Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека.




Частное учреждение образования

«БИП - Институт правоведения»

 

 

Кафедра теории и истории права

 

ПРАВО «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

Электронный учебно-методический комплекс для специальности:

1-240101 «Международное право»

Сокол Лидия Кузьминична

Зав. кафедрой

Кандидат юридических наук

 

Балаболов Геннадий Васильевич

Старший преподаватель.

 

2011г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Пояснительная записка.

 

1. Тематический план курса.

 

2. Тема и содержание лекций.

 

3. Планы практических занятий.

 

4. Примерные темы КСР.

 

5. Примерная тематика курсовых работ.

 

6. Примерная тематика дипломных работ.

 

7. Нормативные правовые акты.

 

8. Список рекомендуемой литературы.

 

9. Примерный перечень вопросов к экзамену.

 

10. Учебно-методическая карта дисциплины.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Проблема прав человека и его свобод являются важнейшей частью мировоззрения человека и гражданина, правочеловеческая культура - одним из главных аспектов созна­ния и деятельности суверенного гражданина.

Цель преподавания дисциплины:

Формирование у студентов базовых знаний, ценностей, умений и навыков в области прав и свобод человека и возможность применения их в профессиональной практической деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

В результате изучения прав человека студенты должны:

знать:

основные концепции прав человека;

ведущих представителей истории и теории прав человека;

практическое значение проблемы прав человека для развития демократии и гуманизации образо­вания;

уметь характеризовать:

главные причины актуализации вопроса о правах человека в Беларуси и в современном мире в целом;

права человека как общечеловеческая ценность;

основные препятствия на пути к обеспечению неотъемлемых прав человека;

состояние образования в области прав человека в республике;

уметь анализировать:

роль права в личной жизни и жизни общества;

процесс приведения национального законодательства в соответствие с международными норма­ми и стандартами в области прав человека;

наиболее типичные нарушения прав человека в мире;

приобрести навыки и качества:

аргументированного диалога по вопросам;

понимания неразрывной связи прав и обязанностей человека;

использования знаний о сущности и социальной роли прав человека для укрепления правопоряд­ка, демократических основ общественной жизни в стране;

воспитания студентов в духе мира, взаимопонимания и уважения прав и свобод личности;

иметь представление о:

-содержании понятия прав человека;

- об универсальных, региональных и национальных уровнях механизма защиты прав человека;

- конституционном праве прав человека Республики Беларусь;

- принципах правосудия в области прав человека;

- международной ответственности за грубые и массовые нарушения прав человека

 

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентам для изучения предмета курса:

 

№ п/п Название дисциплины Раздел, темы
1. Философия Философия как основа междисципли­нарных исследований
2. Социология Роль личности в истории
3. Политология Становление гражданского общества
4. История Беларуси Проблема самоопределения в истории Беларуси
5. Экономическая теория Собственность как основа экономиче­ской теории

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.

Тематический план курса

Для специальности 1-240101 «Международное право»

№ п/п Тематика лекций и семинарских занятий Лекции Практические (ПЗ) КСР
1. Понятие прав человека      
2. Универсальные механизмы международной защиты прав человека      
3. Региональные механизмы международной защиты прав человека      
4. Национальные механизмы защиты прав человека      
5. Механизмы защиты и проблемы реализации прав человека в Республике Беларусь      
6. Международные и национальные стандарты прав человека в системе правосудия      
7. Международная ответственность за нарушение прав человека      
  Итого:      

 

 

 

ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ.

Перечень лекционных занятий

 

Тема 1. Понятие прав человека

(4 часа – лекции, 2 часа – практические занятия (ПЗ)

Понятие прав человека. Природа и этапы развития. Естественно-правовая и позитивистская теории. Становление права прав человека и его закрепление в законодательстве государств раз­личных общественно-экономических формаций: английские Великая Хартия вольностей и Билль о правах, Статуты Великого княжества Литовского. Роль законодательства северо-американских штатов и французских деклараций прав человека и гражданина 1789 и 1793гг. в становлении со­временной концепции прав человека.

Развитие международно-правового регулирования прав человека. Роль Лиги Наций и Меж­дународной Организации Труда в регламентации прав и свобод.

Кодификационный процесс в области права прав человека в рамках Организации Объеди­ненных Наций.

Принципы прав человека, их трактовка в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав челове­ка, Международных пактах о правах человека 1966г., в итоговых документах Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и Всемирной конференции по правам человека 1993г. Дискуссия вокруг вопроса о принципах.

Виды и критерии классификации прав и свобод человека. Фундаментальные и абсолютные права человека, права человека и другого, индивидуальные и коллективные права, права человека и гражданина, права социальных групп, и групп риска, три поколения прав человека.

Права и свободы, подлежащие ограничению, и неограничиваемые (абсолютные) права и свободы. Правомерные ограничения государством прав и свобод. Критерии и принципы право­мерного ограничения, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948г. и Междуна­родных пактах о правах человека 1966г.

Права и обязанности. Права и обязанности человека и «другого». Права и обязанности гра­жданина, социальных групп и государства. Регламентация обязанностей человека в универсаль­ных международных документах (Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международных пактах о правах человека

1966г.) и региональных документах (Американская декларация прав и обязанностей человека 1948г., Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950г., Африканская хартия прав человека и народов 198 г. и др.).

Национальное и общечеловеческое в правах человека.

 

Тема 2. Универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека.

(2 часа – лекции, 2 часа – ПЗ)

Понятие, сущность и функции международной защиты прав человека. Становление ме­ждународного сотрудничества в области защиты прав человека и его эволюция на современном этапе. Трактовка международного сотрудничества в области защиты прав человека в Уставе ООН и Хельсинском заключительном акте СБСЕ 1975г. Регламентация соотношения международной и национальной защиты прав и свобод человека в документах СБСЕ (Венский итоговый документ 1989г., документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению 1990г., Парижская хартия для новой Европы 1990г., документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению 1991г.). Декларация и Программа действий — итоговый документ Всемирной конференции по правам человека 1993г.

Структура и функции международной защиты прав человека: стандарты и контрольные ор­ганы.

Международные стандарты в области основных прав и свобод человека. Всеобщая декла­рация прав человека 1948г. Пакт о гражданских и политических правах 1966г. Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.

Международные стандарты по борьбе со злоупотреблениями должностных лиц.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960г., Конвенция против пыток и других жес­токих, бесчеловечных или унижающих достоинство человека обращений или наказаний 1984г.

Международные стандарты, касающиеся прав и свобод отдельных социальных групп: Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951г., Конвенция о статусе беженцев 1951г., Конвенция о политических правах женщин 1952г., Конвенция о статусе апатридов 1954г. Конвенция о правах ребенка 1989г.

Международные стандарты, касающиеся права народов на самоопределение: Устав Орга­низации Объединенных Наций 1945г., Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказание за него 1948г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., резолюция Генеральной Ассамблеи «Неотъемлемый суверенитет над естест­венными ресурсами» 1962г., Международный пакт об экономических социальных и культурных правах 1966г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества ме­жду государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970г., Декла­рация о праве на развитие 1986г., Декларация и Программа действий — итоговый документ Все­мирной конференции по правам человека 1993г.

Проблема «ограниченного суверенитета» и политика «двойных стандартов».

Универсальные контрольные органы за соблюдением международных стандартов по пра­вам человека в рамках международных организаций. В рамках ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и социальный совет ООН. Специальные органы: Комиссия по правам человека, Верховный комиссар по правам человека, управление Верховного
комиссара по делам беженцев.

Контрольные органы в рамках МОХ: Комитет экспертов по применению конвенций и ре­комендаций, Административный совет, Комитет по свободным ассоциациям.

Контрольные органы в рамках ЮНЕСКО: комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕ­СКО, Комитет экспертов МОТ/ЮНЕСКО по применению Рекомендации о положении учителей.

Конвенционные контрольные органы: Комитет по правам человека, Комитет по ликвида­ции расовой дискриминации, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Ко­митет против пыток, Комитет по правам ребенка.

Формы международного контроля: обсуждение докладов государств-участников конвен­ций, рассмотрение жалоб государства на государство и индивидуальных жалоб граждан государ­ства на государство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...