Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм функционирования организационного потенциала предприятия. Основные элементы.




Основным назначением организационных механизмов в составе комплексного механизма управления является формирование и усиление организационного потенциала компании как составляющей части ресурсов управления, обеспечивающих воздействие на факторы производства.

Формирование организационного потенциала достигается:

■ проектированием структуры компании и формированием
компании как целенаправленной производственно-хозяйственной
социотехнической системы;

■ организацией деятельности компании в соответствии с
установленными целями деятельности, в том числе созданием
корпоративных норм;

■ организацией управления деятельностью компании, в том
числе планированием и информационным обеспечением
деятельности;

■ реструктуризацией компании и реорганизацией ее
деятельности и управления деятельностью в соответствии с


изменениями потребностей общества, целей компании и состояния внешней среды;

■ развитием мотивации рационализации оргструктур и систем управления.

По природе основных параметров организационного процесса конкретные организационные механизмы могут быть:

•/ организационно-структурными, осуществляющими
управляющие воздействия путем формирования

организационных структур и их реструктуризации;

•S организационно-техническими, осуществляющими воздействие на технические, социотехнические и технологические параметры производственного процесса;

S организационно-экономическими, осуществляющими воздействие на экономические параметры производственно-хозяйственной деятельности;

S организационно - административными, осуществля­ющими воздействие на деятельность персонала;

•/ комплексными, обладающими всеми или несколькими указанными признаками.

Большинство организационных механизмов на низовом (предприятие) и среднем (компания) уровнях организации производства и управления им являются комплексными. Для этих уровней управления характерен состав организационных механизмов, показанный на рисунке 3.1. Дадим краткую характеристику этих механизмов.

1. Структурные механизмы позволяют определить состав и характеристики факторов производства и производственного процесса, необходимых для изготовления потребной продукции, путем: формирования системы целей компании (предприятия) и определения приоритетов в их достижении; формирования адекват­ной этим целям структуры деятельности (диверсификация или специализация научной и производственно-хозяйственной деятельности, бизнес на рынке ценных бумаг, лизинговая деятельность и т. д.) или ее реструктуризации; формирования структуры организации или ее реструктуризации (научно-производственные, производственные и маркетинговые структуры); структуризации и (или) реструктуризации рынков (стратегические


 


64


65


рынках,

зоны хозяйствования компании на товарных франчайзинговые структуры компании и т. д.).

Рис. 3.1 - Состав механизмов организационного потенциала предприятия.

2. Организация управления призвана мобилизовать возможности воздействия всей системы механизмов управления различной природы на все стороны деятельности компании (предприятия). В практике имеют место: организация стратегического управления, для которого в силу нестабильности внешней среды компании характерны специфические модели программного управления; организация оперативного и текущего управления, которому свойственно сочетание целевого и функцио­нального управления; механизм акционерной демократии, уровень которой зависит от сложившейся в компании модели акционерной


собственности. Данный механизм является субмоделью в моделях стратегического и оперативного управления.

3. Механизм корпоративного планирования, являющегося
одной из основных функций управления. С точки зрения организации
стратегического управления целесообразно выделить: стратегическое
планирование, оперативное планирование, формирование
стратегических программ и разработку бизнес-планов. Факторами
разделения стратегического и оперативного планирования являются
важность и неотложность решения задач, а также возможность
достижения оптимальных решений, принимаемых в условиях
нестабильности внешней среды.

Важные задачи, требующие для принятия решения и его реализации длительного периода времени и имеющие для компании долгосрочные последствия, относятся к стратегическому планированию. Задачи, решение которых необходимо для нормального функционирования производства в настоящем и ближайшем будущем, принадлежат оперативному планированию.

По мере реализации решений стратегические задачи могут переходить из стратегического плана в оперативный. Некоторые зарубежные аналитики рассматривают стратегическое планирование как самостоятельную модель управления наравне, например, с моделью целевого управления. Однако стратегическое планирование не в состоянии обеспечить реализацию плана без выполнения других функций стратегического управления.

4. Организационно-технические и организационно-
административные механизмы
включают: стандартизацию
продукции и организации производства, осуществляемую в интересах
создания единой организационно-технической основы специализации
и кооперирования производства, обеспечения его ритмичности,
достижения высоких качественных показателей, эффективности
использования производственных ресурсов, расширения
возможностей и ускорения внедрения в производство новой техники
и технологии, улучшения условий и безопасности труда;
сертификацию соответствия продукции или услуги определенному
стандарту или техническому условию, осуществляемую в интересах
добросовестной конкуренции и защиты потребителя; лицензирование
деятельности компании, осуществляемое государством по отдельным
видам деятельности в целях обеспечения и защиты жизненно важных
интересов личности, общества и государства.


 


66


67


5. Информационные механизмы позволяют использовать информацию в качестве специфических ресурсов, оказывающих свое воздействие на научно-техническое развитие и поток факторов производства.

К информационным механизмам относятся: механизм экономи­ческой информации глобального, народнохозяйственного и отраслевого характера, позволяющий формировать эффективную систему стратегий; механизм научно-технической информации, обеспечивающий полноценное использование достижений мирового научно-технического прогресса; механизм диффузии нововведений, основой которого является информация о радикальности нововведения и возможностях его адаптации к конкретным условиям; механизм маркетинговой информации, позволяющий целенаправить функции НИОКР и производства на достижение успеха на рынках; рефлексивное взаимодействие соперничающих сторон.

Этот механизм позволяет защитить компанию от ошибочных решений и действий, имеющих место под влиянием воздействия соперников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...