Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование фашистских партий




ФАШИЗМ

Фашизм является религиозной концепцией, в которой человек рассматривается в его постоянном взаимоотношении с высшим законом и с объективной Волей, которая превосходит отдельную личность и делает ее сознательным участником духовного общества. Рассматривая религиозную политику фашистского режима, только оппортунист не понимает, что фашизм не только система правления, но и, помимо всего прочего, система мышления.

Фашизм — историческая концепция, в рамках которой человек является тем, что он есть до тех пор, пока принимает участие в духовном процессе, в котором он опредмечивает себя, в семье или общественной группе, в нации и в истории, в точке пересечения всех наций. Из этого следует великая ценность традиции в памяти, в языке, в обычаях, в примерах общественной жизни. Вне истории человек ничто. Следовательно, фашизм противоположен любым индивидуалистическим абстракциям материалистической природы, таким, как те, которые бытовали в XVIII в.; и он противоположен всяким якобинским утопиям и нововведениям. Он не считает, что «счастье» возможно на земле, как казалось в желаниях экономической литературы XVIII в., и, следовательно, он отбрасывает все телеологические теории, согласно которым человечество в некоторый период истории достигнет определенного стабильного состояния. Это подразумевает, что человек находится вне истории и жизни, которая является постоянным изменением и становлением. С политической точки зрения, фашизм стремится быть реалистической доктриной; практически, он ищет решение только тех проблем, которые сами возникают исторически и которые сами находят или предлагают свои собственные решения. Действовать среди людей значит действовать в естественном мире, необходимо включиться в процесс реальности и управлять уже действующими силами.

В отличие от индивидуализма, фашистская концепция выступает за государство и за индивида до тех пор, пока он соответствует государству, которое является сознанием и универсальной волей человека в его историческом существовании. Она — противоположность классическому либерализму, который возник как необходимость противодействия абсолютизму и который ставит свою историческую цель в конец, когда государство трансформируется в сознание и волю народа. Либерализм отрицает государство в интересах отдельного индивида; фашизм вновь подтверждает, что государство есть истинная реальность личности. И если свобода является атрибутом реального человека и не той абстрактной марионеткой, рассматриваемой индивидуалистическим либерализмом, то фашизм — за свободу, и только за ту свободу, которая реальна, свободу государства и личности в государстве. Следовательно, для фашиста все — в государстве, и ничто человеческое или духовное, если оно имеет хоть какую-нибудь ценность, не существует вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство, собравшее воедино все ценности, объясняет, развивает и придает силу целой жизни народа.

Вне государства не может быть ни индивидов, ни групп (политических партий, союзов, синдикатов, классов). Следовательно, фашизм противоположен социализму, который ограничивает движение истории классовой борьбой и игнорирует единство классов, представленное в единой экономической и нравственной реальности в государстве; и по аналогичным причинам он противоположен классовому синдикализму. Фашизм признает ту острую необходимость, в результате которой появились социалистическое и синдикалистское движения, но в то же время считает необходимым поставить их стремления под контроль государства и дать им цель внутри корпоративной системы интересов, согласованной с единством государства.

Индивиды формируют классы согласно схожести их интересов, они формируют синдикаты в соответствии с различными видами экономической деятельности, соответствующей этим интересам, по прежде всего и независимо от всего остального, они формируют государство, которое нельзя мыслить как количественную сумму индивидов, составляющих большинство нации. И, следовательно, фашизм противоположен демократии, которая уравнивает нацию по большинству, сводя ее до уровня этого большинства; во всяком случае, чистая демократия рассматривает население качественно, а не количественно, как наиболее мощную идею (наиболее мощную, как наиболее нравственную, наиболее согласованную, наиболее истинную), которая действует внутри нации в виде сознания или воли нескольких, даже одного, которая в идеале стремится стать деятельной в сознании и воле всех — т.е. всех тех, кто правильно, в соответствии с разумом природы, образует нацию, историю или расу и придерживается той же линии в развитии и духовном формировании как одного сознания и одной-единственной воли. Ни как раса, ни как географически определенный регион, но как сообщество увековечивает себя, множество объединенных единой идеей, являющейся волей к существованию и к власти — сознанием себя личностью.

Эта высшая личность является нацией тогда, когда она организована в государство. Это не нация, создающая государство, как это было описано в старой натуралистической концепции, послужившей основой политических теорий национальных государств в XIX в. Скорее это нация, созданная государством, которая дает людям сознание их собственного нравственного единства, волю и, следовательно, эффективное существование. Право нации па независимость происходит не из литературного и идеального сознания их собственного бытия, и еще в меньшей степени из более или менее бессознательного и инертного принятия de facto (фактической) ситуации, а из активного сознания, из действующей политической воли и готовности продемонстрировать свое собственное право, т.е. из уже существующего государства. Государство, фактически, в качестве универсальной этической воли является создателем права.

Нация как государство является этической реальностью, которая существует и живет до тех пор, пока развивается. Прекратить ее развитие значит убить ее. Следовательно, государство является не только властью, которая управляет и издает законы и придает ценность духовной жизни индивидуальной воли, но это также сила, которая делает их волю более уверенной, делая ее известной и почитаемой, иными словами — демонстрируя факт ее универсальности во всех необходимых направлениях развития. Оно, следовательно, есть организация и экспансия по крайней мере фактически. Таким образом его можно уподобить человеческой воле, не знающей предела развития и реализующейся в процессе познания своей собственной неограниченности.

Фашистское государство, высшая и наиболее могучая форма личности, является силой, но силой духовной, которая наследует все формы нравственной и интеллектуальной жизни человека. Следовательно, она не может ограничиваться лишь функциями порядка и надзора, как предполагает либерализм. Это не простой механизм, который ограничивает сферу предполагаемых свобод индивида. Это форма, внутренний образец и дисциплина всего человека; она насыщает и волю и интеллект. Этот принцип, главный вдохновитель живущей в цивилизованном сообществе человеческой личности, проникает вглубь и занимает определенное место в сердце человека, будь то мыслитель, художник или ученый: это душа души.

Говоря вкратце, фашизм не только издает законы и основывает институты, но обеспечивает образование и покровительствует духовной жизни. Он стремится преобразовать не формы человеческой жизни, а ее содержание, самого человека, его характер, веру. И с этой целью ему необходима дисциплина и власть, которые могут проникнуть в души людей и править там беспрепятственно. Именно поэтому его символом являются прутья ликторов, — знак единства, силы и справедливости.

БЕНИТО МУССОЛИНИ. «Доктрина фашизма»

ФАШИЗМ — политическое движение XX в., которое возникло в 1919 г. в Италии под предводительством Муссолини и акцентировало первичность нации или народа. Оно противопоставляло себя политическим движениям левого толка и стремилось возродить древнюю славу итальянского народа. Впоследствии термин фашизм стал широко применяться для обозначения правых народных движений, которые восхваляют военную силу и используют полицейскую власть государства для подавления несогласных или оппозиции. Само слово происходит от латинского термина, обозначающего пучок прутьев, связанных вместе — фашина, который был символом партии Муссолини.

В то же время порожденное наполеоновскими войнами политическое переустройство высвободило культурные силы, которые сдерживались при старом, имперском порядке. Национальности — т.е. люди с общим языком, культурой и историей — начали все настойчивее выступать за политическую независимость. Чехи, поляки, словаки, венгры, сербы, румыны, эстонцы, литовцы, хорваты — каждая группа со своим особым стилем культуры и общества — потребовали, чтобы им предоставили возможности самим определять свою судьбу. В XIX в. произошел резкий подъем интереса к музыке и литературе разных народов, а вместе с отвержением традиций высокой латинской культуры начался возврат к временам Римской империи. Сказки братьев Гримм, этюды Шопена, пересмотр арийской или тевтонской культуры — все было проявлением этого поиска основ самобытной культуры народов Центральной Европы.

В первые годы этого движения учение о народе или о нации оказало прогрессивное и освободительное влияние на Европу. Но поворотным пунктом процесса стали огромные сдвиги, произведенные первой мировой войной. Последствия так называемой «войны войн» привели к тому, что стало постепенно расшатываться политическое единство Европы и был нанесен сильнейший удар се экономике. Поиски культурного единства стали принимать темные оттенки цветового спектра политического абсолютизма. Экономическая депрессия и общественное расслоение благоприятствовали возрастанию стремления к единству, что подогревалось ненавистью к иностранцам и отвержением индивидуалистской доктрины либерализма. Наиболее известной формой новой организованности был, разумеется, национал-социализм Адольфа Гитлера в Германии. Но за целое десятилетие до прихода Гитлера к власти Бенито Муссолини дал доктрине имя, фашизм, и родину — Италию. Муссолини нельзя назвать политическим философом в полном смысле слова, но он постулировал фундаментальные положения фашизма точнее и недвусмысленнее любого другого политического лидера. В этом подробном отрывке из работы Муссолини «Доктрина фашизма» мы найдем вес ключевые элементы фашизма: возвеличивание государства, антилиберализм, тоталитаризм и прославление войны, а не мира, борьбы, а не согласия.

БЕНИТО МУССОЛИНИ (1883-1945) был основателем и вождем итальянского фашистского движения. Правил Италией, сначала как премьер, позже как диктатор, с 1922 до свержения в 1943. Два года спустя был захвачен бойцами итальянского подполья и убит. Муссолини был первым фашистским лидером в Европе, несмотря па то, что занимал второе место после Адольфа Гитлера в германо-итальянском альянсе, в альянсе, который начал и вел в Европе вторую мировую войну. Как и Гитлер, Муссолини был врагом либеральной политики, стиля жизни и экономической политики, которая процветала в большей части Европы и в Америке после первой мировой войны. Италия была глубоко религиозной страной, и Муссолини заключил соглашение с папством, заручившись его поддержкой или в конечном счете молчаливым согласием этой основной силы итальянской жизни.

ИСТОКИ ФАШИЗМА

Фашизм (в разных странах он име­новался по-разному: фашизм, нацио­нал-социализм, национал-синдика­лизм и т. д.) — историческое явление, которое возникло в XX в. как реакция на проблемы, не решённые эпохой и другими идейными системами.

Психологической основой для фа­шистских настроений стало так назы­ваемое бегство от свободы, по опре­делению философа Эриха Фромма. «Маленький человек» ощущал одино­чество и беспомощность в «атомизированном обществе», где властвовали безликие экономические законы и ги­гантские бюрократические институ­ты, а традиционные связи с социаль­ным окружением были разорваны. Утратив соседское, семейное, общин­ное единство, люди нередко находили ему замену в чувстве сопричастности нации, авторитарной и военизирован­ной организации, тоталитарной идео­логии (см. дополнительный очерк «Тоталитаризм»), могущественному го­сударству и его вождям.

Не меньшую роль в развитии но­вого движения сыграли экономичеекая и политическая нестабильность в европейских странах после окон­чания Первой мировой войны. Со­циальную базу фашизма составили главным образом мелкие и средние предприниматели. Они разорялись в ходе конкуренции с крупными соб­ственниками и в то же время питали страх перед организованным движе­нием наёмных работников, требо­вавших уничтожить частную собст­венность. Фашисты и связанные с ними общественные слои отверга­ли существующее положение: прав­ление олигархии, засилье профсою­зов, дезорганизующих экономику с помощью забастовок. Они устраи­вали многолюдные демонстрации и уличные бои со своими против­никами, не обращая внимания на принципы законности и конститу­ционной демократии. Но это был своеобразный «радикализм середи­ны», радикальный конформизм до­ведённых до отчаяния представите­лей мелкого бизнеса, готовых пойти на кровопролитные беспорядки ра­ди восстановления порядка.

Поддержку движению оказала и зна­чительная часть демобилизованных фронтовиков. Автор исследования «Взлёт и падение Третьего рейха» Уиль­ям Ширер отмечает, что ряды фашис­тов «стала пополнять армия демобили­зованных солдат... будучи вырванными из мирной жизни в 1914 году, они не могли найти работу и место в совре­менном обществе, война закалила и в то же самое время ожесточила их».

Постепенно фашисты сумели рас­ширить своё влияние и на другие слои населения, однако именно две данные группы составили прочную опору движения.

ОБРАЗОВАНИЕ ФАШИСТСКИХ ПАРТИЙ

Наибольшее развитие фашизм полу­чил в Италии и Германии. В Италии Национальную фашистскую партию организовал в 1919г. Бенито Муссо­лини (1883—1945), в прошлом лидер Итальянской социалистической пар­тии, который перешёл на позиции крайнего национализма.

Объединив бывших фронтовиков и разорившихся мелких собствен­ников, итальянское фашистское дви­жение быстро распространилось на другие слои населения и разверну­ло кампанию террора против своих политических противников — проф­союзов, социалистов, анархистов и коммунистов. В ходе более чем трёхлетней «ползучей» гражданской войны, повлёкшей за собой гибель многих тысяч людей, фашисты су­мели стать влиятельной силой. Они заставили считаться с собой пере­живавшие кризис старые политиче­ские элиты, которые в октябре 1922 г. передали им власть. После де­монстрации силы («поход на Рим» фашистских отрядов) Муссолини возглавил правительство Италии, по­лучил диктаторские полномочия (став вождём — дуче) и установил в стране фашистский режим, сохра­нившийся до поражения Италии во Второй мировой войне.

В Германии, униженной пораже­нием в Первой мировой войне и в особенности условиями Версаль­ского мирного договора 1919 г. (см. статью «Версальский мир» в дополни­тельном томе «История XX века. За­рубежные страны» серии «Энцикло­педия для детей»), разорённой экономическими кризисами начала 20-х гг. и 1929—1932 гг., фашистские организации и группировки росли как грибы после дождя. К 1928 г. ге­гемонию в этом лагере захватила од­на из них — созданная в 1919 г. На­ционал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) во главе с бывшим военным Адольфом Шикль-грубером (Гитлер; 1889—1945). Со­брав на выборах 1932 г. более 30 % го­лосов избирателей, она превратилась в наиболее влиятельную партию Гер­мании. 30 января 1933 г. Гитлер сфор­мировал национал-социалистическое (нацистское) правительство и стал рейхсканцлером и фюрером — вож­дём немецкого народа. По примеру Италии и Германии в 20—30-х гг. фашистские режимы были установлены во многих других странах мира. Среди них по размаху террора выделялась диктатура гене­рала Франсиско Франко Баамонде в Испании (1939—1975 гг.), винов­ная в гибели около 1 млн человек.

ИДЕИ ФАШИЗМА

СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ. В основе фашистского мировоззрения лежа­ло понимание жизни отдельного че­ловека, нации и человечества в це­лом как активной агрессии, борьбы за существование. Побеждает всегда сильнейший — таков высший закон мироздания. Социальная гармония заведомо невозможна, а война — высшее героическое и облагоражи­вающее напряжение человеческих сил. Эту мысль ярко выразил италь­янский писатель, лидер и теоретик нового художественного направле­ния — футуризма Филиппо Маринетти, ставший позднее фашистом: «Да здравствует война — только она может очистить мир!». «Живите опасно!» — любил повторять Мус­солини.

Но если в центре либерального социал-дарвинизма стояла личность, конкурирующая с другими, то в цент­ре фашистской доктрины находил­ся коллектив.

УНИЧТОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛИЗМ. Личность следо­вало подчинить абсолютному, тоталь­ному (всеобъемлющему) целому — нации. Итальянские фашисты заяв­ляли, что признают индивида лишь постольку, «поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю че­ловека в его историческом сущест­вовании». Программа НСДАП провоз­глашала: «Общая польза превыше личной пользы». Гитлер часто под­чёркивал, что в мире происходит пе­реход «от ощущения „я" к ощущению „мы"», от либеральных прав личнос­ти к верности долгу и ответственно­сти перед обществом. Нация — это «высшая личность», государство — «неизменное созна­ние и дух нации», а фашистское го­сударство — «высшая и самая мощ­ная форма личности» — так выразил ключевую идею фашизма Муссоли­ни. Но в различных направлениях новой идеологии сущность нации понималась по-разному. Для италь­янских фашистов определяющим моментом были «единое сознание и общая воля», носителем которых считалось национальное государст­во. «Для фашиста всё в государстве, и ничто человеческое и духовное не существует и тем более не имеет цен­ности вне государства, — учил ита­льянский дуче. — В этом смысле фа­шизм тоталитарен, и фашистское государство как синтез и единство всех ценностей истолковывает и раз­вивает всю народную жизнь, а также усиливает её ритм».

Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на на­цию — так называемую расовую тео­рию. Они полагали, что в природе существует «железный закон» пагуб­ности смешения видов. Смешение (метизация) приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе естественного отбора более слабые, расово неполноцен­ные существа должны погибнуть. Это, по мнению нацистов, соответствует стремлению природы к развитию ви­да и улучшению породы. В против­ном случае слабое большинство вы­теснило бы сильное меньшинство. Природа сурова к слабым.

Этот примитивный дарвинизм на­цисты переносили на человеческое общество, считая расы естественны­ми биологическими видами. «Един­ственной причиной вымирания культур было смешение крови и как следствие снижение уровня развития расы. Ибо люди гибнут не в резуль­тате проигранных войн, а в результа­те ослабления силы сопротивления, присущей только чистой крови», -утверждал Гитлер в своей книге «Моя борьба». Отсюда делался вывод о не­обходимости «расовой гигиены», очистки и «возрождения» герман­ской «арийской расы» с помощью «народного сообщества людей не­мецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве». «Неполноценные» расы подлежали подчинению или уничтожению. Осо­бенно «вредными», с точки зрения нацистов, были народы, не имеющие собственного государства, — евреи и цыгане.

НЕРАВЕНСТВО. Муссолини заявлял, что «неравенство неизбежно, благо­творно и благодетельно для людей». Гитлер в одной из бесед пояснил: «Не устранять неравенство между людь­ми, но усугубить его, поставив непро­ницаемые барьеры. Какой вид при­мет будущий социальный строй, я вам скажу... Будет класс господ и тол­па разных членов партии, размещён­ных строго иерархически. Под ни­ми — анонимная масса, низшие навсегда. Ещё ниже — класс побеж­дённых иностранцев, современные рабы. Над всем этим станет новая аристократия...».

Фашисты обвиняли демократию в «тирании числа» (господство боль­шинства над лучшими), в ориентации на равенство, в слабости, неэффек­тивности и «коллективной безответ­ственности». Они требовали устано­вить «организованную демократию», при которой подлинная воля народа находит своё выражение в нацио­нальной идее, реализуемой фа­шистской партией. Такая партия, «то­талитарно управляющая нацией», приведёт отдельные социальные слои или группы к общему служению и полностью сольётся с государст­вом. Демократические волеизъявле­ния в форме выборов излишни. Со­гласно принципу «вождизма», фюрер или дуче и их окружение, а затем и вожди более низких рангов кон­центрируют в себе «волю нации». Принятие решений верхами (элитой) и бесправие низов считались в фа­шизме идеальным состоянием.

В отличие от большевиков, ис­пользовавших схожие методы управ­ления обществом, фашисты не ста­вили под вопрос принципы частной собственности, рынка, наёмного тру­да. Они выступали за «здоровый и производящий» «национальный» капитал в противовес «паразитиче­скому» и «антинациональному». Ин­тересы различных общественных слоев и классов, в частности предпри­нимателей и наёмных работников, считались не противоречащими друг другу, а взаимодополняющими, что должно быть закреплено в виде соот­ветствующей организации.

ЕДИНСТВО НАЦИИ И КОРПОРА­ТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО. Одной из базовых в идеологии фашизма была идея единства нации-государства. Каждой социальной группе с общи­ми экономическими задачами (преж­де всего предпринимателям и трудя­щимся одной и той же отрасли) надлежало образовать «корпорацию», или «сословие». Социальное партнёр­ство труда и капитала объявлялось основой производства в интересах нации.

Немецкие нацисты провозгласи­ли труд (включая предприниматель­ство и управленческую деятельность) социальным долгом, охраняемым го­сударством. «Первая обязанность каждого гражданина государства, — гласила программа нацистской пар­тии, — трудиться духовно и физиче­ски ради общего блага». Социальные отношения должны зиждиться на «верности между предпринимателем и коллективом, как между вождём и ведомыми, для совместного труда, выполнения производственных задач и на благо народа и государства».

В рамках фашистского корпора­тивного государства предпринима­тель рассматривался как «вождь про­изводства», ответственный за него перед властью. Наёмный работник обязан был проявлять усердие, под­держивать дисциплину и заботиться о повышении производительности труда. Не повинующихся или сопро­тивляющихся ждало жестокое нака­зание. Со своей стороны государст­во гарантировало право на труд, право на отпуск, пособия, премии, страхование и т. д. Подлинный смысл системы сводился к тому, чтобы ра­ботник отождествлял себя со «сво­им» производством через «нацио­нально-государственную идею».

Представления о желательности сословной структуры общества фа­шисты заимствовали у консерватиз­ма. Однако они, в отличие от консер­ваторов, делали ставку на постоянную активность масс, направляемых госу­дарством.

Популизм — способ политического действия, основанный на прямом обращении к широким народным массам с целью получить их поддержку и привлечь к решению политических и общест­венных проблем. Попу­лизм обычно связан с наличием сильного авторитарного харизмати­ческого лидера, принима­ющего решения по всем основным вопросам, тогда как массам отводится роль исполнителей его воли.

Харизма (греч. «ми­лость», «божественный дар») — исключительная одарённость; харизматиче­ский лидер — человек, наделённый в глазах его последователей авторите­том, основанным на ис­ключительных качествах его личности — мудрости, героизме.

Национализм — идео­логия и политика, основан­ные на противопоставле­нии одних народов и национальностей дру­гим, пропаганде нацио­нальной исключительнос­ти и национального превосходства.

ЭРНСТ ЮНГЕР О ВОИНЕ

Немецкий философ Эрнст Юнгер (1895—1998) придавал огромное по­зитивное значение войне, которая, как он считал, является неотъемле­мой частью жизни. Война заставляет нацию мобилизовать все силы для борьбы с врагом и таким образом обеспечивает возможности для её развития, прогресса. Юнгер писал: «Командующему эскадрильей, от­дающему в ночном небе приказ к воздушной атаке, уже не ведома раз­ница между теми, кто участвует в битве, и теми, кто не участвует в ней, и смертельное газовое облако, подобно стихии, простирается над всем живым. Возможность подобной угрозы, однако, предполагает уже не частичную и не всеобщую, но тотальную мобилизацию, которая рас­пространяется даже на дитя в его колыбели. Ему грозит та же и даже большая опасность, чем всем остальным...». Взгляды Юнгера оказали определённое влияние на интеллектуальный климат Германии и спо­собствовали принятию немецким обществом нацизма.

ТОТАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ. Фашистские режимы стремились опе­реться на широкие народные массы, пронизанные обязательной для всех идеологией. С помощью разветв­лённой сети корпоративных и вос­питательных учреждений, массовых собраний, торжеств и шествий государство старалось полностью преоб­разовать самую сущность человека, покорить и дисциплинировать его, захватить и контролировать его дух, сердце, волю и разум, формировать его сознание и характер, воздейст­вовать на его поведение. Пресса, ра­дио, кино, спорт, искусство были целиком поставлены на службу фашистской пропаганде, призван­ной мобилизовать массы на решение политических, производственных и военных задач. Эрнст Юнгер про­рочески восклицал в 1930 г.: «Доста­точно только окинуть взором всю на­шу жизнь, во всей её... безжалостной дисциплине, с её дымящимися и пы­лающими районами... с многомилли­онными городами, чтобы, исполни­вшись удивления, понять: здесь нет ни одного атома, который не находился бы в работе, да и сами мы, в сущно­сти, отданы во власть этому неисто­вому процессу!». Впрочем, существо­вало и другое мнение. Немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889— 1976), говоря о попытках фюрера мо­билизовать нацию с помощью пуб­личных истеричных выступлений, замечал, что фашизм — это непре­рывный скандал.

ПОПУЛИЗМ. Фашисты, обращаясь к разным общественным группам, го­ворили именно то, что встречало со­чувствие этих групп. Но далеко не всегда сами верили в то, что говори­ли. Следует отметить наличие у них жёсткого идейного ядра и мягкой идейно-пропагандистской оболоч­ки, позволявшей влиять на общест­во. Популизм стал важнейшей час­тью политики фашистов, без него была бы невозможна тотальная мо­билизация.

Первоначально программы фа­шистских движений содержали ряд предложений, направленных против крупных собственников, концернов и банков. Реализация этих предло­жений должна была существенно улучшить положение мелкого бизне­са, создать социальное государство, ликвидировать нищету и даже поз­волить рабочим участвовать в управ­лении производством. Так, итальянфашисты обещали в 1919 г. вве­сти прогрессивный налог на доходы, конфисковать часть прибылей круп­ных предпринимателей, установить восьмичасовой рабочий день, обес­печить участие рабочих в управле­нии фабриками, национализировать некоторые заводы. Германские нацио­нал-социалисты в 1920 г. требова­ли уничтожить «процентное рабст­во», финансовую ренту, прибыли монополий и крупные универмаги, что создало бы благоприятные усло­вия для мелких предпринимателей. Они также выступали за участие ра­бочих в прибылях предприятий, кон­фискацию доходов спекулянтов, ого­сударствление крупных частных компаний и ликвидацию безработи­цы. На практике всё оказалось иначе.

В 1921 г. Муссолини призвал к «разгрузке» государства от хозяй­ственных задач, к приватизации пу­тей сообщения и средств связи. Он отказался от большинства своих обе­щаний по созданию социального государства. В конце 20-х — начале 30-х гг. дуче вновь выступил за уси­ление государственного вмешатель­ства в экономику. По-прежнему счи­тая частную инициативу фактором, «наиболее действенным и полезным для национального интереса», он рас­ширял участие государства там, где считал деятельность частных пред­принимателей неэффективной. На­емных рабочих так и не допустили куправлению фабриками, а в 1927 г. запретили забастовки. Вскоре, после того как итальянские фашисты при­шли к власти, они ввели восьмичасо­вой рабочий день. Но уже в 1926 г. в некоторых отраслях промышлен­ности он был отменён.

В Германии после победы нацис­тов несколько сотен тысяч мелких собственников получили должности в бюрократическом аппарате госу­дарства. Однако партия отказалась от лозунгов, направленных против большого бизнеса, и пошла по пути сращивания предпринимательской и финансовой элиты с партийной верхушкой. Недовольных во главе с лидером штурмовых отрядов Эрн­стом Рёмом уничтожили в 1934 г. Социальное государство было создано, а безработица ликвидирована. Но на­ёмные работники лишились права на забастовку, которое имели при де­мократии, а рабочий день длился в среднем 12 часов.

Огромную роль в нацистской про­паганде играли утверждения о необ­ходимости офаничить рост и влияние крупной промышленности и городов, о защите интересов села, подверга­вшегося эксплуатации со стороны городских спекулянтов. Поверив ан­тииндустриальным и антиурбанисти­ческим лозунгам, крестьянство (со­ставлявшее 29 % населения Германии) оказало поддержку нацистам. Эти же лозунги привлекли часть интеллиген­ции и студенчество.

Такого рода настроения выразил выдающийся немецкий публицист и поэт Готфрид Бенн, объясняя, по­чему он поддержал нацистов в 1933 г.: «Народ — это так много! Своим духов­ным и экономическим существовани­ем, своим языком, своей жизнью, сво­ими отношениями с людьми, всеми своими мыслями и представлениями я обязан прежде всего моему народу. Из него вышли предки, в него возвра­тятся потомки. И поскольку я вырос в деревне, среди полей и стад, я ещё знаю, что такое Родина. Большой го­род, индустриальное общество, ин­теллектуализм, все тени, которые от­брасывает эпоха в моё сознание, вся мощь этого столетия, которой я пред­стою в моём творчестве, — бывают мгновения, когда вся эта вымученная жизнь исчезает и не остаётся ниче­го — только равнина, простор, време­на года, земля, простое слово „народ". Вот откуда моя решимость предоста­вить себя в распоряжение того, чему Европа... отказывает в малейшем при­знании. Пришла пора испытаний, об­щество сплотилось, и теперь каждый, и в том числе литератор, в одиночку и сам для себя должен сделать выбор: личные пристрастия или равнение на государство. Я выбрал последнее и связал свою судьбу с этим государ­ством...». В этом высказывании при­чудливо смешались привязанность к малой родине, к солидарным и при-родосообразным формам существо­вания человека и стремление полно­стью отождествить свои интересы с многомиллионным немецким наро­дом (растворившись в нём) и герман­ским государством, якобы являющим­ся проводником воли и интересов этого народа.

Но, придя к власти, нацисты и не думали следовать своим антиурба­нистическим лозунгам. Напротив, они стали вкладывать огромные средства в развитие тяжёлой промыш­ленности, городского хозяйства, транспорта.

ПРИНЦИП ФЮРЕРСТВА. Придя к власти, национал-социалисты лик­видировали демократическое уст­ройство Германии. Веймарскую ре­спублику (1919—1933 гг.) сменило государство, основанное на принци­пе фюрерства — вождизма. Решения по всем вопросам принимались не большинством голосов, а «ответст­венным вождём» на соответству­ющем уровне в духе правила: «авто­ритет сверху вниз, ответственность снизу вверх». Формально Конститу­ция 1919 г. продолжала действовать, но нацисты внесли в неё коренные изменения и упразднили ряд её принципиальных положений. Преж­де всего принятый ими декрет «О за­щите народа и государства» (28 фев­раля 1933 г.) ликвидировал гарантии личных прав и свобод (свобода сло­ва и печати, объединений и собра­ний, тайна переписки и телефонных разговоров, неприкосновенность жи­лища и т. д.).

Если в республиканской Германии законы принимались парламентом (рейхстаг) при участии представи­тельного органа земель (рейхсрат) и президента, то Закон о преодоле­нии бедственного положения наро­да и рейха от 23 марта 1933 г. разре­шил их издавать и правительству, Допускалось, что законы могут рас­ходиться с конституцией страны, ес­ли только не касаются учреждений рейхстага. Тем самым законодатель­ная власть парламента свелась на нет. Немецкий юрист Э. Р. Хубер подчёр­кивал в 1939 г., что это был «первый Основной закон нового рейха... Его ядро — объединение законодатель­ной и исполнительной власти в од­них руках. Это акт... отрицающий всё конституционное развитие Запада... разрушающий понятие конституци­онного государства XIX века».

В течение весны — лета 1933 г. ре­жим распустил или заставил саморас­пуститься все политические партии, кроме правящей. 14 июля 1933 г. со­здание новых партий было официаль­но запрещено законом. С 12 ноября 1933 г. рейхстаг как орган народно­го представительства избирался уже по единому списку нацистской пар­тии. С исчезновением оппозиции парламент превратился в простого статиста при правительстве. В 1936 г. один из современников писал о рейх­стаге как о «собрании политически благонадёжных людей, которые сво­им согласием должны придавать осо­бый вес решениям руководства в стра­не и за рубежом». Верховным органом власти стало правительство рейха, воз­главляемое рейхсканцлером.

Нацисты уничтожили федератив­ную структуру Германского государ­ства. По Закону об унификации земель в рейхе от 7 апреля 1933 г. президент по представлению рейхсканцлера утверждал наместников в землях (субъ­екты Федерации). Наместники были ответственны перед рейхсканцлером. Они получали право назначать глав правительств земель и утверждать чле­нов этих правительств, распускать земельные парламенты, назначать новые выборы, вводить в действие земельные законы, председательство­вать на заседаниях земельных прави­тельств и т. д. Закон о новом устройст­ве рейха (30 января 1934 г.) распустил земельные парламенты и передал зе­мельный суверенитет рейху, подчи­нил земельные правительства цент­ральному правительству.

НАЦИСТСКАЯ ПАРТИЯ. Особое место в системе нацистского рейха занимала НСДАП (в переводе Национал-социалистическая рабочая партия). Закон об обеспе­чении единства партии и государст­ва от 1 декабря 1933 г. объявил её «носителем германской государст­венной идеи».

Нацистский режим провёл уни­фикацию всех существующих обще­ственных (профессиональных, коо­перативных, гражданских и др.) организаций. Их заменили специа­лизированные подразделения на­цистской партии: Штурмовые отря­ды (СА), Охранные отряды (СС), Гитлеровская молодёжь, Национал-социалистический моторизованный корпус, Национал-социалистичес­кий корпус лётчиков, Национал-со­циалистический немецкий союз сту­дентов, Национал-социалистические женщины, а также Организация на­ционал-социалистических ячеек на производстве и Национал-социали­стическая организация ремесленни­ков и торговцев. Административное деление пар­тийной структуры не совпадало с ад­министративно-территориальной структурой государства: страна бы­ла разделена на партийные области (гау), во главе которых стояли гауляйтеры. Именно гауляйтеры часто назначались наместниками рейха в землях. Позднее, в 1939 г., земли бы­ли упразднены и полностью замене­ны гау. Таким образом, партийная и административная власти на мес­тах в значительной мере слились.

СОСЛОВИЯ. Программа НСДАП обещала создать сословное государ­ство. Такие имперские сословия бы­ли образованы при нацистской пар­тии: Национал-социалистический немецкий союз врачей, Национал-социалистический неме

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...