Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Международно-правовая ответственность за нарушение прав человека.




 

  1. Понятие, принципы и формы осуществления международного контроля.

Международное сообщество не знает надгосударственных органов способных обеспечить выполнение международных обязательств. Поэтому государства прибегают к использованию различных мер, способных обеспечить соблюдение международных договоров и обязательств. Определяющая роль в этом деле принадлежит международному контролю.

Однако на практике государства не всегда учреждают контрольные органы, что отрицательно сказывается на соблюдении международных обязательств. К тому же контрольные органы не наделяются властными полномочиями и по этой причине они не могут обеспечить безусловное соблюдение и выполнение международного соглашения всеми его участниками.

В реальной жизни фактическое выполнение международных соглашений гарантируется, прежде всего, самими субъектами международного права как равноправными участниками международного общения. Поэтому учреждения контроля имеют, прежде всего, превентивное значение, так как информируя о положении дел в контролируемой области, контрольные органы тем самым как бы предостерегают государства от возможных нарушений условий и обязательств международных договоров.

В этих целях государства создают организационные структуры контрольных органов:

  • Международный контроль, осуществляемый органами международных организаций;
  • Международный контроль, осуществляемый специально созданным государствами международным контрольным органом;
  • Международный контроль, осуществляемый национальными органами (средствами, включая технические);
  • Международный контроль, основанный на сочетании международных процедур и деятельности национальных органов.

Известны следующие методы контроля:

  • Представление отчетов, докладов;
  • Обмен информацией;
  • Наблюдение;
  • Посещение объектов;
  • Установление контрольных постов;
  • Проведение консультаций;
  • Рассмотрение жалоб и др.

 

Таким образом, международныйконтроль – это деятельность субъектов международного права (прежде всего государств), которая осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права на основе международных договоров и заключается в проверке соблюдения государствами и другими субъектами принятых обязательств с целю их неукоснительного и точного исполнения.

Под сферу международного контроля подпадают обязательства по соглашениям относящимся практически ко всем отраслям международного права (морскому, воздушному, космическому, праву охраны окружающей среды, правам человека). Решающее значение имеет международный контроль за соблюдением соглашений и обязательств в области разоружения и ограничения вооружений, сокращение вооруженных сил.

Правовая основа международного контроля – нормы конвенционных источников, касающихся защиты жертв войны, запрещенных методов и средств ее ведения.

Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним предусмотрены различные организационные формы контроля:

  • Проведение расследований воюющими сторонами с целью выявления фактов нарушений норм международного гуманитарного права;
  • Контрольная деятельность Международной комиссии по установлению фактов;
  • Контрольная деятельность держав-покровительниц;
  • Контрольная деятельность Международного Комитета Красного Креста.

  1. Понятие и основания ответственности в международном гуманитарном праве.

 

Проблема ответственности государств за нарушение прав человека возникла с момента зарождения международного права. Установление ответственности имеет целью неукоснительное соблюдение государствами договорных и обычных норм международного общения, которое должно обеспечить нормальный международный правопорядок. Ответственность касается не только государств, но и отдельных физических лиц за грубое и массовое нарушение прав человека, различных социальных групп, за нарушения, равные международным преступлениям, таким как ограничение свобод человека, проявления рабства и работорговли, геноцида, различных форм расовой дискриминации.

В современной международной жизни международную ответственность за нарушение прав и свобод человека делится на:

  • Моральную ответственность;
  • Юридическую ответственность;
  • Военно-политическую ответственность.

 

Основанием возникновения международно-правовой ответственности государства является совершение им международного преступления.

Международное преступлениеэто действие или бездействие субъекта международного права, приведшие к нарушению норм международного права, наносящее другому субъекту или всему международному сообществу в целом вреда материального или нематериального характера (агрессия, посягательство на территориальную целостность и границы, нарушение обязательств по договорам и др.).

Кроме этого существует ответственность за международные деликты – противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству или ограниченному кругу субъектов международного права. К ним относятся, например, установление дискриминационного режима для определенных категорий иностранцев, нарушение дипломатического иммунитета, торговых обязательств, норм международного гуманитарного права, иностранной собственности, чести и достоинства государств, народов, наций и др., не влекущих тяжких последствий.

Самые жесткие меры ответственности применяются к носителям международных преступлений – особо опасных международных правонарушений, посягающих на жизненноважные интересы государств и наций, подрывающие основы их существования, грубо нарушающие важнейшие принципы международного права, создающие угрозу миру и безопасности.

Таким образом, международная ответственность – это юридические последствия, наступившие для государства, нарушившего нормы международного права, и одна из юридических гарантий обеспечения соблюдения этих норм и возмещение нанесенного ущерба.

Нормы ответственности в международном гуманитарном праве содержатся в следующих международных актах:

  • Первом Факультативном протоколе к Пакту о гражданских и политических правах;
  • Статьях Конвенции о защите прав человека и основных свобод в Европейском суде по правам человека (ст.ст. 19, 34, 35, 38, 46, 48);
  • Документах Московского совещания ОБСЕ;
  • Материалах о создании Международного уголовного суда и др.

 

  1. Виды ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

 

Формирование института ответственности государств за нарушение норм международного права, например, законов и обычаев войны, относятся к XVIII в. С этого времени было заключено несколько договоров, касающихся завершения военных действий государств. Среди них:

· Сан-Стефанский мирный договор между Россией и Турцией по окончании русско-турецкой войны 1878 г., по которому Турция обязывалась выплатить России 1410 млн.рублей. большая часть суммы была компенсирована территориальными уступками Турции;

· Версальский договор 1919 г. Предусматривал применение к Германии политических, экономических санкций, а также привлечение преступников войны к уголовной ответственности путем создания:

- специального международного суда над Вильгельмом II;

- высших судов государств, в юрисдикцию которых входило рассмотрение дел о нарушениях законов и обычаев войны, направленных против их граждан;

- смешанных военных судов, состоящих из представителей нескольких заинтересованных государств по делам о военных преступлениях.

 

До Второй мировой войны правовую основу ответственности государств за нарушение законов и обычаев войны содержались в Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, принятой в 1929 г.

Чудовищные злодеяния германский фашизм совершил во время Второй мировой войны на территории СССР и других стран. Это потребовало привлечь к ответственности нацистскую Германию за нарушение законов и обычаев войны, за огромный ущерб, нанесенный ряду стран и народов.

В процессе ведения войны и после ее окончания союзными державами были приняты международно-правовые документы, предусматривающие ответственность фашистской Германии как государства-агрессора:

  • Московская декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства от 30 октября 1943 г.;
  • Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительством СССР, Соединенного Королевства, США и Франции от 5 июня 1945 г.;
  • Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил от 8 мая 1945 г.;
  • Лондонское соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран от 8 августа 1945 г. и его неотъемлемая часть – Устав Международного Военного Трибунала и др.

Анализ этих международно-правовых актов свидетельствует о том, что они составили основу политической и материальной (экономической) ответственности государств, в частности Германии и ее союзников за агрессию, нарушение законов и обычаев войны, а также уголовной ответственности физических лиц за совершение международных преступлений.

В послевоенный период положения об ответственности государств за нарушение норм международного права содержатся в Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним 1977 г.

Таким образом, в международном праве сложились следующие виды ответственности государств:

  • Политическая;
  • Материальная;
  • Уголовная ответственность физических лиц (индивидов).

 

Политическая ответственность зависит от степени тяжести противоправного деяния. За совершение наиболее тяжких преступлений и деликтов наступает наиболее строгая ответственность в виде международных санкций вплоть до принятия мер военного принуждения. К наиболее тяжким преступлениям относят агрессию, геноцид, апартеид, военные преступления и другие преступления, затрагивающие интересы международного сообщества в целом.

В рамках политической ответственности государств выделяют наиболее типичные формы:

  • Сатисфакция;
  • Санкции;
  • Репрессалии.

Сатисфакция выражается в том, что государство-нарушитель предоставляет удовлетворение пострадавшему государству: выражение сожаления, публичное извинение, наказание виновных, оказание особых почестей пострадавшему государству и т.д. Их выбор и применение зависит от причиненного вреда и конкретной политической ситуации.

Санкции – система мер военно-политического характера, которая представляет собой своеобразное наказание за совершение международных преступлений.

Санкция выступает в следующих значениях:

1. структурный элемент нормы международного права, указывающий на неблагоприятные последствия для государства-нарушителя;

2. принудительные меры, осуществляемые международными организациями, прежде всего ООН;

3. особая политическая форма международно-правовой ответственности как следствие международного преступления;

4. индивидуальные и коллективные принудительные меры, являющиеся ответом на международное правонарушение;

5. меры принуждения, применяемые государствами и международными организациями против государства, уклоняющегося от ответственности за совершенное им международное правонарушение.

Репрессалии – правомерные принудительные действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством, при помощи действий иных, чем применение силы и угрозы ее применения. Международное право запрещает использовать репрессалии, связанные с применением силы, т.е. вооруженные репрессалии. Важным условием их правомерности является обязанность намеревающегося обратиться к ним государства использовать мирную процедуру возмещения ущерба, причиненного ему правонарушением. Лишь отказ государства-правонарушителя от такой процедуры либо от выполнения решения, принятого вследствие применения этой процедуры, открывает правомерную возможность для обращения к репрессалиям. Меры, используемые в качестве репрессалии, должны быть пропорциональны вызвавшему их правонарушению и прекращаются с момента восстановления положения, ему предшествовавшего.

Материальная ответственность государств – один из видов международной ответственности субъектов международного гуманитарного права за нарушение ими международных обязательств, связанный с возмещением причиненного ими материального ущерба другим субъектам (или их физическим и юридическим лицам).

Материальная ответственность возникает, как правило, в результате противоправного, виновного действия или бездействия субъекта международного гуманитарного права.

Основные формы материальной ответственности:

  • реституция;
  • репарация;
  • возмещение убытков.

Реституция – это восстановление состояния в том виде, в каком оно существовало в момент совершения действия вызвавшего ущерб. Применительно к восстановлению первоначального правового положения реституция означает возврат в натуре имущества неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника.

Репарация – это возмещение убытков, нанесенных войной.

Возмещение убытков может иметь место при различных, не связанных с войной, обстоятельствах (например, причинение ущерба в результате космической деятельности). Современное международное право предусматривает возмещение лишь непосредственных убытков – прямого ущерба, а не косвенных убытков, т. е. упущенной выгоды.

Уголовная ответственность может быть применена кфизическим лицам (гражданам государств и лицам без гражданства), совершившим международное преступление, уголовное преступление международного характера и другие международные правонарушения (международные деликты). Такие лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также в соответствии с национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого постоянно проживают.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...