Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к оформлению контрольной работы

Рег. №

 

ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Методические указания

к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы

 

Специальности:

 

Направление подготовки 080200 – Менеджмент

Профиль подготовки Производственный менеджмент

Отраслевые специализации: – Нефтяная и газовая промышленность, Химическая промышленность

Квалификация (степень) – бакалавр

 

 

Санкт-Петербург

2013
Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, ст. преп. В.И. Песля

 

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

 

 

ã СПбГИЭУ, 2013


Содержание:

 

1. Общие положения. 3

2. Методические указания к изучению дисциплины.. 3

3. Методические указания к выполнению контрольных заданий. 3

4. Контрольные задания. 3

5. Требования к оформлению контрольной работы.. 3

6. Рекомендуемая литература. Ошибка! Закладка не определена.

Приложение 1. Содержание дисциплины.. 3

Приложение 2. Образец оформления титульного листа контрольной работы 3


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Данные задания составлены на основе действующего нормативного материала и предполагают проведение расчетов, аналогичных тем, которые осуществляются предприятиями при заполнении экологического паспорта и обосновании ими совместно с региональными органами инвестиционных проектов, а также прогнозов и концепции социально-экономического развития территории.

Научно обоснованные и апробированные методики оценки экологического ущерба необходимы для реализации системы экологической ответственности. В оценке размеров экологического ущерба заинтересованы: суды - для определения размеров возмещения ущерба; органы управления - для обоснования финансовых потоков в сфере природопользования, экологической экспертизы инвестиционных проектов и решения других вопросов территориальной организации общества;

предприятия - для определения степени своей экологической ответственности и уровня расходов на природоохранные мероприятия;

страховщики - для оценки уровня экологического риска, размера страховых премий и страхового возмещения; банки - для определения уровня платежеспособности и экологической «благонадежности» предприятий-заемщиков; пострадавшие лица - для расчета размера ущерба при подаче иска с требованием о компенсации. Данные расчеты проводятся также в процессе экологического аудирования.

Величина наносимого ущерба коррелирует с размером платежей за загрязнение воды, воздуха (стационарными и передвижными источниками), почвы (при размещении отходов). Система платежей, их роль и порядок исчисления подробно рассмотрены в заданиях 2,3,4.

Помимо платежей за загрязнение большое значение в регулировании рационального природопользования имеют платежи за природные ресурсы, которые рассмотрены на примере платежей за пользование водными объектами (задание 5).

Усвоение перечисленных тем студентами контролируется при решении ими задания 6, посвященного расчету экономической эффективности природоохранной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Огромные масштабы развития промышленности, транспорта, городского хозяйства поставили перед человечеством две очень острые проблемы:

- быстрое истощение запасов природных ресурсов;

- прогрессирующее загрязнение окружающей среды вредными веществами антропогенного происхождения.

Если до середины ХХ века запасы многих природных ресурсов считались практически неисчерпаемыми, что снимало всякие ограничения на масштабы их добычи и переработки, то в настоящее время стало очевидным, что потребительский подход к использованию природных ресурсов был ошибочным. Все это делает актуальным поиск путей рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды.

Рассмотрением всех этих проблем и занимается наука “Экономика природопользования”.

Учебная дисциплина “Экономика природопользования” в своем развитии опирается на положения и выводы таких наук, как география, почвоведение, метеорология, лесоведение, демография и проч. Как учебная дисциплина “Экономика природопользования” связана с такими дисциплинами, как “Экономика отрасли”, “Экономика предприятия” и проч.

Предмет изучения дисциплины - процессы, складывающиеся в экономике при использования природных ресурсов.

Цель дисциплины - исследования экономических закономерностей использования природных ресурсов людьми в целях удовлетворения своих потребностей.

К основным задачам дисциплины следует отнести:

- показать студенту взаимосвязь и взаимообусловленность в природе, которая функционирует как единое целое, а также связь между экономикой и природной средой;

- дать возможность студенту овладеть теоретическими основами и методами технико-экономической оценки природоохранных мероприятий;

- научить студента определить затраты на осуществление природоохранных мероприятий;

- научить студента определить предотвращенный экономический ущерб и проводить оценку экономической эффективности внедрения природоохранных мероприятий.

Тематическое наполнение дисциплины соответствует логической схеме последовательного изучения вопросов, касающихся вопросов экономики природопользования.

В результате изучения дисциплины студент должен получить базовые знания и практические навыки в области экономики природопользования

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Контрольная работа состоит из 6 заданий. Теоретические вопросы рассматриваются при проведении лекционных и практических занятий.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Выбор номера контрольного задания

Номер варианта контрольной работы определяется по последнему номеру зачетной книжки. Если последний номер зачетной книжки равняется 0, то номер контрольного задания 10.

 

ЗАДАНИЕ 1

С помощью методических указаний к выполнению заданий необходимо произвести расчет ущерба от деградации земель по данным Вашей местности или выбранного для изучения региона. Для этого следует выяснить: преобладающие типы почв, характерные для данной зоны и типа почв направления деградации земель, необходимый для их восстановления период времени. Необходимо указать, какие виды угодий (пашни, сенокосы или пастбища) подвергаются деградации, а также учесть наличие земель, которые относятся к особо охраняемым территориям. Годовой доход с 1 га пашни можно приблизительно определить на основе урожайности основных сельскохозяйственных культур и рыночных цен на них. Выясните причины деградации почв и земель и наметьте возможные мероприятия по их рекультивации. Если сбор информации по своему региону представляет сложность, можно решить Ваш вариант приведенного ниже задания.

Вариант 1. В Белгородской области уменьшение запасов гумуса в почве пашни в процентах от исходного составило в прошлом году 10%, а в текущем - 22%. Годовой доход с одного гектара принять равным 1400 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 2 года. Площадь деградированных земель составляет 1043 тыс. га. Определить ущерб от деградации почв.

Вариант 2. В Курской области произошло уменьшение мощности почвенного профиля пашни в % от исходного: в прошлом году она уменьшилась на 2%, а в текущем году - на 7%. Годовой доход с одного гектара принять равным 1300 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 6 лет. Площадь деградированных земель составляет 190 тыс. га. Определить ущерб от деградации почв.

Вариант 3, Коэффициент фильтрации почв пашни в Липецкой области за исследуемый период уменьшился с 0,2 до 0,04 м/сут. Годовой доход с одного гектара принять равным 1300 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 5 лет. Площадь деградированных земель составляет 160 тыс. га. Определить ущерб от деградации почв.

Вариант 4. В Саратовской области скорость роста площади деградированных пастбищ увеличилась за исследуемый период с 2 до 4% в год. Годовой доход с одного гектара принять равным 700 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 12 лет. Площадь деградированных земель - 250 тыс. га. Определить ущерб от деградации почв.

Вариант 5. В Астраханской области в связи с перевыпасом скота на пастбищах увеличение площади подвижных песков в прошлом году составляло 3% в год, а в текущем - 6% в год. Годовой доход с одного гектара принять равным 600 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 10 лет. Площадь деградированных земель - 300 га. Определить ущерб от деградации почв.

Вариант 6. В Оренбургской области на территории, занятой пашней, произошло поднятие уровня минерализованных почвенных грунтовых вод выше 2 м. Годовой доход с одного гектара принять равным 1100 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 3 года. Площадь деградированных земель составляет 200 га. Определить ущерб от деградации почв.

Вариант 7. В Ростовской области (в Сальских степях) за исследуемый год доля засоленных почв в общей площади пастбищ возросла с 2 до 6%, а доля площади подвижных песков увеличилась с 2 до 4%. Годовой доход с одного гектара принять равным 600 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 10 лет. Площадь деградированных земель составляет 100 га. Определить ущерб от деградации почв.

Вариант 8. В Волгоградской области (в степной зоне) за исследуемый период отмечено поднятие уровня пресных почвенно-грунтовых вод с 3 до 1,5 м. Территория занята пашней. Годовой доход с одного гектара принять равным 1000 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 2 года. Площадь деградированных земель составляет 1000 га. Определить ущерб от деградации почв.

Вариант 9. В Краснодарском крае расчлененность территории пашни оврагами возросла с 0,4 до 2,4 км/кв. км. Годовой доход с одного гектара принять равным 1200 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 4 года. Площадь деградированных земель составляет 200 га. Определить ущерб от деградации почв.

Вариант 10. В Алтайском крае в связи с чрезмерным выпасом скота увеличение доли подвижных песков в общей площади пастбищ в прошлом году составило 0,28% в год, в текущем - 3,2%. Годовой доход с одного гектара принять равным 700 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 15 лет. Площадь деградированных земель составляет 300 га. Определить ущерб от деградации почв.

ЗАДАНИЕ 2

Вариант 1. Мончегорский комбинат «Североникель» за год осуществил выброс 200 тыс. т. сернистого ангидрида. Для выполнения обязательств по международной конвенции о трансграничном переносе сернистого ангидрида его годовые выбросы должны были быть сокращены до 140 тыс. т. (это норматив предельно допустимого выброса, временно согласованный выброс равен 160 тыс. т. в год). Рассчитать размер платежей за загрязнение атмосферы сернистым ангидридом.

Вариант 2. Предельно допустимый выброс никеля, установленный для Мончегорского комбината «Североникель», равен 500 т. На время осуществления природоохранных мероприятий комбинату разрешен временно согласованный выброс 1000 т, фактический выброс никеля оказался равным 2900 т. Рассчитать размер платежей за загрязнение атмосферы никелем.

Вариант 3. Предельно допустимый выброс меди был установлен Мончегорскому металлургическому комбинату в размере 430 т, временно согласованный лимит выброса меди равнялся 800 т. В результате аварии фактический выброс меди превысил норматив предельно допустимого выброса на 2300 т. Определить размер платежей за загрязнение атмосферы медью.

Вариант 4.

За год химический комбинат, расположенный в Северо-западном регионе, осуществил выбросы 17 тыс. т неорганической пыли. Для достижения норматива предельно допустимого выброса комбинату необходимо сократить выброс пыли на 7,7 тыс. т. В настоящее время комбинату установлен временно согласованный выброс, который в 1,5 раза превосходит предельно допустимый выброс. Рассчитать размер платежей за загрязнение атмосферы неорганической пылью.

Вариант 5. Временно согласованный выброс окислов азота, установленный для промышленной ТЭЦ г. Санкт-Петербурга 4491,5 т в год, он в 1,6 раза больше норматива предельно допустимого выброса. Рассчитать размер платежей за загрязнение атмосферы окислами азота, если известно, что их фактический годовой выброс составил 3923 т.

Вариант 6. По объективным причинам промышленная ТЭЦ, расположенная в Центральном экономическом районе не может уложиться в норматив предельно допустимого выброса окислов серы 8100 т в год. В связи с этим предприятию установлен временно согласованный выброс окислов серы в размере 15710 т в год Фактический годовой выброс окислов серы составил 9210 т. Определить размер платежей за загрязнение атмосферы окислами серы.

Вариант 7. Временно согласованный выброс золы промышленной котельной, расположенной в Волго-Вятском районе, 456 т в год, норматив предельно допустимого выброса золы 350 т в год, фактический выброс золы за год составил 642 т. Определить размер платежей за загрязнение атмосферы запой.

Вариант 8. Тепловой электростанцией Санкт-Петербурга за год осуществлены сбросы в городскую канализацию взвешенных веществ в размере 74 т при нормативе предельно допустимого сброса 452 т. Определить размер платежей за сброс загрязнений.

Вариант 9. Промышленное предприятие Ленинградской области сбросило за год в водоем 1 т железа. Установленный временно согласованный сброс железа 0,74 т, предельно допустимый сброс 0,6 т. Рассчитать размер платежей за сброс железа в водоем.

Вариант 10. До завершения перевода цеха карбонильного никеля на полное оборотное водоснабжение Мончегорскому комбинату «Североникель» установлен лимит временно согласованного сброса никеля в размере 90 т/год, что в 1,4 раза превосходит норматив предельно допустимого сброса. Фактический годовой сброс никеля в озеро Имандра составил 132т. Рассчитать размер платежей за сброс никеля в водоем.

 

ЗАДАНИЕ 3

Вариант 1. Среднее потребление бензина легковым автомобилем 10 л на 100 км. За неделю он проходит 250 км. Определить годовую плату за допустимые выбросы в атмосферу Центрального района при использовании автомобилем неэтилированного бензина А76.

Вариант 2. Среднее потребление этилированного бензина грузовым автомобилем 15 л на 100 км. Один автомобиль за неделю проделывает путь 400 км. Рассчитать годовую плату за выбросы в воздух автопарка Санкт-Петербурга, имеющего 100 грузовых автомобилей, если известно, что 8% транспортных средств не соответствуют нормативным требованиям.

Вариант 3. Определить снижение годовой платы за загрязнение воздуха новгородским автопарком, имеющем 90 грузовых автомобилей, если 50% из них будут оснащены устройствами нейтрализации отработанных газов. Среднее потребление этилированного бензина 15 л на 100 км, годовой пробег одного автомобиля 21 тыс. км.

Вариант 4. В таксопарке Санкт-Петербурга, имеющем 80 легковых автомобилей, которые работают на неэтилированном бензине, 20% транспортных средств снабжены устройствами нейтрализации выхлопных газов. Определить годовую плату за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Годовой пробег одного автомобиля 13 тыс. км, потребление бензина 10 л на 100 км.

Вариант 5. Определить годовую плату за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ для 50 строительно-дорожных машин г. Челябинска, работающих на дизельном топливе. Четверть из них не соответствует нормативным требованиям.

Вариант б. Определить снижение годовой платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ грузовым судном, приписанным к порту Северного района при условии оборудования его средством нейтрализации выбросов.

Вариант 7. Рассчитать годовую плату за выброс в атмосферу загрязняющих веществ пассажирским судном, не соответствующим нормативным требованиям. Судно совершает круизы по маршруту Петербург - Валаам.

Вариант 8. Рассчитать годовую плату за выброс в атмосферу загрязняющих веществ совхозом Ульяновской области, располагающим 12 сельскохозяйственными машинами, 5 из которых не соответствуют нормативным требованиям.

Вариант 9. Как изменится плата за загрязнение атмосферы московским таксопарком, если он избавится от 10 автомобилей, не соответствующих экологическим требованиям, а остальные 100 машин будут снабжены средствами нейтрализации вредных выбросов и переведены на использование неэтилированного бензина.

Вариант 10. Один легковой автомобиль» проходящий за неделю 250 км, выбрасывает за это время 14,5 кг окиси углерода, 1,8 кг углеводорода, 3,6 кг окиси азота, 0,009 кг аммиака, 0,001 кг свинца. Среднее потребление бензина 10 кг на 100 км. С помощью таблицы 9 определить годовую плату за выбросы в воздух данным автомобилем.

ЗАДАНИЕ 4

Вариант 1. На машиностроительном заводе за год образуются следующие отходы: 8750 т черных и 400 т цветных металлов (передаются металлургическому комбинату), 40 тыс. т шлака, окалины, золы (IV класса опасности, поступают на золоотвал предприятия), 600 т шламов и флюсов (Ш класс, поступает на полигоны), 200 т мусора (IV класс, поступает на санкционированную свалку). 100 т отходов древесины в виде опилок, обрезков и 10 т бумаги передаются соответствующим предприятиям для использования. Все отходы образуются в пределах лимита. Определить годовую плату за размещение отходов.

Вариант 2. На химическом предприятии «Пигмент» за год образуется в пределах лимита 3,8 т отходов, появляющихся в результате фильтрации эмалей (III класс опасности), а также 1 т бумажных отходов от растаривания химического сырья (III класс опасности). Все они передаются на полигон «Красный бор». Определить годовую плату за размещение отходов.

Вариант 3. Ежегодно из Петербурга во Всеволожский район вывозится не менее 1 млн. м3 твердых нетоксичных отходов, в том числе 600 тыс. м - на Янинский мусороперерабатывающий завод, до 300 тыс. м3 - на свалку «Северная Самарка», от 100 тыс. м3 -на стихийные свалки. За размещение отходов петербургских предприятий деньги не перечисляются. Определить, какого объема средств не досчитался Всеволожский экологический фонд.

Вариант 4. На угледобывающем предприятии за год образуется 14950 тыс. т нетоксичных вскрышных пород (размещаются в породный отвал), 9970 т золы и шлака (IV класс опасности, размещаются в золоотвал). Отвалы находятся на балансе предприятия. Также образуется 9,5 т обрезков резинотехнических и других неметаллических материалов, отходы кабеля (IV класс опасности, поступают на свалку поселка), 60 т замазученного грунта, 46 т отходов очистных сооружений - нефтешламы (IV класс, производится утилизация в согласованные с СЭС места). Все отходы образованы в пределах лимита. Определить годовую плату за размещение отходов.

Вариант 5. Предприятие «Ижорские заводы» за год разместило на несанкционированной свалке в черте города Колпино 50 т отходов IV класса опасности (в пределах лимита) - горелую землю из литейного цеха, шлак из мартеновских печей, окалину от работы прокатных и кузнечно-прессовых цехов. Определить годовую плату за размещение отходов.

Вариант 6. За год на предприятиях Мурманской области в пределах лимита образовалось 8 т отходов I класса опасности, содержащих ртуть. Они находятся на собственном хранении. Определить годовую плату за размещение отходов.

Вариант 7. За год на предприятиях Мурманской области образовалось 596 т отходов П класса опасности, содержащих нефтепродукты, из них 461 т -использовано, 56 т размешено на несанкционированных свалках, остальные - на полигонах, расположенных на арендованной предприятиями территории. Определить годовую плату за размещение отходов, если 30 % указанных отходов образовано сверх лимита.

Вариант 8. За год на предприятиях Мурманской области образовалось 1065 т отходов Ш класса опасности, в том числе содержащие свинец и цинк. Из этих отходов 44 т использовано на предприятиях, 4 т размещено на санкционированных свалках, 1 т - на несанкционированных свалках, остальное - собственного хранения. Определить годовую плату за размещение отходов.

Вариант 9, За год на предприятиях Мурманской области образовано 64610 т отходов IV класса опасности. Из них 45856 т размещено на санкционированных свалках (10000 т - сверх лимита), 2307 т - на несанкционированных свалках, 50 % площади которых находятся в водоохранных зонах или в черте населенных пунктов. Определить годовую плату за размещение отходов.

Вариант 10. На конец года на предприятиях Ленинградской области имелось 38768 тыс. т. малоопасных отходов. Из них 36500 тыс. т (в том числе 15 % - сверх лимита) передано в санкционированные места организованного хранения или свалки, остальное - использовано в производстве. Определить годовую плату за размещение отходов.

ЗАДАНИЕ 5

Вариант 1. Теплоэлектростанция Центрального района производила забор воды из реки Дон в объеме 30 тыс. м3, в том числе для технологических нужд - 25 тыс. м3, для нетехнологических нужд - 5 тыс. м3, а оброс сточных вод в реку составил 16 тыс. м3. Определить размер платежа за пользование водным объектом.

Вариант 2. Организация произвела сплав 5000 м3 леса первоначально на расстояние 200 км по реме Пинеге с последующим сплавом по Северной Двине на расстояние 100 км. Определить размер платежа за пользование водным объектом.

Вариант 3. Организация имеет на балансе две гидроэлектростанции. Гидроэлектростанция на реке Кубань выработала за отчетный период 10 млн. кВт-час электроэнергии, а гидроэлектростанция на реке Волга - 20 млн. кВт-час. Определить размер платежа за пользование водным объектом.

Вариант 4. Предприятие в Поволжском районе при осуществлении добычи полезных ископаемых занимает площадь акватории водного объекта 4 км2. Кроме того, предприятие на 1 км2 размещает здания и сооружения и проводит дноуглубительные работы для эксплуатации гидротехнических сооружений на площади 0,3 км2. Определить размер платежа за пользование водным объектом.

Вариант 5. Промышленной организации, расположенной в Ростовской обл. в бассейне реки Дон, на отчетный период установлены лимиты: по забору воды для производственных нужд - 20 тыс. м3, по сбросу сточных вод -15 тыс. м3. Фактический забор воды в отчетном периоде был равен 34 тыс. м3, в том числе сверхлимитный -14 тыс. м3. Сброс сточных вод составил 25 тыс. м3, в том числе сверх лимита -10 тыс. м3. Определить размер платежа за пользование водным объектом.

Вариант 6. Организации на реке Урал на отчетный период установлены лимиты: забора воды для водоснабжения населения в размере 50 тыс. м3, забора воды для других нужд -10 тыс. м3, сброса сточных вод 15 тыс. м3. Фактический забор воды в отчетном периоде составил 70 тыс. м3, то есть сверхлимитный составил 10 тыс. м3. Однако весь забор воды был использован только для водоснабжения населения. Определить размер платежа за пользование водным объектом.

Вариант 7. У предприятия Центрального района (на реке Днепр), действующего без лицензии, фактический забор воды для промышленных нужд составил 35 тыс. м3, а сброс сточных вод - 30 тыс. м3. Определить размер платежа за пользование водным объектом.

Вариант 8. Предприятие Восточно-Сибирского района осуществляет сброс дренажных и сточных вод в реку Лена. Фактический сброс составил 90 тыс. м3, в том числе: сброс сточных вод в пределах лимита - 50 тыс. м3, сброс сточных вод сверх лимита - 30 тыс. м3, сброс дренажных вод всего -10 тыс. м3, в т.ч. с превышением концентрации вредных веществ по сравнению с водоприемником - 5 тыс. м3. Определить размер платежа за пользование водным объектом.

Вариант 9. Предприятие при осуществлении добычи полезных ископаемых занимает в акватории Баренцева моря площадь 4 км2. Кроме того, предприятие осуществляет поисково-съемочные работы на площади 10 км2. Определить размер платежа за пользование водным объектом.

Вариант 10. В акватории Иваньковского водохранилища (Тверская область) предприятие осуществляет размещение объектов организованной рекреации - 3 км2, плавательных средств - 0,4 км2, коммуникаций - 0,2. км2, оборудования по охране вод - 0,1 км2. Определить размер платежа за пользование водным объектом.

 

ЗАДАНИЕ 6

Вариант 1. Теплоэлектростанция, производящая 81 млн кВт-ч электроэнергии в год, использует в качестве топлива сланец с зольностью 32,4%. Его расход составляет 1259 т/кВт-ч. Образующаяся при сжигании зола улавливается электрофильтрами (со степенью очистки 97%). 56% уловленной золы электростанция отпускает сельскому хозяйству по цене 110 руб./т., где она используется для известкования кислых почв вместо извести (цена извести 370 руб./т).

Для реализации твердых отходов на электростанции построена золопогрузочная система с подъездными путями стоимостью 1,070 млн. руб., текущие расходы 101 руб./т. Деньги взяты в банке в кредит под 20% годовых. Эксплуатационные расходы по удалению золы в отвалы составляют 70 руб./т. Золоотвалы располагаются на территории, не принадлежащей ТЭЦ. Платежи за размещение отходов рассчитываются с помощью табл. 14 и методических указаний к заданию 4. Зола является токсичным отходом IV класса опасности.

Определите эффективность золопогрузочной системы, созданной на электростанции, если ее срок службы составляет 10 лет.

Вариант 2, Мебельной фабрике, расположенной в Ленинградской области на реке Вуокса, на отчетный период установлены лимиты по забору воды для производственных нужд 160 тыс. м3, по сбросу сточных вод 90 тыс. м3. Фактический забор воды за отчетный год был равен 254 тыс. м3, а сброс сточных вод составил 140 тыс. м3. Концентрация вредных веществ в сточных водах приведена ниже:

 

Загрязнитель Предельно-допустимый сброс, мг/л Временно согласованный сброс, мг/л Фактический сброс, мг/л
Взвешенные вещества 7,25   7,6  
Железо общее 0,3   3,1
СПАВ 0,1   0,16
Хлориды      
Сульфаты      

 

В результате внедрения водоотстойников и фильтров предполагается достижение установленных лимитов по водопотреблению и сбросам сточных вод, а также нормативов предельно допустимых сбросов. Снижение платежей за забор воды и сброс сточных вод можно рассчитать с помощью методических указаний к заданию 5, за загрязнение - с помощью задания 2. Капитальные вложения в водоохранную установку (К) равны 400 тыс. руб., годовые расходы материалов, реактивов, электроэнергии и т.п. (С) достигают 14 тыс. руб. в год. Срок службы установки составляет 10 лет. Эффективно ли внедрение данной водоочистной установки?

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Результаты выполненных заданий представляются преподавателю на проверку в письменном виде. Работа должна содержать: титульный лист с указанием номера варианта контрольных заданий, а также решенные задачи с приведением формул и подробными пояснениями по ходу расчетов.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

6.1. Нормативные правовые акты

1. Закон РФ от 21.02.92 №2395-1 «О недрах» (в ред. от 26.07.2010 N 186-ФЗ).

2. ФЗ РФ от 23.11.95 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 08.05.2009).

3. ФЗ РФ от 14.12.01 №163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога».

4. ФЗ РФ от 10.01.02 «Об окружающей среде» (ред. и доп. от 29.12.2010).

5. Земельный кодекс РФ от 25.10.01 №136-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

6. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010)

7. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.98 №146-ФЗ (ред. 28.12.2010) и часть вторая от 05.08.00 №117-ФЗ (15.08.2007) (глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых).

8. Постановление Правительства РФ от 03.08.92 №545. «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

9. Постановление Правительства РФ от 28.08.92 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, (ред. 14.06.2001).

6.2. Основная литература

10. Прокопенков С.В. Экономика природопользовния: Учебное пособие/СПбГИЭУ.-СПб.:СПбГИЭУ, 2011.-138 с.

11. Садчиков И.А. Экономика химической отрасли: Учебник/ И.А.Садчиков, В.Е.Сомов, В.А.Балукова; Под ред. И.А. Садчикова. - СПб: Химиздат, 2007.-448 с.

12. САДЧИКОВ И.А. Экономика отрасли: Конспект лекций по дисциплине, - СПб: СПбГИЭУ, 2011.

6.3. Дополнительная литература

13. Экономика природопользования: Учебник МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. К.В. Папенова. -М.: ТЕИС, ТК Велби, 2006.-900 с. -(Классический университетский учебник). Рекомендовано УМЦ «Классический учебник».

14. Бобылев С.Н. Экономика природопользования: Учебник/ МГУ им. М.В. Ломоносова, -М.:ИНФРА-М, 2007.-500 с. Допущено Министерством образования РФ.

15. Бобылев С.Н. Экономика природопользования: Учебник/ МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет; С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжаев. -М.:ИНФРА-М, 2008.-501 с. Допущено Министерством образования РФ.

16. Бобылев С.Н. Экономика природопользования: Учебник/ МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет; С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжаев. -М.:ИНФРА-М, 2010.-501 с. Допущено Министерством образования РФ.

17. Логинов К.В. Экономика природопользования: Практикум/СПбГИЭУ.-СПб:СПбГИЭУ, 2003.-50 с.

18. Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования: Учебник для вузов/ Н.Н. Лукъянчиков, И.И. Потравный. – 3-е изд., перераб. и. доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -591 с. Допущено министерством образования РФ.

19. Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования [Электронный ресурс]: Электронный учебник/ Н.Н. Лукъянчиков, И.И. Потравный. – 4-е изд., -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -1 электронный оптический диск (CD-ROM).

20. Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования: Учебник/ Н.Н. Лукъянчиков, И.И. Потравный. – 4-е изд., перераб. и. доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -687 с. –(Золотой фонд российских учебников). Допущено министерством образования РФ.

21. Никишин В.В. Экологическое законодательство субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. -М.: НОРМА, 2008.-96 с.

22. Пахомова Н.В. Экономика природопользования и экологический менеджмент: Учебное пособие/Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер. – 2-е изд., доп. и переработ. -СПб: Изд-во СПбГУ, 2006.-460 с. Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента.

23. Редина М.М. Экономика природопользования. Практикум: Учебное пособие/ М.М. Редина, А.П. Хаустов. -М.: Высшая школа, 2006. -271 с. Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию.

24. Садчиков И.А., Колесов М.Л. Экономика природопользования: Учеб. Пособие по спец. 060805/СПбГИЭА. – СПб., 1996 - 96 с.

25. Фомичева Е.В. Экономика природопользования: Учебник. – 2-е изд. -М.: Дашков и К, 2006.-395 с.

26. Шимова О.С. Экономика природопользования: Учебное пособие/ О.С. Шимова, Н.К. Соколовский. -М: ИНФРА-М, 2009.-377 с. -(Высшее образование). Допущено УМО в области производственного менеджмента.

27. Экономика природопользования: Учебник МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет; Под общ. ред. К.В. Папенова. -М.: Теис, 2008.-928 с. -(Классический университетский учебник).

28. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценка экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды.- М., 1986.

29. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1998 году и за другие периоды.

30. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.- М.: Минприроды РФ, 1993.

31. Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель//Экологический вестник России, 1994. № 8.

32. Методические рекомендации по расчетам критериев экологической безопасности промышленных производств и хозяйственных систем, осуществляемым при экологическом аудировании (см. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации: Учебное пособие.- М., 1998).

33. Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Постановление Правительства РФ № 632 от 28.08.1992 (с изменениями от 27.12.1994).

34. О плате за загрязнение окружающей природной среды. Письмо МНС РФ от 27.01.2003 № НА-6-21/115.

35. О плате за пользование водными объектами. Федеральный закон от 06.05.98 №71-ФЗ.

36. О нормативах выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Постановление Правительства РФ № 183 от 02.03.2000.

37. Основные нормативно-правовые акты Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности. Сост. Н.Д. Сорокин.- СПб.: Управление по охране окружающей среды администрации Санкт-Петербурга, 2000.

38. Экономика природопользования: Метод. указ. к контр. работе для студ. заочн. формы обуч. Спец. 060805/ М.Л. Колесов; СПбГИЭА. – СПб., 1998. – 15 с.

39. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учебное пособие/ Пахомова Н.В., Рихтер К.К.- СПб.: Издательство СПбГУ, 2001.


Приложение 1

Содержание дисциплины (извлечение из рабочей программы дисциплины)

Введение.

Экономика природопользования, как наука. Своеобразие правления основных экономических законов в природопользовании. Предмет и задачи дисциплины, ее структура и взаимосвязь с естественными, техническими и экономическими дисциплинами.

Понятие биосферы. Основные функции, выполняемые биосферой. Круговорот веществ в природе. Экосистема, ее характеристика, основные показатели. Человек, как один их представителей живых организмов, населяющих биосферу.

Краткая история развития человечества, возникновения противоречий между развитием общества и окружающей средой, причины этих противоречий.

Природные условия и природные ресурсы. Значение природных условий и природных ресурсов в жизни человека.

Классификация природных ресурсов. Резкий рост численности населения на Земном шаре и обусловленное этим развитие промышленного производства, транспорта, процесс урбанизации как основной фактор загрязнения окружающей среды. Последствия загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, литосферы.

Проблема истощения запасов природных ресурсов, пути ее решения. Разработка единой системы государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов и улучшение состояния окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...