Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь основных психологических понятий

Ювенальная юридическая психология

Методические рекомендации

для преподавателей

Нижний Новгород

УДК 159.922.6

ББК 88.4

Щ 61

 

Ювенальная юридическая психология: Методические рекомендации для преподавателей. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2011

 

В методических рекомендациях по дисциплине «Ювенальная юридическая психология» представлен краткий теоретический материал, формы контроля знания студентов, варианты тестов, кроссвордов, примерные экзаменационные вопросы, литература (базовая, основная, дополнительная), словарь основных психологических понятий.

 

Материалы подготовлены профессором кафедры педагогики и психологии, доктором педагогических наук кандидатом психологических наук Щербаковой Е.Е.

Рецензент: д.п.н. Шестакова Л.А., зав. кафедрой профессиональной педагогики и психологии НГТУ им. Алексеева

 

Ó Нижегородский государственный архитектурно-строительный

университет, 2011

Содержание

 

 

1. Актуальность и задачи изучения дисциплины «Ювенальная юридическая психология»…………………………………………………………………….....4

2. Содержание дисциплины……………………………………………………...5

3. Тематический план лекционных занятий…………………………………….6

4. Рекомендуемая литература…………………………………………………….8

5. Словарь основных психологических понятий………………………………..9

 

Актуальность и задачи изучения дисциплины «Ювенальная юридическая психология»

«Ювенальная юридическая психология» - новое направление юридической психологии. Оно находится на пересечении двух психологических дисциплин: детской и юридической психологии. Детско-подростковая проблематика всегда была одной из составляющих предмета юридической психологии, однако самостоятельного статуса не имела. Все большее ее практическое значение, необходимость теоретического осмысления на единой методологической основе, определяемой закономерностями психологии развития и детской психологии, привело к выделению этого нового направления.

Цель учебного курса. Формирование у студентов целостного представления о профессиональной психологической поддержке, помощи и сопровождении лиц несовершеннолетних в трудных криминогенных ситуациях, о функциях и деятельности психолога-педагога в современном правовом пространстве.

Задачи курса:

- усвоение студентами психологических особенностей учащихся, их проблем и интересов;

- формирование у студентов умений осуществлять психологический анализ поведения учащихся;

- привитие студентам навыков использования теоретических и практических основ в работе с учащимися.

Пояснительная записка

Содержание программы разработано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по направлению 050400.62 «Психолог-педагогическое образование».

Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часов. Из них: 17 ч. – лекции; 55 ч. – самостоятельная работа студентов. Кроме того, по окончании курса предусмотрен зачет.

 

Содержание дисциплины

 

Таблица 1

 

Общая трудоемкость дисциплины

1.   Раздел дисциплины Вид занятий и их объём в ауд. часах
Лекции Семинар занятия Самост. работа
очн очн Очн
  Методология и основные дефиниции дисциплины.Предмет и задачи ювенальной психологии      
  Криминальная ювенальная психология. Комплексная экспертиза личности ребенка.      
  Всего часов:      
               

 

 

3. Тематический план лекционных занятий

Лекция 1. Методы изучения личности в ювенальной психологии.

Метод наблюдения. Анкетный метод. Метод интервью (беседы). Метод эксперимента.

Лекция 2. История возникновения и развития ювенальной психологии.

Важнейшие этапы. Значимые события.

Лекция 3. Право.

Понятие права, правового нигилизма,. Проявления правового нигилизма. Значимость правового нигилизма. Причины правового нигилизма. Пути преодоления. Правовая компетентность.

Лекция 4. Основные социально-психологические понятия в ювенальной психологии.

Лекция 5. Интегративность предметного поля изучаемой дисциплины: правовые знания психолога и знания психологии криминального поведения.

Лекция 6.Социализация.

Понятие социализации. Стадии. Конкретные механизмы социализации. Аспекты социализации.

Лекция 7. Семья – главное звено потенциального преступного поведения.

Лекция 8. Социальные детерминанты девиантного и преступного поведения. Причины отклоняющегося поведения. Основные группы отклоняющегося поведения. Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение. Факторы, влияющие на отклоняющееся поведение.

Лекция 9. Индивидуальное преступное поведение.

Понятие «преступник». Факторы, определяющие поведение человека. Причины и механизм преступного поведения. Стадии преступного поведения, его механизмы. Мотивация преступного поведения.

Лекция 10. Социально-демографические характеристики личности преступника.

Общие положения. Характеристика по половому признаку. Характеристика по возрастному признаку. Характеристика по образованию. Характеристика по семейному положению. Характеристика по социальному положению и роду занятий

Лекция 11. Детская преступность.

Причины детской преступности. Формы и последствия детской преступности, особенности.

Лекция 12. Подростковые преступные объединения.

Классификация и характеристика преступных объединений.

Лекция 13. Личность ребенка-преступника.

Психосоциальные особенности. Формирование личности ребенка-преступника.

Лекция 14. Экспертные оценки преступника и жертвы.

Лекция 15. Психологическая экспертиза.

Система психологических исследований личности и ее деятельности. Установление способностей и совместимости. Диагностика особенностей

Лекция 16. Корреляты преступного поведения. Роль индивидуальных особенностей генетического происхождения в развитии криминального поведения. Социальные влияния на развитие криминальности.

Лекция 17. Комплексная экспертиза личности ребенка. Предмет судебно-психологической экспертизы. Виды судебно-психологической экспертизы.

 

4. Рекомендуемая литература

Базовая литература

1.Блэкборн Р. Психология криминального поведения/Р.Блэкборн - СПб: Питер, 2004. – 496с.

 

Основная литература

2.Бухановский А.О. Общая психопатология/ А.О.Бухановский, Ю.А.Кутявин, М.Е.Литвак – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 416с.

3.Невярович В. Терапия души/ В.Невярович – М: Русский Хронограф, 2001. – 320с.

4.Медведева И.Я. Дети нашего времени/ И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова – М: Информпечать, 2003. – 223с.

5.Ривман Д.В. Криминальная виктимология/ Д.В.Ривман – СПб: Питер,2002. – 304с.

6. Шестаков Д.А. Нравственный проблемы борьбы с преступностью/ Д.А.Шестаков, Н.И.Пишикина, В.Н.Сафонов//Вестн. СПБУ. (Сер.6) 1996. Вып.1. №6.

 

Дополнительная литература

7.Ананиан Л.Л. Жестокость в семье/ Л.Л. Ананиан – М: РАН, 2000. – 103с.

8.Антонов А.И. Несовершеннолетние преступники: кто они?(на основе анализа сочинений воспитанников исправительный учреждений)/А.И.Антонов, О.Л.Лебедев – Соц’Ис. №4. 2003. - 228с.

9. Ениколопов С.Н. Проблемы семейного насилия// Прикл.психол.2002.№5-6

10.Иванова Н.П.Проблемы семьи и воспитания детей в современных условиях// Нач.шк. 1994. №1.

11.Конвенция ООН о правах ребенка – М.,1992.

12. Психолого-педагогический словарь/ Сост. Рапацевич Е.С. – Минск: Соврем.слово, 2006.- 928с.

13.Семейный Кодекс РФ – М.,1996.

 

Словарь основных психологических понятий

 

Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Мотив – внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Поведение – целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

Подростковый возраст – этап отногенеза, находящийся между детством и ранней юностью.

Преступление – общественно опасное деяние, виновно (с умыслом или по неосторожности) совершенное вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности.

Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

Социализация личности – процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качестве личности.

Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги – психического состояния осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора.

Экспертиза судебно-психологическая – одна из главных форм практического применения специальных психологических познаний в уголовном процессе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...