Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ограничение жизнедеятельности

ПОСТАНОВКА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ДИАГНОЗА

Постановка саногенетического диагноза.

а). Распределение основных типовых патогенетических про­цессов по каждому реабилитационному уровню (донозоло­гический, профилактика инвалидности, реабилитация инвалида).

б). Определение основных типовых саногенетических меха­низмов, симметричных выделенным типовым патогенетическим про­цессам, и распределе­ние их по реабилитационным уровням.

в). Установление адекватности и потенциальных возможно­стей типовых саногенетических меха­низмов, для купирования типовых патогенетических про­цессов.

2. Определение функциональной недостаточности (см. примечание 1, 2).

а). Определение нарушения биологических (по функцио­нальным системам) функций организма и распределение их, со­гласно степени нарушения, по реабилитационным уровням (до­нозологический, клинический, инвалидный).

б). Выявление степени снижения социальных функций па­циента и отнесение их к определенному реабилитационному уровню (донозологическому, клиническому, инвалидному).

в). Исследование меры утраты профессиональной функции пациента с отнесением к определенному реабилитационному уров­ню (донозологическому, клиническому, инвалидному).

Сводный реабилитационный диагноз.

Включает в себя указание вида и степени функциональной недостаточности (биологических, социальных, профессиональ­ных функций пациента), отражающих характер и выраженность анатомо-физиологических нарушений по уровням реабилитации, а также указание основных патогенетических и симметричных саногенетических механизмов, их соотношение и состояние на данной стадии развития патологического процесса.

 

Примечание 1

ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, к основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

· способность к самообслуживанию;

· способность к самостоятельному передвижению;

· способность к ориентации;

· способность к общению;

· способность контролировать свое поведение;

· способность к обучению;

· способность к трудовой деятельности.

Выделяются 3 степени выраженности, характеризующие ограничения основных категорий жизнедеятельности человека:

а) способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию

окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение - способность косознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально - этических норм:

1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е ) способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень – способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым) только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;, в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

3 степень неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условием выполнения роботы:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессиипри сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специальносозданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность(противопоказанность) трудовой деятельности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Перечисленные ограничения жизнедеятельности как социальные последствия нарушения здоровья приводят к необходимости социальной помощи и защиты вследствие социальной недостаточности из-за ограничения физической независимости; ограничения мобильности; ограничения способности заниматься обычной деятельностью; ограничения способности к получению образования; ограничения способности к профессиональной деятельности; ограничения экономической самостоятельности; ограничения способности к интеграции в общество.

 

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), также известна как ICF, является классификацией компонентов здоровья, функционирования и инвалидности. После девяти лет международных усилий по пересмотру координируется Всемирной организацией здравоохранения, Всемирной ассамблеей здравоохранения.

Активное использование международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в качестве основы для построения реабилитационных диагнозов началась сравнительно недавно - в 90-ых годах прошлого века, а официальное утверждение ВОЗ произошло лишь в 2001 году.

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья строится вокруг нескольких основных компонентов: b функции организма, s структуры организма, d активность и участие, e факторы окружающей среды.

Раздел функции организма включает в себя следующие компоненты:

b1 умственные функции, b2 сенсорные функции,

Ь3 функции голоса и речи,

b4 функции сердечно-сосудистой, иммунной, дыхательной и систем крови,

b5 функции пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма,

Ь6 урогенитальные и репродуктивные функции,

Ь7 нейромышечные, скелетные и связанные с движением функции,

Ь8 функции кожи и связанных с ней структур.

Раздел структуры организма состоит из следующих составляющих:

s1 структуры нервной системы, s2 глаз, ухо и относящиеся к ним структуры, s3 структуры участвующие в голосообразовании и речи,

s4 структуры сердечно-сосудистой, иммунной и дыхательной систем,

s5 структуры относящиеся к пищеварительной системе, метаболизму и эндокринной системе,

s6 структуры относящиеся к урогенитальной и репродуктивной системам,

s7 структуры, связанные с движением, s8 кожа и относящиеся к ней структуры.

Раздел активность и участие состоит из следующих компонентов:

d1 обучение и применение знаний, d2 общие задачи и требования, d3 общение, d4 мобильность, d5 самообслуживание, d6 бытовая жизнь,

d7 межличностные взаимодействия и отношения, d8 главные сферы жизни,

d9 жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь.

Раздел факторы окружающей среды состоит из следующих компонентов:

e1 продукция и технологии,

e2 природное окружение и изменения окружающей среды, осуществлённые человеком, e3 поддержка и взаимосвязи, e4 установки,

е5 службы, административные системы и политика. Приведем несколько примеров использования международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в качестве основы для построения реабилитационного диагноза.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...