Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По В. Захарову. Как совместить законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? (Обратите внимание на вступление)




(1)Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? (2)Может быть, следует признать, что есть какая-то высшая справедливость, которая выше норм общественной морали, потому что допускает к принятию решений всепонимающее и всепрощающее добро? (3)А может, напротив, законы, не знающие исключений, одинаковые для всех граждан, являются высшей ступенью нравственного развития? (4)Трудно ответить однозначно.

(5)Известный русский поэт И. Анненский некоторое время работал инспектором Петербургского учебного округа и ездил с проверками по разным учебным заведениям. (6)Надо ли говорить о том, как боялись учителя чопорного, застёгнутого на все пуговицы чиновника с пугающей

неподвижностью лица!

(7)Однажды ему в руки попала пачка письменных переводов с латинского языка, одна из работ ему понравилась художественным изяществом и точностью. (8)Анненский похвалил её автора, но тут ему сообщили, что написавшего этот перевод гимназиста придётся отчислить, потому что за письменный экзамен по математике комиссия поставила ему двойку.

(9)Инспектор попросил контрольную по математике. (10)Неудовлетворительную оценку экзаменаторы выставили в строгом соответствии с утверждёнными нормами, и потому не могло быть никаких сомнений в её справедливости. (11)Но… речь шла о судьбе талантливого гимназиста. (12)Трудно сказать, какими последствиями для юноши обернулось бы это исключение. (13)Не погибнет ли в нём природный дар?

(14)Однако есть правила, которые невозможно нарушить, как говорится, суров закон, но он закон. (15)Чем необходимо руководствоваться в принятии решения: сочувствием, состраданием или буквой закона? (16)Ведь если нарушить закон один раз, то, значит, можно будет нарушить его и второй раз,

и третий… (17)Какой же тогда это закон?

(18)Анненский прекрасно понимал всю тяжесть ответственности, прекрасно понимал, что правильнее, да и легче всего признать нерушимую силу закона. (19)Но он, подумав, предложил исправить двойку на три с минусом. (20)Учителя с недоумением переглянулись: всегда строгий и принципиальный инспектор сам идёт на нарушение правил… (21)Оценку исправили, гимназиста оставили.

(22)Наверное, можно было бы добавить, что спасённый юноша впоследствии стал известным художником-графиком, но, как вы понимаете, смысл поступка Анненского не в этом. (23)Неужели проявлять участие нужно только в том случае, если есть уверенность, что облагодетельствованный тобою человек станет выдающимся художником, писателем или учёным? (24)А если бы юноша обманул ожидания, что тогда получилось бы: милосердие потеряло свой смысл, превратилось в

беспринципность?

(25)К сожалению, пока никто не придумал прибора, с помощью которого можно было бы выявить те нравственные побуждения, которые становятся причиной того или иного поступка. (26)Одно дело, когда жалость куплена за деньги, когда подвиг обусловлен честолюбием, и совсем иное дело, когда

Благодеяние совершено из чувства любви, когда в другом человеке ты видишь «своего», самого себя, и твоё сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением.

(По В. Захарову*)

*В.А. Захаров (родился в 1956 г.) – писатель и публицист.

 

Сочинение

Милосердие, сострадание, закон, справедливость. Об этих понятиях, столь важных для каждого времени, для каждого живущего на земле человека, рассуждает писатель и публицист В. А. Захаров. В самом начале он определяет круг вопросов, над которыми предлагает подумать вместе с ним. Главный среди них, по-моему, следующий: как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия?

Автор понимает, что решение поставленных им проблем может быть сложным и неоднозначным. То, что милосердие иногда выше законов справедливости, автор показывает на примере случая, произошедшего с известным поэтом Анненским. Он был строгим и бескомпромиссным инспектором Петербургского учебного округа. Однажды Анненский нарушил свой строгий подход к делу и правила, заставив исправить двойку за экзамен по математике на три. Им руководили сочувствие, сострадание к судьбе талантливого гимназиста. И не то главное, что впоследствии это юноша стал талантливым художником, главное, по мнению В. Захарова, что это «благодеяние совершено из чувства любви».

Автор считает, что милосердие, благодеяние не могут быть куплены за деньги, подвиг не может быть обусловлен честолюбием. Милосердие совершается из чувства любви, когда «твоё сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением».

Невозможно не согласиться с точкой зрения автора.

Далее: согласен/ не согласен + тезис + примеры+ вывод

По Долининой. Ревность – чувство естественное… Проблема определения ревности

Исходньй текст

(1) Ревность – чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3) И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Дело не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Дело в том что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорит Пушкин.

(6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.

(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.

(13)Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим, -

в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков -самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.

(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт - на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.

(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе одном. (20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке- непременный закон. (21) Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22) Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. (23)И это не значит уничтожить свое «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.

(По Н. Долининой)

Информация о тексте

Основные проблемы: Авторская позиция:
1) Проблема определения ревности (Что такое ревность?) 1) Ревность - естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой, - с недоверием к тому, кого любишь.
2) Проблема соотношения любви и ревности. (Бывает ли любовь без ревности?) 2) Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви, её начало часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит и ревностью.
3) Проблема преодоления ревности. (Как преодолеть ревность?) 3) Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.
4) Проблема становления и крушения любви. (Как крепнет и разрушается любовь?) 4) с преодолением ревности связано становление любви, а крушение начинается с эгоизма.

Сочинение

Любовь и ревность… Первое чувство ассоциируется у нас с чем-то светлым, возвышенным, второе – с тёмным чувством собственника. Ты влюбляешься, тебе хочется всегда быть рядом с тем, кого ты любишь, но это невозможно, он самостоятельная личность. Вот тут-то и является она, ревность. Где твой избранник, с кем он, а вдруг тот, с кем он сейчас, покажется ему лучшим? Над проблемой определения ревности размышляет Н. Долинина.

Что такое ревность? Автор говорит, что это чувство естественное, его в той или иной мере испытывают все люди. Ревнуют, не веря в себя и не доверяя избраннику. Н. Долинина вспоминает сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Как среди пяти тысяч роз есть одна, так и любовь каждого единственна и неповторима. Радость от любви может отравить ревность, поэтому нужно учиться «властвовать собой». А ещё Долинина вспоминает строки великого Пушкина из стихотворения «Я вас любил». В этих строках –урок любящим, в них «нет худшего из людских пороков - самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой».

Размышляя о ревности, пытаясь дать её определение, Долинина приводит нас к выводу: ревность - естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой, – с недоверием к тому, кого любишь. Она губительна для любви, а любовь нужно беречь, переступать в любви через себя ради любимого.

С таким пониманием ревности я согласна полностью. Каждый из нас ревнует, но одного это чувство делает рабом, он отравляет жизнь себе и любимому, а другой, ревнуя, пытается понять и простить, спасти любовь, «найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку».

В трудную минуту, когда всё в мире тебе покажется окрашенным только в чёрный цвет, когда гнев застилает разум от ревности, обратись к книгам, к стихам о любви и ревности, они подскажут тебе выход из тупика. Их много, этих книг. О ревности писал Шекспир, Байрон, А. С. Пушкин, М. Ю Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Тютчев, Н. А. Некрасов, М. И. Цветаева… Всех не перечислить, слишком значимо в жизни человека это чувство. Вспомним трагедию Шекспира «Отелло». Мавр, венецианский полководец, умный и честный человек был обманут Яго, ревность ослепила его, он убил невинную Дездемону. Не случайно имя Отелло стало нарицательным, сегодня так называют всех ревнивцев.

Проблема ревности – одна из основных в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Герой драмы Арбенин наделён мятежным духом, умом, сильной волей. Но, будучи связанным с великосветским обществом рождением и воспитанием, он напрасно стремится обрести независимость и свободу. Он живёт по законам этого общества и, пытаясь защитить свою честь, ослеплённый ревностью и самолюбием, совершает убийство своей жены.

Когда мы читаем книги о ревности, о том, к каким трагическим последствиям она может привести, мы осознаём, что надо, действительно, помнить мудрый совет А. С. Пушкина, вложенный в уста Онегина: «Учитесь властвовать собою». Тогда ревность не застит глаза, потеряет свою разрушительную силу.

Ещё аргументы

  1. Ревность - это чувство, которое является самым разрушительным по отношению к любви. Вспомним почти забытую легенду о том, что прародительница рода человеческого Ева была не первой женой Адама. А случилось это так. В начале начал самую первую женщину Творец создал из огня. Красавица Лилит стала женой Адама. Но запах глины, из которой был сотворён Адам, чужеродный для Лилит запах тяготил её, и супруг стал ей неприятен. Изо дня в день разгоралась любовь Адама к жене, но первую на земле семью непрерывно сотрясали конфликты. Огненная Лилит тянулась к небу, к свободе. И однажды она встретила на своём пути существо, сотворённое, как и она, из огня. И пусть оказался им злой гений, Лилит сбежала к возлюбленному. Безысходное отчаяние обрушилось на Адама. Это гнетущее состояние и было впервые явленным миру чувством ревности.
  2. В одном из номеров номере газеты "Комсомольская правда" напечатана статья о ревности в наши дни. "Ревность, один из мощнейших моторов человеческих поступков, в нашем веке получила себе в пользование колоссальные просторы для проявления. Каждый шаг пользователя «Одноклассников» или «Фейсбука» зафиксирован поминутно, его жена знает все: кто у него в друзьях, что он кому написал, кому поставил "лайк" или пятерку за фото, на чьих сомнительных снимках он отмечен и где в комментах упомянут..."
  3. Ревность разрушает семью, душу человека, который ревнует любимую или любимого. О ревности размышляет И. А. Бунин в рассказе «Кавказ». «Любовь ревнивца более походит на ненависть»,- писал французский драматург Жан – Батист Мольер. Слова эти ярко характеризуют героя бунинского рассказа. Он, в захватившем его чувстве, только прикрывается словами о чести «мужа и офицера». Но автор, на мой взгляд, жалеет своего героя и осуждает женщину, которая так открыто изменяет мужу. И. А. Бунин считает, что ревность – разрушающее любовь чувство.
  4. Ревность разъедает душу Натальи Мелеховой, героини романа М. Шолохова «Тихий Дон». В своей ревности она доходит до ненависти, и в одну из трагических минут Наталья просит у Бога смерти мужу, отцу своих детей! Какой страшный грех!
  5. Ревность является не менее сильным чувством, чем любовь. Она разрушительна по своей сути и заставляет человека страдать, наблюдая за тем, как предмет обожания счастлив и безмятежен в обществе того, кого по-настоящему любит. Осмысление ревности – достаточно сложный процесс, потому как это чувство настолько поглощает человека, что не дает ему возможности трезво оценивать сложившуюся ситуацию. Ревнуя, многие испытывают любовь, которая граничит с ненавистью, о чем признался в своем стихотворении «О, не тревожь меня…» Федор Тютчев. Оставляя за своей избранницей право на личное счастье, автор, между тем, отмечает, что они оба влюблены. Но чувства той, которой адресованы эти строки, действительно чисты и возвышенны. Ревнивцу же вместе с любовью достается горечь утраты, досада на себя самого и неловкость оттого, что своим эгоизмом он разрушает тот образ, который создал в душе своей возлюбленной.

 

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас из двух завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я —

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

 

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,

Мной созданным самим, без веры я стою —

И самого себя, краснея, сознаю

Живой души твоей безжизненным кумиром.

Ф. Тютчев

6. Ревность, граничащая с потерей разума – еще один аспект этого непростого и многогранного чувства, которое попытался описать словами русский поэт Николай Некрасов. Его стихотворение «Ревность» наполнено болью и бессилием перед натиском коварного врага, которые способен отравить безмятежное существование любого человека. Достаточно лишь маленькому зерну ревности пустить корни в душе того, кто влюблен, как весь окружающий мир теряет свою красоту и привлекательность, чувства и желания притупляются, а сердцу наполняется холодной яростью, которая готова выплеснуться наружу при каждом удобном случае, причинив боль окружающим.

7. «Попытка ревности» Цветаева. В этом стихотворении анализируются чувства лирической героини по отношению к сопернице и любимому. Та хуже, приземлённее героини, но от этого не легче. Любимый несчастлив, хотя с земной женщиной ему живётся легче, но и героине стихотворения нелегко:

….К волшбам остыв,

Как живется вам с земною

Женщиною, без шестых

 

Чувств?..

Ну, за голову: счастливы?

Нет? В провале без глубин -

Как живется, милый? Тяжче ли,

Так же ли, как мне с другим?

 

8. У всякой ревности, ей-богу, есть причина

И есть один неписаный закон:

Когда не верит женщине мужчина,

Не верит он не ей - в себя не верит он.

 

Николай Доризо

 

9. Вероника Тушнова

 

«Не охладела, нет...»

 

 

Не охладела, нет,

скрываю грусть.

Не разлюбила,—

просто прячу ревность.

Не огорчайся,

скоро я вернусь.

Не беспокойся,

никуда не денусь.

Не осуждай меня,

не прекословь,

не спорь

в своем ребячестве

жестоком...

Я для тебя же

берегу любовь,

чтоб не изранил насмерть

ненароком.

2016г. Текст Б.Акунина "Про страх/смелость":

Недавно я прочитал интереснейшую статью в журнале Current Biology про одну

американку, у которой начисто отсутствует чувство страха. То есть вообще ноль

целых ноль десятых. Ученые обвешали ее датчиками, пугали-пугали всеми

способами, на которые хватало воображения – никаких отрицательных эмоций.

Причина бесстрашия нашей американки была сугубо медицинская. В мозгу есть

миндалевидный закуточек, который называется амигдала. Именно он отвечает за

формирование страха.

Пытаюсь представить себе, каково это – жить вообще без страхов. Хотел бы я так

или нет?

Первый порыв, конечно, ответить: да, очень хотел бы!

Страх – ужасно противное чувство.

У Толстого замечательно описано, как Николай Ростов празднует труса, убегая от

французов: «Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую

жизнь владело всем его существом. Быстро перепрыгивая через межи, с тою

стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка

оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его

спине».

Сейчас бросит пистолет и побежит

Должно быть, поручик Толстой знал это состояние не понаслышке – оно

впечатляюще описано и в «Севастопольских рассказах».

А сколько недостойных поступков и подлостей совершается от страха, сколько

ломается судеб.

Нет, решено. Удалите мне амигдалу, пожалуйста. Хочу ничего не бояться. Вообще

ничего. Как пел Высоцкий: «Я не люблю себя, когда я трушу».

С другой стороны… Всем наверняка в жизни приходилось делать что-то через

страх.

У меня одно из ранних воспоминаний, как мы во дворе зачем-то затеяли прыгать с

крыши гаража. Мне было, наверное, лет шесть-семь. Как обычно, нашелся кто-то

бесшабашный, а за ним полезли остальные, и я в том числе. Сверху вниз

посмотрел – ужас, оцепенение. Особенно когда мой приятель, более смелый, чем

я, прыгнул, подвернул ногу и завопил от боли. А я – следующий. Снизу девочки

смотрят (они умнее нас, дураков, - не полезли). Прыгнул, конечно. Куда деваться?

И впервые в жизни испытал чувство победы – самой драгоценной из побед,

победы над собой. Может, не такая уж это была глупость – прыгать с крыши

гаража.

Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно – срабатывает

инстинкт самосохранения. Но страх необходим и для развития личности.

Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. Смелость – это не

бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. Трусость – наоборот. Когда

амигдала побеждает тебя.

(не нашла)

Я подумал-подумал и отказался. Невозможно написать живую книгу, если не

вибрируешь от страха, что у тебя ни черта не получится. Даже если это просто

детектив.

И что бы я был без этого страха?

Нет, хочу бояться и радоваться победе над страхом.

Не троньте мою амигдалу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...