Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нагрудный штатив, и плечевой упор

ВИДЕОСЪЁМКА И ЕЁ ТЕХНИКА

Правила видеосъемки

Казалось бы, ну что может быть проще: купил видеокамеру - и снимай себе на здоровье, тем более что современные камкордеры поддерживают множество автоматических режимов, как говорится, на все случаи жизни. Примерно так считают многие начинающие видеолюбители, по крайней мере до первого просмотра отснятого материала. Мы очень надеемся, что представленные ниже советы помогут избежать ряда характерных ошибок при съемке.

 

1. Одна из первых и главных проблем, с которой сталкивается видеолюбитель, -- это НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ, вызванная дрожанием руки при съемке. Причем каким бы легким ни был ваш аппарат и какой бы физической силой ни обладал его владелец, все равно эти недостатки рано или поздно дают о себе знать.

Практически полностью избежать данной проблемы удается только с помощью штатива или монопода -- опоры регулируемой длины со специальной резьбовой головкой для крепления камеры. В сложенном состоянии он напоминает телескопическую удочку и, кстати, также нередко делается из стекловолокна. (Большинство моноподов можно довольно быстро подготовить к работе: легкое нажатие на специальный рычажок -- и часть звеньев под собственным весом устремляются вниз. Остальные же выпускаются с помощью специальных простых в обращении зажимов. Существуют и полностью автоматические моноподы, в которых длина опоры регулируется "в одно касание" посредством единственного рычажного замка.)

Ну а если у вас в момент съемки нет ни штатива, ни монопода, тогда для минимизации дрожания руки обоприте локоть на какой-либо неподвижный устойчивый предмет -- на парапет смотровой площадки, поручень лестницы и.т.д.

Как известно, сегодня большинство производителей выпускают видеокамеры, оборудованные электронной или оптической системой стабилизации изображения, позволяющей в некоторой степени компенсировать дрожание руки, особенно при съемке сцен с высокими коэффициентами масштабирования (приближения) кадра. И все же в ряде случаев следует избегать применения данной функции (особенно это касается системы электронной стабилизации изображения). К примеру, использование этого режима при съемке панорам часто приводит вначале к залипанию изображения, а затем к неоправданным рывкам.

2. Всегда " ДЕРЖИТЕ ВЕРТИКАЛЬ ИЛИ ГОРИЗОНТАЛЬ ", (физиологически вертикаль держать легче), другими словами, следите за тем, чтобы в видоискателе вертикальные объекты — телеграфные столбы, стены домов, стволы деревьев и т. д. — были параллельны боковым сторонам кадра.

3. Не увлекайтесь ЧАСТЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ МАСШТАБИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ. Непрерывные и однообразные операторские приемы типа быстрых "наездов" и "отъездов" делают фильм скучным и "укачивают" зрителя. Иногда лучше снять сцену в мелком масштабе, затем остановить запись, укрупнить изображение и снова продолжить съемку. Хороший стиль, когда в вашей видеоленте чередуются крупные, средние и общие планы. Последние применяются для съемки пейзажей, ландшафтов, архитектурных ансамблей и помогают зрителю получить представление о месте, где будут разворачиваться основные события эпизода, о взаимном расположении протяженных объектов снимаемой сцены. От общего плана можно перейти к среднему — показать группу людей, человека в полный рост, интерьер помещения и т. д.

По сути, средние планы -- это "кирпичики", из которых складывается "здание" фильма. Именно они используются для отображения главных действий и построения сюжетной линии кинокартины, все остальное -- лишь дополнения, украшения, привязка к месту, создание настроения. Крупный план служит для демонстрации различных характеристик объекта -- лица героя, главной части интерьера комнаты или пейзажа и т. д. Неслучайно такой масштаб изображения часто применяется при съемке интервью, выступлений на конференциях и официальных встречах. Иногда возникает необходимость сделать акцент на какой-либо важной детали -- показать выразительные глаза героя; его руки, непроизвольно комкающие бумажный листок; деталь наряда (редкую награду, дорогую бижутерию, небрежно завязанный галстук и т. п.). Кроме того, всегда неплохо смотрится, если длительную панораму природного пейзажа прервать кадрами, запечатлевшими танец листочка на ветру либо одинокий цветок, неизвестно каким образом выросший на безжизненной гранитной скале; а затем с помощью системы трансфокации неспешно вернуться к первоначальному виду. Во всех этих случаях применяют сверхкрупные планы. Они придают эмоциональную окраску видеофрагменту и позволяют полнее раскрыть режиссерский замысел.

4. ПРИ СЪЕМКЕПАНОРАМ ЖЕЛАТЕЛЬНО ПЕРЕМЕЩАТЬ КАМЕРУ В МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ И С РАВНОМЕРНОЙ СКОРОСТЬЮ, избегая рывков и толчков. По возможности для этих целей лучше использовать штатив.

5. КОМФОРТНО ВОСПРИНИМАЕМАЯ ДЛИНА ОБЗОРНОЙ, ПЕЙЗАЖНОЙ, (ОДНООБРАЗНОЙ) СЦЕНЫ ПРИМЕРНО 6-12 секунд лучше всего воспринимаются видеосюжеты, состоящие из сцен продолжительностью не более 6-12с. Некоторые бытовые камкордеры даже имеют специальный режим "5 секунд", позволяющий в принудительном порядке записывать лишь короткие видеофрагменты, кроме того, многие модели для этих целей содержат 10-секундный счетчик с обратным отсчетом времени. Тем не менее динамичная "нарезка" — это задача нелинейного монтажа. По большому счету, рабочего материала всегда лучше иметь больше, чтобы было из чего выбирать. В итоге 6--12 с -- вполне достаточная длительность для одной сцены при съемке. Исключением является съёмка лекций. Здесь действует правило периодической панорамы зала, включение при монтаже демонстрационных материалов.

6. Помните, видоискатель камеры — это не ружейный прицел, и вовсе НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО (А ИНОГДА И НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО!) ПРИ СЪЕМКЕ ЗАКРЫВАТЬ ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Боковое зрение позволяет оператору объемнее воспринимать происходящее действо, а не только в пределах, ограниченных рамкой видоискателя камеры. Более того, при наличии в пространстве, видимом левым глазом, более интересных событий вы сможете тут же переключиться на них и не упустить важный эпизод.

7. ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАЙТЕ СЪЕМОК НА ХОДУ, ЕСЛИ У ВАС НЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ (стабикам) поскольку, как правило, ничего путного из этого не выходит — не стоит поначалу в данном отношении копировать профессионалов. При видеосъемке подвижной камерой они используют либо плечевой упор, либо стабикамы, либо рельсы и краны. Даже при съемке движущейся "группы товарищей" лучше забежать вперед, остановиться, оглядеться, выбрать точку и только тогда начать видеозапись.

8. При съемках в помещении с искусственным освещением не стоит доверять автоматике установку баланса белого — всегда будет лучше сделать это вручную. (хотя излишне уделять внимание цветопередаче не стоит, во первых, это можно поправить в монтаже с меньшими потерями качества и шумами), главное всё-таки смысл и идея фильма.

9. СНИМАЯ ПЕЙЗАЖИ, СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА ПРОХОДИЛА В РАЙОНЕ СРЕДНЕЙ ЛИНИИ ВИДОИСКАТЕЛЯ ИЛИ ДАЖЕ ЛЕЖАЛА ЧУТЬ ВЫШЕ ЕЕ. Плохо смотрятся сцены, в которых примерно 2/3 кадра занимает безоблачное небо, да и, как правило, автоматика в таком случае ошибается с выбором экспозиции. Желательно избегать съемок резко контрастных сцен, где одновременно присутствуют объекты (или их элементы) как освещенные солнцем, так и лежащие в тени. В подобных случаях нередко возникают ошибки в цветопередаче из-за неправильного определения баланса белого. Чтобы подчеркнуть перспективу и придать "объемность" вашим кадрам при съемке общих и средних планов, можно разместить непосредственно перед объективом камеры какой-либо предмет: цветок, веточку — при работе с пейзажами; подсвечник, настольные часы — при съемке в помещении и т. д. Важно, чтобы этот объект не отвлекал внимание зрителей от основных событий, был характерным для данной композиции и занимал лишь незначительную часть кадра (например, располагался где-нибудь в углу), ненавязчиво демонстрируя глубину и масштабность изображения.

 

И все же, для того чтобы получить в итоге интересный и увлекательный видеосюжет, необходимо, но вовсе не достаточно придерживаться перечисленных выше правил. Нужно постоянно искать новые необычные ракурсы и точки съемки.

Одно и то же событие можно подать совершенно по-разному. К примеру, "увековечивая" соревнования по бальным танцам, можно запечатлеть общий вид сцены с трибуны или балкона, затем посмотреть на пары с "судейской точки зрения", т. е. со стороны арбитров, или снять танец с уровня пола, тем самым нарушив привычные перспективы. Благо, практически все цифровые видеокамеры оборудованы откидными поворотными дисплеями, и для контроля изображения во многих случаях совсем необязательно пытаться заглянуть в глазок камер, сгибаясь при этом в три погибели.

При творческом выборе ракурса съемки необходимо все время фантазировать, преодолевать сложившиеся стереотипы мышления. Нужно, если хотите, в определенном смысле вернуться в детство, вспомнить свои ощущения, игры. К примеру, гладите вы кошку, удобно расположившуюся на ваших руках, и тут мысль: "А каким видит меня в данный момент моя Мурка?". Попробуйте посмотреть сквозь видоискатель камеры из той же самой точки, что и животное, на кого-нибудь из близких, на окружающий мир -- все предстанет перед вами совершенно по-иному. Так можно фантазировать дальше и дальше: как видят окружающие предметы птица на ветке, пчела на цветке, летучая мышь, висящая под сводом пещеры. И каждый такой "взгляд" для оператора — суть новое измерение, новая вершина (ну, пусть вначале холмик) его мастерства.


АКСЕССУАРЫ ДЛЯ СЬЁМКИ

ШТАТИВ ДЛЯ ВИДЕОКАМЕРЫ

 

Очень много споров. В общем, если проанализировать реальные ситуации, то можно резюмировать, что для того, чтобы уверенно чувствовать себя в любой ситуации, штатив необходим.

Вначале поговорим о традиционном триподе (трёхножке), а потом о головках к ним вот его характеристики:

1. Рабочая высота штатива (не путать с максимальной, которую указывают продавцы). Рабочая высота – это максимальная высота, на которой камера не трясется от прикосновения оператора, не играет при панорамировании. Рабочая высота – никак не меньше среднего роста человека, однако, это зависит от привычек и самого оператора и условий съёмки.

2. Грузоподъёмность. (камероподьёмность). Для большинства съёмок подходят штативы для камер от 500-4000г, далее камеры считаются стационарными и снимать такими камерами можно в 90% случаев можно только инсценировке статично и в студиях, такие камеры постепенно уходят, в связи с совершенствованием техники.

3. Быстрота снятия-установки камеры.

4. Устойчивость.

5. Прочность. (крепление головки должно быть с широкой фоторезьбой)

6. И, наконец:— универсальность, полифункциональность, способность к трансформации. Нормальные штативы продаются и с головками и без них. Предпочтительнее эти устройства подбирать раздельно, как с экономической, так и с практической точки зрения, учитывая, что профессиональные устройства предполагают как раз такой вариант. Обычно неплохой трипод стоит от 100$ и до 250$., мне вполне хватает за 133$

 

Теперь подробнее о штативных видеоголовках:

Это устройство, на которое непосредственно крепится камера, и которое позволяет производить с камерой разные манипуляции, такие как панорамирование вокруг центра по вертикали и горизонтали, и сочетано. Из этого следуют следующие характеристики головок:

1. Плавность панорамирования. Это, наверное, главная характеристика. Большинство штативов, которые можно встретить в неспециализированных магазинах, предназначены для непридирчивых фотографов, а не видеооператоров и пользу в нашем деле принести практически не способны. Пластмассовые головки не способны дать необходимой нам плавности. Головка должна иметь плавный ход как по горизонту, так и по вертикали, это обеспечивается точностью трущихся поверхностей и наличием спецматериалов и специальной демпферной (смягчающей) жидкостью. Дорогие головки отличаются высокой износостойкостью, маленькими люфтами и способностью к регулировке нагрузке на руку при панорамировании, имеют сальники и подшипники качения и фрикционы, из таких демпферная жидкость не вытекает.

2. Быстрота закрепления-снятия камеры,

 

 

С небольшой камерой штатив и нужен и помогает везде, он с камерой может быть неразлучным и использоваться не только как стационарное, но и как постоянно-быстро трансформирующееся мобильное стабилизирующее устройство, он утяжеляет и стабилизирует небольшую камеру, а большую стабилизирует, особо не прибавляя в весе, по крайней мере это не заметно при весе камеры более 1500 кг. С рук без дополнительных устройств, вы никогда не получите такого видео как с использованием стабилизирующих устройств и штативов.

 

Моноподы

 

Компромисс между компактностью и удобством использования с одной стороны и стабильностью картинки с другой. Сошлись они где-то на середине. Никогда не даст плавности панорамирования и статичной картинки как хороший трипод, но более компактен. Пробы и тесты в моей практике не дали шансов этому устройству, к тому-же при желании, триножный штатив легко трансформируется в монопод

Нагрудный штатив, и плечевой упор

Один из способов придать камере в руках оператора дополнительную устойчивость. Кому-то помогает, кто-то считает напрасной тратой денег. Попробовать нужно обязательно, решать по чьим-либо советам не рекомендую. Если жалко денег – попробуйте грубо смастерить что-то похожее на Cullman 2702 или 3090, если идея вам понравится – тратьте деньги.

Тоже хорошо, но куда его деть там, где камеру надо снять и использовать без него на штативе, к тому-же штатив тоже легко трансформировать в приблизительно такое-же устройство с такими-же характеристиками.

 

Стабикам (стэдикам)

Устройсво, позволяющее укрепить и уравновесить камеру на нём таким образом, что это позволяет сгладить многие неприятные движения при съёмке в движении. Система карданных подшипников, позволяющих свободно вращаться в разных плоскостях, к сожалению стоит от 500$, что заставляет подумать о самоделке, которая получается ничуть не хуже оригинала. Однако при определенной тренировке и опыте, съёмка подобных сцен возможна и при использовании трансформированного штатива с рук, хотя у стабикама картинка постабильнее, ценовая его составляющая делает съёмку со штатива в руках ещё более милой сердцу!))

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...