Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пищевые культурные практики




Пища, еда – одна из базовых ценностей человеческой жизни. С самого начала становления человеческих сообществ практики трапезы, особенно совместной, обрели высокие ценностные культурные смыслы. Как отмечают разные исследователи, - «Хлеб становился священным продуктом. Совместная трапеза, еда и сейчас остается необходимым элементом общения между людьми (семейного, дружеского, на свадьбах, на поминках, при приеме гостей)»[27]

Для древних греков, например, еда в одиночку была только необходимостью. Философ Платон считал, что если человек ест в одиночку, он просто-напросто наполняет бурдюк под названием желудок. Зато совместная трапеза, как отмечают исследователи повседневной жизни древних греков, была наполнена множеством культурных особенностей и смыслов.[28] К этой трапезе, которая именовалась симпосионом, тщательно готовились, принимали ванну и душились. Перед трапезой гости снимали с себя обувь и рабы омывали им ноги. После этого участники застолья занимали свои места на обеденных ложах (клинэ), перед которыми ставились небольшие полукруглые столики. Непосредственно перед трапезой рабы помогали совершить ритуал обязательного омовения рук. Этот ритуал повторялся во время застолья, так как ели-то руками. Ели и пили в несколько перемен. Но главное начиналось после основного приема пищи и совершения жертвоприношения богам под аккомпанемент арфы. Главным становилась беседа (собственно симпосион) – общение в состязании философского или литературного характера, когда каждый мог блеснуть своим ораторским мастерством, поэтическим талантом, заинтриговать собеседников сложной логической задачей. Беседой руководил избранный симпосиарх, определявший условия состязаний и назначавший награды победителям. Во время симпосионов могли выступать и приглашенные хозяином актеры, развлекавшие гостей.

Во всех, не только греческих, сообществах постепенно вырабатывались этикетные правила застолий. Определенными становились и иерархические расположения за столом тех, кто трапезничал и сами церемонии приема пищи и напитков. Характерными, например, стали чайные церемонии, разные в культурах Китая и Англии. Да и в России, купцы, и не только они, пили чай по особому церемонно.

Когда мы обращаемся к разным культурным практикам в области еды, следует понимать, что в зависимости от климата, географических условий формируется та или иная национальная пища. И не только пища, но и соответствующая культура еды. «Культурно есть», «культурно питаться», как ни странно это, - умеют немногие. А между тем это необходимо уметь каждому. «Уметь есть» вовсе не значит владеть столовыми приборами или не есть руками, есть культурно. «Уметь есть» - это значит, кроме этого, питаться правильно, не обязательно изысканно и обильно (это тоже неправильно), но умеренно, сытно и в определенное время»[29].

На весь мир особо славится французская кухня. Кулинария у французов – одухотворенное искусство Однако разница в питании слуг и господ была существенной. Но даже низшие сословия питались довольно правильно, заложив тем самым основы современной кухни. Здесь же сформировалось искусство накрывать на стол, дошедшее и до нашего времени.

А англичане острят: «Французы живут, чтобы есть, а англичане едят, чтобы жить». И кухня англичан не пользуется оглушительной славой. И она намного лучше и полезней, чем слава о ней. Ростбиф и бифштекс, известные во всем мире, своим происхождением обязаны Англии. Хотя болезнь аристократов из-за чересчур изысканной еды – полиартрит, наиболее часто встречалась именно в английских замках. Но зато пресловутая овсяная каша очень полезна для желудка и в Англии чрезвычайно редко встречается заболевание желудочными болезнями.

При дворе французских королей XVII в. был разработан застольный этикет. Прежде чем сесть за стол и притронуться к еде, следовало облегчиться, вымыть руки и произнести предобеденную молитву. Кравчий, виночерпий, стольник или паж подходили к каждому гостю с лоханью в левой руке и кувшином в правой, и гость омывал пальцы в ароматической воде, настоянной на цветах апельсинового дерева, розах, ирисах, ромашках, майоране или розмарине, лавровом листе. Король обтирал пальцы салфеткой. Ритуал омовения рук служил подтверждением статуса: сначала омывали руки самые значительные гости. После омовения рук следовала молитва. Мужчины при чтении молитвы должны были обнажать головы. По окончании молитвы мужчины снова надевали шляпы и садились и в течение трапезы оставались в плаще и при шпагах. Во время трапезы порицалась спешка, нечистоплотность, жадность, необходимо было обуздывать нескромные аппетиты, подавлять звуки (кашлять, икать, рыгать – что нарочно делал Тартюф в гостях у Оргона). Неприлично считалось громко жевать или глотать. Руководства по этикету часто прибегали к образу зверинца. Эразм Роттердамский, например, писал, что воспитанному человеку не подобает глотать куски целиком, как это делают лебеди. Не подобает широко открывать рот, чтобы челюсти «скрипели, как визжат свиньи».[30]

В руководстве 1613 года не рекомендовалось пить, закидывая голову, подобно лебедю или набивать еду за щеки, подобно мартышкам. Знатные люди считали важным привить детям манеры, отличавшие их простонародья. Чернь и деревенщина, которые недалеко ушли от животного мира, могли вести себя так, как диктовала им их природа. При этом и одеваться следовало не как угодно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...