Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная структура программ внеурочной деятельности школьников




 

В настоящее время в литературе и опыте можно познакомиться с различными вариантами программ внеурочной деятельности детей. Не существует единых и строгих требований к оформлению программы. Главное — она должна быть понятна, доступна для школьников и родителей, концептуально обоснована, построена на основе идей и предложений, выработанных взрослыми и детьми, отражать их интересы и потребности.

Структура программы также зависит от того, какая составляется программа.

Опираясь на различные источники и опыт, мы можем предложить примерную структуру общешкольной программы внеурочной деятельности учащихся и характеристику каждого раздела.

В общем виде программа внеурочной воспитательной работы в сельской школе может быть представлена следующими разделами:

Введение.

- Концепция, которая лежит в основе программы.

- Создание необходимых условий для реализации программы.

- Содержание и формы внеурочной деятельности детей.

- Взаимодействие субъектов организации внеурочной деятельности.

- Повышение профессионального мастерства педагогов.

- Научно-методическое обеспечение внеурочной деятельности.

- Изучение эффективности внеурочной деятельности.

Во введении указывается продолжительность программы, обосновывается ее актуальность, обозначается место программы внеурочной деятельности в основной образовательной программе, указывается возраст учащихся, особенности контингента детей и их семей, называются социальные, экономические, кадровые факторы, которые учитываются при построении программы, определяется основное назначение программы.

- 1. Концепция внеурочной деятельности.

1.1. Цель программы, которая должна быть конкретной, реально достижимой и замеряемой через определенный период времени. Рекомендации по формулировке цели[8]:

- - главным основанием постановки целей должны послужить результаты анализа имеющихся потребностей и проблем, анализ различных возможностей, средств, ресурсов;

- - цели должны быть реальными, то есть находиться в зоне ближайшего развития потенциала тех, кто их будет исполнять;

- - цели должны быть конкретными (включая определение уровня желаемого результата и сроков его достижения), чтобы можно было в результате четко определить, достигнуты ли они;

- - цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий, побуждающий характер для всех участников образовательного процесса;

- - цели совместной деятельности должны быть известны всем ее участникам, привлекательны, понятны и осознанно приняты к исполнению;

- - цели должны быть открытыми и гибкими (может быть, составленными из ряда подцелей), допускать обоснованную корректировку;

- - цель — не просто образ желаемого результата, а образ результата операционально определенного, то есть заданного так, что всегда можно сравнить фактический результат с желаемым.

1.2. Задачи - конкретизация цели, пути достижения целей. Рекомендации по формулировке задач:

- - задачи должны быть сформулированы конкретно и чётко, чтобы была возможность проверить их выполнение;

- - задачи на планируемый период отличаются от задач предыдущего периода;

- - формулировка задач должна быть максимально краткой;

- - задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой деятельности;

- - задачи должны быть реальны для выполнения;

- - задачи целесообразно поставить в определенной последовательности и классифицировать;

- - в формулировке задачи должно быть ключевой слово, глагол, определяющий основные действия педагога и учащихся (оказать, открыть, отработать, освоить, приобщить, сформировать, развить, организовать и пр.;).

Задачи могут быть изложены по-разному:

а) по ступеням образования (начальная школа, основная школа, средняя школа) или по возрастным периодам;

б) по этапам развития внеурочной деятельности (указываются по годам);

в) с учетом классификации задач на:

- воспитательные, связанные с формированием личностных компетентностей, социально-значимых качеств;

-организационные, которые обозначают развитие основных способов организации и создание педагогических механизмов развития внеурочной воспитательной работы;

- управленческие, которые направлены на научно-методическое, кадровое, материальное, социальное обеспечение внеурочной деятельности детей.

Схематично это можно представить следующим образом (см. таблицу 8)

Таблица 8

Задачи внеурочной деятельности

Период Ступень образования Задачи
воспитательные организационные управленческие
2011-2012 Начальная школа      
Основная школа      
Средняя школа      

 

Концептуальные положения.

Здесь определяются основные подходы, которые пронизывают программу, и будут учтены педагогами при организации внеурочной деятельности, дается их краткая характеристика для непротиворечивого понимания сущности этих подходов всеми субъектами организации внеурочной деятельности. Затем характеризуются принципы, которые становятся руководящими положениями для взрослых и детей. Очень важно в этой части программы определить не только традиционные и всем известные подходы, но и те, которые отражают основные замыслы данного коллектива, особенности школы, условия социума, иначе говоря, «лицо» школы.

Ожидаемый результат.

Может быть представлен на разных уровнях:

- изменения в детях, которые произойдут в соответствии с заявленными целями и воспитательными задачами;

- изменения в педагогах;

- изменения в организации внеурочной работы;

- изменения в социальном окружении.

2. Создание необходимых условий для реализации программы. Перечисляются и кратко раскрываются условия, которые необходимы для реализации программы, например:

- высокий уровень психолого-педагогической готовности педагогов к организации внеурочной деятельности (профессиональная компетентность, потребность в обновлении, стремление к инновационной деятельности, способность к диалогу и сотрудничеству с детьми и родителями и др.)

- программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности;

- разработка нормативно-правовой базы;

- развитие детского и родительского самоуправления, общественного управления;

- педагогизация социального окружения (использование ресурсов социума);

- изменение структуры организации внеурочной деятельности на основе деятельности разновозрастных групп;

- материально техническая оснащенность и др.

Целесообразно кратко изложить, что предполагается сделать по созданию каждого условия.

Содержание и формы внеурочной деятельности детей.

Могут быть разные подходы к определению приоритетных направлений внеурочной деятельности. Субъекты образовательного процесса могут сами определять содержание этого раздела, учитывая приоритетные задачи, направления, виды деятельности, рекомендованные концепцией ФГОС второго поколения, а также используя материалы 2.1 и 2.2 разделы данной книги.

Можно предложить примерную схему этого раздела, учитывая специфику большинства сельских школ (см. таблицу 9).

Таблица 9

Содержание и формы внеурочной воспитательной работы (фрагмент)

Воспитательные задачи Приоритет. направления деятельности Формы деятельности детей  
      общешкольный уровень начальная школа основная школа старшая школа
  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду Общественно-полезная деятельность 1.Организация работы в теплице. 2. Работа на пришкольном участке Помощь детскому саду в оформлении наглядных средств 1.Оборудование спортивной площадки 2. Работа в местном хозяйстве
Проектная Проблемно-тематический день «Достижения моей семьи» Фотоальбом «Труд моих родителей» Конкурс проектов «Приусадебный участок», «Фермерское хозяйство»
Художественная Выставка творческих работ «Увлечения моей семьи». Организация деятельности театрального коллектива 1.Кружок «Умелые руки» 2.Подготовка украшений к новому году    
    и т. д.        

 

Такой вариант данного раздела может быть удобен для большинства сельских малочисленных школ, где внеурочная деятельность организуется преимущественно на общешкольном уровне, в разновозрастных группах.

Возможен также вариант представления каждого направления внеурочной деятельности по следующей схеме:

1. Название направления

2. Стратегическая цель

3. Воспитательные задачи

4. Содержание и формы внеурочной деятельности (см. раздел 2.1).

5. Результаты

Целесообразно представить содержание и формы внеурочной деятельности по возрастным группам или ступеням образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...