Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Гимнастический комплекс

Постановка и тренировка голоса

I.Теоретическая часть

1. Голос и его функции.

2. Теории голосообразования.

3. Правильно поставленное дыхание как основа звучности голоса.

4. Строение резонаторной системы. Роль резонаторов в работе над голосом.

5. Регистры речевого голоса.

6. Физиологические свойства голоса (сила, высота, диапазон (объем), тембр).

7. Профессиональные свойства голоса (звучность, легкость, сила, полётность, выносливость и т. д.).

8. Недостатки звучания голоса.

9. Гигиена и профилактика голоса. Приёмы в работе над постановкой и развитием голоса. Этапы голосо-речевого тренинга.

 

Практические задания: 1. Ознакомьтесь с перечнем характеристик хорошего и плохого голоса.

Характеристики плохого голоса: Характеристики хорошего голоса:


гнусавый;
резкий или скрипучий;
хриплый;
дрожащий;
высокого тембра или пронзительный;
плаксивый;
с одышкой;
робкий;
отрывистый;
слишком громкий;
слишком тихий и неслышный;
бесцветный;
помпезный;
саркастический тон;
неуверенный;
монотонный;
напряженный;
слабый;
скучный.

приятный;
вибрирующий;
спокойный;
хорошо модулированный;
низкого тембра;
доверительный;
управляемый;
теплый;
мелодичный;
заботливый;
уверенный;
властный;
дружеский;
окрашенный интонацией;
выразительный;
естественный;
богатый;
наполненный;
звучный;
доброжелательный.


 

 

Нравится ли вам ваш голос? Какие характеристики свойственны вашему голосу? От каких характеристик вы бы хотели избавиться?

2. Прослушайте раздел «Голос» аудиокниги Юлии Ром «Хочу говорить красиво». Необходимо выполнить дома упражнения, которые рекомендует автор. (Задание для каждого студента.)

3. Подберите тренировочный поэтический текст (или фрагмент) и прочитайте его в разных состояниях: а) представьте себе, что вы очень сильно на кого-то раздражены и даже разгневаны; б) вспомните ситуацию, когда у вас на душе было лег­ко и радостно. Погрузитесь в это состояние чистой радо­сти; в) представьте, что вы рассказываете кому-то свою самую сокровенную тайну. (Задание для двух студентов.)

II. Гимнастический комплекс

Снятие мышечного напряжения.

1. Исходное положение — стоя, руки опущены. Подни­мите правое плечо, дотроньтесь плечом до мочки уха. Го­лову наклонять нельзя. Зафиксируйте положение. Опус­тите плечо, просто бросьте его вниз. То же самое повто­рите с левым плечом. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не появится ощущение тяжести в плечах.

2. Исходное положение — стоя. Поднимите руки перед собой. Сожмите обе ладони в кулаки — как можно силь­нее. Напрягите руки, вытянув их вперед как можно даль­ше. Резко сбросьте напряжение, разжав кулаки и уронив руки. В пальцах должны появиться теплота и покалыва­ние.

3. Исходное положение: сидя. Стопы ровно стоят на полу (это упражнение надо выполнять босиком или же в чеш­ках). Поднимите вверх пятки — только пятки, передняя часть стопы остается на полу. Почувствуйте, как напряг­лись икры. Держите это напряжение как можно дольше, затем сбросьте его, поставив пятки на пол. Теперь подни­мите носки; пятки остаются на полу. Напряглась вся ступ­ня и передняя мышца ног. Подержите напряжение неко­торое время, затем сбросьте его.

4. Исходное положение — сидя или стоя. Спину держать как можно более прямо. Наклоните голову вперед, подбородок прижат к груди. Медленно поднимайте голову, ощущая, как на­прягаются задние мышцы шеи. Плавно поднимайте го­лову и плавно опустите ее назад. Расслабьтесь, сосчитайте до 10. Затем вернитесь в исходное положение. Наклоните голову влево и медленно поднимайте ее, пе­реводя подъем головы в наклон в правую сторону. Ста­райтесь фиксировать сознанием напряжение и расслаб­ление в разных частях шеи. Повторяйте это упражнение по 10—12 наклонов вперед-назад и по сторонам.

Освобождение гортани

5. Откройте рот так, чтобы вам было комфортно. Чтобы найти удобное, естественное состояние, закройте глаза и представьте себе, что вы спите с открытым ртом. Со­мкните губы, а нижнюю челюсть оставьте в прежнем от­кинутом состоянии. Возьмите дыхание и потяните звук «м-м-м-м». Звуковой поток должен щекотать губы. Если это ощущение появилось, гортань освобождена. Если нет — повторите упражнение.

6. Представьте себе, что вы очень голодны, но не можете утолить свой голод, так как пища еще готовится. Но со стороны кухни вы уже слышите соблазнительный запах. Потяните носом, постарайтесь уловить этот запах гото­вящегося блюда. Вдыхайте его как можно глубже, старай­тесь заполнить этим запахом всю гортань.

7. Представьте себе, что у вас во рту — горячая картошка. Рот закрыт. Перекатывайте эту воображаемую картошку у себя во рту.

Голосовые упражнения

8. Чтобы узнать, откуда исходит голос, положите три пальца на переносицу, а ладонь другой руки - на грудь. Скажите что-нибудь. Вы чувствуете вибрацию в области носа или в области груди.

Теперь положите одну руку на горло, а другую - под нижнюю челюсть. Скажите ещё что-нибудь и попытайтесь понять, есть ли резонанс в задней части глотки. Скажите «а-ааа» и определите, есть ли вибрация в груди.

 

9. Губы сомкните (не очень плотно), слегка откиньте нижнюю челюсть. Язык спокойно лежит, кончик его упи­рается в нижние зубы. Возьмите дыхание и негромко про­изнесите звук «ы», слегка потянув его.

 

10. Следует переходить к проверке правильного звукотечения и на гласных звуках, соединив каждый из них со звуком «М». Получается таблица гласных, произносимых в этом случае с несколько удлиненным звуком «М» в начале и в конце:

мммимм, мммэмм, мммамм, мммомм, мммумм, мммымм

(звук «М» в данном случае предохраняет от резкого, рваного вступления гласных, которого всегда следует опасаться при подаче звука. Поэтому начало звука в упражнениях всегда должно быть мягким, без толчка и резкого смыкания голосовых связок).

Пояснения: для большего смягчения и чистоты звука можно в первое время произносить таблицу нараспев на какой-либо одной ноте. Как речевое, так и напевное упражнения должны быть произнесены негромко, почти вполголоса, так как в начале занятий бывают ошибки в приёмах, и нет твёрдой уверенности в их правильности, поэтому необходим тщательный самоконтроль и большая осторожность при подаче звука. Следует помнить, что очень громкий звук мешает иногда верно услышать себя.

Затем следует переходить к произнесению этого же упражнения речевым способом.

 

11. Продолжая стонать на звуке [М], произнесите слитно, как одно слово, следующую фразу: «Мам, мёду нам».

Слегка открывая рот на глас­ных, сейчас же мягко возвращайте рот в исходное поло­жение на [М] — стон. Так как фраза произносится на «стоне», то сонорные согласные удваиваются: ммаммёду-ннамммаммёдунамм...

Стоните в разных тональностях: надоело стонать на одной ноте, стали то повышать, то слегка понижать тон голоса, увлекаясь услышанным разнообразием звучания. Ощутив свободу звучания на «стоне», надо сохранять эту свободу и в разговорной речи.

 

12. Упражнение «Доканючу». В этом упраж­нении будем чередовать полунапевный способ произнесе­ния слов «на стоне» с речевым. На стоне произнести уже знакомую фразу: «Ммаммёдуннамм». И здесь же — ре­чевое произнесение: Мам! Мёду! Нам!

 

13. Упражнение «Мимозы». Один студент со­общает: «Мимозы Мила маме купила». Другой переспра­шивает, подвергая сомнению каждое слово товарища. Можно играть за обоих или выполнять в паре.

МИМОЗЫМиламамекупила?

МИМОЗЫМиламамекупила.

МимозыМИЛАмамекупила?

МимозыМИЛАмамекупила.

МимозыМилаМАМЕкупила?

МимозыМилаМАМЕкупила.

МимозыМиламамеКУПИЛА?

МимозыМиламамеКУПИЛА.

14. Упражнение «Гудок». Сесть на стул, со­храняя осанку. На выдохе, без напряже­ния, губы в положении «хоботок», начинайте тянуть слитно, как гудок, гласный звук [У]: уууу... После этого сочетайте с таблицей гласных:

ууОууОууОууОууО...

ууАууАууАууАууАууА...

ууЭууЭууЭууЭууЭууЭ...

УуИууИууИууИууИууИ...

15. Прочтите стихотворение А. В. Прянишникова «Правила чтения», в нем из­лагаются все правила дикции, дыхания и голоса.

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком —
Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность,плавность —
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

 

Литература

1. Вербовская Н. Л., Головина О. Л., Урнова В. В. Искусство речи. – М.: «Советская Россия», 1977. – С. 55–56.

2. Милованова Т. А. Постановка голоса (электронный ресурс).

3. Никольская С. Т. Техника речи. – М.: Изд-во «Знание», 1978. – С. 9–14.

4. Ром Ю. Хочу говорить красиво (аудиокнига).

5. Савкова З. В. Техника звучащего слова: учебное пособие. – СПб., 1997. – С. 9–11.

6. Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос (электронный ресурс).

 

Литература имеется в электронном виде на кафедре.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...