Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие внеурочной деятельности




Л.В. Байбородова

 

Организация внеурочной деятельности

Сельских школьников

 

УДК ББК О  

 

Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие.

 

 

В пособии рассматриваются особенности реализации идей Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России при построении внеурочной деятельности сельских школьников, определяются концептуальные положения, конкретные педагогические средства, учитывающие специфику сельской школы и условия ее социума при организации внеурочной деятельности детей.

Книга адресована педагогам сельских школ, методистам, преподавателям и студентам педагогических специальностей.

 

 

 

Содержание

От автора

I. Теоретические и концептуальные основы организации внеурочной деятельности сельских школьников

1.1. Понятие внеурочной деятельности

1.2. Особенности организации внеурочной деятельности сельских школьников

1.3. Принципы организации внеурочной деятельности в сельской школе

1.4. Модели организации внеурочной деятельности сельских школьников

II. Методика организации внеурочной деятельности детей в сельской школе

2.1. Содержание и формы внеурочной деятельности детей в сельской школе

2.2. Средства развития индивидуальности школьника

2.3.Разновозрастные группы как средство организации внеурочной деятельности сельских школьников

2.4.Интеграция педагогических средств учебной и внеурочной деятельности

2.5. Разработка программ внеурочной деятельности

2.6. Примерная структура программ внеурочной деятельности

2.7. Изучение эффективности внеурочной деятельности школьников

Словарь

 

Список литературы

 

Приложения

 

 

От автора

 

В федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности детей, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, важной составной частью воспитания и социализации обучающихся.

Документы, определяющие деятельность общеобразовательных учреждений при переходе на новые ФГОС, адресованы всем школам. В то же время в условиях сельских, особенно малочисленных, школ возникает ряд специфичных проблем при организации внеурочной деятельности детей. Например:

- Как организовать разностороннюю деятельность детей в классе, где обучаются несколько человек, или в школе с наполняемостью 20-40 человек, удаленной от культурных и образовательных центров?

- Как преодолеть проблемы малочисленности классов, чтобы организовать полноценное общение и развитие детей?

- Есть ли особые ресурсы в сельской школе, которые можно более продуктивно использовать при организации внеурочной деятельности учащихся?

- Как использовать возможности школы, учитывать особенности социума при организации внеурочной деятельности сельских детей?

- Какие модели организации внеурочной работы могут быть ориентиром для сельских педагогов, детей и родителей? И т. д.

Если учесть, что от 60 до 80 % школ России (в зависимости от региона) составляют сельские школы, а значительная часть из них – это малочисленные коллективы, то становится очевидной необходимость найти ответы на эти вопросы.

Для решения названных и других проблем в данной книге предлагаются некоторые педагогические идеи и средства.

С 2011-2012 учебного года на новый стандарт перешла начальная школа, но в малочисленном коллективе (а их большинство) объективно существуют условия, которые побуждают педагогический коллектив заниматься организацией внеурочной деятельности детей с учетом идей ФГОС не только в начальных классах, но и во всей школе, что и обосновывается в данной книге. В этой связи в содержании материала не делается специальный акцент на организации внеурочной деятельности в начальных классах (за исключением раздела 6, где в основном задачи и результаты внеурочной деятельности рассмотрены на примере начальной школы), а предлагаются общие рекомендации по организации внеурочной деятельности детей всей школы.

Следует отметить, что многие идеи, изложенные в книге, прошли апробацию в различных сельских школах и подтвердили свою целесообразность и эффективность. Сегодня педагогам сельских школ совместно с детьми, родителями, социальными партнерами предстоит найти свои варианты моделей организации разносторонней внеурочной деятельности, учитывая потребности участников образовательного процесса, кадровые и материальные ресурсы школы, а также условия и возможности социума. В книге предлагаются различные подходы к разработке моделей организации внеурочной деятельности.

На наш взгляд, полезным пособием для организаторов внеурочной деятельности детей, в том числе и сельских школ, является книга Д.В.Григорьева и П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методичекский конструктор» (М.:Просвещение, 2011), поэтому в ряде случаев делается ссылка на этот источник. Мы попытались дополнить некоторые разделы названной книги, а также в большей мере обратить внимание на особенности организации внеурочной деятельности детей в сельской школе.

 

 

I. Теоретические и концептуальные основы организации внеурочной деятельности сельских школьников

 

 

Понятие внеурочной деятельности

 

Внеурочная деятельность – это различные виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации; деятельность, организуемая во внеурочное время, ориентированная на интересы детей, предоставляющая им возможность выбора, способствующая их самореализации и самоопределению.

Внеурочная деятельность помогает удовлетворять разно­образные интересы детей в неформальном общении, клу­бах, любительских объединениях, кружках. В свободное от уроков время учащиеся выбирают не толь­ко формы досуга, но и формы занятий, способствующих уг­лубленному изучению того или иного предмета.

Внеурочная деятельность обеспечивает проявление и развитие активности детей, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя.

Основные педагогические условия, позволяющие достичь активной включенности детей во внеурочную деятельность:

- личностно ориентированное информационное обеспече­ние включения школьников в разнообразные занятия (под личностно-ориентированным информационным обес­печением мы понимаем предоставление детям информации об имеющихся видах внеурочной деятель­ности и возможностях включения в эти виды за­нятий).

- планирование обучающимися собственной внеурочной дея­тельности;

- готовность педагогов к управлению процессом включе­ния детей во внеурочную деятельность;

- возможность овладения информацией о себе, о чертах своего характера, свойствах, способностях и т. п.;

- педагогическая помощь в самоанализе;

-педагогическая помощь в самоопределении в позиции «Я» — «Деятельность».

Самоопределение в позиции «Я»—«Деятельность» явля­ется завершением акта выбора ребенком вида внеурочной деятельности, в которую он намерен включиться.

Сам акт выбора состоит из сопоставления информации о деятельности с информацией о себе.

Информация о деятельности включает:

• характеристику предмета и объекта деятельности;

• определение общей цели деятельности и «веера» задач;

• характеристику основных действий и операций, состав­ляющих деятельность;

• варианты участия в деятельности;

• возможности личностного роста и удовлетворения лич­ных потребностей;

• определение психологических и других свойств и ка­честв личности, необходимых для успешного освоения данного вида внеурочной деятельности.

Информация о себе должна содержать знания:

• о своих индивидуальных чертах и свойствах;

• о сущности процесса самоопределения.

Внеурочная деятельность детей организуется в первичном коллективе, школе, вне школы. Примером такой деятельности является создание разнообраз­ных творческих объединений, волонтерских отрядов, пре­доставление возможности заниматься техническим твор­чеством, художественной самодеятельностью, работать в Интернете и др.

Эффективность развития школьников определяется не только активностью участия детей в деятельности, но и тем, как организована эта деятельность, при этом она может быть индивидуальной и коллективной. Чаще всего педагоги организуют коллективную деятельность, стимулируя и направляя каждого ребенка, обеспечивая его активное и заинтересованное участие в общей работе. Схематично представим этапы организации индивидуальной и коллективной деятельности (см. схему 1).

 

Схема 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...