Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировой рынок. Ценообразование на мировых товарных рынках.




Развитие международного разделения труда положило основу для возникновения мирового рынка. Мировой рынок можно рассматривать как совокупность национальных рынков отдельных стран, которые связаны между собой международными экономическими отношениями. Его становление проходило на основе усовершенствования внутренних рынков.

Мировой рынок является феноменом товарного производства, потому, что он перерос национальные границы. Основная его черта - это осуществление межгосударственного передвижения товаров, услуг, факторов производства, финансовых ресурсов. В социально-экономическом плане мировой рынок представляет собой совокупность отношений, возникающих через взаимодействие внутреннего и внешнего спроса и предложения.

В современных условиях мировое экономическое развитие характеризуется более широким привлечением стран в международных экономических взаимосвязей и усилением их взаимозависимости. Процесс, что способствует преодолению уединенности национальных хозяйств, получил название как процесс интернационализации. Можно с определенным допущением сказать, что интернационализация привела к созданию мирового хозяйства.

Разница между мировым хозяйством и мировым рынком заключается в том, что мировое хозяйство представляет собой высокую стадию развития рыночной экономики, для которой присущим является не столько международное движение товаров, сколько межгосударственное перемещения факторов производства.

В состав мирового товарного рынка входят: рынок потребительских товаров, рынок средств производства и рынок услуг.

Мировой рынок потребительских товаров по товарно-отраслевой структурой объединяет рынки продовольственных и непродовольственных товаров, рынок жилья, рынок сооружений непроизводственного назначения.

Мировой рынок средств производства состоит из рынков сооружений производственного назначения, средств труда, сырья, полезных ископаемых, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения.

Мировой рынок услуг охватывает рынки лизинговых, транспортных, инжиниринговых, страховых, туристических, рекламных и других услуг, а также рынок лицензий и ноу-хау.

Мировой финансовый рынок в основном обслуживает движение реальных товарно-материальных ценностей. В его состав также входят инвестиционные, денежные рынки ссудных капиталов.

Мировой инвестиционный рынок - это вложение капитала в создание или приобретение за рубежом предприятий (объектов) производственно-хозяйственного назначения.

На мировом рынке ссудных капиталов предлагается на временное пользование за плату различные платежные средства (деньги, пенные бумаги). Этот рынок осуществляет аккумуляцию и перераспределение денежных ресурсов в мировом экономическом пространстве.

Мировой денежный рынок образует систему отношений по обмену иностранных валют и платежных документов в иностранной валюте по свободным рыночным ценам.

Объектом купли-продажи на международном рынке труда является иностранная рабочая сила. Этот рынок состоит из мирового рынка квалифицированных рабочих, мирового рынка неквалифицированных рабочих и мирового рынка специалистов.

Субъектом международных экономических отношений на макроэкономическом уровне выступают отдельные граждане, физические лица, предприятия и фирмы, которые осуществляют внешнеэкономические операции.

На макроэкономическом уровне субъектами выступают национальные хозяйства, регулирующих и непосредственно осуществляют внешнеэкономическую деятельность. В нем также принимают участие международные экономические организации и наднациональные институты.

Международные экономические отношения представляют собой особую подсистему в рамках общей системы экономических отношений. Основная особенность этих отношений заключается в том, что они осуществляются между субъектами разных стран.

Мировой рынок как система экономических отношений выполняет следующие функции:

• оптимизация использования факторов производства в мировом пространстве;

• информирует производителей и потребителей о наличии и цене товаров;

• дает объективную оценку производственной деятельности с позиций международных стандартов и критерии качества товара.

Как вывод можно сказать, что мировой рынок стал закономерным результатом развития внутренних и национальных рынков товаров, которые вышли за пределы государственных границ. Для него характерны следующие черты:

• является категорией товарного производства, которое в поисках сбыта своей продукции вышло за национальные границы;

• оказывается в межгосударственном перемещении товаров под воздействием не только внутренних, но и внешних спроса и предложения;

• оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

• выполняет санувальну роль, вибраковуючи из международного обмена товары и часто их производителей, которые не могут обеспечить международный стандарт качества по конкурентных цен;

• на нем существует особая система цен - мировые цены;

• на нем движение товаров обусловлено не только экономическими факторами (производственными связями между предприятиями и регионами страны), а и внешнеэкономической политикой отдельных государств.

Мировой рынок является сферой международного обмена и поэтому имеет обратное воздействие на производство: показывает ему что, сколько и кому надо вырабатывать. С этой стороны мировой рынок является первичным относительно производителя и является центральной категорией международной экономики.

Ни одна фирма, занимающаяся куплей-продажей товаров, крупная или малая, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное решение в бизнесе принимается на базе конъюнктурных оценок.

Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

Понятие рыночной ситуации включает:

l степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

l сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции развития рынка;

l уровень устойчивости или колебаний основных параметров рынка;

l масштабы рыночных операций и степень деловой активности;

l уровень коммерческого (рыночного) риска;

l силу и размах конкурентной борьбы;

l положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации. Оценки состояния рынка способны варьировать от отметки, «ясно» до отметки «шторм»; и носят информационно-предупреждающий характер как для предпринимателей, так и для органов управления.


Основные показатели конъюнктуры

Все факторы формирования и развития конъюнктуры находят свое выражение в определенных показателях. Эти показатели дают возможность соизмерить состояние экономики в целом или ее отдельных отраслей. Круг показателей конъюнктуры изменяется в зависимости от объекта исследования: от того, проводится ли анализ конъюнктуры глобальной экономики или экономики отдельной страны, отдельной отрасли или отдельного рынка.

К числу основных показателей конъюнктуры относятся показатели состояния и развития отраслей материального производства, сферы товарного обмена и потребления и кредитно-денежной сферы.

Основными показателями конъюнктуры в сфере материального производства являются:

· объем промышленного производства (индекс промышленного производства в целом и по отдельным отраслям промышленности, динамика производства товаров в натуральных показателях);

· поступление заказов;

· портфель заказов;

· объем запасов;

· загрузка мощностей;

· размер занятости;

· продолжительность рабочей недели;

· численность безработных и полубезработных;

· фонд заработной платы и ставки заработной платы;

· объем строительства;

· объем капиталовложений;

· число и стоимость строительных контрактов (промышленные, общественное зданий и сооружения, жилищное строительство);

· объем сельскохозяйственного производства;

· посевные площади;

· поголовье скота;

· объем производства основных товаров;

· урожайность и продуктивность;

· объем грузооборота по транспорту в целом и по основным видам транспорта: железнодорожному, морскому, речному, автомобильному, воздушному, трубопроводному.

К числу показателей конъюнктуры в сфере товарного обращения относятся показатели внутреннего и внешнего товарооборота.

Основными показателями внутреннего товарооборота являются:

· оборот оптовой и розничной торговли и сумма продаж крупнейших универмагов;

· оптовые и розничные цены;

· движение товарных запасов в торговой сети;

· размеры продаж в кредит в розничной и оптовой торговле;

· объем внутренних перевозок грузов.

Основными показателями внешнеторгового товарооборота являются:

· объем внешней торговли — оборот, экспорт, импорт,

· географическое распределение внешней торговли: по районам мира, по отдельным странам;

· товарная структура внешней торговли (товарная структура экспорта в целом и по отдельным странам, товарная структура импорта в целом и по отдельным, странам);

· цены во внешней торговле;

· состояние платежного баланса; движение золота и курсов валюты.

К числу важнейших показателей конъюнктуры в кредитно-денежной сфере относятся, следующие:

· эмиссия ценных бумаг;

· курс акций;

· движение ссудного капитала;

· учетная ставка банков;

· прибыль монополий;

· государственный бюджет и т.д.

Круг показателей конъюнктуры настолько обширен, что практически невозможно перечислить и тем более использовать все эти показатели при анализе и прогнозе развития конъюнктуры. Поэтому необходимо отобрать такие показатели, которые наиболее близко отражают силу и активность действия соответствующего фактора.

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, как и на внутреннем рынке, определяется конкретной рыночной ситуацией. Принципиально понятие цены сходно и для внутреннего рынка, и для внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, – это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий – ценообразующих факторов. По характеру, уровню и сфере действия они делятся на пять групп.

1. Общеэкономические факторы действуют независимо от вида продукции и конкретных условий производства и реализации. К ним относятся:

· экономический цикл;

· состояние совокупного спроса и предложения;

· инфляция.

2. Конкретно экономические факторы определяются особенностями данного товара, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

· издержки;

· прибыль;

· налоги и сборы;

· предложение и спрос на данный товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

· потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

3. Специфические факторы действуют только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

· сезонность;

· эксплуатационные расходы;

· комплектность;

· гарантии и условия сервиса.

4. Специальные факторы связаны с действием особых механизмов и экономических инструментов, к которым относятся: государственное регулирование; валютный курс.

5. Внеэкономические факторы: политические; военные.

Как мы уже отмечали, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет определенные особенности, с учетом их следует рассматривать и действие перечисленных выше ценообразующих факторов. Например, известно, что соотношения спроса и предложения ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке.

Участник международной торговли сталкивается с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем; он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Кроме того, в рамках мирового рынка менее мобильны факторы производства: свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы на нем значительно ниже, чем в рамках одного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Все подобные обстоятельства отражаются на формировании мировых цен.

Под мировыми ценами понимают цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг; такие операции имеют международные организационные формы (биржи, аукционы и т. п.) или выражаются в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.

Практически на цену предлагаемого товара влияют:

· платежеспособный спрос покупателя данного товара, то есть, попросту говоря, наличие денег;

· объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель;

· полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения действуют следующие ценообразующие факторы:

· количество товара, предлагаемого на рынке;

· издержки производства и обращения;

· цены на ресурсы и средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общий фактор для внутреннего и международного рынка – замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие факторы – как экономические, так и внеэкономические.

На мировом рынке возможно искаженное соотношение спроса и предложения. При чрезмерном спросе на какой-то товар может возникнуть ситуация, когда на рынок выбрасывают товар, произведенный в наихудших условиях, по национальной цене, которая будет некоторое время определять мировую цену и наверняка будет весьма высока. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос: тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком данного продукта на национальном рынке, это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке.)

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цена продавца», то есть предлагаемая продавцом, а, значит, относительно более высокая, и «цена покупателя», то есть принимаемая и уплачиваемая покупателем, а, значит, относительно более низкая. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры есть «рынок продавца», где из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и «рынок покупателя», где из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация по ценам противоположная. Но условия на рынке все время изменяются, что находит отражение в ценах, поэтому рынок должен быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки, в число которых входят техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием продукта. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляет 60 % в цене поставки.

При анализе процессов, происходящих в мировой торговле, используется понятие мировых цен, под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

Основные характеристики мировых цен следующие:

1) они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте;

2) это — цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках;

3) применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточено их производство и (или) торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представленных) рынков).

Следует подчеркнуть, что мировые цены выступают как общий ориентир при определении цен конкретных внешнеторговых сделок. Однако цена внешнеторгового контракта всегда очень конкретна и зависит от широкого спектра ценообразующих факторов и реальных обстоятельств (экономических, политических, социальных).

Обратим внимание также на то обстоятельство, что на практике существуют противоречия между внутренней и международной торговлей и, соответственно, между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внутреннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяющим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать такие же позиции и, соответственно, автоматически оказывать определяющее воздействие на мировые цены.

В реальной практике имеются примеры решающей деятельности в основных центрах мировой торговли фирм тех стран, которые сами по себе не являются крупнейшими производителями данного вида продукции.

В частности, во многом определяющую роль в торговле нефтью и нефтепродуктами играет англо-голландская компания «Ройал Датч Шелл», а репрезентативными (представительными) центрами — Антверпен, Роттердам и Амстердам.

Рассмотрим вопрос об основных видах внешнеторговых цен.

В общей совокупности этих цен выделим 5 основных групп.

1. Контрактные цены — это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.

Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные цены на определенный товар в конкретном регионе и при наличии ограниченного круга продавцов и покупателей бывают известны. Поэтому практической задачей для всех внешнеторговых фирм являются сбор ценовой информации и создание соответствующего банка данных.

2. Справочные цены — цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях и т.д., по каналам компьютерной информации. Существенное значение здесь имеют специальные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг. Современные информационные технологии позволяют получать доступ практически ко всем видам информации о ценах, которая накапливается в автоматизированных базах данных. Однако между ценами в справочниках (справочными ценами) и фактическими ценами внешнеторговых сделок всегда существует определенная разница, масштабы которой зависят от соответствующих реальных обстоятельств.

3. Биржевые цены — цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являются фактически ценами сделок именно в данный момент времени. Однако недостаток биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные элементы современной международной торговли, связанные с ценообразованием (например, условия поставки, условия платежа и др.). Кроме того, с биржевыми ценами связана проблема, которая состоит в том, что они часто изменяются под воздействием искусственных, нередко спекулятивных факторов.

4. Цены аукционов — цены, складывающиеся в результате аукционных торгов. Данный вид международной торговли достаточно специфичен — он связан с торговлей пушниной, чаем, цветами, предметами искусства.

5. Статистические цены, или цены статистики внешней торговли — усредненные цены, публикуемые в различных национальных и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены, то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Однако они характеризуют общую динамику цен в международной торговле, складывающиеся при этом тенденции и могут использоваться как своеобразный ценовой ориентир при заключаемых внешнеторговых сделках.

При проведении внешнеторговых сделок широко используются международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли прежде всего, относительно места перехода ответственности от продавца к покупателю или Инкотермс. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе.

Основные принципы, регулируемые в терминах Инкотермс:

· распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несет продавец, и какие, начиная с какого момента,— покупатель.

· момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.

· дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя— например, транспортной организации— и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...