Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы теории познания. Проблема истины.




Гносеология – теория познания. Субъект – человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект – то, на что направлено познание. Познаваем ли мир? Достоверно ли знание? Есть ли объективная истина? Получить знания можно чувственно и рационально. Чувственное дает мироощущение, рациональное - миропонимание.

Чувственное познание (сенсуалисты).

1. Ощущение – элементарное психическое явление, отражение свойств предметов объективного мира в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.2. Восприятие – чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира.3. Представление – чувственно­наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.Рациональное познание (рационалисты).

1. Понятие – форма отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка.

2. Суждение – мысль, выраженная в форме предложения.3. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого, из одного или нескольких суждений выводится новое.

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Юм: все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы.

Принципиальным в теории познания является проблема истины. В основе ее лежит исследование взаимной связи между субъектом и объектом познания. Как субъект познания функционирует и отдельный человек, и группа людей, и общество в целом, причем последствия познания этих субъектов взаимосвязаны. Как объекты познания функционируют и природа, и общество, и сфера духовной деятельности людей. Теория познания обобщает познавательные процессы, которые имеют место и в повседневной жизни, и в сфере естественных и социально-гуманитарных наук, и в сфере духовной культуры. Проблема истины - это проблема соответствия содержания человеческих знаний содержанию объекта познания. Если содержание объекта познания адекватно отображается субъектом познания, то мы имеем ситуацию познания истины. Если такого отображения нет, то мы имеем ситуацию заблуждения. Такой подход характерен для классической концепции истины, основные положения которой были сформулированы еще Платоном и Аристотелем. Важным понятием этой концепции является понятие действительности или реальности. В случае, когда познание направлено на внешний мир, это понятие тождественно понятию объективного мира. И познание его означает познание объективной истины. Чтобы лучше понять главные принципы данной концепции истины, следует рассмотреть как развивалась мысль Платона и Аристотеля. Афинский философ Платан (427-347 pp. До н.э.) происходил из афинского аристократического рода. Настоящее имя Платона - Аристокл, а Платон - прозвище (от "платюс" - "широкий", "широкоплечий"). Анализ творчества Платона показывает, что его взгляды глубоко продуманы. В целом они складываются в систему, в которую входят: 1) учение о бытии, 2) учение о Боге, 3) учение о мире, 4) учение о происхождении мира, 5) учение о душе, 6) учение о познании, 7) учение о нравственности и 8) учения об обществе.

Прежде всего, философия Платона оригинальным учением об идеях. Согласно этому учению, мир чувственных вещей не есть мир действительно сущего: чувственные вещи находятся в непрерывном изменении, то возникают, то гибнут. Всему тому, что у них действительно сущим, чувственные вещи обязаны своим бесплотным прообразам, которые Платон называет идеями. Идеи вечны, неизменны, безотносительные, они не зависят от условий пространства и времени. По отношению к чувственным вещам идеи являются одновременно и их причинами, и теми образцами, по которым были созданы эти вещи. Вместе идеи является также целью, к которой стремятся существа чувственного мира.

 

54. Объективность, относительность истины в научном познании. Истина и заблуждение.

Одно из определений объективной истины таково: истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания. Такое понимание истины было и остается наиболее влиятельным среди ученых, т.к. в наибольшей степени соответствует их вере в то, что они не творят научные гипотезы и теории по собст. усмотрению, а познают нечто в самом бытии, вскрывают объективные закономерности мироздания.

 

Истина, по определению, в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина объективна в том плане, что она внеклассова и надысторична. Ленин отмечал, что объективная истина – это «такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества». Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Пример: утверждение «вода кипит при 100 градусах Цельсия» правильно при наличии нормального атмосферного давления (760 мм ртутного столба) и неправильно при отсутствии этого условия. Истина всегда конкр-на.

 

Заблуждение – это несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом. В отличие ото лжи, это непреднамеренное искажение действительности. Заблуждение, являясь неадекватной формой знания, главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость общественно-исторической практики и самого познания. Т.е. процесс познания выглядит как абсолютизация результатов изучения отдельных сторон действительности, моментов истины. Поэтому заблуждение – не просто иллюзия; в нем фиксируется то, что лежит на поверхности явлений, исторически – ограниченные характеристики этих явлений превращаются в «естественные», а потому – вечные и абсолютные. Заблуждения затрудняют освоение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса.

 

Вопрос о разграничении истины и заблуждения всегда есть вопрос о критериях истины. Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. В качестве критерия истины выдвигались общезначимость; полезность (прагматизм); то, что соответствует условному соглашению участников познав. процесса (конвенционализм); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т.д. В каждой из точек зрения содержались отдельные рациональные зерна. Однако указ. концепции не смогли удовл-но решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили за пределы самого знания.

 

Критерием истины является общественная практика. Если теория успешно применяется на практике, то это означает, что она является истинной. Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются. Это связано с тем, что сама общественная практика и способы сопоставления через практику научных теорий с дейст-тью постоянно развиваются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление. Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, это целый исторический процесс.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...