Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика детей с ЗПР. Интеллектуальная сфера. Речевой статус. Эмоциональная сфера. 17. Задержанное психическое недоразвитие: клинико-психологическая характеристика.




Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

 

17. Задержанное психическое недоразвитие: клинико-психологическая характеристика.

 

18. Поврежденное психическое недоразвитие: клинико-психологическая характеристика.

Термин Поврежденное развитие используется тогда, когда какая-то структура или процесс были здоровыми, нормальными, но под влиянием каких-то вредностей они изменились. Развитие ребенка оказывается «надломленным». При этом всегда обнаруживается хронологическая связь между временем действия вредности на ребенка и начавшимся ухудшением в его развитии.

Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция, распад психических функций.

Деменция – это стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики, памяти, уплощение эмоций.

В отличие от олигофрении деменция возникает на более поздних этапах онтогенетического развития (после 2-3 лет), в период относительной зрелости корковых систем головного мозга, поэтому. в морфологической и клинической картине поражения нервной системы доминируют явления повреждения. Это обусловливает парциальность нарушений психических функций в отличие от олигофрении, для которой характерна тотальность нарушений. Деменция в отличие от олигофрении носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается прогрессирование болезненного процесса и как следствие регресс психических функций.

Этиология органической деменции имеет некоторое сходство с этиологией олигофрении. Ее причинами являются инфекционные, травматические, интоксикационные поражения головного мозга, дегенеративные заболевания центральной нервной системы, нарушения обменных процессов.

Отличие же, которое во многом определяет особенности патогенеза и клинико-психологической картины деменции, связано со временем воздействия вредности. Органическая деменция чаще возникает при поражении мозга в возрасте после 1, 5-2 лет, когда значительная часть мозговых структур уже является достаточно сформированной. Поэтому патогенный агент действует, как фактор, не только препятствующий их дальнейшему формированию, но и повреждающий данную структуру и связанные с ней функции.

По динамике слабоумия различают резидуальную органическую и

прогрессирующую деменцию.

Резидуальная органическая деменция обусловлена остаточными явлениями перенесенных органических поражений мозга инфекциями, интоксикациями, травмами.

Прогрессирующая деменция связана с текущими органическими процессами в головном мозге (воспалительными, дегенеративными, атрофическими, дефектами обмена).

При прогрессирующей деменции, как правило, имеется тенденция к прогрессированию болезненных расстройств с неуклонной психической деградацией, нарастанием слабоумия, утратой имевшихся ранее навыков и знаний.

Клинико-психологическая картина органической деменции имеет ряд особенностей, отличающих ее от олигофрении. Прежде всего, это иная структура интеллектуального дефекта. Для органической деменции не типичны такие основные признаки олигофренического слабоумия, как тотальность и иерархичность недоразвития. Более характерна парциальность интеллектуальных расстройств. В зависимости от преимущественной локализации повреждения одни из интеллектуальных функций могут быть нарушены значительно, другие – оставаться относительно сохранными.

Так, например, при травматической деменции наиболее характерны расстройства памяти; для деменции, связанной с инфекционными поражениями нервной системы, - грубые нарушения внимания. Отсутствие типичной для олигофрении иерархичности проявляется в том, что более выраженным часто является недостаточность не мышления в целом, а отдельных интеллектуальных функций, темпа и подвижности психических процессов.

Так, часты нарушения непроизвольной памяти, грубые расстройства активного внимания с трудностями сосредоточения, постоянной отвлекаемостью на посторонние раздражители. Нередко выступают локальные расстройства высших корковых функций: нарушения оптико-пространственного синтеза, явления акустической агнозии. Часто локальный характер имеют при органической деменции и расстройства речи (моторная, сенсомоторная алалия и афазия), тогда как при олигофрении недоразвитие речи проявляется в основном в ее бедности, малом запасе слов, наличии аграмматизмов, дефектах звукопроизношения. Как правило, более часты и грубее выражены, чем при олигофрении, и нейродинамические расстройства: резкая замедленность мышления, склонность к персеверациям. Недостаточность уровня обобщения наблюдается всегда, . однако, перечисленные выше отдельные интеллектуальные функции нарушены в сравнительно большей степени. Нарушения мышления больше обусловлены не столько первичной слабостью функции обобщения, сколько отсутствием целенаправленности, непоследовательностью и  противоречивостью суждений либо резкой слабостью побуждений, вялостью, пассивностью. Если при олигофрении энцефалопатические расстройства (церебрастенические, психопатоподобные, эпилептиформные, апатико-адинамические) отмечаются лишь при осложненных формах, то для деменции явления психической истощаемости, выраженной психомоторной расторможенности с импульсивностью, двигательными стереотипиями либо, наоборот, апатия, адинамия более характерны. Значительно чаще, чем при олигофрении, наблюдаются эпилептиформные расстройства. Чаще встречается и значительно более грубый по выраженности психопатоподобный синдром с повышенными либо извращенными влечениями, типичны аффективные расстройства: эйфория с двигательной расторможенностью, болтливостью, дурашливостью, либо дисфория с подозрительностью, склонностью к агрессии, злобности и угрюмости.

Одно из центральных расстройств при органической деменции – изменения личности, нарушения критичности. Лишь немногие из детей переживают свою несостоятельность, большинство не осознает своего дефекта. Они беспечны или апатичны, не проявляют интереса к занятиям, равнодушны к оценке, не имеют планов на будущее. Эмоциональная уплощенность часто проявляется и в малой привязанности к родным и близким. Некритичность характерна не только по отношению к собственной личности, но и к окружающим.

Отсутствие целенаправленности, критичности, личностного стержня, а также выраженные нейродинамические и энцефалопатические расстройства усугубляют нарушения деятельности, которые носят более грубый характер, чем степень снижения интеллекта. Продуктивность в обучении, способность к действиям, адекватным обстановке и собственностям, значительно снижены даже при отсутствии выраженного интеллектуального недоразвития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...