Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы психологического консультирования и психотерапии.




 

Лекция 1.

Психотерапия («лечение души») – то, что может спасти психологию.

 

7 пунктов (принципов курса Спиваковской):

  1. Учиться у мастеров психотерапии.
  2. У каждого человека есть потенциал стать мастером психотерапии. Преграды к этому – исключительно внутренние. Хочешь стать психотерапевтом – убери преграды.
  3. Задача психотерапевта – создание условий, чтобы осознать специфику, внутреннюю логику психотерапии и определенные направления, по которым можно убирать свои барьеры, чтобы стать психотерапевтом. Обучение психотерапии – в непосредственном контакте и совместной работе (10-12 лет).
  4. Психотерапия – создание условий для изменения человека. Задача психотерапевта – создание условий, а перемены осуществляет сам человек.
  5. В психотерапии всегда должно быть место тайне. Мы не знаем до конца, что и как в клиенте будет меняться. ТО, что мы не знаем, но что нами управляет (бессознательное). Человек является примером жизни, поэтому мы содержим в себе воплощение логики и законов жизни. Психотерапия имеет смысл, так как жизнь в каждом из нас может быть представлена в предельной форме, но полному совершенству не всегда удается реализоваться, следовательно, есть потенциал для изменения. Часто человек не осознает своих возможностей. Человек создан по одному закону, и устроен при этом сложно, а живет – по другому. Психотерапия создает условия для того, чтобы человек понял закон, по которому устроен, и жил в полном соответствии с ним. Перемены в соответствии с законом бытия.

 

3 вида психотерапии:

(критерий - где и кому оказывается психотерапевтическая услуга)

  1. лечебная (клиническая) психотерапия. Изменения в целях выздоровления, преодоления заболевания. Если имеются нозологии (психические, соматические, психосоматические). Спиваковская: нет такой болезни, которую нельзя не вылечить психотерапией. Общепринятая точка зрения: психотерапия помогает, если есть психологический факторы в этиологии или в течении (неврозы) + психосоматика.

Осуществляется в медицинских лечебных учреждениях командой специалистов (психотерапевт + врач).

  1. профилактическая психотерапия. Адресаты – группа риска. Стационары + амбулаторные учреждения. Для людей уже не здоровых, но еще не больных. Основная цель – предотвращение болезни. Психотерапевт + врачи (по желанию психотерапевта).
  2. психотерапия качества жизни. Для здоровых людей, направлена на повышения уровня жизни. Спиваковская – биототерапия (терапия счастья).

 

  1. Клиенты: больные, здоровые (всё человечество может быть клиентами психотерапевтов). Но приходят к психотерапевтам ограниченное количество людей. Особенности клиентов: обращаются лучшие. Те, у кого есть надежда, что они могут изменить себя, вступившие в контакт со своим потенциалом.
  2. Основным фактором для изменений является сам психотерапевт. Главный вопрос психотерапевта – «Кто я?».

Насколько ты сам прилагаешь усилия, чтобы меняться. Психотерапевт – пример для своих клиентов.

Если ты сам не меняешься и не пытаешься измениться, если считаешь, что в тебе есть что-то, раз и навсегда сложившееся, то ровно в этой мере ты будешь создавать барьеры для клиента.

Учителями для каждого психотерапевта являются:

· Жизнь

· Каждый клиент

· Супервизор

 

Лекция 2.

Первая встреча с клиентом: создавать препятствия для клиента, чтобы выяснить, хочет ли человек меняться. Если нет, психотерапия не будет эффективной.

Человек боится своих желаний. Суть бессознательного каждой женщины, по Спиваковской, «моя вагина лучше».

Психотехническая система:

На первой встрече психотерапевт испытывает растерянность, страх перед новым неведомым миром.

Первая фраза – «Я вас слушаю».

 

Как создавать условия для перемен?

  • Индивидуальность психотерапевта как инструмент.
  • Психотехнические действия.
  • Психотехнические эффекты.

 

Каждый психотерапевтический сеанс и курс может быть рассмотрен с точки зрения психотерапевтической системы.

 

Психотерапия – система психотехнических действий, которые осуществляются психическими ресурсами психотерапевта над психикой клиента.

 

Психотерапевт осуществляет психические действия по отношению к себе и по отношению к клиенту.

Психотехнические действия:

  • Базисные;
  • Специальные;
  • Экзистенциальные.

 

Базисные психотехники – виды Д-ти людей, так как любая человеческая Д-ть способна произвести определенные изменния (роль Д-ти в онтогенезе…). Любой вид Д-ти может быть психотерапией.

В психотерапии нет ничего такого, чего бы не было в остальной жизни, она использует реальную Д-ть людей.

Условия изменений создаются сознательным выбором определенного вида Д-ти.

Групповая психотерапия – групповое общение.

Арт-терапия – искусство (восприятие и его создание).

Танцевальная психотерапия – танец.

 

Специальные психотехники – специально придуманные для психотерапии виды Д-ти (методы и приемы психотерапии).

Групповая терапия – ролевые игры, диадическое общение в контексте группового.

 

Экзистенциальные (мировоззренческие) психотехники – идеи, ответы на определенные вопросы (или их форма, направление ответа).

Мастером психотерапии его делает экзистенциальные техники.

 

В чем смысл человеческой жизни?

Направление поиска ответа.

 

Человек един в трех мирах: соматическом, психологическом и духовном. В человеке нет ничего, что бы ни было духовным. Идеи о смысле жизни должны иметь определенную силу, чтобы создать условия для перемен.

Человек в виде капусты: листья – общественно выработанное, кочерыжка – ядро личности.

Психоанализ: «кочерыжка» - Эрос и Танатос.

Гуманистическая психология: светящееся богоподобное создание.

 

 

Для эффективной психотерапии нужна гармония этих 3 типов действий. Чтобы быть эффективным психотерапевтом надо научиться использовать гармоническую психотехническую систему. Психоаналитик не может использовать мировоззрение гуманиста. Гармония достигается осознанностью, сознательным их применением.

 

Психотехнические эффекты – эффекты, полученные в результате применения психотехнических действий, психические новообразования в жизни, в личности клиента.

Каждый психотехнический эффект имеет 3 характеристики:

  1. жизненность
  2. целостность
  3. самодвижение

 

Жизненность – перемены всегда в жизни (повышение жизненных сил клиента).

Целостность (слитность) - если эффект в одном, то результат буде и в других сферах. Снятие симптома (например, заикания) приводит к изменениям во всей жизни.

Самодвижение: возникнув в ходе психотерапии, эффект продолжает развиваться и изменять человека.

 

Психотехнические эффекты:

  1. процессуальные (возникают в ходе психотерапии, как правило, в ее начале; без них не будет эффективной психотерапии);
  2. результирующие – ответы на запрос клиента (результат): проблема, симптом, синдром, качество жизни и их изменения. В процессе психотерапии запросы клиента изменяются.
  3. ядерные – глубинные, внутренние перемены, как правило, черпаются из бессознательного;
  4. экзистенциальные - новые ответы и их переживание, новое переживание бытия, себя и других людей.

 

Лекция 3

Метафора дома. Внутренний мир человека как дом. Нелепость нашего положения по отношению к своему «дому»: у каждого из нас есть красивейший особняк, но мы этого не знаем. Думая о нем, мы представляем 1-2 комнаты. Мы знаем о себе только это. Психотерапия – создание условий, чтобы человек стал полноценным хозяином.

Причем, когда клиент с помощью терапевта обнаруживает еще одну комнату, ему приходится проверить и навести порядок и в тех комнатах, которыми он уже владел. Весь внутренний мир, весь «дом» должен быть перестроен в процессе терапии.

 

Мы бессознательны к тому, чем обладаем. Каждая эффективная терапия создает условия для увеличения фонда сознательного.

 

Психотерапия и душевные расстройства:

В глубине души каждого человека есть желание перемен к лучшему и силы для их осуществления. Но, с точки зрения современной организации медицины, преимущество у медикаментозной терапии.

Спиваковская: «Самая страшная патология – дурость»

Глупость – думать, чувствовать и делать против своей природы, против Бытия в себе. Каждый человек глупец и гений одновременно. Психотерапия ведет к уменьшению глупости и увеличению сил, действующих в соответствии со своей природой.

 

 

Результаты психотерапии:

Человек хорошо выглядит, полон жизненных сил, с интересом занимается прекрасными делами; хорошие отношения с теми, с кем он хочет поддерживать отношения; он счастлив.

Счастливые люди правильно относятся к жизни и к страданиям. Счастье – искусство жизни.

 

Психотехнические действия -> Психотехнические эффекты (результаты терапии)

Выготский: функциональные органы, новообразования,

«психологические приставки»

 

Эффекты возникают в разное время после начала психотерапии (и ее окончания).

 

Главные эффекты терапии, по Роджерсу, возникает через 6 месяцев после окончания психотерапии. У разных людей они возникают по-разному (в зависимости от активности клиента).

 

Классификация эффектов:

  • процессуальные;
  • результирующие;
  • ядерные;
  • экзистенциальные.

 

Процессуальные:

Например, научиться фиксировать события своей жизни в дневник по определенным правилам (ведет к повышению сознательности) в биатотерапии. Научиться не высказывать оценочные суждения, а озвучивать чувства. Оценивать – привычка, которую мы приобретаем, как инфекцию. Научиться иначе выражать свое отношение, впечатление.

Если не возникает процессуальных эффектов, терапия не будет эффективной.

 

Результирующие:

Психотерапевт должен помочь достичь человеку того, чего он хочет. Если человек чего-то хочет, он должен это сделать.

 

В биатотерапии 3 вида результирующего эффекта:

Квадратные метры (жилплощадь)

Килограммы (физический облик, внешность)

Деньги (достаточное количество денег).

 

Клиент всегда хочет себе добра (в глубине души).

Ядерные:

Новое осознание себя, новое переживание себя и своей жизни. Человек должен проживать и чувствовать свою красоту.

Все решает внутреннее состояние, самоотношение.

Например, клиент осознал свои возможности.

 

Извлечение из бессознательного нового содержания (превращение его в сознательный материал).

 

Экзистенциальные:

Новые мировоззренческие вопросы и их формы (красота, смысл, любовь). Как задаются эти вопросы и как на них отвечают. Эти ответы должны рождаться, они не могут быть заимствованы.

В реальном клиенте все эти эффекты слитны, их разделение условно.

 

Связь психотехнических действий и эффектов:

Сложная психотехническая система не гарантирует эффекты, нельзя четко их описать. Связь между действиями и результатами является сложно опосредованной (так как лежит через бессознательное) и вероятностной. Эффективность хорошей терапии 60-80%.

 

Лекция 4

Принципы гуманистической терапии:

Существуют идеи, сами по себе воздействующие, создающие условия для достижения изменений.

 

Счастье – это усилие, работа над собой требует мужества.

 

К. Роджерс

В. Сатир

Э. Фромм

В. Франкл

А. Швейцер

Я. Карчук

Р. Мэй

Счастье – это усилие. Работа над собой требует мужества.

 

Вся психотехническая система персонифицирована в личности терапевта.

 

Принципы:

  1. Все люди разные. Каждый человек уникален и неповторим, и потому беспредельно ценен.
  1. Не следует смешивать человека и его поведение.
  1. Каждый человек обладает беспредельным потенциалом роста, развития, трансформации, трансмутации, эволюции, изменения, преображения.
  1. В процессе существования (жизни) в человеке формируются преграды, путы, оковы, экраны, мониторы, препятствующие реализации бытийного потенциала или искажающие реализацию потенциала в человеке.
  1. Психотерапия – создание условий для реализации потенциала человека и ограничения действия преград к реализации этого потенциала.
  1. Главная характеристика психотерапевтических условий – особый психотерапевтический контакт между терапевтом и клиентом.

 

  1. Глубоко и целостно применять этот принцип к себе. Нет ничего более ценного, чем жизнь, бытие.

Существование – жизнь живого существа (от зиготы до смерти).

Бытие – жизнь в большем масштабе. Человек – пример живого бытия, бытие обладает характеристиками уникальности и неповторимости, следовательно, человек уникален, неповторим.

«Если я уникален, то я могу». В то же время, если мы уникальны, то мы одиноки. Но это не одиночество, а скорее, одинокость, уникальность.

Уникальность => бесконечная ценность

Нет человека «ценного», а другого бесценного. Все люди бесценны.

Научная психология исходит из обобщенных понятий («женщины», «трудные подростки», «диагноз»).

К каждому челу, клиенту подходить с «чистым сознанием», «умом начинающего», то есть как к уникальному.

 

  1. Всё течет и изменяется; поведение, деятельность изменяются.

Не суди! Не суди человека по его поведению!

 

  1. Всё может быть изменено, так как человек в силу принадлежности к Бытию потенциально совершенен.

Психотерапевт должен работать не с поведением, а с потенциалом.

Люди всегда удивляют в процессе терапии. Научиться верить в этот потенциал; без этой веры не будет правильного психотерапевтического контекста.

 

  1. Причины несовершенства: мы рождаемся не в Рае, а в определенной социальной среде, в определенное время, в определенной семье. И этот логико-исторический процесс нас формирует по законам социума. Например, национальное пренебрежение не врожденно Бытием.

3 аспекта формирования человека социумом:

    • Социум сам по себе;
    • Семья;
    • Сам человек.

Культура дает и отнимает возможность быть разумным. Социуму не нужны уникальности, ему нужны винтики и шпунтики.

Тарт: «Социум – согласованный транс, оковы стереотипов».

В определенный момент встает выбор между Бытием и социумом, если человек хочет достичь более осознанного уровня.

Вместо того, чтобы торжествовать, что мы уникальны, мы этого пугаемся.

 

  1. Через осознание пут, преград, эмоциональных и когнитивных матриц – изменение.

Плохи не путы сами по себе, а то, когда мы принимаем эти инструменты за себя. Взять свою жизнь в свои руки.

Счастье винтика – выполнение инструкции. Он никогда не будет по-человечески счастлив. Человек, живущий как винтик, всегда будет чувствовать, что не ответил на метафизический зов, на зов Бытия.

 

  1. Основа контакта – вера в потенциал, в человечность, в способность увидеть свои ограничения и изменить себя.

Психоанализ – директивный детско-родительский контакт.

Когнитивная психология – более партнерские отношения, два человека вместе решают задачи.

Гуманистическая психология – любовь.

Биатотерапия – сознательная любовь.

 

В любом случае (в любой психотерапии) – это сознательный контакт.

Контакт как инструмент для создания условий.

 

 

Лекция 5

Психотерапевтический контакт

Контакт- общение между терапевтом и клиентом. В процессе общения задействована огромное количество информации, которая передается с большой скоростью. За секунду наше состояние может кардинально измениться вследствие 1 слова, взгляда, прикосновения. => Общение – очень сложный процесс.

 

  1. В процессе общения с другим затрагиваются все миры человека (организмический, психологический, духовный).
  2. Общение знакомо каждому человеку. Еще до своего рождения, мы пребываем в телесном общении с матерью. Общение – неотъемлемая часть жизни. Даже сон может быть рассмотрен как форма сообщения.

 

Общение между клиентом и терапевтом должно создавать условия для изменений, это высшая ступень искусства общения. Это общение должно быть сознательным, терапевт его сознательно строит. Терапевт отдает себе отчет в том, что он говорит и делает.

 

Общение – обмен посланиями, каждое послание одновременно пишется на разных языках. => нужно сознавать, что сообщаешь и на каких языках.

 

Языки психотерапевтического общения:

 

Контакты:

  • «Чистые»;
  • «Нечистые».

Критерий – сознательность.

 

>>(В. Сатир «Коммуникативный подход в психотерапии)

 

«Чистые» послания: информация на разных языках едина или дополняет друг друга, сознательное послание.

«Нечистое послание»: на разных языках в одном послании информация разная и противоречивая; чаще бессознательное послание.

 

Языки:

  1. речь
  2. язык тела
  3. язык Бытия, переживания Бытия, «язык самоценности» (В. Сатир). Самый главный.
  4. онэйерический (имагорический) – опосредованный в образах бессознательного
  5. велосенсорика, «быстрое чувствование», прямое излучение бессознательного (почти то же самое, что и 4)

 

Психотерапевту нужно изучать языки, которые составляют послания, для того, чтобы быть эффективным, сознательным. Терапевт получает имманации (сообщения) от клиента как радар, точно принимающий и сознательно распознающий.

 

нечистое послание ->

Клиент Терапевт

<-- Чистое послание

 

Речь:

 

Речь – способность выразительности. Эта способность представлена на разных уровнях. Даже камни выражают себя и передают нам информацию. Язык растительного мира. Животные обладают специфическим языком.

Человеческая речь – божественный дар. Речь как инструмент сознания, выражение мысли. «Вначале было Слово».

Речь в жизни часто становится объектом злоупотребления, так как человек не всегда осознает силу слова.

Терапевт прежде всего должен осознать силу слова и овладеть им как инструментом своей работы. Речь должна быть сознательной.

«Слово – обоюдоострое лезвие»: может оберегать и может убить.

Терапевт должен исключить из своего общения злоупотребление словом во время контакта с клиентом. Его слово должно содействовать цели создания условий для изменений.

 

Речевые ошибки:

1. Множество неточных слов (как правило, резкие, грубые оценочные суждения). Речь должна стать более мягкой или вообще не содержать прямых оценок. Нужно найти точные слова для передачи информации.

2. Говорить бессознательно (главное злоупотребление). Причины злоупотреблений:

· Часто люди думают одновременно с говорением. Человек много говорит вслух, желая обдумать свою мысль.

· Людям свойственно много говорить, чтобы придать себе важность, показать себя, выразить себя, произвести впечатление.

· Обильность речи вследствие эмоций (например, все отрицательные эмоции приводят к многословию).

· Не осознают силу молчания. Стереотип: вместе молчать – невежливо, отказ от общения. Это заблуждение.

3. Постоянная внутренняя речь приучает нас постоянно и много говорить.

 

Неточная речь = пустая болтовня.

 

Техники психотерапии, основанные на речи:

Все техники рациональной психотерапии, которые работают с сознанием через сознание. Главный инструмент – речь терапевта.

· Разъяснение

· Убеждение

· Интерпретация

· Искусство задавания вопросов

 

Разъяснение

В психотерапии применяется в основном для освещения формы работы, результатов, психотерапевтической теории. Не нужно говорить лишнее, так как это бесполезно. Речь должна быть адресована к тому, что человек уже готов воспринять (иначе это вызовет сопротивление).

 

Убеждение

Часто приходится применять, чтобы долго не разъяснять. Чтобы убеждать, надо самому быть убежденным. Нужно найти точные слова и интонацию. Очень краткие слова.

Внушение: рациональный + эмоциональный уровень (суггестия). Специально отобранные слова, формулы. Важнее звучание, а не смысл.

 

Интерпретация

Зеркальный подход (отражение) и интерпретация.

Нужно различать: зеркальное отражение, интерпретирование и вопрос.

Интерпретирование – пересказ содержания клиента с определенной, другой точки зрения (с точки зрения терапевта, теории). Точка зрения выбирается сознательно. Пересказ со своей колокольни. Иногда интерпретация может быть направлена на то, чтобы вызвать несогласие.

 

Прямое послание

Терапевт говорит о себе, от своего имени.

Отражение

Повторение того, что сказал клиент на его языке и с его колокольни. В точности, как попугай, его словами.

 

Вопросы

  • Прямые
  • Косвенные
  • Циркулярные

Прямые («Сколько Вам лет?», «Где были?») касаются процедурных моментов.

Косвенные («Расскажите, пожалуйста, о ваших чувствах», «Что бы Вы хотели мне сегодня рассказать?») не требуют определенной, конкретной информации.

Циркулярные (разработаны в рамках семейной психотерапии, но используются и в диадическом контакте): расспросить клиента во многих аспектах о проблеме. «Что ты почувствовал тогда-то? К маме? К друзьям? К школе? Что почувствовала, как тебе кажется, мама?». Выявляют разные точки зрения, которые содержатся в сознании человека.

Риторические вопросы присутствуют в речи в силу необходимого терапевту ораторского искусства.

 

Терапия производится на языке => нужно точно и правильно говорить на родном языке. Психотерапевтическое общение длительное, поэтому терапевт не должен наскучить клиенту (ведь круг тем будет ограничен, придется говорить об одном и том же). Терапевт должен овладеть многими речевыми жанрами:

  • Повествовательная речь
  • Вопросительная речь
  • Поэтическое слово (например, разные стихи)
  • Пословицы, поговорки, анекдоты
  • Притчевый язык (позитивная психология)

 

Главный принцип речи терапевта как инструмента, главное требование:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...