Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепт нравственности или добра и зла




Еще одну, по-видимому, врожденную и, следовательно, априор­ную категорию «сознания» составляет наша неизменная способность оценивать поведение с точки зрения этики и нравственности. Дан­ная разновидность «знания» относится к знанию о качестве наших действий и их влиянии на окружающих. Ведем ли мы себя «хоро­шо» или «плохо» с точки зрения социальных правил и духовных представлений, которые доминируют в нашей культуре? Эти мета­программы относятся к «духовному» в людях, к «совести», нравст­венности и т. д.

Нравственные качества

Слабое/'сильное суперэго

Концепт. Люди отличаются друг от друга по способу сорти-ровки вопросов и проблем, которые попадают в категорию добра и зла, морали, этики и т. д. Одни видят, слышат и сортируют нрав-


228______________________________ Часть II. Метапрограмм^

ственные вопросы везде и всегда; другие, похоже, действуют так, будто подобных категорий не существует. Фрейд определил «су-перэго» как интернализованный набор норм, которые позволяют нам осмыслять «правильность» и «неправильность» поведения.;

Извлечение. «Когда вы думаете о каких-то ошибочных дей­ствиях, которые вы совершили, какие мысли и чувства появляют­ся при осознании вами того, что вы вели себя неподобающим об­разом, нарушив установленные ценности?», «Когда вы думаете о том, что вы что-то напутали, сделали какую-то глупость, нечто социально неприемлемое и т. д., какие мысли и чувства наполня­ют при этом ваше сознание?»

Идентификация. Данную мета-метапрограмму характеризу­ет чувствительность к вине, невинности, справедливости, досто­инству и т. д. Некоторые люди сортируют вину, несправедливость, зло, стыд и бесцельность в каждом действии; другие, по-видимо­му, вообще не сортируют подобные аспекты. Мы можем располо­жить вдоль некоторого континуума весь спектр от антисоциаль­ного отсутствия совести до высокой чувствительности к вине, или совестливости.

1. Несовестливый тип. Те, у кого су перэго развито слабо, обычно
не осознают по-настоящему чувство вины — нарушение какого-
то истинного нравственного стандарта. Поэтому они не придают
значения обязательствам, правилам, этике, морали и т. д. Они живут
эгоистически, самовлюбленно, без уважения к морали, выбирают
то, что лучше всего подходит для осуществления их ближайших
целей. Другие люди не могут полагаться на их нравственное чув­
ство, подсказывающее «верные действия». Доведенный до край^-
ности, этот паттерн ведет к преступному мышлению, полному от­
сутствию совести и, как следствие, социопатии.

2. Совестливый тип. Те, у кого суперэго развито хорошо, сор­
тируют добро и зло, заключенное в событиях, особенно в тех, ко­
торые нарушают истинные нравственные стандарты или полно­
стью соответствуют им. Это интернализованное нравственное со­
знание ведет к появлению индивидуумов, которые обладают
повышенным чувством ответственности (№ 27). Такие люди дис­
циплинированны, обязательны, не стремятся к незамедлитель­
ному получению удовольствия посредством совершения дурных
поступков, высоконравственны и т. д. Когда этот паттерн захо1-
дит слишком далеко, совестливость может обусловить чувстви­
тельность к вине, в результате чего любая ошибка или слабость


Глава 7. Мета-метапрограммы________________________ 229

вызывают у них ощущение неприемлемости, отталкивания, осуж­дения и т. д.

Язык и эмоции. Несовестливые люди могут лгать, обманывать, вести себя неподобающим образом, подрывать нравственные стан­дарты и т. д. и делать все это, не испытывая каких-либо «укоров совести». По-видимому, они лишены внутренней руководящей системы в отношении морали. У них формируется «личность», которую мы именуем аморальной или антисоциальной. Как толь­ко они сконструировали такой метод мышления, ощущения и по­ведения, который определяется как «антисоциальная личность» (DSM-IV), они перестают ощущать, что наносят вред другим лю­дям, теряют всякое чувство эмпатии к их страданиям, почти не способны учиться на своих ошибках, лишены обоснованного страха и могут приходить к убеждениям, которые подтверждают их пра­во использовать других или вредить им. Совестливые люди будут говорить о совершении «правильных поступков», «ответственно­сти» за свои слова и т. д. У них формируется сильное чувство духовности или религиозности, и они считают, что правильные поступки играют важную роль во вселенной. Тот, кто заходит слиш­ком далеко в этом отношении, преисполняется чувством «собствен­ной правоты», иногда доходящим до фанатизма, у него формиру­ется искаженный взгляд на свое «я», и он теряет способность увидеть собственные огрехи. В другом случае у человека может развиться обсессивно-компульсивное поведение, он фокусируется на порядке, чистоте и т. д.

Первичные контексты. Они отражают еще один конструкт выс­шего уровня, который почти полностью зависит от контекстов куль­туры, политики, религии, семьи и т. д. В некоторых неврологичес­ких исследованиях были выявлены генетические нарушения, при­сущие тем людям, у которых позже формируются социопатические способы мышления, ощущения и жизни, что предполагает пред­расположенность к таковым. Очевидно, важнейшую роль здесь играют события, имевшие место в раннем детстве и обусловлива­ющие боль или удовольствие, которые были связаны с нравствен­ными наставлениями в отношении признания правоты других лю­дей, уважения к человеческой жизни и имуществу, развития эм­патии и т. д. Стереотип обсессивно-компульсивного чистюли, который сложился в области психоанализа, указывает на челове­ка, способного испытать чувство «осквернения» в результате той или иной формы сексуального насилия.


230______________________________ Часть II. Метапрограммы

Самоанализ

• Несовестливый/совестливый — слабое/сильное суперэго

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень * ДА/НЕТ

№ 51. Каузативный тип

Беспричинность;линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, корреляционная причинно-следственная связь (UCQ

* Концепт. Как человек осмысляет «причину» какого-то собы­тия или переживания? Что вызывает к жизни то или иное явле­ние или событие? Существует ли необъяснимая, магическая или непосредственная линейная причинно-следственная связь (ПСС), подобная математической и физической, существует ли целый набор влияющих факторов или события не имеют никаких при­чин и, в лучшем случае, лишь корреляционно связаны с другими событиями?

Извлечение. Задайте любой вопрос, который включает какую-нибудь причинно-следственную пресуппозицию: «Когда вы раз­мышляете, какая причина заставила вас выбрать именно эту ра­боту, как вы объясняете себе это?», «Что обусловило наличие данной ситуации в вашей жизни?», «Что побуждает людей вести себя так-то и так-то?», «Почему их взаимоотношения дошли до подобного состояния?», «Почему вы развелись?»

Идентификация. Данная метапрограмма определяет, как мы относимся к концептуальным категориям «причинности» и суще­ствования. Будучи мета-метапрограммой высшего уровня, она развивается из предпочитаемой системы отсчета (№ 14), когда люди мыслят и чувствуют с отнесением к себе (внутренний отсчет) или к другим (внешний отсчет). Она также берет начало из програм­мы сортировки ответственности (№ 27). Переходя к этой мета-метапрограмме «реальности», можно сказать, что она сфокусиро­вана на том, как мы относимся к самому концепту причинности


Глава 7. Мета-метапрограммы

и к концептуальным объяснениям, которые мы находим, когда ста­раемся сориентироваться в окружающем мире.

Стив и Коннира Андреас ссылаются на концепт этой метапро­граммы (не идентифицируя ее как таковую) в своей презентации «Естественной стратегии коррекции веса»:

«Одна женщина сказала: "Вам повезло, что вы такая стройная. Я вам завидую. Я тоже хотела бы иметь такую фигуру"». В дан­ном случае клиентка рассматривает стройность и излишний вес как результат генетических факторов, над которыми она не властна. То есть, исходя из метапрограммы внешней причинности, она пе­решла к ориентации на других (№ 14), по крайней мере в контек­сте питания. Это оказывало сильнейшее влияние на ее стратегию. Когда она «видела пищу», то испытывала непреодолимое побуж­дение есть (V-K). «Она не принимала во внимание, голодна она или нет, вкусно ли пахнет пища, как та скажется на ней, если она ее съест, и так далее» {The Naturally Slender Eating Strategy. Andreas & Andreas, 1989, p. 122).

1. Отсутствие причинности. Сюда относятся те, кто полагает,
что не существует никаких причин, а значит, и никаких объясне­
ний для тех или иных процессов. Эти люди живут в мире, кото­
рый лишен смысла с точки зрения причинно-следственных свя­
зей, последовательности событий и т. д. События происходят сами
по себе. Миром движет не разум, а только сплошная случайность
и удача.

2. Тотальная и абсолютная линейная ПСС. Те, кто живет на дру­
гом конце континуума «причины-следствия», верят, что мир пред­
ставляет собой закрытую систему, где все является результатом
прямых и непосредственных причинно-следственных отношений.
Их стиль мышления хорошо срабатывает в таких точных науках,
как математика, физика, химия, механика и т. д. Он действует на­
много хуже в более абстрактных науках, связанных с человече­
ским поведением, политикой, экономикой, коммуникацией и т. д.
Такой подход больше соответствует аристотелевскому типу струк­
турирования действительности (№ 11).

3. Множественная ПСС. Те, кто считает, что «причины и следст­
вия» представляют собой открытую систему, постоянно размыш­
ляют о них, признавая, что почти всегда имеет место множество
влияющих факторов, вызывающих различные события. Они мо-
гУт отказываться от линейных рассуждений и переходить к более


232______________________________ Часть II. Метапрограммы

высоким логическим уровням, на которых возникает гештальт конфигураций. Это соответствует мыслительным процессам не­аристотелевского типа (№ 11).

4. Личностная ПСС. Сюда относятся люди, которые мыслят с
точки зрения своего участия в причинно-следственных отноше­
ниях. Как правило, такой подход обусловливает сортировку чувств,
связанную с отнесением к себе (№ 14), и сортировку выбора, свя­
занную со сбалансированной ответственностью (№ 27), хотя, когда
этот паттерн заходит слишком далеко, он приближается к чрез­
мерной ответственности.

5. Внешняя ПСС, Люди, которые полагают, что они не играют
никакой роли в причинно-следственных отношениях, отталкива­
ются при этом от внешнего отнесения (№ 14) в области чувств, от
волевого типа с пониженной ответственностью (№ 27) и, следова­
тельно, от решающей роли не поддающихся контролю внешних
обстоятельств, событий, среды, генетики и т. д., как это описано
Андреасами в цитированном выше отрывке.

6. Магический тип. Те, кто живет в магическом мире, полага­
ют, что все происходящее вызвано чем-то, а именно силами и/
или сущностями, находящимися за рамками этого мира или из­
мерения. Поэтому они суеверно думают о том, как приспособить
к себе и/или умиротворить небеса (звезды и созвездия), анге­
лов, демонов, богов, духов предков, святых и т. д. Для них клю­
чом причинности является ритуальное повторение различных
тайных знаний.

7. Корреляция. В дополнение к причинному континууму не­
которые люди также полагают, что многие так называемые «при­
чины» в действительности существуют только как корреляции.
То, что дети обычно набирают вес во время учебы в начальной
школе, когда они развиваются умственно, не означает, что вес
обусловливает повышение умственных способностей. Мы мо­
жем увидеть корреляцию между этими разнообразными факто­
рами опыта, не вычитывая в одном из них причину, а в дру­
гом — следствие.

Источники происхождения. Связаны в значительной степе­ни с той философской позицией относительно причин и следствий, которую предлагали родители и учителя, сами верившие в нее, а также с более широкой культурной средой.


Jhaea 7. Мета-метапрограммы__________________________ 233

Самоанализ

• Беспричинность/линейная/множественная/личностная/
внешняя/магическая/корреляционная ПСС

Контексты:

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Заключение

Нам присущи не только метапрограммы, посредством которых мы сортируем объекты, но и программы, являющиеся мета по от­ношению к этим программам. Из числа тех, что мы описали здесь, в списке метапрограмм раньше появлялись только сортировка ценностей и «времени». Однако, как показывает анализ, эти про­граммы существуют на более высоком логическом уровне, чем другие метапрограммы, хотя зачастую они произрастают из этих других метапрограмм.

№ 40. Ценности: эмоциональные потребности; сис­темы убеждений

№ 41. Отношение к «наставлению»: сильная воля/ уступчивость

№ 42. Самооценка: высокая/низкая; условная/бе­зусловная

№ 43. Уверенность в себе: низкая/высокая № 44. Самоощущение:мышление/эмоции/воля/те-ло/роль

№ 45. Самоцелостность: конфликтующее несоот­ветствие/гармоничная интеграция

№ 46. Сортировка «времени»: прошлое/настоящее/ будущее

№ 47. Ощущение «времени»: «во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сорти­ровка


234______________________________ Часть II. Метапрограммы

№ 48. Доступ ко * времени»: случайный/последова­тельный

49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость

№ 50. Нравственные качества: слабое/сильное су-перэго

№ 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магиче­ская, коррелционная причинно-следственная овязь


ЧАСТЬ III

ПРИМЕНЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...