Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Названия тонов септаккордов

АККОРДЫ

Аккорд (рабочее определение) это созвучие из трёх и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

 

Трезвучия

Трезвучие – это созвучие из трёх звуков, которые расположены по терциям.

Виды трезвучий:

Большое (мажорное) трезвучие – б3 + м3. Обозначается Б35.

Малое (минорное) трезвучие – м3 + б3. Обозначается М35.

Уменьшённое трезвучие – м3 + м3. Обозначается Ум35.

Увеличенное трезвучие - б3 + б3. Обозначается Ув35.

Рис.1

Обозначение аккордов пишется с заглавной буквы.

Названия тонов аккордов

Прима (основание) – нижний звук, от которого аккорд выстраивается по терциям.

Терция (терцовый тон) – средний звук аккорда.

Квинта (квинтовый тон) – верхний звук аккорда.

- квинта (h)

- терция (g)

- прима (e)

Эстрадно-джазовые обозначения трезвучий

Большое (мажорное) трезвучие обозначается буквой, от которой строится трезвучие. Буква ставится над нотным станом. Например, трезвучие Фа мажор – F, Ля бемоль мажор – Ab, Соль диез мажор – G#. (См. рис.1)

Малое (минорное) трезвучие обозначается буквой, от которой строится трезвучие. К ней прибавляется латинская буква m, которая означает малую терцию от основания. Например, трезвучие ре минор – Dm, ми-бемоль минор – Ebm, фа-диез минор – F#m. (См. рис.1)

Буквы всегда заглавные!

Чтобы уменьшить интервал, нужно поставить значок «минус». При обозначении уменьшённой квинты необязательно после знака «минус» писать цифру 5, это подразумевается само собой. К примеру, уменьшённое трезвучие от звука «ля» может быть обозначено так: Am- или Am-5. (См. рис.1)

Если нужно уменьшить другой интервал, необходимо написать после знака «минус» номер тона. Например, в малом нонаккорде -9. Малый нонаккорд от звука «соль» обозначается G-9.

Чтобы увеличить интервал, нужно поставить значок «плюс». При обозначении увеличенной квинты необязательно после знака «минус» писать цифру 5. Увеличенное трезвучие от звука «ми» обозначается E+ или E+5. (См. рис.1)

Если нужно увеличить другой интервал, необходимо написать после знака «плюс» номер тона. Например, в большом септаккорде +7. Малый минорный септаккорд от звука «ре» обозначается Dm+7.

Обращения трезвучий

• Обращение – перенос нижнего звука на октаву вниз.

Трезвучие имеет два обращения.

• Первое обращения трезвучия называется секстаккордом (Б6, М6, Ум6, Ув6)

• Второе обращения трезвучия называется квартсекстаккордом (Б64, М64, Ум64, Ув64).

• Бас – нижний звук аккорда

• У трезвучия в басу всегда находится прима (основной тон),

т.е. тот звук, от которого все звуки аккорда выстраиваются по терциям;

• у секстаккорда в басу всегда находится терцовый тон;

• у квартсекстаккорда в басу – квинтовый тон.

При обращении вид трезвучия не меняется: большое трезвучие обращается в большой секстаккорд и большой квартсекстаккорд, малое трезвучие – в малый секстаккорд и малый квартсекстаккорд и т.д.

Рис.2

При записи обращений эстрадно-джазовыми обозначениями пишется основной вид аккорда и через слэш буквенное обозначение тона (См. рис.2)

Задание. Определите аккорды:

Порядок действий:

1.1.Аккорд №1 нетерцовой структуры, значит, это обращение. Чтобы определить структуру аккорда, нужно

 
 
!расположить аккорд по терциям!  

 

 


Получаем

 
 

Определяем виды терций: б3 + м3. Это большое (мажорное) трезвучие.

1.2. Исходный аккорд представляет собой второе обращение трезвучия (в басу квинтовый тон). Таким образом, перед нами Б64.

2.1. Выстроим по терциям аккорд №2.

Состав аккорда: м3 + м3. Это уменьшённое трезвучие.

2.2. Исходный аккорд представляет собой второе обращение трезвучия (в басу квинтовый тон). Это Ум64.

3. Аккорд №3 представляет собой трезвучие, т.к. расположен по терциям. Состав терций: б3 + б3. Это увеличенное трезвучие – Ув35.

4.1. Расположим по терциям аккорд №4.

Состав аккорда: м3 + б3. Это малое (минорное) трезвучие.

4.2. Исходный аккорд представляет собой первое обращение трезвучия (в басу терцовый тон). Это М6.

Работа оформляется следующим образом:

Септаккорды

• Септаккорд – созвучие из 4 звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки этого созвучия образуют септиму, поэтому он называется септаккордом.

Септаккорд является диссонансом.

Названия тонов септаккордов

Каждый звук септаккорда имеет своё название. При обращениях названия сохраняются. Нижний звук называется примой или основанием. На терцию выше расположен терцовый тон или терция аккорда, следующий за терцией звук называется квинтовым тоном или квинтой, самый верхний звук септаккорда называется септимой.


 

- септима (h)

- квинта (g)

- терция (e)

- прима или основание (с)

 

• Определение септаккорда складывается из двух характеристик:

1. величина септимы;

2. вид трезвучия от основания.

В вышеизложенном аккорде септима большая, а трезвучие от основания мажорное. Таким образом, этот септаккорд большой мажорный: Бd7.

В названии аккорда сначала пишется септима. Её величина обозначается первой буквой слова, буква – русская заглавная: Б, М. Уменьшённая септима обозначается двумя буквами: Ум.

Мажорное и минорное трезвучие обозначаются первой буквой латинского обозначения лада: мажорное - d (dur), минорное – m (moll). Уменьшённое и увеличенное трезвучия пишутся двумя русскими буквами: ум, ув. Название трезвучия пишется с маленькой буквы.

Наиболее употребительные виды септаккордов:

 

Наименование аккорда Название аккорда в эстрадно-джазовой практике Обозначение аккорда (в т.ч. разные варианты обозначений)
Большой мажорный Большой септаккорд Сmaj, С+7; С∆
Малый мажорный Септаккорд С7
Малый минорный Минорный септаккорд Сm7
Уменьшённый уменьшённый Уменьшённый септаккорд Сo, Cdim
Малый уменьшённый Полууменьшённый септаккорд Co , Сm7-(5)
Большой минорный   Сm+7
Малый увеличенный   С7+(5), C7aug
Большой увеличенный   Сaug+7, Cmaj+(5)

 

Задание. Подписать эстрадно-цифровыми обозначениями следующие аккорды:

Порядок действий:

1. Определить структуру аккорда по величине септимы и трезвучию от основания.

В аккорде №1: м7 + Б35 = Мd7 – малый мажорный септаккорд.

В аккорде №2: б7 + Б35 + Бd7 – большой мажорный септаккорд.

В аккорде №3: м7 + М35 = Мm7 – малый минорный септаккорд.

В аккорде №4: ум7 + Ум35 = Ум.ум.7 – уменьшённый уменьшённый септаккорд.

2. Перевести обозначения в эстрадно-цифровые и записать.

 


Обращения септаккордов

• Обращение – перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх.

Септаккорд имеет 3 обращения.

Их названия можно запомнить по следующей схеме:

 
 
 
 

 

• Первое обращение септаккорда называется квинтсекстаккорд.

• Второе обращение септаккорда называется терцквартаккорд.

• Третье обращение септаккорда называется секундаккорд.

Задание. Определить аккорды:

 

Порядок выполнения действий.

Все вышеперечисленные аккорды являются обращениями, т.к. изменён порядок расположения по терциям. Во всех случаях первое действие будет одинаковым:

1.

 
 
!расположить аккорд по терциям!  

 

 


Чтобы быстро выполнить это действие, нужно разомкнуть секунду. В первом аккорде секунда c-d. Перемещаем верхний звук секунды вниз, и от него выстраиваем все звуки вверх по порядку.

Во втором аккорде секунда b-cis. Перемещаем верхний звук cis вниз и от него выстраиваем звуки. И т.д.

2. Определить структуру аккорда:

1) м7 + Б35 = Мd7 – малый мажорный септаккорд.

2) ум.7 + ум.35 = Ум.ум.7 – уменьшённый уменьшённый септаккорд

3) б7 + М35 = Бm7 – большой минорный септаккорд

3. Определить обращение. Сделать это можно двумя способами:

а) посчитать количество обращений, которое нужно сделать, чтобы получить исходный аккорд;

б) определить, какой тон находится в басу (нижнем голосе).

В аккорде № 1 от септаккорда нужно сделать одно обращение. В басу находится терцовый тон. Таким образом, это первое обращение септаккорда. Это малый мажорный квинтсекстаккорд.

В аккорде №2 от септаккорда нужно сделать два обращения. В басу – квинтовый тон. Это второе обращение септаккорда – уменьшённый уменьшённый терцквартаккорд.

В аккорде №3 от септаккорда нужно сделать три обращения. В басу – септимовый тон. Это третье обращение септаккорда – большой минорный секундаккорд.

Подписываем аккорды:

В эстрадно-джазовой цифровке обращения записываются следующим образом:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...