Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разграничение программ содержания и метапрограмм




Все мы, структурируя нашу карту мира, используем многочис­ленные операционные программы, и эти программы управляют нашими мыслями, эмоциями, предпочтениями, коммуникациями и семантикой, функционируя на двух уровнях: содержания и про­цесса. Сообща они играют роль стратегий, которые обусловлива­ют структуру нашего субъективного опыта.

Хорошим примером того, как взаимодействуют содержатель­ные и процессуальные программы, является наша стратегия чте­ния. Рассмотрите собственную стратегию во время чтения данно­го текста. Обратите внимание, насколько быстро и бессознатель­но вы скользите взглядом по печатным знакам на странице и как посредством этих знаков воспринимаете буквы и слова, которые, в свою очередь, вызывают различные VAKO (визуальные, аудиаль-ные, кинестетические, ольфакторно-густаторные [обонятельно-вкусовые]) репрезентации и значения. Это удивительно! Где-то внутри вас находится своего рода «программа чтения».

Однако когда вы родились, у вас этой программы не было. Вы овладели языком и начали его использовать с течением времени — как усвоенный феномен. Несчастные дети, которые растут в от-


Гла ва 2. Метапрограммы для понимания людей_____________ 63

рыве от человеческой культуры, не умеют не только читать, но также говорить и понимать человеческую речь. Способность чи­тать книгу является усвоенной стратегией, а не врожденным на­выком.

Попробуйте оценить всю сложность этой задачи. Нам прихо­дится переводить печатные знаки в смысловые символы, после чего полученные символы вызывают соответствующие репрезен­тации и оттенки смысла. Несмотря на все эти сложности, мы в конце концов к ним привыкаем и начинаем управлять данной про­граммой бессознательно. Мы можем погружаться в чтение, не осоз­навая самого процесса. Мы просто делаем это.

Теперь наша сохраняемая на уровне неврологии программа чте­ния функционирует вне нашего сознательного восприятия (мы обычно пользуемся пространственной метафорой «подсознатель­но»). Некогда нам пришлось медленно и тщательно изучать ска­нируемые глазом паттерны и связи между буквами, словами, зна­чениями и т. д. Мы начинали с левой стороны страницы и переме­щали взгляд вправо.

Со временем повторение вывело все эти программы сканиро­вания за пределы сознания. Теперь всякий раз, когда мы берем в руки газету или книгу (стимул), мы активизируем существующую программу. Это относится и к множеству других действий — ка­танию на велосипеде и коньках, рукопожатию, сложению и вычи­танию цифр и т. д.


Рис. 2.3. Не зная паттернов, мы не можем прочитать фразу на незнакомом языке

Чтобы «прочитать» что-то, мы должны понимать паттерны, ко­торые управляют структурой того, что мы хотим прочитать. Пат­терны предоставляют этот ключ. Мы не можем прочитать что бы то ни было, не зная организующих паттернов. Чтение предпола­гает получение определенного ощущения путем сканирования, изучение движения (как при чтении с губ), понимание значения слов и символов, интерпретацию. Если мы хотим научиться чи­тать на иврите, сначала нам необходимо идентифицировать бук­вы. Затем мы должны запомнить, что паттерн направлен справа налево, что слова состоят из согласных (в некоторых текстах на иврите черточки и точки над согласными буквами и под ними пе­редают гласные звуки). Посмотрите на рис. 2.3.


64_____________________ Часть I. Понимание паттернов сознания

Можете ли вы это прочитать? Даже после того, как вы узнали, как произносятся все эти буквы и слова, вы задаетесь вопросом: «Что это означает?» Таким образом, мы видим, что для чтения чего бы то ни было нам необходимо знание паттернов. Без паттернов печатные знаки на бумаге лишены всякого смысла. Они ничего не сообщают даже пытливому, восприимчивому уму. Однако при наличии паттернов мы можем и проговорить текст, и понять его значение (рис. 2.4). Распознавая паттерны, мы превращаем хаос в нечто упорядоченное. То же самое происходит и при прочтении или понимании человека — мы начинаем понимать его, узнавая паттерны.

Рис. 2.4. Зная паттерны, мы можем понять смысл написанного

Так же поступают и врачи, которые учатся «читать» симпто­мы боли или страданий в человеческом организме. Так же посту­пают и автомеханики, которые учатся «читать» механические по­казатели работы автомобилей. Эти специалисты стали сведущи­ми в том, как работает организм или автомобиль (или как они должны оптимально работать) и что означают различные симп­томы. То есть они научились направлять свое внимание на специ­фические сигналы и их значения.

«Чтение» людей с целью их понимания

Данный принцип относится и к развитию навыков понимания людей. Когда мы сталкиваемся с хаотическим множеством сигна­лов в коммуникации и поведении человека, нам необходимы ис­черпывающие знания о том, как человек обрабатывает информа­цию (о его паттернах), и о том, какое значение имеют те или иные сигналы.

Итак, метапрограмма функционирует на уровне, стоящем над конкретной программой научения. Она касается не содержания, а процесса. Метапрограммы действуют «вокруг» уровня содержа­ния. Они функционируют как сообщения и процессы «об» этом низшем уровне. Метапрограммы предписывают различные спо-


граммы для понимания людей________________ 65

собы, которыми мы можем структурировать мышление более низ­кого порядка.

Например, рассмотрим программу чтения. Некоторые люди, когда читают слова (визуальный внешний стимул), слышат эти слова в своей голове. В результате они «извлекают смысл» из зна­ков, воспроизводя аудиальную информацию — слыша внутренний голос, произносящий эти слова.

Другие видят образы или референты слов. Они внутренне вос­производят информацию, используя визуальную модальность.

Третьи испытывают определенные ощущения в отношении слов или их значений. Они используют кинестетические репрезента­ции (телесные ощущения).

Какую систему предпочитаете вы? Если вы знаете, какую си­стему репрезентации вы используете в первую очередь, значит, вы знаете одну из своих метапрограмм — она будет описана как ме­тапрограмма № 3.

Далее, когда некоторые люди читают, они выискивают то, что совпадает или согласуется с уже известной им информаци­ей. Они структурируют свое внимание так, чтобы присоединять новую информацию к уже имеющимся знаниям. Другие, читая, выискивают то, что им неизвестно и что выглядит иначе (они отсоединяют). Опять же, если вы знаете, с какой именно це­лью читаете вы, значит, вы знаете еще одну из своих метапро­грамм (№ 2),

Таким образом, метапрограммы описывают структуру и фор­му получаемой нами информации, и иногда это играет важней­шую роль в научении и развитии.

Среди моих (MX) клиентов был подросток, который три года оставался в одном классе й его родители были убеждены, что у их сына очень низкий IQ (коэффициент умственного развития). Когда родители привели его ко мне, они принесли целую пачку психи­атрических заключений, свидетельствовавших о «неспособности/, к научению», которая была выявлена еще в первом классе. У него Диагностировали с полдюжины различных проблем.

Когда я начал работать с мальчиком, то спросил, какого цве­та его комната. Он не знал. Я спросил о форме комнаты. Он не знал и этого. «Какой голос у твоего отца?» Он не ответил. «Мо­жешь ли ты мысленно представить, как звучит голос утёнка До-нальда, — можешь ли ты услышать, как он крякает: "Глухой ты или нет?"?» Он не мог, хотя эта реплика из мультфильма и вы­звала у него смех.


66________________ Часть I. Понимание паттернов сознания

В голове этого здорового парня — он был чуть не двухметро-вого роста, весил около 90 килограммов и, конечно, играл в фут­больной команде, — просто не возникало образов и звуков.. Не­удивительно, что он плохо «усваивал» учебную информацию!

Обращаясь к области навыков и ресурсов, которыми, как я знал, он обладает, я спросил: «Как ты научился играть в футбол?»

Выяснилось, что у тренера также было с ним множество про-, блем. Джим не обладал способностью «схватывать» игровые ком­бинации, когда тот рисовал их на доске. Тренеру пришлось выве­сти его на поле и наглядно показать, что нужно делать.

Ага! Учебной стратегией Джима (и репрезентативным преч имуществом) была кинестетика! Поэтому я дал ему домашнее задание. Вернувшись домой, он должен был сделать мысленные снимки своей комнаты, дома, класса, лица своей матери и т. д. Я также попросил его начать делать «аудиальные снимки» от­цовского голоса, голоса утенка Дональда, двух из его любимых песен и т. д.

После чего, неделя за неделей в течение двух месяцев, наши встречи состояли из его сообщений об образах и звуках его мира. Мои вопросы всего лишь дали ему возможность начать замечать то, чего он не видел раньше. И когда он начал «фотографировать» и кодировать визуальную и аудиальную информацию, его школь-ные оценки «загадочным образом» стали выше. Оказалось, что у Джима вовсе не низкий /Q; просто он не развил евою визуальную и аудиальную модальности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...