Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Минусы законопроекта «О волонтерстве»




Кроме плюсов в законопроекте есть недостатки и недоработки, которые тоже могут повлиять на развитие волонтерства в российском обществе.

· Одним из спорных утверждений является пункт 2 статьи 3: «Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг»[21]. Запрет помощи общественным объединениям и ассоциациям не ясен, и он противоречит Конституции РФ, гарантирующей свободу воли и права поддерживать любые организации, не запрещенные законом. На данный момент, общественные организации и ассоциации активно используют труд волонтеров. То, что добровольческая деятельность не может быть направлена на продвижение услуг и товаров, резко сократит корпоративное волонтерство[22], которое сейчас развивается в России. У корпораций пропадет всякая мотивация к созданию добровольных волонтерских групп, потому что, по закону, они должны будут оказывать помощь анонимно.

· Еще одним недостатком законопроекта является то, что первой задачей добровольческой организации стоит помощь государству: «К задачам добровольческой (волонтерской) деятельности относятся: 1) помощь государству в решении его социальных задач»[23]. И деятельность волонтеров, и деятельность государства направлена на решение общественно важных проблем. Сложно говорить о том, что волонтерство должно помогать государству, скорее государство и волонтерство должны взаимодействовать между собой для более эффективного решения социальных проблем. То есть волонтерство исключительно привязывают к государству, ограничивая его свободу.

· Также законопроектом устанавливается, что возможно «6) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организации рекомендательных писем, а также на внесение записей в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров)»[24]. Если компания заинтересована в людях с активной жизненной позицией, то вопрос об опыте волонтерской деятельности включается в резюме, а потом информация проверяется в указанной/соответствующей организации. При введении закона, бумаги дублируются, а это бессмысленно.

· В законопроекте прописано, что в полномочия уполномоченного органа входит оказание имущественной поддержки волонтерам и волонтерским организациям: «оказание имущественной, организационной, информационной, методической и консультационной поддержки добровольцам (волонтерам) и добровольческим (волонтерским) организациям»[25]. Влияние данного пункта на развитие волонтерства сильно зависит от способа его реализации. С одной стороны, если государство сможет объективно оценить волонтерские организации, выявить среди них организации, нуждающиеся в поддержке, и предоставить им гранты на определенные нужды – это может помочь развитию волонтерства в России. С другой стороны, нерациональное «вливание» средств в волонтерские организации, может привести к образованию излишков и, возможно, как следствие появлению воровства.

· Ключевой функцией уполномоченного органа прописано «формирование и реализация государственной политики в области поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности»[26]. Эту же функцию уже выполняют органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации. Кроме того существует целая « Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» от 30 июля 2009 г., в которой прописаны пути реализации этой программы.

· В пункте 3 статьи 8 написано, что «Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих»[27]. Из законопроекта не ясно как организатор добровольческой деятельности (орган государственной власти) будет взаимодействовать с волонтерами. Эффективность волонтерства в ЧС зависит от организации и подготовки волонтеров. На мой взгляд, стоит более детально прописать механизм такой организации. Кроме того, в законопроекте не отмечен такой важный пункт, как обязательная специальная подготовка волонтеров для определенных работ. С другой стороны, то, что организатор добровольческой деятельности – государственный орган, скорее всего, будет означать слаженность в действиях МЧС и волонтеров.

· В законопроекте говорится, что «для иностранных граждан, вновь прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров), Федеральным законом может быть установлен особый, упрощенный порядок получения визы». Это с большой вероятностью может привести к потоку иммигрантов из других стран, которые будут приезжать в Россию с целью заработка, а в волонтерских организациях состоять лишь фиктивно.

Проанализировав законопроект «О волонтерстве», можно сделать вывод, что в нем отмечено четыре важных пункта, которые могли бы способствовать развитию добровольчества, но данный законопроект также включает несколько неоднозначных и непроработанных пунктов, которые могут забюрократизировать волонтерство. Оно нуждается в более четком правовом определении, но данный законопроект не подходит для этой цели, потому что спорных и не уточненных вопросов в нем больше, чем плюсов. Таким образом, риск негативного влияния закона «О волонтерстве» на развитие добровольчества в России велик, поэтому законопроект в существующем варианте принимать не стоит.

Мнение волонтеров о законопроекте «О волонтерстве»

Кроме анализа законопроекта следует также рассмотреть мнение волонтеров по этому вопросу, потому что это люди, на которых направлен данный документ. Если бы точку зрения волонтеров учли при создании, то можно было бы избежать многих неточностей.

Наташа Киселёва, член рабочей группы по разработке законопроекта о волонтерах, руководитель "Доброго лагеря" в Крымске: « Я, например, постоянно хожу помогать в детские дома детям, зачем мне при этом где-то регистрироваться? Что, от деятельности волонтеров пострадали какие-то люди, надо чьи-то права защитить? Нет. Регистрация волонтеров не нужна»[28].

Глафира Паринос, волонтер проекта "Виртуальная рында", была волонтером Карты помощи пострадавшим во время пожаров в 2010 году и волонтером проекта "Карта помощи Кубани": « Я бы хотела, чтобы оказание помощи волонтерами было скоординировано с оказанием помощи официальными структурами, чтобы это были две руки, которые помогают друг другу, а не противоборствуют»[29].

«Этот законопроект - невероятная чушь, ничего хуже для волонтерского движения не может быть. Пусть они сначала наладят работу своих органов - МЧС или системы оповещения, а уже потом накладывают руку на самоорганизацию граждан. Бюрократия нужна только бюрократам, а не тем, кто хочет помочь»[30],- завил фотограф Митя Алешковский, который в Крымске координировал большинство волонтерских инициатив.

Волонтеры признают необходимость взаимодействия добровольческих организаций и государства, особенно в случаях ЧС, но они высказываются против регистрации и законопроекта, потому что считают его недоработанным.

Так как главной целью законопроекта было развитие волонтерства, значит, законопроект с большой вероятностью с ней не справится. Для развития волонтерства, решения правовых проблем нужны альтернативные варианты. В анализе законопроекта «О волонтерстве» добровольцы выдвинули предложение о создании поправок к уже существующим законам вместо отдельного закона «О Добровольчестве». Поправки в Налоговый кодекс могут исключить обложение НДФЛ компенсаций волонтерам. Поправки в закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» могут уточнить нормы, уже прописанные в законе, но плохо выполняющиеся, и создать новые, которые будут способствовать развитию волонтерства. В законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предусмотрен специальный орган, который принимает решение о государственной регистрации благотворительной организации. Этот орган выполняет примерно те же функции, что и уполномоченный орган из законопроекта. Можно совместить эти два органа. Плюсы их объединения заключаются в том, что волонтерская и благотворительная деятельности связаны, к примеру, во многих благотворительных организациях работают волонтеры, поэтому близкое расположение этих ведомств облегчит их работу. Таким образом, существует альтернатива законопроекту в виде поправок к уже существующим законам. Минусом данной альтернативы можно считать разрозненность данных, поэтому должен быть проведен детальный анализ, для того чтобы законы не вступали в противоречие. Кроме поправок возможен вариант с доработкой существующего законопроекта. Его минусом является то, что его могут ужесточить, к примеру, регистрация волонтеров и волонтерских организация, которая на данный момент в законопроекте прописана как добровольная, может стать обязательной. Обязательная регистрация негативно скажется на развитии добровольчества, потому что это с большой вероятностью забюрократизирует волонтерство.


Выводы

Волонтерская деятельность является естественной и важной составляющей общества. Она направлена не только на удовлетворение личных потребностей, но и осуществляется по принципу альтруизма, то есть не ради своих интересов, а ради других людей и общества. Волонтерство необходимо, потому что обращает внимание государства на проблемы общества, пытается решить острые социальные конфликты, улучшает психофизическое здоровье волонтеров, а также выступает противовесом властной иерархии.

На данный момент можно выделить четыре основных направления волонтерства в России: экологические, социальные, культурно-просветительские проекты и волонтерство в ЧС. По моей оценке, социальные проекты наиболее популярны, потому что они решают важные проблемы общества. Волонтерство в ЧС решает самые острые вопросы. Все эти направления средне успешны, то есть в них есть большие и эффективные организации, но большая доля объединений не так хорошо развита. Развитие волонтерства в России тормозят три основных типа проблем: правовые, государственные и социально-психологические. К правовым проблемам относится непроработанность правовой базы, то есть в законах есть важные пункты для развития волонтерства, но не прописана их реализация, поэтому на практике они мало где применяются. Законопроект «О волонтерстве» по задумке разработчиков должен решить эту проблему и развить волонтерство в России.

Проанализировав законопроект «О волонтерстве», можно сделать вывод, что в нем отмечено четыре пункта, которые могли бы способствовать развитию добровольчества, но данный законопроект также включает несколько неоднозначных и непроработанных пунктов, которые могут забюрократизировать волонтерство. Делая вывод можно сказать, что волонтерство нуждается в более четком правовом определении, но данный законопроект не подходит для этой цели, потому что спорных и не уточненных вопросов в нем больше, чем плюсов. Таким образом, риск негативного влияния закона «О волонтерстве» на развитие волонтерства в России велик.

Волонтеры признают необходимость взаимодействия добровольческих организаций и государства, особенно в случаях ЧС, но они высказываются против регистрации и законопроекта, потому что считают его недоработанным.

Введение данного законопроекта с большой вероятностью приведет к неразберихе, а далее либо к его невыполнению, либо к забюрократизации волонтерства, а как следствие неблагоприятному влиянию на развитие волонтерства. Исходя из этого, введение законопроекта «О волонтерстве» в предложенном варианте не будет способствовать развитию волонтерства в российском обществе, что означает, что гипотеза моего исследования оказалась верной.

 

Так как главной целью законопроекта было развитие волонтерства, значит, законопроект с большой вероятностью с ней не справится. Для развития волонтерства, решения правовых проблем нужны альтернативные варианты. Альтернативными вариантами могут стать поправки в уже существующие законы, поправки в данный законопроект.

Судя по данному законопроекту, либо стратегия государства не направлена на развитие волонтерства в рамках гражданского общества, либо законопроект просто не продуман, но в любом случае принятие закона «О Волонтерстве» без поправок не будет способствовать развитию волонтерства в российском обществе.

 

 


Список использованной литературы

Книги, сборники, журналы

· Проект Федерального закона о добровольчестве (11.01.2013)// Закон. – 2013.– С. 1-13.

· Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с

· Социальная работа в России: образование и практика / ТУСУР. – СПб.: Тусур, 2009. – 74 с.

· Сборник студенческих научных трудов по итогам студенческой научно-практической конференции/ Издательства Российского государственного социального университета. – СПб.: 2010. – 83с.

· Владимир Даль Толковый словарь/Владимир Даль. – М.:ИДДК, 2000. – 415 с.

· Е. Л. Шелкова Труд добровольцев в сфере культуры США и России — М.: Вагриус, 2002. — 97-101 с.

· Нучно-теоретический журнал Учение записки университета имени П. Ф. Лесгафта – СПб.: Наука, 2009. – 109-120 с.

· Федеральный закон №135 от 11 августа 1995г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Проспект – С. 1-10

 

 

Интернет источники

· Волонтерство Сочи 2014 http://vol.sochi2014.com

· Закон о волонтерах, но без волонтеров, 10.01.2013 // http://publicpost.ru

· «Мы предлагаем детям дружбу» http://www.mosblago.ru/articles/show-155.htm?comments=1

· Наши проекты. Гринпис России http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/

· Российский красный крест http://spbredcross.org/

· JABA.RU Территория добра http://spbredcross.org/

 


[1]Ожегов С. И. Словарь русского языка /С. И. Ожегов. – М.:Русский язык, 1981. – 85 с.

[2] http://www.e-graduate.ru/volonter_job.html?artId=0506f4fe-83ad-4947-80d8-52ae118b4322

[3] Всемирная Декларация Добровольчества стр. 1

[4] Иосиф Дзялошинский Гражданское общество в России: настоящее смутно, будущее туманно

[5] Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (Ожегов С. И. Словарь русского языка /С. И. Ожегов. – М.:Русский язык, 1981. – 136 с.)

[6] Абу Дауд, хадис 4941, передал Абдулла бин Амр

[7] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 211 С.

[8] Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969—1978

[9] Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"

[10] Франческа Борнови «Сделай свою жизнь лучше, делая добро. Влияние волонтерства на здоровье человека», Лондонская школа экономики (перевод с англ.)

[11] Наши проекты. Гринпис России http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/

[12] Служба волонтеров Государственного Эрмитажа. Проекты // http://www.hermitagemuseum.org

[13] http://lizaalert.org/about.asp?sf=1&sfp=1

[14] Налог на доходы физических лиц

[15] Аузан А. «О необходимости кардинального изменения стратегии в отношениях государства и общества» Выступление на заседании Совета по содействию институтов гражданского общества и правам человека 15 апреля 2009 г.

[16] http://www.psyoffice.ru

[17] Афоризм про милосердие // http://aphorisms.org.ru

[18] Волонтерам готовят закон/ Интерфакс// 16 июля 2012года.

[19] http://www.pravmir.ru/proekt-federalnogo-zakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/

[20] http://www.pravmir.ru/proekt-federalnogo-zakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/

[21] http://www.pravmir.ru/proekt-federalnogo-zakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/

[22] Корпоративное волонтерство – это добровольное участие сотрудников в различных социальных программах при поддержке своей компании.

[23] http://www.pravmir.ru/proekt-federalnogo-zakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/

[24] http://www.pravmir.ru/proekt-federalnogo-zakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/

[25] http://www.pravmir.ru/proekt-federalnogo-zakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/

[26]http://www.pravmir.ru/proekt-federalnogo-zakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/

[27]http://www.pravmir.ru/proekt-federalnogo-zakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/

[28] Закон о волонтерах, но без волонтеров, 10.01.2013 // http://publicpost.ru

[29] Закон о волонтерах, но без волонтеров, 10.01.2013 // http://publicpost.ru

[30] Закон о волонтерах, но без волонтеров, 10.01.2013 // http://publicpost.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...