Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ФОРМИРОВАНИЕ ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ




ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практического занятия № 2

(для преподавателей)

МОДУЛЯ 1

«Строение зубов и препарирования кариозных полостей»

СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ІІІ-ІV УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ

 

 

«Строение зуба: топография тканей и образований зуба. Гистология эмали».

Составила асс. Савельева Н.Н.

 

Харьков 2010г.

 

Тема: «Строение зуба: топография тканей и образований. Гистология эмали»

 

Технологическая карта проведения практического занятия:

N п/п Этапы   Время в мин.       Место проведения
Учебные средства обучения Оснащение
1.   Определение и коррекция исходного уровня знаний     Устный опрос. Банк тестовых заданий для контроля исходного уровня знаний Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, гипсовые муляжи зубов, наборы интактных зубов, распилы зубов, пластилин, атласы, наборы стоматологического инструментария,бор.машины, наконечники, наборы боров. Учебная аудитория
22. Самостоятельное изучение: -этапов формирования постоянных зубов -анатомического строения постоянных зубов -гистологического строения эмали зубов постоянного прикуса, ее химического, минерального и органического состава -структурных особенностей строения эмали, -понятий эмалево-дентинное, эмалево-цементное соединение   Фантомы, таблицы, рисунки, видеофильмы, атласы   Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, гипсовые муляжи зубов, наборы интактных зубов, распилы зубов, пластилин, атласы, наборы стоматологического инструментария,бор.машины, наконечники, наборы боров. Учебная аудитория
3.   Разбор и коррекция усвоения изучаемой темы           Рабочие тетради   Учебная аудитория
44.   Тестовый контроль     Банк тестовых заданий   Учебная аудитория

Актуальность темы:

 

Без знания этапов формирования зуба, анатомического строения постоянных зубов, гистологического строения тканей зуба (эмали, дентина, цемента, пульпы) трудно понять механизмы возникновения и развития патоморфологических изменений в зубах, научно обосновать методы лечения и профилактики поражений твердых тканей зуба.

 

Общая цель занятия:

Изучить особенности этапов формирования постоянных зубов, анатомическое строение зубов, гистологическое строение твердых тканей зуба (эмали). Знать химический состав и свойства эмали.

 

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

Цели исходного уровня знаний Конкретные цели
1.Знать количество зубов, их группы, названия, гистологическое строение эмали (кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии).     2. Знать анатомическое строение зубов, гистологическое строение эмали (кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии).   1.Изучить этапы формирования постоянных зубов, особенности анатомического строения зубов, гистологическое строение эмали зубов постоянного прикуса с целью научного обоснования лечения и профилактики поражений твердых тканей зуба.   2.Изучить особенности химического, минерального, органического состава эмали, структурные особенности строения эмали,понятий эмалево-дентинное, эмалево-цементное соединениес целью научного обоснования лечения и профилактики поражений твердых тканей зуба.  

Теоретические вопросы, на основе которых возможно

выполнение целевых видов деятельности:

1. Формирование постоянных зубов (этапы развития зуба).

2. Анатомическое строение зуба, групповая принадлежность зубов.

3. Клиническая анатомия постоянных зубов.

4. Формирование эмали (этапы минерализации).

5. Гистологическое строение эмали зубов постоянного прикуса.

6. Химический, минеральный, органический состав и свойства эмали зубов постоянного прикуса.

7. Структурные особенности строения эмали. Эмалевые призмы.

8. Охарактеризуйте:

-полосы Гунтера-Шрегера

-полосы Ретциуса

9. Эмалево-дентинное и эмалево-цементное соединение (типы А, Б, В).

10. Кутикула: понятие, функции.

  1. Функции эмали.
  2. Понятие структурной и функциональной резистентности эмали.

 

Учебная информация, необходимая для изучения данной темы:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Магид Е.Л.Мухин Н.А.Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии.-1981.-С.- 3-4, 67-109, 1987.- С. 64-108

2. Терапевтическая стоматология: Учебник/Под ред. Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина,2002.- 640 с.

3. Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М.Терапевтическая стоматология. В 4 томах. Том 1. Фантомный курс. Киев «Медицина»,2009.-399 с.

4. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии, ОАО «Медицина»,2005.- 324 с.

5. Борисенко А.В.Секреты терапевтической стоматологии.В 4 томах. Фантомный курс. Том 1. МЕДпресс- информ,2009.- 320 с.

6. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Робустова Т.Г. Пропедевтическая стоматология: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Базияна Э.А./.ГЭОТАР-Медиа,2003.-768 с.

7. Данілевський М.Ф. Практикум з терапевтичної стоматології фантомний курс. Львів. Світ. 1993 .- 193 с.

8. Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред . Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина, 2001.-840с.

9. Терапевтическая стоматология.: Учебник для студентов мед. вузов/ Под ред. Боровского Е.В.- М.: «Медицинское информационное агентство», 2009.-840 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Скорикова А.А., Волков В.А., Баженова Н.П. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для мед. ВУЗов. Ростов: Феникс.2002.- 640 с.

2. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Лукина Г.И. Стоматология. Тематические тесты. В 2-х частях. Часть 1. Пропедевтическая стоматология, ГЭОТАР-Медиа,2009.- 193с.

 

 

Организационная структура практического занятия (короткие методические указания к работе на практическом занятии):

В начале занятия, которое проводится в учебной аудитории, преподаватель напоминает тему, общие и конкретные цели. Дальше проводит определение исходного уровня знаний студентов.

Затем студенты самостоятельно изучают этапы формирования постоянных зубов, анатомическое строение зубов, особенности гистологического строения эмали, ее химический состав, свойства. Выясняют различия в гистологическом строении эмали зубов постоянного и молочного прикуса.

В конце занятия проводится коррекция результатов усвоения темы и итоговый контроль с помощью тестовых заданий.

Подводится итог, анализируются действия студентов во время занятия. Дается задание к следующему занятию.

 

Содержание темы:

В методическом руководстве детально описаны этапы формирования постоянных зубов, анатомическое строение зуба, гистологическое строение эмали зубов постоянного прикуса. Большое внимание также уделено химическому и минеральному составу эмали, ее органическим компонентам. Отображены структурные особенности строения эмали, эмалево-дентинного, эмалево-цементного соединения, понятия – кутикула.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ

Зачатки постоянных зубов закладываются таким же образом, как и зачатки временных (молочных) зубов. В частности, в конце 4-го — начале 5-го меся­ца внутриутробного развития из глубоких частей язычной зубной пластинки начинают образовываться зубные почки постоянных зубов. Позже они пре­вращаются в эмалевые органы, а из прилегающей мезенхимы формируются зубной сосочек и зубной мешочек (стадия колпачка). Денто- и амелогенез в зачатках постоянных зубов начинается в конце 8-го, начале 9-го месяца внут­риутробного развития. Все процессы развития постоянных зубов аналогичны тем, которые происходят при развитии временных.

Сначала временные и постоянные зубы располагаются в общей альвеоле, потом между ними образуется костная перегородка. Когда приходит время вы­падать временному зубу, остеокласты разрушают его корень и эту перегородку. Одновременно активизируется развитие постоянного зуба, который врастает в альвеолу временного зуба и постепенно выталкивает его коронку.

Следует отметить, что описанные выше взаимоотношения с временными зубами относятся к зачаткам, из которых образуются постоянные резцы, клыки и премоляры. Моляры закладываются на 1—4-м году внеутробной жизни. Од­новременно с ростом челюстей язычная зубная пластинка прорастает дистально под эпителием ротовой полости. Именно с этой части зубной пластинки развиваются почки, которые позже дают начало зачаткам моляров.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.