мероприятием в повышении качества продукции является также введение системы сертификации – подтверждения соответствия фактических характеристик продукции требованиям стандартов.

Постоянное усложнение выпускаемой продукции и производственных процессов на современных предприятиях обусловило необходимость построения специальной системы для управления качеством – системы качества, представляющей собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания на надлежащем уровне и совершенствования качества продукции.

 

2. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Показатель качества продукции это количе­ственная оценка одного или нескольких свойств продукции.

Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следую­щие группы:

 

1. Обобщающие показатели качества - показатели, ко­торые характеризуют общий уровень качества продукции. К ним относятся: объем и доля про­грессивных видов изделий в общем выпуске, экономический эффект и дополнительные за­траты, связанные с улучшением качества, сортность (марочность) продукции.

2. Комплексные показатели качества - показатели, ха­рактеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, про­изводством и эксплуатацией. В каждой отрасли промышленности применяются свои специфиче­ские комплексные показатели.

Например:

1)В подшипниковой промышленности ком­плексными показателями могут быть показатели качества определяемые отношением срока службы подшипни­ков к себестоимости их из­готовления или цене.

2)Комплексный показатель качества электро­двигателя, определяется отношением количества полезной механической энергии, выработанной двигателем за весь срок его службы, к суммар­ным затратам на производство и эксплуатацию двигателя.


3) Единичные показатели качества. Единичные показа­тели характеризуют одно из свойств продукции. К ним относятся следующие основные показатели:

назначения;

надежности и долговечности;

технологичности изделия;

эргономические;

эстетические;

безопасности;

стандартизации и унификации;

патенто-правовые;

транспортабельности;

экономические.


1)Показатели назначения – характеризуют приспособленность изделий для использования по назначению и область их применения.
Например, к показателям назначения можно отнести:

мощность двигателя, скорость, производи­тельность станка, грузоподъемность, ходимость шин или их пробег до износа, процент содержа­ния полезного вещества в сырье (кофе) и т.д.


2)Показатели надежности и долговечности .

Надежность - это свойство изделия сохра­нять технические параметры в заданных преде­лах и фиксированных условиях эксплуатации.

Например, к ним относятся: частота отказов изделий, вероятность отказа, безотказность, со­храняемость, работоспособность и т.п.
Долговечность - это свойство изделия дли­тельно сохранять работоспособность в опреде­ленных режимах и условиях эксплуатации до разрушения или другого предельного состояния.

Например: срок службы, ресурс работы (число километров пробега автомобиля, часы работы подшипника и др.)


3)Показатели технологичности изделия ха­рактеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

Например, к ним относятся: удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоем­кость, коэффициент рационального использова­ния прогрессивных материалов в изделии и т.д.


4) Эргономические показатели позволяют оп­ре­делить удобство и безопасность эксплуатации изделий. Они характеризуют систему «человек- изделие- среда» и учитывают комплекс гигиени­ческих, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека.

К показателям этой группы относят: степень освещенности, степень влажности, шума, вибра­ции, задымленности, расположение и удобство сидений, органов управления, рациональность интерьера и рабочего места. С их помощью из­меряются параметры продукции, влияющие на работоспособность человека при ее эксплуата­ции.

 

5) Эстетические показатели характеризуют способность продукции удовлетворять потреб­ность в красоте.

Они определяют такие свойства продукции, как внешний вид, гармоничность, целостность, выразительность, оригинальность, красоту форм, соответствие среде, стилю, моде и т.п. С их по­мощью устанавливается художественно-конст­рукторский уровень изделия.


6)Показатели безопасности – характеризуют уровень (степень) безопасности эксплуатации, использования и применения изделия.

Например: Количество содержания тяжелых металлов в водной или уксусной вытяжке (для посуды), кислотность (PH),коррозионная стой­кость (для металлической посуды), стойкость к вскрытию (для замков), содержание радиоактив­ных веществ и др.


7)Показатели стандартизации и унификации

определяют степень использования в продукции стандартизованных составных частей изделия (сборочных единиц, деталей, узлов) и уровень их унификации (конструктивной преемственности).

Например, отношение количества стандарти­зованных и унифицированных частей изделия к общему числу частей изделия, коэффициенты повторяемости, применяемости по типоразмерам и составным частям продукции.

Примечание. Унификация – приведение к единообразию технических характеристик изделий, документации, средств оснащения.

 

8)Показатели патенто-правовые, характери­зуют удельный вес отечественных изобретений в данном изделии и возможность беспрепятствен­ной реализации продукции, как в своей стране, так и за рубежом (показатели патентной защиты и патентной чистоты).

Примечание. Патент-документ, удостоверяющий признание предложения изобретением, авторство на изобретение.
9)Показатели транспортабельности – определяют приспособленность продукции к пе­ревозкам. К ним относятся: средняя продолжи­тельность и стоимость подготовки к перевозкам, погрузочно- разгрузочным работам, средняя ма­териалоемкость упаковки.


10)Показатели экономические – характери­зуют затраты на разработку, изготовление, экс­плуатацию или потребление продукции, эконо­мическую эффективность ее эксплуатации.

К ним относятся: цена, прибыль, себестои­мость, рентабельность изделий, эксплуатацион­ные издержки, как в абсолютном выражении, так и на единицу основного показателя назначения изделия.

Основные показатели качества продукции от­ражены в стандартах (межгосударственных, на­циональных) и технических условиях на продук­цию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...