Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практика проведения международных тендерных торгов




С точ­ки зре­ния ор­га­ни­за­ции и тех­ни­ки внеш­ней тор­гов­ли меж­ду­на­род­ные тор­ги пред­став­ля­ют со­бой од­ну из раз­но­вид­нос­тей сдел­ки с ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­ха­низ­ма пред­ло­же­ния и ак­цеп­та. В от­ли­чие от двус­то­рон­них сде­лок, где эти два ак­та ча­ше все­го бы­ва­ют не­об­хо­ди­мы­ми и дос­та­точ­ны­ми для со­вер­шения сдел­ки, пра­кти­ка про­ве­де­ния меж­ду­на­род­ных тор­гов вклю­ча­ет в се­бя, по край­ней ме­ре, че­ты­ре эта­па, на каж­дом из ко­то­рых про­исхо­дит сос­тав­ле­ние или под­пи­са­ние со­от­вет­ству­ю­щих до­ку­мен­тов.

v Во-пер­вых, в сфе­ре при­ме­не­ния: кто име­ет пра­во осу­щес­твлять за­куп­ки от име­ни го­су­дар­ства, ка­кие неп­ра­ви­тельс­твен­ные ор­га­ни­за­ции обя­за­ны соб­лю­дать требования тендера, на ка­кие ви­ды гос­за­ку­пок они рас­прос­тра­ня­ет­ся.

v Во-вто­рых, особенности национального го­су­дар­ствен­ного комитета, име­ю­щего пра­во из­да­вать нор­ма­тив­ные ак­ты по воп­ро­сам гос­за­ку­пок, на ко­то­рый воз­ла­га­ют­ся ме­то­ди­чес­кое ру­ко­вод­ство, кон­троль за соб­лю­де­ни­ем пра­вил за­ку­пок и ад­ми­нис­тра­тив­ное рас­смот­ре­ние жа­лоб.

v у мно­гих стран имеются дли­тель­но ус­та­но­вив­шие­ся свя­зи с оп­ре­де­лен­ны­ми инос­тран­ны­ми фир­ма­ми, ко­то­рым на международных торгах весь­ма час­то пред­остав­ля­ет­ся оп­ре­де­лен­ный (хо­тя и не­за­кон­ный) при­ори­тет;

v про­ве­де­ни­ем не­ко­то­ры­ми го­су­дар­ства­ми дис­кри­ми­на­ци­он­ной по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к дру­гим го­су­дар­ствам;

v не­га­тив­ным от­но­ше­ни­ем к не­ко­то­рым фир­мам (в том чис­ле, по­пав­шим в «чер­ный» спи­сок за учас­тие в сго­во­рах на тор­гах).

На пер­вомэта­пе за­каз­чик уве­дом­ля­ет пре­тен­ден­тов на ис­пол­не­ние за­ка­за о сво­ем на­ме­ре­нии всту­пить в сдел­ку; при этом сос­тав­ля­ет­ся до­ку­мент, име­ну­е­мый в раз­ных стра­нах как «пред­ло­же­ние ука­зать свою це­ну», «при­гла­ше­ние к тор­гам», «конкурс­ная спе­ци­фи­ка­ция» или «конкурс­ная до­ку­мен­та­ция».

На второмэта­пе пре­тен­ден­ты пред­остав­ля­ют за­каз­чи­ку свои конкурс­ные пред­ло­же­ния, име­ну­е­мые иногда в мировой практике как «офер­та» или «тен­дер».

Тре­тийэтап нас­ту­па­ет при оп­ре­де­ле­нии по­бе­ди­те­ля тор­гов. До­ку­мен­таль­но это от­ра­жа­ет­ся офор­мле­ни­ем про­то­ко­ла конкурс­но­го ко­ми­те­та, од­на­ко не яв­ля­ет­ся ак­том юри­ди­чес­ко­го скреп­ле­ния сдел­ки и ве­дет к даль­ней­шим пе­ре­го­во­рам меж­ду за­каз­чи­ком и офе­рен­том.

На четвертомэта­пе в слу­чае ус­пеш­ных пе­ре­го­во­ров зак­лю­ча­ет­ся фор­маль­ная сдел­ка и под­пи­сы­ва­ет­ся кон­тракт.

В меж­ду­на­род­ных тор­гах уве­ли­че­ние мас­шта­бов го­су­дар­ствен­ных за­ка­зов тре­бу­ет объек­тив­нос­ти в вы­бо­ре фир­мы в ка­чес­тве пос­тав­щи­ка или под­ряд­чи­ка. В пра­кти­ке ми­ро­вой тор­гов­ли из­вес­тны слу­чаи, ког­да вы­да­ча пра­ви­тельс­твен­ных за­ка­зов, ми­нуя тор­ги, при­во­ди­ла к серь­ез­ным по­ли­ти­чес­ким пос­лед­стви­ям. По­доб­ная тен­ден­ция присуща в пос­лед­нее вре­мя ак­ци­о­нер­ным об­щес­твам, чьи пра­вле­ния не­од­нок­рат­но при­вле­ка­лись по ис­ку ак­ци­о­не­ров ксу­деб­ной от­вет­ствен­нос­ти за зак­лю­че­ние пря­мых двус­то­рон­них сде­лок с «дру­жес­твен­ны­ми фир­ма­ми».

Та­ким об­ра­зом, в настоящее время раз­ви­ва­ются ос­нов­ные тен­ден­ции ста­нов­ле­ния и эво­лю­ции конкурс­­ных ме­то­дов ком­мер­чес­кой де­я­тель­нос­ти. Глав­ным мо­ти­вом ос­та­ет­ся стрем­ле­ние ми­ни­ми­зи­ро­вать це­ну сдел­ки и ар­гу­мен­ти­ро­вать неп­ред­взя­тый вы­бор пос­тав­щи­ка или под­ряд­чи­ка.

Так, в ос­но­во­по­ла­га­ю­щем до­ку­мен­те по воп­ро­су тор­гов ВТО (ГАТТ) ука­зы­вают­ся три ви­да тор­гов:

1) от­кры­тые, в ко­то­рых мо­гут при­нять учас­тие все за­ин­те­ре­со­ван­ные пос­тав­щи­ки;

2) тор­ги «с от­бо­ром учас­тни­ков», в ко­то­рых мо­гут при­ни­мать учас­тие лишь при­гла­шен­ные пос­тав­щи­ки;

3) еди­нич­ные тор­ги.

По-дру­гому трак­туется воп­ро­с в до­ку­мен­тах ЕС: конкурс­­ные про­це­ду­ры делятся на от­кры­тые, ог­ра­ни­чен­ные, к ко­то­рым до­пус­ка­ют­ся толь­ко при­гла­шен­ные ор­га­ни­за­то­ра­ми, «про­це­ду­ры с пред­ва­ри­тель­ным кон­кур­сным от­бо­ром», где пос­ле об­ще­го при­гла­ше­ния про­исхо­дит пред­ва­ри­тель­ная ква­ли­фи­ка­ция офе­рен­тов, и, на­ко­нец, «про­це­ду­ры пе­ре­го­во­ров без пред­ва­ри­тель­но­го кон­ку­рсно­го от­бо­ра», т.е. вступ­ле­ние в тор­го­вые пе­ре­го­во­ры с пред­при­ни­ма­те­лем, выб­ран­ным за­каз­чи­ком.

Важ­ным мо­мен­том, от­ли­ча­ю­щим про­це­ду­ру тор­гов от обыч­ных двус­то­рон­них пе­ре­го­во­ров, при­ня­тых в ком­мер­чес­кой пра­кти­ке, яв­ля­ет­ся то, что пос­ле по­лу­че­ния пред­ло­же­ний пре­тен­ден­тов боль­шин­ство за­каз­чи­ков, осо­бен­но в го­су­дар­ствен­ном сек­то­ре, об­на­ро­ду­ют пе­ре­чень офе­рен­тов и пред­ло­жен­ные ими це­ны. Иног­да это пред­ает­ся пол­ной ог­лас­ке пу­тем пуб­ли­ка­ции в пе­ча­ти, иног­да пу­тем поч­то­вых от­прав­ле­ний каж­до­му из учас­тни­ков. В раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах пре­ва­ли­ру­ет пра­кти­ка ог­ла­ше­ния пе­ре­чня офе­рен­тов и их цен на за­ра­нее объяв­лен­ных спе­ци­аль­ных соб­ра­ни­ях учас­т­ни­ков тор­гов.

Треть­им спе­ци­фи­чес­ким эле­мен­том тен­дер­ной про­це­ду­ры яв­ля­ет­ся об­щность тре­бо­ва­ний, пред­ъяв­ля­е­мых за­каз­чи­ка­ми к каж­до­му из учас­тни­ков, что вы­ра­жа­ет­ся в по­лу­че­нии ими еди­ных для всех конкурс­­ной спе­ци­фи­ка­ции, кон­трак­т­ных ус­ло­вий, и, на­ко­нец, об­ще­го для всех пе­ри­о­да вре­ме­ни для под­го­тов­ки сво­их пред­ло­же­ний.

При­нцип ра­вен­ства вре­ме­ни в конкурс­­ных про­це­ду­рах соб­лю­да­ет­ся очень стро­го. Его ре­а­ли­за­ция на­чи­на­ет­ся с об­щих для всех учас­тни­ков да­ты и вре­ме­ни, с ко­то­рых они мо­гут по­лу­чить конкурс­­ную до­ку­мен­та­цию. Это же тре­бо­ва­ние рас­прос­тра­ня­ет­ся и на время пре­кра­ще­ния при­ема пред­ло­же­ний за­каз­чи­ком. Дан­ный при­нци­п применяется при предо­ставлении за­каз­чи­ком до­пол­ни­тель­но­го вре­ме­ни для под­го­тов­ки конкурс­но­го пред­ло­же­ния од­но­му из учас­тни­ков по его про­сь­бе и распространяется на всех ос­таль­ных учас­тни­ков тор­гов.

При про­ве­де­нии тор­гов роль ис­пол­ни­тель­ных и за­ко­но­да­тель­ных ор­га­нов стра­ны за­каз­чи­ка оп­ре­де­ля­ет­ся пре­жде все­го тем, что они фор­ми­ру­ют нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу для конкурс­­ных про­це­дур и стро­го кон­тролируют соб­лю­де­ни­е тен­дер­но­го за­ко­но­да­тельс­тва в стра­не. Кро­ме то­го, в от­но­ше­нии круп­ных то­вар­ных сде­лок во всех стра­нах при­ня­та про­це­ду­ра их ут­вер­жде­ния пра­ви­тельс­твен­ны­ми ор­га­на­ми.

Эко­но­ми­чес­кая сущ­ность, при­нци­пы и ос­нов­ные про­це­ду­ры меж­ду­на­род­ных торгов. Меж­ду­на­род­ные тор­ги, яв­ля­ясь про­грес­сив­ной фор­мой сов­ре­мен­ной меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли, пред­став­ля­ют со­бой ме­тод ор­га­ни­за­ции за­ку­пок на ми­ро­вом рын­ке то­ва­ров, ра­бот и ус­луг пос­ред­ством про­ве­де­ния кон­кур­са с за­ра­нее оп­ре­де­лен­ны­ми тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­ки­ми ха­рак­те­рис­ти­ка­ми. По ре­зуль­та­там это­го кон­кур­са под­пи­сы­ва­ет­ся кон­тракт с тем про­дав­цом, ко­то­рый пред­ло­жил то­вар, ра­бо­ты или ус­лу­ги на бо­лее вы­год­ных для по­ку­па­те­ля ус­ло­ви­ях.

Нап­ри­мер, в Рос­сии в со­от­вет­ствии с дей­ству­ю­щим Граж­дан­ским ко­дек­сом Российской Федерации, под по­ня­ти­ем «тор­ги» сле­ду­ет по­ни­мать «спо­соб зак­лю­че­ния до­го­во­ра, при ко­то­ром од­на сто­ро­на бу­ду­ще­го до­го­во­ра вы­би­ра­ет дру­гую по за­ра­нее объяв­лен­ным ус­ло­ви­ям, пред­по­ла­га­ю­щим при­вле­че­ние к оп­ре­де­лен­но­му сро­ку на при­нци­пах сос­тя­за­ния пред­ло­же­ний от нес­коль­ких учас­тни­ков». При этом стро­го соб­лю­да­ют­ся два пра­ви­ла: ус­ло­вия тор­гов оди­на­ко­вы для всех; ес­ли объяв­ля­ет­ся по­бе­ди­тель, то сдел­ка с ним со­вер­ша­ет­ся обя­за­тель­но. Тор­ги мо­гут про­хо­дить в ви­де кон­кур­са или аук­ци­о­на. По­бе­ди­те­лем на кон­кур­се при­зна­ет­ся «ли­цо, ко­то­рое по зак­лю­че­нию кон­кур­сной ко­мис­сии, за­ра­нее наз­на­чен­ной ор­га­ни­за­то­ром тор­гов, пред­ло­жи­ло луч­шие ус­ло­вия» (ст. 447 ГК), а на аук­ци­о­не — «ли­цо, пред­ло­жив­шее на­и­выс­шую це­ну». Од­на­ко под тер­ми­ном «меж­ду­на­род­ные тор­ги» при­ня­то по­ни­мать тор­ги на за­куп­ку, про­хо­дя­щие в фор­ме кон­кур­са.

С ис­то­ри­чес­кой точ­ки зре­ния меж­ду­на­род­ные тор­ги и аук­ци­о­ны яв­ля­ют­ся на­и­бо­лее из­вес­тны­ми фор­ма­ми со­рев­но­ва­тель­ной тор­гов­ли, по­я­вив­ши­ми­ся го­раз­до рань­ше то­вар­ных бирж. Ре­гу­ли­ру­ю­щая роль меж­ду­на­род­ных тор­гов бы­ла опи­са­на фран­цуз­ским уче­ным-эко­но­мис­том Ка­мю де Мезь­е­ром в кни­ге «Нас­тав­ле­ние же­ла­ю­щим стро­ить» еще на ру­бе­же XVIII—XIX вв. Од­на­ко на­и­боль­шее рас­прос­тра­не­ние международные торги по­лу­чи­ли в кон­це XX в., че­му спо­соб­ство­ва­ли уси­ле­ние гло­ба­ли­за­ции и ли­бе­ра­ли­за­ции ми­ро­вой эко­но­ми­ки, а так­же по­вы­ше­ние ро­ли меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций. Кро­ме то­го, под вли­я­ни­ем раз­ви­тия на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го про­грес­са, уг­луб­ле­ния меж­ду­на­род­но­го раз­де­ле­ния тру­да и обос­тре­ния кон­ку­рен­тной борь­бы воз­рос­ли мас­штаб­ность и слож­ность пред­ме­тов тор­гов­ли, что зас­та­ви­ло пос­тав­щи­ков на­ря­ду с ис­поль­зо­ва­ни­ем тра­ди­ци­он­ных ме­то­дов сбы­та изыс­ки­вать но­вые.

Объек­та­ми за­ку­пок на международных торгах мо­гут быть са­мые раз­но­об­раз­ные то­ва­ры, ра­бо­ты и ус­лу­ги. Каж­дая из этих групп ха­рак­те­ри­зу­ет­ся су­щес­твен­ны­ми осо­бен­нос­тя­ми с точ­ки зре­ния пред­поч­ти­тель­нос­ти тех или иных ме­то­дов за­ку­пок и со­дер­жа­ния кон­трак­тов. Международные тор­ги про­во­дят по­ку­па­те­ли и за­каз­чи­ки го­су­дар­ствен­но­го и час­т­но­го сек­то­ров эко­но­ми­ки как раз­ви­ва­ю­щих­ся, так и про­мыш­лен­но раз­ви­тых стран. За­ко­но­да­тельс­тва боль­шин­ства раз­ви­тых стран раз­ре­ша­ют ор­га­ни­за­ци­ям с учас­ти­ем го­су­дар­ствен­но­го ка­пи­та­ла раз­ме­щать за­ка­зы толь­ко че­рез тор­ги, кро­ме слу­ча­ев за­куп­ки уни­каль­ных то­ва­ров, эк­стрен­ных за­ку­пок для лик­ви­да­ции пос­лед­ствий сти­хий­ных бед­ствий, а так­же при­обре­те­ний в счет спе­ци­аль­ных меж­пра­ви­тельс­т­вен­ных сог­ла­ше­ний. Дру­ги­ми сло­ва­ми, на сов­ре­мен­ном эта­пе международные торги являются не толь­ко эф­фек­тив­ным сред­ством ре­гу­ли­ро­ва­ния уров­ня цен кон­трак­тов, но и эле­ментом го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­не­э­ко­но­ми­чес­ких свя­зей.

В меж­ду­на­род­ных тор­гах учас­тву­ют за­каз­чик, ор­га­ни­за­тор тор­гов, тен­дер­ный ко­ми­тет и офе­рен­ты. За­каз­чик — юри­ди­чес­кое ли­цо, осу­щес­твля­ю­щее за­куп­ки то­ва­ров, ра­бот или ус­луг, об­ла­да­ю­щее все­ми не­об­хо­ди­мы­ми ин­вес­ти­ци­он­ны­ми ре­сур­са­ми и пра­вом осу­щес­твлять за­куп­ки. Ор­га­ни­за­тор тор­гов — юри­ди­чес­кое ли­цо, упол­но­мо­чен­ное за­каз­чи­ком, или сам за­каз­чик, он фор­ми­ру­ет, кон­тро­ли­ру­ет и про­во­дит лик­ви­да­цию тен­дер­но­го ко­ми­те­та; ут­вер­жда­ет ре­зуль­та­ты тор­гов; рас­смат­ри­ва­ет апел­ля­ции на ре­ше­ние тен­дер­но­го ко­ми­те­та; оп­ла­чи­ва­ет все рас­хо­ды по под­го­тов­ке и про­ве­де­нию тор­гов.

Тен­дер­ные ко­ми­те­ты вы­пол­ня­ют всю ор­га­ни­за­ци­он­ную и тех­ни­чес­кую ра­бо­ту по про­ве­де­нию тор­гов. В их сос­тав обыч­но вклю­ча­ют­ся ав­то­ри­тет­ные и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные эк­спер­ты по тех­ни­чес­ким и ком­мер­чес­ким воп­ро­сам, а так­же пред­ста­ви­те­ли мес­тной ад­ми­нис­тра­ции. Офе­рен­та­ми мо­гут быть как от­дель­ные пос­тав­щи­ки или под­ряд­чи­ки, так и кон­сор­ци­у­мы — со­ю­зы юри­ди­чес­ки и хо­зяй­ствен­но обо­соб­лен­ных ком­па­ний, соз­да­ва­е­мые в це­лях ко­о­пе­ри­ро­ва­ния для про­извод­ства и сбы­та то­ва­ров, а так­же пред­остав­ле­ния под­ряд­ных и иных ус­луг. Ос­нов­ной за­да­чей кон­сор­ци­у­ма яв­ля­ет­ся по­вы­ше­ние кон­ку­рен­тос­по­соб­нос­ти про­изво­ди­мых и сбы­ва­е­мых на рын­ке то­ва­ров, ра­бот и ус­луг.

Важ­ней­шим при­нци­пом меж­ду­на­род­ных тор­гов яв­ля­ет­ся от­кры­тость. Суть его состоит в том, что все эта­пы про­ве­де­ния международные торги, на­чи­ная с ус­та­нов­ле­ния ус­ло­вий про­ве­де­ния тор­гов и заканчивая объяв­ле­нием по­бе­ди­те­лей, осу­щес­твля­ют­ся пуб­лич­но.

При­нцип спра­вед­ли­вос­ти зак­лю­ча­ет­ся в том, что ус­ло­вия про­ве­де­ния тор­гов, кри­те­рии и по­ря­док оп­ре­де­ле­ния по­бе­ди­те­ля ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ра­нее и оди­на­ко­вы для всех учас­тни­ков. Кро­ме то­го, пра­ви­ла про­ве­де­ния международные торги не поз­во­ля­ют ме­нять ус­ло­вия в хо­де их про­ве­де­ния. Ка­те­го­ри­чес­ким тре­бо­ва­ни­ем яв­ля­ет­ся не­до­пу­ще­ние дис­кри­ми­на­ци­он­ных мер по от­но­ше­нию к ко­му-ли­бо из учас­тни­ков. Все это при­зва­но создавать ус­ло­вия для сво­бод­ной кон­ку­рен­ции сре­ди по­тен­ци­аль­ных пос­тав­щи­ков с целью по­вы­ше­ния эф­фек­тив­нос­ти рас­хо­до­ва­ния средств при за­куп­ках. Вмес­те с тем в от­дель­ных слу­ча­ях мо­гут ис­поль­зо­вать­ся и эле­мен­ты ог­ра­ни­чи­тель­ной тор­го­вой пра­кти­ки, ча­ще все­го в ви­де ус­та­нов­ле­ния пре­фе­рен­ций для мес­тных про­изво­ди­те­лей, что­бы спо­соб­ство­вать раз­ви­тию на­ци­о­наль­ной про­мыш­лен­нос­ти, по­вы­ше­нию за­ня­тос­ти.

При­нци­пы эко­но­мич­нос­ти и эф­фек­тив­нос­ти на первый взгляд ка­жут­ся схо­жи­ми, но эко­но­мич­ность оз­на­ча­ет, что са­ми про­це­ду­ры международные торги дол­жны осу­щес­твлять­ся с ми­ни­маль­но воз­мож­ны­ми зат­ра­та­ми, в то вре­мя как ре­а­ли­за­ция при­нци­па эф­фек­тив­нос­ти на­це­ли­ва­ет на мак­си­маль­ный ко­неч­ный ре­зуль­тат про­ве­де­ния международные торги, по ито­гам ко­то­рых дол­жны быть осу­щес­твле­ны за­куп­ки тре­бу­е­мых ре­сур­сов с мак­си­маль­ной эко­но­ми­чес­кой вы­го­дой для по­ку­па­те­ля.

Чрез­вы­чай­но важ­на при про­ве­де­нии за­ку­пок ре­а­ли­за­ция при­нци­па по­дот­чет­нос­ти, оз­на­ча­ющего ответственность ор­га­ни­за­тора тор­гов за все пун­кты кон­трак­та, ко­то­рый он за­к­лю­чил, и невмешательство ру­ко­вод­ства в ус­ло­вия кон­трак­та.

Та­ким об­ра­зом, ос­нов­ны­ми эле­мен­та­ми кон­кур­сной про­це­ду­ры, от­ли­ча­ю­щи­ми ее от ме­ха­низ­ма обыч­ной двус­то­рон­ней сдел­ки, яв­ля­ют­ся ее мно­гос­ту­пен­ча­тый пуб­лич­ный ха­рак­тер, об­щность тре­бо­ва­ний ор­га­ни­за­то­ра тор­гов для всех учас­тни­ков и воз­мож­нос­ть про­ве­де­ния пред­ва­ри­тель­ной ква­ли­фи­ка­ции сре­ди пре­тен­ден­тов, а так­же на­ли­чие со сто­ро­ны пос­лед­них по­вы­шен­ных обя­за­тельств, вы­ра­жа­ю­щих­ся в пред­остав­ле­нии спе­ци­аль­ных форм га­ран­тий:

га­ран­тии серь­ез­нос­ти пред­ло­же­ния — от 2 до 5 % об­щей сум­мы пред­ло­же­ния (при­зва­на ис­клю­чить воз­мож­ность от­ка­за офе­рен­тов от сво­их пред­ло­же­ний);

га­ран­тии ис­пол­не­ния обя­за­тельств — от 5 до 10 % об­щей сум­мы по­лу­чен­но­го за­ка­за (ог­раж­да­ет за­каз­чи­ка от не­с­по­соб­нос­ти пос­тав­щи­ка или под­ряд­чи­ка вы­пол­нить свое обя­за­тельс­тво по до­го­во­ру);

га­ран­тии аван­со­во­го пла­те­жа — га­ран­тий­ная сум­ма, как пра­ви­ло, со­от­вет­ству­ет ве­ли­чи­не аван­са (в слу­чае, ес­ли офе­рент не осу­щес­твит пос­тав­ку и не смо­жет вер­нуть аванс, она обес­пе­чи­ва­ет за­каз­чи­ку воз­врат сум­мы аван­са).

Раз­ме­ще­ние за­ка­зов че­рез меж­ду­на­род­ные тор­ги да­ет зна­чи­тель­ное пре­иму­щес­тво по­ку­па­те­лям, так как про­ве­де­ние тор­гов обос­тря­ет кон­ку­рен­цию меж­ду пос­тав­щи­ка­ми и привлекает к участию в них круп­ные ком­па­нии. В ре­зуль­та­те это­го за­ка­зы по­лу­ча­ют ком­па­нии или кон­сор­ци­у­мы, не­ред­ко поль­зу­ю­щи­е­ся эко­но­ми­чес­кой под­дер­жкой сво­их пра­ви­тельств и име­ю­щие воз­мож­ность при учас­тии в меж­ду­на­род­ных тор­гах пред­ла­гать на свои то­ва­ры и ус­лу­ги бо­лее низ­кие це­ны, обес­пе­чи­вая тем са­мым по­лу­че­ние при­бы­ли и свер­хпри­бы­ли за счет го­су­дар­ствен­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния эк­спор­та.

В сов­ре­мен­ной меж­ду­на­род­ной тор­гов­ле ис­поль­зу­ют­ся.

1. От­кры­тые тор­ги (пуб­лич­ные) — меж­ду­на­род­ные тор­ги, к учас­тию в ко­то­рых при­гла­ша­ют­ся все же­ла­ю­щие ино­с­тран­ные и мес­тные фир­мы и ор­га­ни­за­ции. О про­ве­де­нии та­ких тор­гов пуб­ли­ку­ют­ся объяв­ле­ния в пе­ри­о­ди­чес­кой пе­ча­ти. Тен­дер­ный ко­ми­тет не всту­па­ет в пе­ре­го­во­ры с учас­тни­ка­ми тор­гов по вопросам улуч­ше­ния пред­ло­жен­ных ими ус­ло­вий (це­ны, ус­ло­вия кре­ди­та и т.д.). Обыч­но от­кры­тые тор­ги про­во­дят­ся при раз­ме­ще­нии за­ка­зов на мас­со­вые то­ва­ры, нес­лож­ное обо­ру­до­ва­ние и ус­лу­ги, ко­то­рые мо­гут пред­ло­жить мно­гие фир­мы.

2. Зак­ры­тые тор­ги — меж­ду­на­род­ные тор­ги, к учас­тию в ко­то­рых при­гла­ша­ет­ся ог­ра­ни­чен­ное чис­ло фирм и кон­сор­ци­у­мов. При­гла­ше­ния к учас­тию в та­ких тор­гах рас­сы­ла­ют­ся не­пос­ред­ствен­но их ус­тро­и­те­ля­ми на­и­бо­лее из­вес­тным пос­тав­щи­кам и под­ряд­чи­кам, име­ю­щим дос­та­точ­но вы­со­кий ав­то­ри­тет на ми­ро­вом рын­ке, как пра­ви­ло, это на­и­бо­лее мощные фир­мы (5—7) или кон­сор­ци­у­мы из круп­ней­ших фирм дан­ной от­рас­ли. Ре­зуль­та­ты зак­ры­тых тор­гов в от­кры­той пе­ча­ти не пуб­ли­ку­ют­ся. Как пра­ви­ло, та­кие тор­ги ис­поль­зу­ют­ся тог­да, ког­да за­каз­чик счи­та­ет не­э­ко­но­мич­ным и не­це­ле­со­об­раз­ным соз­да­вать не­ог­ра­ни­чен­ную кон­ку­рен­цию там, где в си­лу ря­да об­сто­я­тельств толь­ко нес­коль­ко из­бран­ных по­тен­ци­аль­ных учас­тни­ков международные торги дос­та­точ­но ква­ли­фи­ци­ро­ва­ны или пра­во­моч­ны учас­тво­вать в тор­гах та­ко­го ро­да (при за­куп­ках до­ро­гос­то­я­ще­го обо­ру­до­ва­ния с вы­со­ки­ми тех­ни­чес­ки­ми ха­рак­те­рис­ти­ка­ми, слож­ных под­ряд­ных ра­бо­т, тре­бу­ю­щих вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции, и т.д.).

3. Дву­хэ­тап­ные тор­ги. Пред­став­ле­ние и рас­смот­ре­ние кон­кур­сных за­я­вок про­хо­дит в два эта­па. На пер­вом эта­пе пос­тав­щи­ки пред­став­ля­ют кон­кур­сную за­яв­ку, со­дер­жа­щую тех­ни­чес­кие, тех­но­ло­ги­чес­кие, ка­чес­твен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки пред­ла­га­е­мой про­дук­ции, ра­бот или ус­луг, дан­ные о сво­ей ква­ли­фи­ка­ции и воз­мож­ные ус­ло­вия про­даж без ука­за­ния це­ны. На вто­ром эта­пе, ку­да до­пус­ка­ют­ся пос­тав­щи­ки, за­яв­ки ко­то­рых не бы­ли от­кло­не­ны на пер­вом эта­пе, в кон­кур­сных за­яв­ках ука­зы­ва­ет­ся вся ин­фор­ма­ция, тре­бу­е­мая кон­кур­сной до­ку­мен­та­ци­ей, вклю­чая пред­ла­га­е­мую це­ну. Они так­же мо­гут быть как от­кры­ты­ми, так и зак­ры­ты­ми.

По сво­им про­це­ду­рам дву­хэ­тап­ные тор­ги яв­ля­ют­ся на­и­бо­лее слож­ны­ми и при­ме­ня­ют­ся в тех слу­ча­ях, ког­да за­каз­чик не име­ет воз­мож­нос­ти на на­чаль­ной ста­дии чет­ко оп­ре­де­лить под­роб­ные спе­ци­фи­ка­ции тре­бующихся ему про­дук­ции, ра­бот или ус­луг, или ес­ли для вы­пол­не­ния за­ка­за тре­бу­ет­ся пред­ва­ри­тель­но про­вес­ти зна­чи­тельные на­уч­ные изы­с­ка­ния, ис­сле­до­ва­ния и эк­спе­ри­мен­ты. Вслед­ствие это­го дан­ный вид меж­ду­на­род­ных тор­гов име­ет ряд осо­бен­нос­тей:

¨ пред­став­ле­ние и рас­смот­ре­ние кон­кур­сных пред­ло­же­ний осу­щес­твля­ет­ся в два эта­па;

¨ на пер­вом эта­пе за­каз­чик впра­ве про­во­дить пе­ре­го­во­ры с лю­бым учас­тни­ком по су­щес­тву со­дер­жа­ния его пред­ло­же­ния;

¨ пос­ле рас­смот­ре­ния пред­ло­же­ний на пер­вом эта­пе за­каз­чик впра­ве вно­сить из­ме­не­ния в пер­во­на­чаль­ный ва­ри­ант кон­кур­сной до­ку­мен­та­ции, вклю­чая фун­кци­о­наль­ные, тех­ни­чес­кие или ка­чес­твен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки за­ку­па­е­мой про­дук­ции, кри­те­рии и по­ря­док оцен­ки кон­кур­сных пред­ло­же­ний и оп­ре­де­ле­ния по­бе­ди­те­ля;

¨ лю­бой учас­тник, про­шед­ший пер­вый этап, пос­ле зна­ком­ства с ус­ло­ви­я­ми тор­гов на вто­ром эта­пе впра­ве вый­ти из чис­ла учас­тни­ков без по­те­ри фи­нан­со­вых средств, пред­став­лен­ных им как обес­пе­че­ние за­яв­ки.

При­вле­ка­тель­ной чер­той дву­хэ­тап­ной про­це­ду­ры тор­гов яв­ля­ет­ся то, что при­ме­ня­е­мая дол­жным об­ра­зом она да­ет по­ку­па­те­лю воз­мож­ность боль­ше­го кон­тро­ля над тех­ни­чес­ким уров­нем пред­ло­же­ний и уве­рен­ность в том, что про­шед­шие от­бор учас­тни­ки тор­гов пред­ста­вят пред­ло­же­ния, от­ве­ча­ю­щие тех­ни­чес­ким тре­бо­ва­ни­ям на при­емле­мых для по­ку­па­те­ля ус­ло­ви­ях.

При­ве­ден­ная клас­си­фи­ка­ция тор­гов яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щей — в раз­лич­ных ис­точ­ни­ках меж­ду­на­род­но-пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­гов име­ют­ся оп­ре­де­лен­ные рас­хож­де­ния. Напри­ме­р, не­ред­ко вы­де­ля­ют глас­ные и нег­лас­ные между­на­род­ные торги. В пер­вом слу­чае тен­дер­ный ко­ми­тет вскры­ва­ет пред­ло­же­ния, ог­ла­ша­ет их ос­нов­ные ус­ло­вия в при­сут­ствии пред­ста­ви­те­лей фирм, учас­тву­ю­щих в тор­гах, а так­же пуб­ли­ку­ет в от­кры­той пе­ча­ти све­де­ния о том, ка­кая фир­ма или кон­сор­ци­ум ка­ких фирм по­лу­чил за­каз, с ука­за­ни­ем его объе­ма и об­щей сум­мы под­пи­сан­но­го кон­трак­та. А во вто­ром — никакие из оговоренных процедур не осу­щес­твляют­ся. Обыч­но та­кие тор­ги про­во­дят за­каз­чи­ки, раз­ме­ща­ю­щие пов­то­ря­ю­щи­е­ся за­ка­зы, что­бы не сни­жать кон­ку­рен­ции меж­ду пос­тав­щи­ка­ми (под­ряд­чи­ка­ми).

За­ру­беж­ный опыт ис­поль­зо­ва­ния меж­ду­на­род­ных тор­гов для осу­щес­твле­ния государственных ­за­ку­пок.

На­ци­о­наль­ное за­ко­но­да­тельс­тво о за­куп­ках любой стра­ны ре­гу­ли­ру­ет сле­ду­ю­щий круг воп­ро­сов.

Во-пер­вых, сфе­ру его при­ме­не­ния: кто име­ет пра­во осу­щес­твлять за­куп­ки от име­ни го­су­дар­ства, ка­кие неп­ра­ви­тельс­твен­ные ор­га­ни­за­ции обя­за­ны его соб­лю­дать, на ка­кие ви­ды гос­за­ку­пок оно рас­прос­тра­ня­ет­ся.

Во-вто­рых, как пра­ви­ло, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся го­су­дар­ствен­ный ор­ган, име­ю­щий пра­во из­да­вать нор­ма­тив­ные ак­ты по воп­ро­сам гос­за­ку­пок, на ко­то­рый воз­ла­га­ют­ся ме­то­ди­чес­кое ру­ко­вод­ство, кон­троль за соб­лю­де­ни­ем пра­вил за­ку­пок и ад­ми­нис­тра­тив­ное рас­смот­ре­ние жа­лоб.

Оп­ре­де­ля­ют­ся так­же ве­дом­ства, на­де­лен­ные пра­вом ус­та­нов­ле­ни­я пра­вил гос­за­ку­пок в пред­елах сфе­ры их пол­но­мо­чий. Кроме того, в за­ко­но­да­тельс­тве оп­ре­де­ля­ют­ся ме­то­ды гос­за­ку­пок и ус­ло­вия их при­ме­не­ния, стан­дар­тная фор­ма до­ку­мен­та­ции, при­нци­пы оцен­ки пред­ло­же­ний, пра­ви­ла ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го от­бо­ра пос­тав­щи­ков и под­ряд­чи­ков. Ус­та­нав­ли­вают­ся так­же по­ря­док ре­гис­тра­ции и осо­бен­нос­ти гос­кон­трак­тов, от­чет­нос­ти и кон­тро­ля, по­ря­док оп­ла­ты за вы­пол­нен­ные ра­бо­ты, пос­тав­лен­ные то­ва­ры и ока­зан­ные ус­лу­ги, а так­же бух­гал­тер­ские про­це­ду­ры.

В со­от­вет­ствии с пра­ви­ла­ми про­ве­де­ния международных торгов все фир­мы-­офе­рен­ты од­нов­ре­мен­но с по­да­чей кон­кур­сных пред­ло­же­ний вно­сят га­ран­тию пред­ло­же­ния, или за­лог, раз­мер и по­ря­док пред­остав­ле­ния ко­то­ро­го ус­та­нав­ли­ва­ют­ся ор­га­ни­за­то­ра­ми и за­пи­сы­ва­ют­ся в ус­ло­ви­ях тор­гов. Всем офе­рен­там, ко­то­рые про­игра­ли тор­ги и не по­лу­чи­ли за­ка­за, по ис­те­че­нии не­ко­то­ро­го вре­ме­ни га­ран­тий­ный за­лог воз­вра­ща­ет­ся. При этом до тех пор, по­ка за­лог не воз­вра­щен, их пред­ло­же­ния ос­та­ют­ся в си­ле. Для ор­га­ни­за­то­ров тор­гов это име­ет су­щес­твен­ное зна­че­ние, так как при отказе фир­мы, вы­иг­рав­шей тор­ги, под­пи­сать кон­тракт, она ­те­ря­ет га­ран­тий­ный за­лог.

Во всех стра­нах пос­ле про­ве­де­ния тор­гов офе­рент, вы­иг­рав­ший тор­ги, обя­зан внес­ти вто­рой га­ран­тий­ный за­лог в ка­чес­тве га­ран­тии вы­пол­не­ния за­ка­за и всех ус­ло­вий пос­тав­ки (в его сум­му зас­чи­ты­ва­ет­ся ве­ли­чи­на пер­во­го). В ря­де слу­ча­ев он мо­жет быть за­ме­нен бан­ков­ской га­ран­ти­ей со­лид­но­го бан­ка. Ес­ли офе­рент, вы­иг­рав­ший тор­ги и внес­ший за­лог, не мо­жет вы­пол­нить за­каз, то ор­га­ни­за­ция, про­во­див­шая международные торги, име­ет пра­во пе­ре­дать этот за­каз дру­го­му пос­тав­щи­ку из чис­ла учас­тни­ков тор­гов (обыч­но за­няв­ше­му вто­рое мес­то), и оба га­ран­тий­ных за­ло­га кон­фис­ку­ют­ся в ее поль­зу. Пос­ле вы­пол­не­ния кон­трак­та га­ран­тий­ные за­ло­ги воз­вра­ща­ют­ся пос­тав­щи­кам. Спо­со­бы их воз­вра­та мо­гут быть раз­лич­ны­ми — це­ли­ком пос­ле пос­тав­ки или час­тя­ми по ме­ре вы­пол­не­ния за­ка­за. Иног­да за­каз­чи­ки ис­поль­зу­ют их для пок­ры­тия от­дель­ных пре­тен­зий, воз­ник­ших в хо­де вы­пол­не­ния за­ка­за.

Хо­тя те­о­ре­ти­чес­ки тор­ги ба­зи­ру­ют­ся на при­нци­пе при­ня­тия пред­ло­же­ния, при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях, с на­и­бо­лее низ­ки­ми це­на­ми их ор­га­ни­за­то­ры при при­ня­тии ре­ше­ния о при­суж­де­нии за­ка­за не­ред­ко от­хо­дят от это­го при­нци­па, ис­поль­зуя от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные по­ло­же­ния по тор­гам или со­от­вет­ству­ю­щие ад­ми­нис­тра­тив­ные пред­пи­са­ния, что объяс­ня­ет­ся:

¨ на­ли­чи­ем у мно­гих стран дли­тель­ных ус­та­но­вив­ших­ся свя­зей с оп­ре­де­лен­ны­ми инос­тран­ны­ми фир­ма­ми, ко­то­рым на международных торгах весь­ма час­то пред­остав­ля­ет­ся оп­ре­де­лен­ный (хо­тя и не­за­кон­ный) при­ори­тет;

¨ про­ве­де­ни­ем не­ко­то­ры­ми го­су­дар­ства­ми дис­кри­ми­на­ци­он­ной по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к дру­гим го­су­дар­ствам (в час­тнос­ти, Си­рия, Ирак, Ли­вия и дру­гие араб­ские го­су­дар­ства выдви­га­ют тре­бо­ва­ния, что­бы пос­тав­ки для гос­нужд не бы­ли свя­за­ны с ор­га­ни­за­ци­я­ми, фир­ма­ми или граж­да­на­ми Из­ра­и­ля);

¨ не­га­тив­ным от­но­ше­ни­ем к не­ко­то­рым фир­мам (в том чис­ле, по­пав­шим в «чер­ный» спи­сок за учас­тие в сго­во­рах на тор­гах).

Сог­лас­но вы­ше­о­пи­сан­ным при­нци­пам ВТО, ЮН­СИТ­РАЛ, ВБ и ЕБРР, сво­ев­ре­мен­ное из­ве­ще­ние (объяв­ле­ние, при­гла­ше­ние) о воз­мож­нос­ти по­да­чи за­я­вок для учас­тия в тор­гах яв­ля­ет­ся важ­ней­шим пра­ви­лом про­ве­де­ния меж­ду­на­род­ных тор­гов.

Для на­и­бо­лее ши­ро­ко­го опо­ве­ще­ния по­тен­ци­аль­ных учас­тни­ков в ря­де слу­ча­ев (ЕБРР, ВБ) ис­поль­зу­ет­ся двух­сту­пен­ча­тое при­гла­ше­ние к тор­гам. На пер­вом эта­пе пуб­ли­ку­ет­ся (по тер­ми­но­ло­гии ВБ) об­щее уве­дом­ле­ние о про­ве­де­нии за­ку­пок, где го­во­рит­ся, что го­то­вит­ся про­ект, ко­то­рый бу­дет со­дер­жать ряд кон­трак­тов, и ука­зы­ва­ет­ся кон­так­тное ли­цо для по­лу­че­ния до­пол­ни­тель­ной ин­фор­ма­ции; на вто­ром эта­пе — осо­бое уве­дом­ле­ние, ко­то­рое пред­остав­ля­ет ин­фор­ма­цию о кон­крет­ном кон­кур­се.

В це­лом все меж­ду­на­род­но-пра­во­вые до­ку­мен­ты пред­ъ­яв­ля­ют к при­гла­ше­нию к учас­тию в от­кры­тых тор­гах или пред­ква­ли­фи­ка­ци­он­ном от­бо­ре сле­ду­ю­щие тре­бо­ва­ния. Во-­пер­вых, оно обя­за­тель­но дол­жно быть опуб­ли­ко­ва­но в со­от­вет­ству­ю­щем офи­ци­аль­ном из­да­нии (для за­ем­щи­ков МБРР и MAP — в «Development Business», в ЕБРР — в бюл­ле­те­не «Procurement Opportunities» на сай­те ЕБРР и в «Develop­ment Business», ре­ко­мен­ду­ет­ся так­же пуб­ли­ка­ция в вес­тни­ке Ев­ро­пей­ских со­об­ществ «Official Journal of the European Communities») или в га­зе­те, име­ю­щей меж­ду­на­род­ную из­вестность (Ти­по­вой за­кон ЮН­СИТ­РАЛ, Сог­ла­ше­ние ВТО), а так­же по ме­ре це­ле­со­об­раз­нос­ти — в офи­ци­аль­ных вес­тни­ках и меж­ду­на­род­ных спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных из­да­ни­ях. Во-­вто­рых, оно дол­жно пуб­ли­ко­вать­ся заб­ла­гов­ре­мен­но и, в-­треть­их, — со­дер­жать, как ми­ни­мум, сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

¨ на­и­ме­но­ва­ние и ад­рес за­каз­чи­ка (за­ку­па­ю­щей ор­га­ни­за­ции);

¨ на­и­ме­но­ва­ние и ад­рес упол­но­мо­чен­но­го аген­та по­ку­па­те­ля (ВБ, ЕБРР);

¨ ис­точ­ник фи­нан­си­ро­ва­ния (ВБ, ЕБРР);

¨ ха­рак­тер, ко­ли­чес­тво, мес­то и срок дос­тав­ки то­ва­ров, ра­бот, ус­луг;

¨ кри­те­рии и про­це­ду­ры оцен­ки ква­ли­фи­ка­ци­он­ных дан­­ных пос­тав­щи­ков;

¨ раз­мер пла­ты за по­лу­че­ние кон­кур­сной (или пред­ква­ли­фи­ка­ци­он­ной) до­ку­мен­та­ции, по­ря­док ее вне­се­ния, ва­лю­та и мес­то при­обре­те­ния;

¨ язык, мес­то, по­ря­док и окон­ча­тель­ный срок пред­став­ле­­ния кон­кур­сных пред­ло­же­ний (ква­ли­фи­ка­ци­он­ных дан­ных).

В ос­но­ве пред­ва­ри­тель­ной ква­ли­фи­ка­ции ле­жит оцен­ка воз­мож­нос­тей, ре­сур­сов и опы­та по­тен­ци­аль­ных учас­тни­ков тор­гов с целью удов­лет­во­ри­тель­но­го осу­щес­твле­ния кон­крет­но­го кон­трак­та. К ее про­ве­де­нию ЕБРР, ВБ, ВТО и ЮН­СИТ­РАЛ ус­та­нав­ли­ва­ют сле­ду­ю­щие тре­бо­ва­ния: не до­пус­ка­ет­ся дис­кри­ми­на­ция на ос­но­ва­нии го­су­дар­ствен­ной при­над­леж­нос­ти пос­тав­щи­ка; за­каз­чик впра­ве дис­ква­ли­фи­ци­ро­вать пос­тав­щи­ка, по­дав­ше­го лож­ные ква­ли­фи­ка­ци­он­ные дан­ные или ули­чен­но­го в кор­руп­ции и/или мо­шен­ни­чес­тве; за­каз­чик дол­жен не­за­мед­ли­тель­но уве­до­мить каж­до­го пос­тав­щи­ка о ре­зуль­та­тах про­хож­де­ния им пред­ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го от­бо­ра и пред­оста­вить всем, про­шед­шим его, кон­кур­сную до­ку­мен­та­цию; пос­тав­щик име­ет пра­во об­жа­ло­вать ре­зуль­та­ты, ес­ли он счи­та­ет, что за­каз­чик за­ме­шан в мо­шен­ни­чес­тве; за­куп­щик обя­зан вес­ти про­то­кол пред­ква­ли­фи­ка­ции.

Пра­кти­ка при­ме­не­ния государственных ­за­ку­пок в стра­нах с ры­ноч­ной эко­но­ми­кой. Действующая в настоящее время сис­те­ма об­щес­твен­ных за­ка­зов в стра­нах с тра­ди­ци­он­ной ры­ноч­ной эко­но­ми­кой (США, Фран­ция, Гер­ма­ния) соз­да­ва­лась де­ся­ти­ле­ти­я­ми, от­ра­ба­ты­ва­ет­ся и со­вер­шен­ству­ет­ся до сих пор, эф­фек­тив­но ре­шая пос­тав­лен­ные за­да­чи.

В странах Вос­точ­ной Ев­ро­пы пер­вы­ми к пе­ре­строй­ке сво­их эко­но­ми­чес­ких сис­тем гос­за­ку­пок при­сту­пи­ли Поль­ша, Вен­грия, Че­хия, Болгария. Ос­но­вы на­ци­о­наль­ных сис­тем гос­за­ку­пок в этих стра­нах бы­ли соз­да­ны уже в 1994—1996 гг. Пра­кти­чес­ки вслед за ни­ми фор­ми­ро­вать ры­ноч­ные сис­те­мы об­щес­твен­ных за­ка­зов на­ча­ли Рос­сия и Бе­ла­русь. В зна­чи­тель­ной ме­ре это­му спо­соб­ство­ва­ли от­ме­на обя­за­тель­но­го го­су­дар­ствен­но­го за­ка­за на про­извод­ство и пос­тав­ку про­дук­ции, иду­щей на го­су­дар­ствен­ные нуж­ды, а так­же про­изо­шед­шие в пос­лед­нее вре­мя фун­да­мен­таль­ные тех­ни­ко-ор­га­ни­за­ци­он­ные и струк­тур­ные сдви­ги в хо­зяй­стве, раз­ви­тие ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и дос­та­точ­но вы­со­кая сте­пень зре­лос­ти ры­ноч­ных от­но­ше­ний.

Определенную методологическую по­мощь в соз­да­нии сис­те­мы об­щес­твен­ных за­ка­зов ры­ноч­но­го типа ока­зал Ти­по­вой за­кон ЮН­СИТ­РАЛ «О за­куп­ках то­ва­ров, ра­бот и ус­луг», при­ня­тый в 1994 г. на XXVII сес­сии ЮН­СИТ­РАЛ — ко­мис­сии ООН по пра­ву меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет об­щие пра­во­вые и эко­но­ми­чес­кие при­нци­пы раз­ме­ще­ния за­ка­зов на по­с­тав­ку про­дук­ции для го­су­дар­ствен­ных нужд. Бы­ли также ис­поль­зо­ва­ны со­от­вет­ству­ю­щие ди­рек­ти­вы и спо­со­бы фор­му­ли­ров­ки ос­нов­ных пра­вил Ев­ро­пей­ско­го со­ю­за, сог­ла­ше­ние Все­мир­ной тор­го­вой ор­га­ни­за­ции (ВТО) о за­куп­ках, а так­же опыт ев­ро­пей­ских стран по стро­и­тельс­тву от­дель­ных ин­сти­ту­тов.

Как правило, на­ци­о­наль­ные сис­те­мы гос­за­ка­зов уни­вер­саль­ны и могут применяться для раз­лич­ных субъек­тов. Их слож­ность и осо­бен­нос­ти обус­лов­ле­ны мно­го­от­рас­ле­вым ха­рак­те­ром го­су­дар­ствен­ных нужд, ог­ром­ным ко­ли­чес­твом учас­тни­ков, раз­ли­ча­ю­щих­ся ха­рак­те­ром фун­кций и ро­дом де­я­тель­нос­ти пред­при­я­тий, ор­га­ни­за­ций и уч­реж­де­ний, спе­ци­фи­кой внеш­них и внут­рен­них фак­то­ров, подчиняющихся раз­лич­ным ве­дом­ствам.

Важнейшими внеш­ни­ми факторами по от­но­ше­нию к сис­те­ме об­щес­т­вен­ных за­ка­зов выс­ту­па­ют: эко­но­ми­чес­кая и со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ства; дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тельс­тво; сло­жив­ший­ся ры­нок про­извод­ства и ре­а­ли­за­ции за­ку­па­е­мых то­ва­ров, ра­бот и ус­луг и их ана­ло­гов; рын­ки до­пол­ни­тель­ных ус­луг, та­ких как тран­спор­ти­ров­ка, скла­ди­ро­ва­ние, кон­троль, стра­хо­ва­ние, ау­дит и др.; ин­фор­ма­ци­он­ное по­ле — со­во­куп­ность и ко­ли­чес­тво ин­фор­ма­ции, свя­зан­ной с фор­ми­ро­ва­ни­ем, раз­ме­ще­ни­ем и ис­пол­не­ни­ем об­щес­твен­ных за­ка­зов. Ос­нов­ными внут­рен­ними фак­то­рами, вли­я­ю­щим на фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ние сис­те­мы за­ка­за, являют­ся: пер­со­нал, име­ю­щий спе­ци­аль­ную под­го­тов­ку; объем фи­нан­со­вых средств и по­ря­док фи­нан­си­ро­ва­ния; ин­фор­ма­ци­он­ная под­сис­те­ма (объ­е­мы и ка­чес­тво ин­фор­ма­ции о фор­ми­ро­ва­нии и раз­ме­ще­нии гос­за­ка­за, ее дос­туп­ность для эле­мен­тов сис­те­мы); ма­те­ри­аль­ные ре­сур­сы (пред­при­я­тия раз­лич­ной соб­ствен­нос­ти и их воз­мож­нос­ти по ока­за­нию склад­ских и тран­спор­тных ус­луг, за­ку­па­е­мые ма­те­ри­аль­но-тех­ни­чес­кие ре­сур­сы). Ос­но­вой сис­те­мы яв­ля­ет­ся за­каз на пос­тав­ку про­дук­ции для го­су­дар­ствен­ных нужд — гос­за­каз.

Го­су­дар­ствен­ным за­ка­зом яв­ля­ют­ся про­дук­ция (то­ва­ры), ра­бо­ты, ус­лу­ги, за­ку­па­е­мые ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной влас­ти и мес­тно­го уп­рав­ле­ния в це­лях ре­ше­ния за­дач в сфе­ре со­ци­аль­но­го, куль­тур­но­го, эко­но­ми­чес­ко­го, эко­ло­ги­чес­ко­го раз­ви­тия го­су­дар­ства, ре­а­ли­за­ции со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких про­грамм за счет со­от­вет­ству­ю­щих бюд­же­тных средств и вне­бюд­жет­ных фон­дов. Эти за­куп­ки офор­мля­ют­ся го­су­дар­ствен­ны­ми кон­трак­та­ми и до­го­во­ра­ми пос­тав­ки то­ва­ров для го­су­дар­ствен­ных нужд.

Го­су­дар­ствен­ные за­ка­зы, соз­да­ющиеся и фун­к­ци­о­ни­ру­ющие в со­от­вет­ствии с при­нци­па­ми и пра­ви­ла­ми, ус­та­нов­лен­ны­ми в нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах, мо­гут быть цен­тра­ли­зо­ван­ны­ми, де­цен­тра­ли­зо­ван­ны­ми и сме­шан­ны­ми. В перехродной экономике на­и­бо­лее рас­прос­тра­не­ны де­цен­тра­ли­зо­ван­ные сис­те­мы об­щес­твен­ных за­ка­зов.

Ос­нов­ны­ми це­ля­ми фор­ми­ро­ва­ния этих сис­тем яв­ля­ют­ся на­и­бо­лее пол­ное удов­лет­во­ре­ние об­щес­твен­ных пот­реб­нос­тей при ми­ни­маль­ных зат­ра­тах об­щес­твен­ных средств и противостояние кор­руп­ции.

Па­рал­лель­но го­су­дар­ства мо­гут ре­шать и не­ко­то­рые дру­гие воп­ро­сы, нап­ри­мер, о под­дер­жке оте­чес­твен­ных то­ва­ро­п­ро­из­во­ди­те­лей или не­ко­то­рых их ка­те­го­рий. Но при этом мо­жет про­исхо­дить сни­же­ние эф­фек­тив­нос­ти ре­ше­ния ос­нов­ной за­да­чи.

На­и­бо­лее важ­ным зве­ном в сис­те­ме об­щес­твен­ных за­ка­зов яв­ля­ет­ся за­каз­чик, т.е. не­пос­ред­ствен­но тот, кто име­ет бюд­жет­ные сред­ства и рас­по­ря­жа­ет­ся ими. За­каз­чик фор­ми­ру­ет и раз­ме­ща­ет гос­за­каз, от­ве­ча­ет за его ре­зуль­тат, за соб­лю­де­ние за­ко­на и со­от­вет­ству­ю­щих нор­ма­тив­ных ак­тов.

Го­су­дар­ствен­ные за­каз­чи­ки не име­ют ни­ка­ких осо­бых пол­но­мо­чий и при­ви­ле­гий. В ка­чес­тве по­ку­па­те­ля они кон­ку­ри­ру­ют с пред­ста­ви­те­ля­ми час­тно­го сек­то­ра, вмес­те с ни­ми от­сле­жи­ва­ю

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...