Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античная философия, ее особенности и основные этапы




Мировоззренческая

ü Выработка средств мировоззренческой ориентации человека

ü Выработка системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

Методологическая

ü Выработка общеметодологических принципов исследования в области всех частных наук

ü Выработка системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности

Основной вопрос философии:

Отношение сознания – к материи, духа – к природе, мышления – к бытию.

Вопрос 2

Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Философия – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношения человека к миру.

2. Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идеалов и убеждений людей.

Общее

Поиск ответов на вопросы:

1. что представляет собою природа, окружающий мир?

2. Каково место человека в этом мире?

3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание?

4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?

5. Что такое истина, добро, красота. И т.д.

Различное

1. Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия

2. Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс

3. Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия»

Мировоззрение бывает:

Повседневное (обыденное) существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных представлений о мире.

Религиозное связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме

Философское выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности

Научное теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных наук

Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание - целостное сознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций. Относится к Повседневному и религиозному мировоззрению.

Миропонимание – представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения, относится к философскому и научному мировоззрению.

Структура:

Философские теории и взгляды

Политические взгляды, идеи, теории

Этические взгляды и оценки

Идеи и теории естественных и общественных наук

Эстетические взгляды и оценки

Правовые взгляды, идеи, теории

Вопрос 3

Стержневая проблема философии: человек и мир. Основной вопрос философии

Отношение сознания – к материи, духа – к природе, мышления – к бытию.

Основной вопрос имеет 2 стороны:

1. Что первично: материя или сознание?

Материализм (материя первична по отношению к сознанию)

Дуализм (материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга)

Идеализм (первично сознание, материя независимо от сознания не существует)

2. Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира).

А) Мир познаваем

Материализм и идеализм отвечают на вопрос: верно ли сознание отражает действительный мир?

Материализм – сознание верно отражает объективный ми.

Объективный идеализм – сознание есть не отражение объективного мира, а самопознание абсолютного духа.

Субъективный идеализм – сознание индивида выражает лишь состояние «Я» (духа, воли).

б) отдельные стороны вещей мира непознаваемы

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность («вещь в себе»). Явление – познание предмета с внешней стороны.

Юм считал, что человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем не только каков мир, но и существует ли он вне нас.

Вопрос 4

Философия Древнего Китая

Конфуцианство:

Жизнь Конфуция: (551 – 497 до нэ) Родился в бедной семье аристократов чиновников. Начал преподавать с 22 лет; прославился как самый знаменитый педагог Китая. Полит карьера началась в 50 лет – стал высоким сановником в государстве Лу. Ушёл со службы из-за интриг и 13 лет путешествовал по другим государствам, но применения своим идеям не нашёл. Последние 7 лет он вернулся в царство Лу, собирал и редактировал древние книги. Работал в школе, где преподавал 4 дисциплины: мораль, политику, язык и литературу. Место его захоронения, а также дом, превращённый в храм, стали местом паломничества. Идеи Конфуция оказали влияние и наложили отпечаток на все стороны жизни страны.

Система взглядов: Его учение сосредоточено на человеке. Для китайцев иной потусторонний мир называется «Небо». Конфуций почти не обращал внимания на него, но именно оно занимает исходную позицию в его учении. «Небо» - не только часть природы, но и высшая духовная сила, которая определяет саму природу человека. Идеал благородного человека: Человек наделён небом определёнными этич. качествами и должен поступать в соответствии с моральным законом и совершенствовать эти качества при помощи общения. Цель – достижение уровня благородного мужа. Он благороден, но не по происхождению, а по воспитанию. О качествах: Он должен обладать Жень – гуманностью, человеколюбием. Его проявление – справедливость, верность, искренность. Большое значение придавалось Юе – музыке – лучшему средству изменения плохих нравов. Ли – этикету – отводилось особая роль: правила благопристойного поведения в любых ситуациях. Особое место принадлежит концепции Сяо – сыновней почтительности, уважения к родителям. Сяо – основа Жень и др добродетелей – это самый эффективный метод управления страной. На основе этической, создана политич теория. Конфуций за строгое, чёткое распределение обязанностей в обществе по образу семьи.

Вопрос 5

Философия Древней Индии

Веды: собрание древнеиндийских источников, сборников гимнов, передававшихся тысячелетиями устно. Возраст ~ 25 тыс. лет. Включали 4 сборника.

Упанишады: Из 150 сохранилось 20. В них развивается тематика вед: космическая тема, поиск причинно-следственных связей. Основное внимание уделялось внутренней стороне бытия. Главное внимание изучению человека; его нравственному совершенствованию. В качестве первоосновы бытия выступает Брахман – универсальное, безличное духовное начало из которого рождается весь мир. Эта универсальность достигается им через познание самого себя. Брахман совпадает и в тоже время противопоставляется Атману. Атман – теория индивидуальной души. Брахман в индивиде осознаёт самого себя и переходит в Атмана, но на высшем уровне развития возврат к Брахману.

Учение о законе жизни и воздаяния: человеческая жизнь – цепь рождений, которая не имеет конца. Определяется будущее развитие законом причин наследственных связей. Воздаяние – это и награда и наказание. Рождение определяется предыдущими жизнями. Важнейшая задача - нравственное совершенствование и освобождение от страстей, до растворения Брахмана в Атмане.

Смысл индийской философии Жизнь мыслится так: человек не венец творения бога и не обладателя одной единственной жизнью. Смысл индийской философии в том, что в отличие от западной, она направлена на внутренне нравственное самосовершенствование.

Вопрос 6

Античная философия, ее особенности и основные этапы

Античная философия – это совокупность учений, развившихся в Древней Греции. с 7 в. до н.э. и в Древнем Риме со 2 в. до н.э. и до 6 в. н.э. Сложилась на основе восточных знаний. Исходной точкой развития был материализм Милетской школы.

I.Досократовская философия (VII-VI вв. до н.э.)

§ Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

§ Пифагорийская школа (Пифагор, Филолай, Ксенофил, Архит Тарентский)

§ Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс)

§ Диалектика (Гераклит)

Основные черты:

Космоцентризм – многополюсный мир

С тихийная диалектика мышления

Онтологизм – изучение бытия.

Основные категории античной мысли:

Космос, Логос, Природа, Эйдос, Душа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...