Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 1. Экономика и окружающая среда




К.А. Романова

Методические рекомендации для студентов

По дисциплине

«Экономика природопользования»


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Волжский государственный инженерно-педагогический университет

 

 

Кафедра экологии и природопользования

 

К.А. Романова

 

 

Методические рекомендации для студентов

По дисциплине

«Экономика природопользования»

 

Нижний Новгород

 

 

ББК 20.1

Р - 69

УДК 614.8.084

 

Романова К.А.

Р - 69.Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Экономика природопользования». – Учебно-методическое пособие.– Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. – 86 с.

 

В пособии дается краткое изложение курса «Экономика природопользования», состоящего из шести модулей:

Ø Экономика и окружающая среда

Ø Провалы рынка и деградация окружающей среды

Ø Общественное вмешательство в защиту окружающей среды

Ø Инструменты экологической политики

Ø Природоохранные проекты

Ø Институциональная среда

В работу включены творческие задания для самостоятельной работы студентов, проверочные тесты по модулям и список рекомендуемой литературы.

Курс подготовлен совместно российскими и зарубежными экспертами в рамках программы ТАСIS и включает в себя последние разработки европейских специалистов в решении экологических проблем, адаптированные к российским условиям.

Пособие предназначено для студентов вузов.

 

© Романова К.А., 2006

© ВГИПУ, 2006

 

Экономика природопользования

Экономика природопользования является частью науки экономики и изучает поведение людей, распределяющих природные ресурсы и в том числе ассимиляционный потенциал, характеризующий способность природной среды к самовосстановлению


Модульное содержание

             
   
 
Описание среды
 
 
Необходимость общественного вмешательства
 
 
Методы оценки общественного вмешательства
 
 
Формы общественного вмешательства
 
 
Ограничения/стимулы эффективного регулирования
 

 

 

Модуль 1. Экономика и окружающая среда

воздействие загрязняющих веществ (отходов), поступающих в окружающую среду Кумулятивное или некумулятивное загрязнение (степень накопления загрязнения с течением времени) Примером строго некумулятивного загрязнения является шум. При оценке потенциальных эффектов воздействия загрязнения на экосистемы и человека при кумулятивном загрязнении необходимо учитывать не только уровень текущих выбросов, но и уже накопленный объем загрязнения.  
Местное, региональное и глобальное загрязнение Некоторые загрязнители оказывают вредное воздействие лишь на строго определенных территориях, другие – в более широких областях или даже в глобальном масштабе. Глобальное потепление и разрушение озонового слоя – глобальная проблема, кислотные дожди – региональная экологическая проблема. Наиболее эффективная политика — решать экологические проблемы в месте их возникновения, конечно при условии соответствия имеющихся возможностей масштабу и характеру данной проблемы.  
Точечное и неточечное загрязнение (возможность идентификации и контроля источника загрязнения) Например, выбросы сернистого газа из дымовой трубы электростанции можно достаточно легко идентифицировать, в отличие от загрязнения, вызванного вымыванием с полей нитратных удобрений. Это необходимо для инструментов регулирования: плата за загрязнение, точечные источники выбросов легче поддаются мониторингу и по ним проще ввести соответствующие платежи, в то время как на неточечные источники загрязнения можно воздействовать только косвенным образом.  
Постоянное и эпизодическое загрязнение Выбросы дымовых труб энергетических станций создают собой более или менее постоянный поток загрязнения, а аварийные разливы нефти являются примером эпизодического загрязнения. Во втором случае внимание лиц, принимающих решение, концентрируется на превентивной политике предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...